Горы мира > Сибирь >

Автор: Дмитрий Ильин, г.Тула

Якутия 2014 «от Победы к Победе с Надеждой»
Часть I

Прииск Победа – р. Антагачан – р.Сахынья – пер. Сахынья (2Б, 2250м) первопрохождение – р. Ягодный – р. Эрэкит – пер. Заоблачный (2А) первопрохождение – р. Каровый – пер. Буордахский (н/к) - р. Буордах – руч.Каскадный - оз. Грубозабойщикова - пер. Ленинградский (2А 2500 м) – ледн.Обручева - пер. Казанский (2А 2340м)радиально - пер. Ленинградский (2А 2500 м) - пер. Новосибирский (1А, 2100м) – р.Чукча – оз.Бугачан – р.Хорон –пер. Уллахаи-Чистай (н/к 1400м) – р.Сахынья – р.Антагачан – пер. Потапова (н/к) р.Потапов – р. Бурустах - прииск Победа

Видео от Романа Ромицына:

Началось наше путешествие в Якутию со встречи с Миллером А.Э. мы готовились к фотосъемке серии «Чокнутый писатель» и по ходу дела нам потребовалась печатная машинка. Я позвонил одному, другому и наконец у Александра Эдмундовича в гараже нашлось требуемое. Пока мы ездили к нему в гараж, пока обратно он рассказал, что собирает экспедицию в Якутию и предложил нам с Надеждой поучаствовать. Предложение нас конечно заинтересовало, но озвученная сумма в 35000 рублей на человека совсем нас не обрадовала, платить за отдых 70000 рубликов когда на шее ипотека и кредит за ремонт мы были не в силах. Через месяц мы снова встретились в клубе Тульских Туристов. Александр Эдмундович за это время собрал сильную команду туристов, даже точнее две команды, одна должна была идти в поход 6 к.с. под руководством Рожкова Юры, а другая 5к.с. под руководством Леонова Саши. Вдобавок были приятные известия, что Федерация спортивного туризма готова часть расходов взять на себя, после того как мы предоставим отчет. Мы немного посомневались и согласились, тем более Роман Ромицын предложил, пока суть да дело, нас материально поддержать. После этого мы довольно часто встречались в клубе, обсуждли предстоящий маршрут и прочие организационные вопросы. А на майские праздники съездили на тренировку в местечко под Ельцом, именуемое Воргольские скалы, где отработали спуск дюльфером, прохождение траверса и прочее скалолазанье.

Кстати, там же на тренировке, Леонов Александр объявил, что не сможет пойти в поход. Он довольно давно искал работу и вот наконец нашел, именно то что ему было нужно, естественно отпуск после 1-2 месяцев работы ему бы никто не дал. Так мы остались без одного из руководителей.

В июне, на еще одном тренировочном ПВД, выяснилось, что у А.Э. Миллера, нога после травмы так и не зажила, поэтому он к сожалению тоже не сможет пойти. Так мы остались без главного идеолога и основного вдохновителя экспедиции в Якутию. Вместе с ним откололись еще несколько участников, и в итоге нас осталось 11 человек.

За две недели до вылета, выяснилось, что у оставшегося руководителя, Рожкова Юры довольно серьезно приболела жена, конечно он не мог ее оставить в Туле, а сам улететь в Якутию. Очень жаль, но естественно, семья гораздо важнее всех походов вместе взятых и оставлять ее без поддержки нельзя. Таким образом, мы остались совсем без руководства, после чего отсеялись еще двое участников, и нас осталось уже 8 человек.

Я понял, что это какой то злой рок нас преследует, который явно вознамерился оставить нас без руководителя, в таком сложном и длительном походе, а может даже и вовсе решил оставить нас без похода. Время терять было нельзя, и нашим руководителем стал Юрий Савкин, очень опытный и сильный турист. Тут приключилась другая нежданная беда, изначально Надежда была в этом походе заявлена завхозом, но пока у нас менялось руководство, и происходили прочие не радостные перипетии, она уехала на недельку с дочкой в Санкт-Петербург, прогуляться перед походом и хоть немного создать культурную програму для дочери. В это время Юрий Савкин позвонил мне и попросил дать ему раскладку по продуктам и меню похода, так как раскладку в наших походах обычно составляли мы вместе, то я взял на себя смелость сбросить ему нашу раскладку, с которой мы обычно ходим, лишь несколько адаптированную под группу. На мой взгляд, все что оставалось сделать, это посчитать количество продуктов исходя из численности группы и количества дней. Юрию Савкину, совершенно не понравилась наша раскладка, в итоге на очередной встрече в клубе туристов после его пламенной речи по поводу раскладки и завхоза мне стало окончательно понятно, что из-за психологической несовместимости с данным руководителем, мы с Надей идти в поход категорически не готовы. Но как выяснилось позже, Юрий и сам был не очень готов идти и вести группу, поэтому он снял с себя обязанности руководителя, в итоге отказавшись идти вообще.

Злой рок продолжал нас преследовать, мы лишились еще одного руководителя, теперь нас осталось всего 7 человек. Это было бы смешно, если б не было так печально.

До похода оставались считанные дни, а мы снова остались без руководителя, следующим руководителем согласился стать Роман Ромицын - опытный турист с прекрасной физической подготовкой и хоть он довольно долго не ходил в походы высшей категории сложности, можно сказать уверенно, что мы оказались в надежных руках. Хочу сказать, что Роман отличный руководитель, он очень умело сочетает в себе главные руководительские качества то бишь демократичность с авторитарностью. На маршруте многие важные вопросы решались простым голосованием, в то же время некоторые вопросы он решал жестко и четко без лишней болтовни, поэтому демократия не переросла у нас в анархию. Роман решительный, нацеленный на общие цели и задачи руководитель. С таким руководителем, лично я готов идти хоть куда.

С Романом, мы не без некоторых трений, согласовали раскладку и закупили что возможно в Туле из продуктов. И вот наконец 22 июля мы встречаемся напротив ДК ТОЗ. Отсюда нас с Надеждой, Ромицына и Серебрякова машина с которой договорился Роман должна отвезти прямо в аэропорт Домодедово. А Никитин Александр (наш кум по совместительству) летел другим рейсом из Шереметьево. Еще двое участников Виктор и Федор Коробовы летели с нами в одном самолете, но из Королева добрались самостоятельно и с ними мы встретились уже в аэропорту.

22.07.14. Нас провожали Миллер, Рожков, Светлана Коваленко жена Ромы и мой брат, пожелали нам всяческих успехов, кучу удач и мы благословясь поехали в будущее.

Проводы

В аэропорту, перед нами стояла задача протащить некоторый перегруз в самолет, так как мы везли кроме личного и общественного снаряжения, еще и часть продуктов. Выяснить зараннее, сколько можно провезти бесплатно нам так и не удалось, поэтому были некоторые сомнения и я бы даже сказал тревожное волнение. Для пущей уверенности, мы все самые тяжелые одежки - ботинки одели на себя, а также распихали по карманам все что можно и нельзя. Правда в аэропорту выяснилось, что бесплатно можно провезти 20 кг в багаже и 7 кг в ручной клади, поэтому все вопросы отпали сами собой. И только я сожалел, что не знал этого раньше, тогда можно было бы почти все продукты закупить и расфасовать в Туле.

Наконец зарегистрировались и сели на свои места. Мы с Надей до этого не летали, поэтому немного волновались перед полетом, но в итоге мы были несколько разочарованы ничего интересного и волнительного в авиаперелете нет и быть не может.

23.07.14. Мы благополучно приземлились, а в холле аэропорта нас уже ждал представитель МЧС, предупрежденный о прилете столь важных персон как мы. Он нас сразу зарегистрировал и мы пошли закупаться недостающими продуктами. Виктор Коробов пошел искать бензин-галошу БР-2, а я и остальные пошли к близлежащему рынку, докупать продукты. Благополучно закупившись мы вернулись к аэропорту, Виктор тем временем не найдя бензина, купил бытовой керосин который впоследствии оказался хоть и похуже бензина, но готовить на нем, хоть и с некоторыми трудностями было вполне возможно.

Переговоры с МЧС

Ждем машину около аэровокзала и заодно отдыхаем после долгого перелета

К 18-00 подъехал наш микроавтобус с водителем Андреем, который за 7 тысяч рублей с носа, должен был нас отвезти из Якутска в Усть-Неру. Мы погрузились и пару часиков покатавшись по Якутску подбирая пассажиров, наконец поехали. Довольно быстро погрузившись на баржу через р.Лена, мы отошли от берега, сгрузившись на противоположном берегу, наш водитель первым делом повез нас ужинать.

Грузимся

Кстати Андрей оказался очень пронырливый и резкий водитель и хоть гнал он так, что хотелось закрыть глаза, но останавливался он в самых дешевых и вкусных кафешках по дороге, за что ему отдельное спасибо. Еще, у него очень громко играла какая-то сумасшедшая музыка, сводящая меня с ума, типа «Ты моя сука, но я не твой пёс». и так далее, причем этих и подобных песен, ему хватило почти на весь полуторасуточный маршрут.

Наконец поехали

Погрузка на паром через Лену

Этот паром ушел вперед нас

24.07.14. Часам к 5-00 утра мы подъехали к парому через р.Алдан, погрузились и стали ждать отправления. Честно говоря не знаю, что нас больше мучило, неудобные сиденья и невозможность нормально поспать или эта «музыка» на всю громкость.

Утро на реке Алдан (спать невозможно, зато рассвет прекрасен)

Восход солнца на р. Алдан

Паром ювелирно причаливает к берегу

Из приключений во время пути можно отметить только остановку перед прижимом «Черный камень» там расширяли дорогу и поэтому периодически взрывали скалы и останавливали движение, (мы например прождали около 2 часов) чтобы расчистить дорогу, а сам проезд по нему довольно интересен и увлекателен.

Вот такая она Федеральная автомобильная дорога М56 "Колыма" (Якутия - Магадан)

У святого источника который не замерзает даже в лютые Якутские морозы

Виктор Коробов и Дмитрий Серебряков

Щебнесортировщики около "Черного прижима"

Черный прижим

Въезжаем в Оймяконский район

вот такие виды нам открываются по мере приближения к Усть-Нере

По дороге у нас был сухой закон, даже пива не получалось купить, у них алкоголь продают с 14-00 до 20-00 причем не везде, так что, даже мне не удалось купить пива, поэтому ехали мы мучительно долго, скучно и трезво.

25.07.14. Долго ли коротко, но наконец к 3 часам утра мы подъехали к Усть – Нере, по нашему желанию нас высадили около поворота на аэродром, где мы быстро поставили палатки и легли спать.

Панорама с нашим лагерем и поселок близ аэропорта

Проснувшись, мы позавтракали и начали искать машину, чтобы нас забросили на ручей Низовой или хотя бы до пер. Потапова, но всю неделю шли дожди, реки очень сильно поднялись и нас согласились отвезти только до прииска Победа.

Затем мы проверили как горит керосин, собрались и начали ждать микроавтобус. Водитель микроавтобуса чуток заплутал и сначала привез нас на карьер, где добывают золото рабочие с прииска, но мы его поправили и уже к 16-00 мы были на прииске Победа.

действующий карьер по добыче золота
Прииск Победа 64-26-06,1 144-54-09,9

Безуспешно поискав на самом прииске, машину для дальнейшей заброски, мы по быстрому распределили продукты и тронулись в путь.

Прииск Победа (Надежда и Александр готовятся к первым метрам похода..., а точнее ждут меня)

Пройдя через весь поселок, мы пошли по заброшенной дороге, причем у меня и Серебрякова в руках были пакеты с безумно вкусной копченой рыбой омулем и чиром, которую мы купили в Якутске. В рюкзак мы их совать не стали, иначе они бы провоняли своим духом весь рюкзак, тем более насчет той рыбы что нес я, у меня были сильные подозрения, что она уже протухла.

И вот значит с пакетами в руках и наспех уложенными рюкзаками мы начинаем свой путь. Не успели мы выйти из поселка как нам преграждает путь река. Чертыхнувшись одни одели фонарики на ботинки, другие решили переобуться, но так или иначе реку мы перешли. Затем мы вышли на старую дорогу и привыкая к тяжелым рюкзакам пошли. Идем 30мин через 10мин. но мне все равно очень тяжело.

Первый привал Роман и Виктор изучают навигаторы, Федор мажется кремом от комаров Никитин и Серебряков отдыхают

Дорога периодически размывает рекой и нам приходится карабкаться чуть ли не по отвесным стенкам наверх, учитывая пакеты в руках, это не самое интересное и приятное времяпровождение. Примерно через пять получасовых переходов, мы прямо на дороге встаем на ночевку.

Cтоянка 1 64-29-23,1 144-54-33,4

Мою протухшую рыбу Роман пытается реанимировать путем тепловой обработки на костре.

Роман коптит копченую рыбу по своей фирменной технологии

Никитин скептически глядя на это дело вспоминает анекдот:

Идет по сельской дороге похоронная процессия. Случайно уронили покойничка из гроба на дорогу. А все печальные и в горе - и никто ничего не заметил.
Спустя какое-то время едет пьяный тракторист и переехал труп. Испугался и кинул покойничка в озеро. А на озере браконьеры глушили рыбу - и вот после очередного взрыва труп всплывает. Испугались браконьеры - что делать?
Привязали труп к пограничному столбу...
Пограничники, увидев нарушителя, дали предупредительный выстрел и видя, что нарушитель не подчиняется, прошили его очередью насквозь. Обнаружив, что это не нарушитель, а мирный житель, пограничники срочно отвезли пострадавшего в больницу. После двухчасовой операции выходит врач, и устало махнув рукой, говорит:
- Да. Будет жить...

Правда наш руководитель не хирург и даже не врач, ему так и не удалось «оживить» чира. Поэтому прекрасный, но протухший чир холодного копчения был выкинут, правда у нас остался еще омуль и на первый вечер была припасена картошка с прочими деликатесами, поэтому ужин получился на славу.

День был насыщенный и довольно тяжелый в психологическом плане, плюс конечно сказывается многодневный недосып, пока летели, ехали и еще раз ехали, прошедшая ночь не считается так-как поспать удалось не более 4-5 часов. Поэтому жутко хочется улечься в горизонталь и как следует отдохнуть и поспать.

Заметки хронометриста Федора Коробова 25.07
Вчера куда-то приехали, поставили ночью палатки и поспали после двух с половиной бессонных ночей. Утром посмотрел GPS - надо было еще километров 70 по трассе ехать. Солнце, комаров среднее количество. Встали в 9:30. Перекус оставшейся едой с чаем. Кто-то пошел в магазин. Ждем машину, в 11:00 они приехала. В 17:00 приехали на прииск «Победа», быстро распределили продукты по весу и вышли. За три перехода прошли 4700м, и в 20-35 встали на ночевку на дороге.

Перед тем как мы двинемся в наш может не такой и тяжелый, но однозначно долгий путь, позвольте я представлю вам нашу группу.

Стихи Федора Коробова

Александр, добрый малый!
Он на каждом на привале
Вас расскажет анекдот!
Лихо ест и лихо пьет!
Так же лихо прет в вперед!

Славный Дима-Жан-Рено!
С ним то я знаком давно.
Рыбной ловли чемпион,
Сильный, добрый будто слон.
Всегда скромен, но настанет
Время и его душа поет!
Дима дудочку достанет,
Звуки жизни издает!
Так же удивляет в танце.
Тогда грузная фигура
Полна плавности и граций!
Такова его натура.
Надежней друга не найти,
С ним приятно быть в пути!

Наш завхоз - Дима Ильин!
Средь завхозов он один
И завхоз, и глашатай!
"С добрым утром! Кум, вставай!
Жизнь прекрасна!"- он кричит.
Оптимизмом взгляд горит.
Любит жизнь он и жену

Свою Надежду Ильину.
Как же женщина сильна
Если рядом муж...Она
Словно жены декабристов,
По камням в тумане мглистом,
По болотам, в снег, и в стужу
Смело шла за своим мужем!

Наш руководитель - Рома.
Не знаю я, какой он дома,
Но в походе - словно Сталин!
(Шевельнет слегка усами)
Взглядом синих глаз заставит
По десять переходом в день
Переть.. Одна лишь тень
За ним угнаться может в беге.
Он в мокром спальнике на снеге
не спит... Хоть Рома и суров,
Для группы он на все готов!
И может нет дипломатичности министра,
Зато решения его точны и быстры!
И никогда я не забуду это лето!
От всей души благодарю его за это!

И остался наконец
Папа Витя, мой отец.
Он умен, но любит спорить,
Знает тысячи историй,
Сказок, повестей, поэм!
Для него нет скользких тем.
Он зачал меня когда-то
Дал мне пищу, дал и кров.
Я люблю его, ребята,
Ведь и нас одна с ним кровь!

С ним пошел его сынок,
Автор сих хвалебных строк.
Имя - Федор, скромный парень!
Вам сыграет на гитаре,
Может Блока рассказать,
Любит много есть и спать.

26.07.14. Доброе Утро ! День Первый ! с утра зычно кричу я, поднимая группу на завтрак. Подъем у дежурных в 7-00, остальные встают в 8-00, этот график у нас продержался всю пешую часть маршрута за исключением предпоследнего дня.

После завтрака, пока позволяла похода занялся раскладкой. Так-как я решил в первые шесть дней кормить группу не очень усиленно, справедливо рассудив, что после домашней пищи и на акклиматизации к новому региону сильного аппетита не будет, а вот к середине маршрута есть захочется сильнее, и к концу нашего похода желательно пайку сделать максимальной поэтому мне пришлось заняться расчетами. Хотя еще в Туле у меня было все посчитано, но в реальных условиях пришлось подгонять имеющееся количество продуктов к изменившемуся количеству дней. Изначально я считал 21 ходовой день, а перерасчитывать пришлось на 24. Хотя мы прикупили кой какие продукты в Усть-Нере, все мои домашние заготовки и расчеты пошли прахом, пришлось пересчитывать заново. Так мы и провели время до обеда, я считал и говорил сколько чего развешивать и фасовать, а группа усердно мне помогала и трудилась фасовщиками.

Никитин явно переживая, что еды не хватит рассказывает грустный анекдот:

Двое альпинистов лезут по отвесной скале. Добрались до уступчика, уселись передохнуть, сухарик сгрызть. Внизу, под ними протекает бурная кавказская речка, в пене которой - едва заметный катамаран.

Альпинисты, друг другу:
- Ну че, приколемся над ними?
- Давай!

Хором:
- Эй, водники, сухарик хотите?
Двое на катамаране резко выгребают к берегу, зачаливают кат к голой скале, в считанные секунды взлетают наверх, хватают сухарик, и, поблагодарив, плывут дальше...
Пять минут спустя, один из альпинистов задумчиво произносит:
- Ндааа... Ну и зверь у них завхоз!

Не обошлось и без моих ошибок например Виктору Коробову я сказал развесить гречки на 2кг больше чем у нас было. Я до сих пор помню его недоуменное лицо когда он чуть не всю гречку развесил, а потом ему пришлось это делать по новой. Наконец с раскладкой мы разобрались на мужчин получилось 11,2 кг а на Надю 7,3 кг.

Наконец собрались, уложили рюкзаки и выходим на маршрут

В виду скорых бродов Федор решил идти в сланцах

Надежда немного задержалась собирая рюкзак, а каска все равно не влезла, так весь поход она носила ее на голове как впрочем и я)

Погода отличная, солнце и тепло. Сначала мы идем по дороге, но через 25мин х.в. она переходит брод и теряется в болоте. Роман показывает чудеса скорости и силы в ходьбе по кочкам и болоту, мы с трудом держимся за ним.

Наше первое испытание в виде болота первый Роман за ним Серебряков и все остальные

Затем мы идем вдоль берега реки периодически переходя ее в брод или шлепая прямо по руслу. Я иду в кроссовках, но к обеду у меня прилично замерзли ноги и начала ныть подагра, поэтому во время обеда я переобуваюсь в ботинки, все таки в них намного теплее. Дима Серебряков не сдается и постоянно переобувается или пытается проскочить через многочисленные броды по камням. Виктор и Федор Коробовы упрямо идут в кроссовках, им холод нипочем.

Федор, Дима и Витя переобуваются после брода

Надя, Саша и Рома одевают фонарики в попытке сохранить ботинки сухими

Места здесь глухие и дикие, очень много медведей и с одним из них нам пришлось даже встретиться. Нашему авангарду в лице Вити Коробова, Ромы Ромицына и Нади Ильиной, довелось повстречаться лицом к лицу с Хозяином тайги. Они неожиданно вышли на медведя который стоял в 20-30 метрах и даже не думал уступать дорогу нашему бравому отряду.

Никитин дает Наде Ильиной свисток

Но так как Надежда, никогда в таких местах не расстается со свистком и естественно, первым делом со всей силы, дунула в свое грозное оружие, то тут конечно медведь не выдержал и покинул поле боя, наверно представив себе, что сейчас его переедет локомотив.

Надя и свисток неразлучные друзья

Саша Никитин к случаю вспоминает анекдот:

Берлога медведей. Папа-медведь читает газету, мама-медведь готовит ужин, сынишка-медвежонок играет. Тут он подходит к Папе и говорит:
- Пап, а Пап покажи мне кукольный театр.
- Ты, че сынок не видишь я занят.
- Ну, Пап, пожалуйста, покажи.
- Ладно.

Папа-медведь идет к кровати и из под нее достает два человеческих черепа, одевает их на лапы и говорит разными голосами:
- Петрович, а здесь водятся медведи?
- Да, какие тут на хер медведи.

График движения у нас 40минут идем, 15 отдыхаем, таким темпом мы прошли фактически весь маршрут. Итого за день прошли 8 переходов по 40 минут. Встали в довольно живописном месте, но к вечеру тучки закрыли небо, на душе хмарь, ведь с заброской нас обломали, а выходить пешком это приличное отставание от графика. Тем более, дороги которая показана на карте фактически нет идется тяжело и мокро, ботинки полные воды стали тяжелее в два раза. В общем, впереди неизвестность и тяжелая работа по подходу к горам. Я в душе категорически сочувствую Роману ведь именно на нем лежит весь груз психологической ответственности, по себе знаю как нервирует когда начинаешь отставать от задуманного графика движения, в голову лезут мрачные мысли, и приходят решения сокращающие и упрощающие маршрут. Что конечно не может не выводить из себя.

Cтоянка 2 64-33-30,4 144-55-14,2

Заметки хронометриста Федора Коробова:

26.07 (1- ый день) В 8:00 общий подъем, делим продукты по дням. В 11:50 вышли. Четыре перехода. На обед встали в 15:00. Прошли 4100м.
Вышли в обеда в 16:35. 4 перехода. В 19:45 встаем на ужин. На заболоченной дороге. Хоть и вышли поздно, все равно за день прошли 14км. Старались идти о руслу реки, по берегам болотистая местность, утопаешь во мхе. Ноги устали идти по мху. Мышцы болят, спина ноет. В 21:30 пошел дождь, мы залезли в палатки и уснули.

27.07.14. Доброе утро ! День Второй ! – приветствую я всю группу и дежурных Романа и Дмитрия. Погода с утра не заладилась идет дождь, кругом все мокро, но настроение с утра как всегда бодрое, вчерашние сомнения и удрученность как рукой сняло. Позавтракали молочной кашей, собрались и рванули вперед.

Завтрак, он Важный самый

Федор недоумевает: - И это все ?....

Минут через 20 мы встретили довольно интересный объект на дороге, вода бегущая с горки сделала промоину, и в почве получилась такая яма в которой, как в разрезе можно посмотреть вечную мерзлоту и ледяную жилу которая пролегает очень неглубоко. Но к сожалению свет не интересный, моросит дождь и надо идти, поэтому времени для подробного фотографирования у меня не было. Пока я жмакал на кнопочку пытаясь ухватить этот замечательный сюжет, вся группа ушла вперед, а я как обычно еле плетусь, в тщетной надежде догнать группу.

Сама вечная мерзлота в Якутии может достигать 1500 метров хотя
более характерно промерзание на 100-800 метров. Насчет этого льда, то
скорее всего это ледяная жила которая может быть глубиной 20-50 метров

Забравшись на водораздельный хребет мы отдыхаем, затем спускаемся вниз по редкому лесу из лиственницы, идем по белому скользкому мху который покрывает большие валуны и камни поменьше. Спускаться конечно опять неудобно, периодически очень хочется подскользнувшись как следует шмякнуться о камни.

На первом перевале (конечно всего навсего водораздельный и несложный, но...)

Наконец мы выходим на равнинный участок нашего пути, правда по нему идти еще хуже: болото, нескончаемые кочки которые ломают ноги и вода между кочек, в общем все прелести пути. Правда мне, с моими длинными ногами, в кочках несколько полегче чем другим, я за счет широкого шага могу выбирать приличные места между кочек и не ломать ноги по склизким и кривым кочкам. Весь день мы и идем, то просто по болоту, то по болоту которое сверху покрывает разлившаяся река. Так с шутками и прибаутками мы доходим до р.Кулусун. Переходим ее в брод стенкой и поплутав по ивняку снова идем по болоту.

Бродят стенкой Никитин, Ромицын, Ильина, Серебряков

Вот такие эпические пейзажи встречают нас в предгорьях Якутии

Очень неудобный скользкий спуск

Уже привычное нам болото

Очередной заболоченно-водянисто-бродный участок пути

Наверно мы никогда не выйдем из болота

Точно, теперь мы начнем эволюционировать в рыб, ну или на худой конец в головастиков

На очередном привале после целого дня по воде, идет дождь, сидим на рюкзаках в болоте, ноги по щиколотку в воде, когда вопрос о ночевке стал актуален, состоялся такой диалог:

Рома: - еще переход и пора ставить лагерь

Витя: - конечно пора, но еще вопрос как будет с водой, необходимо чтобы была вода.

Рома (с сердцем): - Витя ! Ну неужели тебе тут не хватает воды ? !!!

Группа взрывается смехом

Вечером около 20-00 встаем на ночлег, дождик немного утих, дров много и некоторые после ужина (картофельное пюре сваренное с мелко резанной колбасой и обильно сдобренное набранными грибами) пытаются погреться у костра, а отдельные буйные головы мечтают еще и просушиться. Мне эти болота уже начинают нравится, я прошедшим днем доволен.

Cтоянка 3 64-37-58,8 145-03-00,8

А вода и правда оказалась от стоянки довольно далеко метрах в 150 внизу, ну не становиться же в самом болоте

Греемся у костра

Заметки хронометриста Федора Коробова:

27.07 (2-ой день) Подъем в 7:30. Идет дождь. Дима и Рома дежурят, молочная каша. Вышли в 9:30. Все еще идет дождь. Идем 5 переходов по псевдо-дороге-колее от машины. Болота, кочки. В 13:50 обед. Прошли 10500м.

В 15:55 вышли с обеда. Переправа через реку. Глубоко, течение сильное, долго искали переправу. Переходили стенкой. Опять болото и кочки. 4 перехода. Опять стоим в болоте. В 19:20 встали на ужин.

(18700 + 16200) = 34 900м

28.07.14. Доброе утро! День Третий ! – уже по привычке ору я поутру. И снова болота, болота, болота, опять целый день болото.

Опять болото... А че, зря мы что ли сюда прилетели ?

Изредка продираемся через такие кусты которые конечно стоят в воде

Роман проводит производственное совещание. Это хорошо видно, по тому, как почтительно перед ним склонились участники

Соскучились, ан нет опять тундровое болото

Перед обедом проходим вброд реку Антыгычан, первый приток переходим стенкой. Мне в прошлый раз очень не понравилось фотографировать спины переходящих в брод поэтому прошли сначала мы, то есть я и Виктор с Федором, а потом уже Дима, Рома, Надя и Саша. Остальные протоки реки, каждый прошел самостоятельно и только мы с Надеждой перебродили стенкой.

Роман, Дима, Саша и Надя готовятся к броду через Антыгычан

А вот они его переходят

Остальные протоки Антагычана проходим самостоятельно. Виктор Коробов борется со стихией

Просто пейзажик

Сразу после брода у нас обед. Пока дежурные Коробовы готовят, Дима Серебряков пошел ловить рыбу, не сказал бы что наши надежды на свежую рыбу полностью оправдались, но тем не менее Дима поймал одну рыбку, на большее у него не хватило времени. Рыбку мы тут же выпотрошили и присолили.

Вот она ! первая пойманная рыбка в нашем путешествии и довольный добычей Дмитрий Серебряков. Виктор и Роман почему то отвернулись от объектива, наверно следят чтобы дежурный Федор правильно поделил пайку :)

Затем мы начинаем потихоньку подниматься наверх. Хоть мы и поднимаемся, но болот от этого не меньше, подъем очень пологий и фактически не заметен. Идем по руслу или вдоль встречающихся речек.

Федор явно удивлен количеству комаров

Погода весь день стоит обычная, либо дождь мелкий еле сеет, либо сильный дождь, плавно переходящий в ливень еще пару раз за день мы увидели какие-то отблески солнышка. Температура воздуха на мой субъективный взгляд не превышает 10-12 градусов.

Никитин вдруг не к месту цитирует прямо скажем не очень смешные, но злободневные стишки:

Сижу я в палатке

Заботами дня
Мой грустный товарищ
Полез на меня....

Не знаю может это на него так сырость влияет... или может это первые признаки превращения в ихтиандра ?...

С точки зрения фотографической, день просто никакой, не хочется даже снимать крышку объектива, постоянный дождь и сумрачный свет не дают раскрыться во всей красе окружающим пейзажам.

Перед самой стоянкой выходим на старую дорогу, которая приводит нас к постройкам оленеводов. В жилую часть дома мы заходить не стали, а вот в хозяйственно-складскую из интереса зашли, там по ходу хранилось все что требуется для жизни в этих суровых условиях от бензопилы с инструментом до унтов и прочей одежды. На стене мелом написано «здесь были мы ГАЛЯ И ТАНЯ».

Галя и Таня

Хозяйство якутов-кочевников

Виктор и Федор в глубокой задумчивости

Отходим от якутского дома и около чистого ручья разбиваем лагерь. Сегодня снова очередь нашего дежурства, мы варим гречневую кашу. Еще всем досталось по маленькому кусочку рыбы.

хозяйственные постройки оленеводов

Уснувшая группа под дождем близ жилища оленеводов

Cтоянка 4 64-43-51,7 145-09-40,6

Для меня день был довольно тяжелый и это нормально, третий и четвертый дни для меня уже традиционно, во всех походах становятся наиболее тяжелыми. Я со страхом жду, что же день грядущий нам готовит. Вся остальная группа держится бодряком, чему я только могу позавидовать.

Заметки хронометриста Федора Коробова:

28.07 (3-ий день) В 9:30 выход, 4 перехода, перевалили в долину реки Антагычан. Реку переходили стенкой. Сразу после встали на обед, время 13:20. 9400м.
15:50 вышли. Идем по притоку Антагычана по дороге. После дома встали на ночь. 19:15, 4 перехода.

(34 900 + 18 500) = 53 400м

29.07.14. Доброе утро ! День Четвертый ! - с удовольствием бужу я группу, после того как мы приготовили завтрак. Сегодня я встал несколько пораньше, в надежде не спеша пофотографировать на утреннем свете якутский дом, правда с погодой мне опять не везет. Но все равно возвращаюсь к дому и делаю несколько снимков.

Вид на дом и хозяйство оленеводов

Собираемся и выходим. Первую половину дня, мы фактически не выходим из одного сплошного брода, поднявшаяся вода в речках затопила все низинные места, по которым мы как раз и идем. Еще мы проходим речку, хотя на карте указана довольно большая наледь, в реальности наледь мы видим где то там вдалеке, а сами идем вдоль реки вверх по течению периодически переходя вброд несложные протоки.

На привале

Погода нас не балует разнообразием, дождь и сырость нас просто окружили, снизу вода, сверху вода кажется, что с боков тоже вода. К обеду мы выходим на небольшую сухую возвышенность, погода улучшается и периодически светит солнце, правда перемежаясь небольшими зарядами дождя.

Все ближе к горам

Небольшая наледь на другом берегу реки

Проходя многочисленные протоки

Федор Коробов "Всадник без головы"

поднявшаяся вода затопила лес и мы продираемся сквозь чащу по колено в воде

После обеда распогодилось и через два перехода мы входим в потрясающую по красоте долину. Конечно я не могу удержаться и заметно отстаю от группы всерьез взявшись за фотосъемку. Интересный свет и замечательные первобытные пейзажи, что еще требуется для фотографа.

С комариком, без комариков Якутия не Якутия

* * *

Панорама "Там где паслись мамонты"

"Там где паслись мамонты" а может и сейчас пасутся, так и кажется, что сейчас из долины выйдет стадо тревожно трубящих мамонтов

Но пока только наша группа упрямо и уверенно идет вперед...

Вместе со мной увлекшись фотографированием отстает от группы и Дима Серебряков. Затем мы догоняем своих, пока группа отдыхает на привале. Как раз напротив нашего места отдыха мы снова видим выпирающую вечную мерзлоту, а точнее ледовую жилу.

выход ледовой жилы общий план

выход ледовой жилы вблизи (отличный холодильник должно быть и электричества ему надо немного)

Потихоньку долина сужается и подъем становится очевидней и естественно трудней. Наконец мы выходим на что то похожее на перевал, чуть пониже течет небольшой ручей с небольшим кустарником по берегам, здесь мы и останавливаемся на ночлег. Ставим лагерь, Коробовы и Александр Никитин пошли за кустарником и несмотря на скудость оного принесли его достаточно для приготовления ужина, а завтрак решили готовить на горелке, это проще и не так физически затратно.

Красочная долина на пути к водораздельному перевалу

Все выше- выше и выше

Кум и Коробовы таскают кустарник, Надя хлопочет по хозяйству, Серебряков организовывает очаг вместе с Ромой, а я бездельник их фотографирую. Эх и хорошо же быть фотографом, чуть какие дела, берешься гордо за фотоаппарат типа снимаешь репортаж и все, ты при деле.

Cтоянка 5 64-48-01,5 145-23-22,8

Сегодня у меня был самый тяжелый день за все время похода, ни до ни после, я так не выматывался. Но пережив этот тяжелейший день у меня есть надежда, что завтра будет легче. Кум видя мое состояние пытается меня прибодрить:

Сидят на полке два альпиниста, видят далеко внизу медленно поднимающуюся группу. Один другому:

- Смотри, уже пионеров стали на эту гору водить.
- Это не пионеры, а горные туристы.
- А что же они тогда в красных галстуках?
- А это не галстуки, это у них языки.

Обычно на 5-7 день я врабатываюсь и дальше иду довольно легко. Забегая вперед, могу сказать что мои надежды полностью оправдались, на следующий день я вошел в рабочий режим и весь остальной маршрут мне шлось спокойно и без особого труда,

Заметки хронометриста Федора Коробова: 29.07 ( 4-ый день) В 9:50 вышли, 5 переходов по 40 минут, привалы по 15 минут. В 13:45 встали на обед. Прошли 10 км.

В 15:35 вышли с обеда, 4 перехода, 8500 км. Поднимаемся к реке Сахынья.
40С, дождя нет, небо светлеет. Встали в 19:50 на высоте 1300м.

(53 400+ 18500) = 71 900м

30.07.14. Доброе утро ! День Пятый ! Уже привычно начинаю я свой день, после того как меня разбудили дежурные. Рома и Дима готовят уже традиционную молочную овсяную кашу на завтрак.

Сегодня нам очень хочется подойти к истокам р.Сахынья под пер. Сахынья. Вдобавок на заключительной части маршрута мы будем проходить не так далеко от Сахыньи и поэтому наш мудрый руководитель решает оставить заброску.

Заброска получается не очень большая, еды оставляем всего на четыре дня пути, поэтому с утра все тщательно считают, от чего можно безболезненно избавиться, чтобы максимально облегчить рюкзаки. Меня как завхоза, больше волнует не то что оставим, а сколько то что возьмем с собой. Ибо таскать лишнее это одно, а остаться без еды это совсем другое, поэтому по мере сил пытаюсь контролировать этот процесс. Разобравшись с заброской мы наконец выдвигаемся в путь, наконец под ногами камень или склоны горок поэтому идти легко, даже дождик нас особенно не мучает.

Правда мамонты где-то рядом ?

Ближе к обеду мы выходим к Сахынье выбираем место и складываем все в заранее припасенный гермомешок из ПВХ. Каждый пытается оставить кроме продуктов, что нибудь еще не нужное, я например оставляю кроссовки, телефон и лишние батарейки, Федор также оставляет кроссовки. В итоге каждый из нас облегчается на 2кг продуктов и 1-2 кг личных вещей, что очень даже не плохо. Заброску прячем в камни и ими же основательно заваливаем, еще вокруг поливаем керосином, дабы никто из местной живности, не позарился на наше драгоценное питание. На камень лепим стикер и Роман отмечает точку на навигаторе, чтобы потом беспроблемно найти наше добро в этом царстве камня.

Остался спуск, а там внизу мы полегчаем на 4 кг

Долина р. Сахынья здесь в камнях мы оставили заброску

Верховье р.Сахынья

Отсюда мы начинаем подъем вверх по р. Сахынья, идти в принципе довольно легко, бродов не много и кочки с болотами тоже не особо нас мучают. После обеда погода устанавливается на отлично до конца дня. Вдобавок это чудесное избавление от нескольких кг, тоже дает ощущение силы и задора.

очень красивые пейзажи нам попадаются по пути

все ближе к перевалу

Ближе к вечеру мы выходим на заключительный участок и идем прямо по руслу реки, правда река довольно мелкая и мы с легкостью прыгаем с камня на камень. Довольно близко подойдя под перевал, Рома решил остановится, пока есть ровные места под палатки и какая никакая защита от ветра.

исток р. Сахынья

Коробовы готовят ужин, а Никитин опять со своими глупыми анекдотами их подбадривает:

Летит связка с горы вниз, а на встречу им другая. те что снузу летят спрашивают:

- Мужики, что случилось?
- Да бабы крючья били. А у вас что?
- Бабы примус разжигали

Небо здесь какой то сказочной красоты. Я днем очень доволен. Во время ужина нашим руководителем на повестку дня ставится вопрос об идее, для имени перевала. Так как завтра должны пройти перевал который до нас по нашим сведениям никто не проходил, мы соответственно должны его как-то назвать. Так как эта экспедиция состоялась под чутким руководством и участии А.Э. Миллера и без этого титана отечественного туризма поход вообще вряд-ли бы состоялся, то общим решением мы назвали его для себя пер.Сахынья-Миллера.

Еще чу-чуть и встанем на ночевку, а там согласно одной известной фразе:
- — А в тюрьме сейчас ужин... макароны дают...

К ночи погода портится, мы забиваемся в палатки и там уже отдыхаем, кто как может, мы например красная палатка, как всегда играем в карты, подкалываем друг друга и звонко смеемся, а от соседей слышим монотонный голос Виктора Коробова который традиционно развлекает своих соседей какой нибудь своей сказкой.

Cтоянка 6 64-51-31,3 145-30-21,6

Заметки хронометриста Федора Коробова:

30.07 (5-ый день) Утро теплое. Вышли в 10:15, потому что выбирали какие вещи оставить в заброске. За 3 перехода дошли до места, где оставили заброску в 12:15. В 13:05 вышли, и пройдя 1 переход, в 13:55 встали на обед. прошли 7 500м. Обед шел долго, потому что сломалась горелка и ее долго чинили.

Вышли в 16:30, за 4 перехода прошли 6500м, набрали высоту 300 метров. В 19:50 встали на ужин на высоте 1756м. Завтра идем на безымянный перевал.

(71 900+ 14 000) = 85 900м

31.07.14. Сегодня у нашей палатки праздник. Нашей дочери исполняется в этот день 12лет. Александр Никитин тоже причастен к нашему празднику, ведь Дарья его крестная дочь. Поэтому к обычному моему приветствию

- Доброе утро ! День шестой !

от нашей палатки до соседей доносится троекратное громовое

– УРА ! УРА! УРА!

Они испуганные выскакивают из палатки и не в силах понять причину нашей радости и недоуменно спрашивают

– Что случилось ?

мы конечно объясняем, что радуемся по поводу того что сегодня пойдем на наш первый категорийный перевал в этом походе. Они в ответ задумчиво крутят пальцем у виска.

Дежурные Витя и Федя на завтрак приготовили как всегда макароны. Быстро собираемся и идем наверх, на сам перевал зашли по абсолютно пологому ничем не примечательному подъему.

Простой подъем на перевал

Перевал уже близко

Перевальная седловина представляет собой широкое плато частично открытое от снега. Собираем тур, фотографируемся, оглядываемся по сторонам, ведь в этом походе, это наш первый категорийный перевал. Еще Виктор Коробов неожиданно для всех, выделяет каждому по перевальной шоколадной конфетке Миндаль Иванович чем очень меня удивляет и радует. Оказывается он специально закупил и расфасовал конфеты для угощения участников на всех перевалах, более того все эти конфеты он нес как свою личную нагрузку. Огромная благодарность и тыщщу очков в ему карму, от меня и Надежды.

Удар головами при создании перевального тура. Хорошо что в касках, техника безопасности в действии. (Это я конечно шуткую над своим фотоляпом)

Стандартное перевальное

Съев конфеты, идем вниз, через 5-10 минут подходим к вертикальным скальным сбросам, здесь одеваем обвязки.

Вид на долину р. Ягодный

Я кроме обвязки нацепил на себя еще и всю теплую одежду, справедливо предполагая, что быстрым этот спуск не будет. Роман находит наиболее благоприятное место для спуска, забивает в трещину закладную и вешает веревку. Первый спускается Федор Коробов, затем спускаюсь я, потому что фотографировать сверху спуск группы просто нереально, впрочем и снизу это делать не очень удобно мне явно не хватает места. Затем спускается Витя, затем Надежда и Дима. Роман спускает нам рюкзаки и затем ловко спускается сам.

Подходим к месту спуска

Федор спускается дюльфером

Сдергивает веревку и дальше мы начинаем путь вниз уже ножками, первые 10 метров спуск довольно крутой, потом полегче, но сильно мешают скользкая осыпная морена. Спустившись мы вновь фотографируемся на фоне перевала и отдыхаем. Кум травит анекдоты:

Сидит ворона на дереве, вся в альпинистском снаряжении. В клюве сыр. Мимо бежит лиса:

— Ворона, какой у тебя рюкзак модный!

— Умгу.

— Какие кошки и карабины у тебя блестящие.

— Слышь, ворона, говорят ты не настоящая альпинистка, а все эти прибамбасы для понту носишь.

— Гонят!!! Сыр выпал.... и повис на страховке.

Продолжение следует....

Осенняя прогулка по Архызу или Чечако в горках.
Отчет о горной прогулке н/к по Западному Кавказу (Архыз) в ноябре 2011 года

написано хорошо, есть вопросы... не знаю как ответить по отдельности

Спасибо Юрий, продолжение обязательно будет. "на мой взгляд - плохо!" - я как состоявшийся завхоз, никак не могу всерьез воспринимать Ваши взгляды несостоявшегося руководителя данного маршрута. Факты говорят сами за себя, все прошли на этой раскладке и пришли здоровые. В любом случае, только руководитель или участники группы могут обвинить меня в несерьезном отношении к своим обязанностям.......................................................................................................................................................... 2."Такого, возможно бы, не случилось" Вы сейчас строите предположения ведь так ? Мне кажется Вы это делаете без достаточных на то оснований: раскладка получилась около 470 грамм на человека Насчет компактности, калорийности и прочих Ваших предположений я промолчу "Мы ж не диссертацию пишем. Науку будем общитывать дома в спокойной обстановке" ведь это Ваши слова не правда-ли ?, что тогда говорить о калорийности и прочем... И возвращаясь к нашим баранам :) об любом случае, насчет раскладки, мне могут высказывать претензии только руководитель и участники реально шедшие на ней, Вас я там не припоминаю. И тем более обвинять в том что именно из-за меня группа была уставшая и без запаса времени, поэтому "привлекательное место" осталось без должного внимания. Могу предположить что на Вашей раскладке мы бы и до массива Победы не дошли бы. :)//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////\\\\\\\\ 3)Тише-тише, все будет хорошо. Все проходит и это пройдет, что же вы так кричите брызгая слюной и топая ногами. Зачем Вы так унижаетесь ? ведь уже от людей стыдно - (диванный руководитель гневно обличает нерадивого завхоза) смех да и только. Я все понимаю, затянувшаяся осень, зимняя депрессия, но нельзя же так, держите себя в руках. Вспомните, Вы же взрослый мужчина зачем здесь, на общественном портале закатывать истерику ? В крайнем случае сходите к дохтору, может он Вам какие таблеточки выпишет. Хотя в общем и целом мне Ваш опус понравился, по сути конечно вранье, напополам перемешанное с детским лепетом, но написано хорошо, живо и экспрессивно, прям за душу берет. Спасибо, Вы меня изрядно насмешили, заходите и пишите еще (только врите поаккуратнее), с удовольствием почитаю. Гы... я недопонял, Ваш сын с большим опытом, тоже ходил с нами в Якутию.... или так... просто сыном похвалиться захотелось ?//////////////////////////////////////////////////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 4) Ну вот уже лучше. Только не надо так кричать большими буквами, со слухом у меня все в порядке. Ну что Вы ? какое «хамство» ? констатация фактов не более того, а если не хотите чтобы Вас называли вруном, то перестаньте врать. По сути возразить ? Ну это дело не хитрое, например вот Ваша фраза «Между тем, намерение пойти в поход и взять на себя функции завхоза вы выразили за 10 месяцев до похода и вы знали, что запланирована серьезная "шестерка".» Одно сплошное вранье. 1) за 10 месяцев до похода, я о походе в Якутию совершенно не знал и даже и не думал. 2) намерение взять на себя функцию завхоза не только не выражал, но и наоборот всячески увиливал от этой «почетной должности» 3) я вообще то готовился к серьезной «пятерке». На все остальное ваше вранье мне просто лень отвечать, хотя его тут предостаточно. По поводу детского лепета, тут тоже нет ничего странного, вот Ваша другая любимая тема, которая настолько Вас выводит из себя, что даже в 180 литровый рюкзак продукты у Вас не помещаются «Также вспоминается ваша раскладка (про пряники и баранки я уже писал), где на завтрак предлагается меню из 10 пунктов, а на обед и ужин - из 12.» 1) Опять врете, меню не из 10 пунктов, а завтрак из 10 ингредиентов. Хорошо могу провести с Вами бесплатный урок арифметики 1.Геркулес 2.Сухое молоко 3.Соль 4.Сахар 5.Изюм в кашу 6.Масло в кашу 7.Сухарь сдобный 8.Сыр 9.Чай 10.Конфета -- я конечно понимаю, что по вашей логике в «шестерочном» походе сыр, чай, изюм, сахар, конфета, сухарь и масло не позволительная роскошь, но уверен, что группа раскладку по Вашей технологии не одобрила бы. А когда взрослый человек не имея никакого представление о сути, начинает нести несвязную чушь, я называю это детский лепетом. Причем этот Ваш детский лепет, звучит фактически везде, вот еще характерный пример Ваших слов: «Не хочется злословить, но "заслуга" превращения интересного и перспективного во всех отношениях похода 6 к.сл. в дорогостоющую "четверку" принадлежит (по моему убеждению как "несостоявшегося руководителя" - по вашему определению) исключительно вашему эгоизму, безаппеляционности и псевдоамбициозности» - то есть, Вы всерьез утверждаете, что уход руководителей и участников, ничего не значат, и после целого года подготовки пришел Ильин и полностью извратил интересный поход? смелое однако заявление. Мне конечно лестно, что я такая значимая фигура в Ваших глазах, но поверьте на слово молодому человеку только начинающему свой путь в туризме, завхоз не такая значительная фигура, чтобы ее нельзя было безболезненно заменить. Единственно, где я не могу возразить Вам по сути, так это Ваш довод про сына : «Я в туризме с 1979 г., у меня сын ваш ровесник и спортивный опыт поболее вашего.» тут конечно я пасую и сдаюсь, ну нечего мне на это ответить. Можно долго разбирать всю ту чушь, что Вы тут понаписали, но мне кажется этого вполне довольно. А насчет «Жизни» тут все просто, я написал рассказик с анекдотами, а Вы под этим рассказиком желчно поливаете всех грязью. Вот и вся жизнь ..................................................................................................................................................................................... Василий: 1. Согласно этого перечня http://www.turizmvnn.ru/cont/show/23990/printer/ раздел 4.2. Междуречье Буордаха и Индигирки пункт 4.2.37 2. Полуразрушенный тур был поэтому я и пишу как его складывали, но он был пустой. Так-как у нас и у меня лично не было никакой информации по прохождению данного перевала, мы считаем его первопрохождением. Теперь по поводу "Согласитесь, со стороны это выглядит немного некорректно. У вас и так был замечательный и сложный поход, зачем портить о себе впечатление такими искажениями? Или вам федерация туризма поставила условие, что оплатит поход только при наличии препятствий 2Б и первопрохождений?" - 1. Василий как Вы могли заметить это НЕ ОФИЦИАЛЬНое !!! повествование глазами одного из участников, в котором я естественно не только субъективен, но и совершенно не претендую на 100 объективность, поэтому данный рассказ не имеет никакого отношения ни к техническому отчету, ни тем более к федерации туризма. 2. Мне кажется, что обвинять в искажениях и ненавязчиво интригуя дешевыми инсинуациями насчет:оплаты, 2Б и первопрохождений, стоит более взвешенно и обоснованно. Так что извинения я не принимаю................................ Давайте Вы еще разочек прочтете : 1. Василий как Вы могли заметить это НЕ ОФИЦИАЛЬНое !!! повествование глазами одного из участников, в котором я естественно не только субъективен, но и совершенно не претендую на 100 объективность, поэтому данный рассказ не имеет никакого отношения ни к техническому отчету, ни тем более к федерации туризма................................................................................................................................. Вы свое мнение высказали, кому интересно, я полагаю Вас услышали. Если Вам так хочется считать лично меня "хвалюшкиным-похвалюшкиным", то я этому препятствовать не буду. Совсем другой вопрос, стоит по поводу мнения группы, мне кажется Вы должны понимать, что я сейчас выступаю как частное лицо, ну хотя бы потому что это подразумевает сам раздел и стиль написания............................................................................................ За сим позвольте я откланяюсь. P.S. по пункту 3. мнение будет личным даже если вся группа на всех ресурсах напишет 2Б, это так и останется личным (возможно неправильным) мнением каждого участника группы. Говорить же об искажениях в полухудожественном произведении мягко говоря бессмысленно ......................................................................... P.P.S. Василий, Вы можете здесь и сейчас ответственно заявить, как "руководитель группы, ходившей по тому же району в те же сроки".............................................................................................................................................................. 1.что первопрохождение нами перевала Сахынья, не является таковым ? 2.сложность прохождения нами этого перевала не соответствует 2Б ?............................................................................ Это все слова при чем и тут и там с одной нашей стороны, а вот фактов у Вас нет. Грубо говоря Вы пытаетесь одно субъективное мнение, парировать другим субъективным мнением, и при этом основываясь на "удобном" для Вас мнении начать этот процесс, Господин Судья. Цель мне честно говоря не понятна, но пусть она остается на Вашей совести.

написано хорошо

1). Написано хорошо, живым, приятным языком - молодец, Дмитрий! Фотки замечательные! С нетерпением буду ждать продолжения. А вот то, что был назначен вторым лицом в группе - завхозом - более, чем за полгода, и до 10 дней до отлета в "шестерочный" поход не составил продуктовую раскладку, на мой взгляд - плохо! Что демонстрирует какое-то несерьезное отношение к своим обязанностям, к походу такого уровня надо готовиться задолго до отъезда (ИМХО). Если - внапряг, то зачем заранее согласился и взял на себя эту роль? А за 10 дней до отлета взял раскладку с предыдущего "троешного" похода и безаппеляционно заявил, что "менять ничего не будешь, пойдем на такой"! Может быть поэтому тяжеловато было, нет? 2). На мой взгляд "плохо" означает лишь то, что группа подошла к самому привлекательному месту - к массиву Победы - уже уставшей и без запаса времени, т.к. силы были оставлены на подходах. Такого, возможно бы, не случилось, если бы вы прислушались к моим словам, взяв более сбалансированную (компактную и калорийную) раскладку. Это ли не вина завхоза? Не будете же вы утверждать, что ехали за 8000 верст для того, чтобы побродить по болотам? То, что все вернулись здоровыми, - хорошо, но я думаю, что это заслуга в первую очередь руководителя. Неужто баранки-пряники-коржики-жамки-печенье сыграли решающую роль? 3). Что показалось вам сомнительным в приведенной моей фразе? Когда до отъезда в автономную месячную "шестерку" в Якутию за 10 дней до отлета не только продукты для похода не определены, но и сама раскладка вызывает недоумение. Между тем, намерение пойти в поход и взять на себя функции завхоза вы выразили за 10 месяцев до похода и вы знали, что запланирована серьезная "шестерка". Напомню следующий вопрос, заданный мною: "Как вы собираетесь взвешивать 470,23 грамма на человека в день?". На что вы ответили: "Если дело в цифрах, я готов пересчитать их сейчас же". Как-будто подумать, что человек питается цифрами... "Посчитали на бумаге, но забыли про овраги, а по ним сейчас ходить..." Также вспоминается ваша раскладка (про пряники и баранки я уже писал), где на завтрак предлагается меню из 10 пунктов, а на обед и ужин - из 12. А также обязательное оливковое масло "для ускорения обмена веществ". Мой опыт говорит о том, что в походы 1-2 к.сл. можно вообще без раскладки ходить, в 3-4 к.сл. ваша раскладка вполне работоспособна, а вот в 6 к.сл. с таким меню не ходят. Вернее, пойти-то можно, но успешный поход не гарантирован, в походах такого уровня все считается-учитывается-взвешивается по много раз. И то итог не предсказуем... А также ваш безаппеляционный отказ на мои предложения встретиться до предфинального сбора в турклубе, чтобы объясниться и обсудить возникшие вопросы. "Я так сказал, и раскладку переделывать не намерен!" - не так ли, я не путаю? И это заявление молодого человека, только начавшего свой путь в туризме и имеющего за душой поход 4 к.сл.? Я в туризме с 1979 г., у меня сын ваш ровесник и спортивный опыт поболее вашего. На фоне вашей предыдущей "четверки" этот поход, конечно, крут, вы считаете себя Героем и имеете право, безусловно, рекламировать его в СМИ как угодно широко. Но на фоне той "шестерки", которую разрабатывал в течение года Миллер, в которую он вложил столько сил, эмоций, чаяний и надежд, смотрится не ахти как. Поход, который в очередной раз должен был показать силу и мощь тульского туризма, реально претендующий на награды в чемпионате России, превратился в итоге не в банальную, конечно, но всего лишь "четверку", которая может претендовать на титул "самой дорогостоящей четверки в мире". Будете это отрицать? Подумайте, каково сейчас Миллеру, какие чувства он испытывает, подводя итог своей годичной работы, в которую было СТОЛЬКО вложено! И как на следующий год, в День туризма, на торжественном собрании, он скажет, что, увы, впервые за много лет тульского туризма, прошедший год не принес нам ни медалей, ни наград....Не хочется злословить, но "заслуга" превращения интересного и перспективного во всех отношениях похода 6 к.сл. в дорогостоющую "четверку" принадлежит (по моему убеждению как "несостоявшегося руководителя" - по вашему определению) исключительно вашему эгоизму, безаппеляционности и псевдоамбициозности. Поэтому разделить ваш восторг "состоявшегося завхоза", ну, никак не могу. Извините. А вот слоган похода удачный и интересный, этого не отнять! 4). Когда за душой нет НИЧЕГО и НЕЧЕГО возразить по сути, остается только одно ХАМСТВО. Жаль... Думаю, что вашим уделом так и останется переписывание чужих анекдотов и написание "рассказов не имеющего никакого отношения ни к техническому отчету, ни тем более к федерации туризма". Жизнь покажет кто прав.

есть вопросы (плюс ответ)

Дмитрий! Как руководитель группы, ходившей по тому же району в те же сроки, внимательно слежу за всей информацией о вашем походе. Да и вся наша группа ваши творения с удовольствием читает - всё-таки район великолепный, несмотря на транспортные трудности хочется побывать там ещё! Спасибо, рассказ было читать очень интересно, ждём продолжения! Но, честно говоря, вызывают лёгкое удивление некоторые детали. 1. Интересно, чем мотивировано "повышение" категории перевала Сахынья с 2А (прозвучало от Романа во время встречи наших групп у ручья Каскадный) до 2Б? 2. Во время той же встречи вы рассказывали, что на всё том же перевале Сахынья обнаружили пустой тур, теперь же объявляете его первопрохождением и дополняете рассказами о том, как этот тур складывали. Согласитесь, со стороны это выглядит немного некорректно. У вас и так был замечательный и сложный поход, зачем портить о себе впечатление такими искажениями? Заранее приношу свои извинения за, возможно, необоснованно резкое высказывание. ...................................................................Теперь продолжение дискуссии. 1. Довольно странно верить перечню относительно категории якобы непройденного перевала. Если интересно, группа, ходившая на хребет Черского в 2012 году, как минимум одно препятствие зачла себе на полукатегорию ниже, чем написано в перечне, причём препятствие это было неоднократно пройденным. 2. Для таких ситуаций есть формулировка "в режиме первопрохождения". 3. Мнение в данном случае не совсем личное, так как это не первый материал, публикуемый Вашей группой. Вот здесь http://www.risk.ru/blog/202988 уже были допущены те же самые "неточности". Я, кстати, по прочтении той статьи задал те же самые вопросы Вашему руководителю Роману, по личке. Теперь, так как группа в лице Вас продолжила гнуть свою линию, на мой взгляд, некорректную, обратился уже в публичном формате. .................................................. Хорошо, сведём дискуссию в формальную плоскость. 1. Основываясь на Ваших же словах, произнесённых во время похода, могу "ответственно" заявлять, что как минимум с одной стороны перевал был пройден ранее, т.к. на нём был сооружён тур. Кроме того, не совсем понятно, на основании чего он попал в перечень классифицированных перевалов. Кстати, вопрос этот можно задать Р.В. Седову: в его книге "горная страна Черского" перевал упоминается. 2. Смотрим утверждённую методику категорирования перевалов. Видим следующие признаки перевала 2Б: а) Общее время прохождения - не менее суток, б) Необходимость провешивания 5 - 20 верёвок, из них 3 - 5 верёвок подряд в) Наличие определяющего участка крутизны более 45 градусов протяжённостью 100 - 500 м. Нетрудно заметить, в данном случае из этих пунктов не выполнен ни один. Также можно обратиться к "понятийно-прецедентной" практике, согласно которой скально-осыпные перевалы, на которых провешивается одна, но сложная верёвка, классифицируются как 2А. ................................................................................................................................................................................ Честно говоря, Вы меня удивляете. Цели быть "Господином Судьёй" и что-либо доказать у меня нет. Я всего лишь хотел узнать ответы на озвученные изначально вопросы, и я их узнал. Почему возникло желание задать именно эти вопросы и именно в публичном формате - понятно: информация, которую Ваша группа поставляет в Сеть после похода, контрастирует с тем, что Вы говорили в самом походе, да и после него в личных беседах.