Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Свободная Корея, отчёт

Северная стена пика Свободная Корея

В догонку к отчёту по Джигиту выкладываю отчёт о восхождении на пик Свободной Кореи. Нормальных отчётов по этому маршруту я не видел, так что этот, я думаю, кому-то будет полезен. Ну и плюс ко всему я прорисовал нитки маршрутов на стене основываясь на отчётах первопроходцев, так что они достаточно точные.

• Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Киргизский хребет
  • Наименование вершины, название маршрута: Свободная Корея по центру северной стены
  • Категория сложности:
    закладных элементов — 30 штук
    ледобуров — 30 штук
    шлямбурных стационарных — 3 штуки, в том числе для ИТО — 0
    Оставлено крючьев на маршруте — нет
  • Ходовых часов команды: 22 с половиной часа

Самара 1991, 5Б
    Б. Багаев 1974, 5Б
    Г. Барбер 1976, 5Б
    Характеристика района и объекта восхождения

Район ледника Ак-Сай хорошо освоен. Из-за большой площади ледового покрова погода в районе холодна и нестабильна. В верхней части ледника находятся вершины с большим числом маршрутов 5Б-6А категории трудности: Свободная Корея, Байлян Баши, Корона.

Северная стена Свободной Кореи является одной из наиболее сложных и тем самым привлекательных стен в районе Ак-Сая. Её средняя протяжённость — 18 верёвок. Нижняя часть стены, как правило, покрыта льдом, средняя — скалы, а верхняя — крыша — ледовые речки, выводящие на гребень.

Характерной особенностью Свободной Кореи является отсутствие простого спуска с горы. Как правило, все спускаются по одному из двух ледовых маршрутов: Г. Барбера (5Б) или Д. Лоу (5А).

Мы выбрали маршрут А. Ручкина по северной стене Свободной Кореи как один из наиболее безопасных для прохождения летом. Также большая протяжённость ледовых/микстовых участков позволяла рассчитывать на быстрое прохождение маршрута.

Маршрут проходит по системе ледовых речек, наклонённых влево. По этим полкам часто обходят начало маршрута Ю. Попенко. Вопреки устоявшемуся мнению, маршрут Ручкина не имеет ничего общего с маршрутом Попенко, они лишь пересекаются в средней части.

Техническая фотография маршрута

Маршрут Ручкина по северной стене Кореи

Техническое описание маршрута

Подход по закрытому леднику в направлении системы косых ледовых речек, пересекающих стену в центральной части.

Схема маршрута Ручкина на Корею в символах UIAA
    R1—R2 Ледовый склон над бергшрундом. Около 250 метров льда крутизной 40-65°.
    R2—R3 Влево-вверх по ледовой речке.
    R3—R4 Сначала по льду, затем по скальному внутреннему углу влево-вверх.
    R4—R5 Средней сложности микст до выхода к местной станции, которая находится чуть справа от ледовой речки.
    R5—R6 Скальная стенка. Сложный драйтулинг/ИТО.
    R6—R7 По ледовой речке влево-вверх.
    R7—R8 Сначала по полке, потом по крутой, но несложной стенке до выхода к местной станции под карнизом. В средней части на участке сверху льётся небольшой водопад. По скалам можно лезть только с ледовыми инструментами.
    R8—R9 Сложное лазанье/ИТО вверх по внутреннему углу. В верхней части драйтулинг с ненадёжной страховкой.
    R9—R10 По внутреннему углу, затем по полкам влево-вверх. Лазанье сложное, страховка ненадёжная. Лёд скалывается большими линзами, оставляя под собой крутые монолитные скалы. Станция в ледовом кулуаре, выводящем на гребень.
    R10—R11 Мягкий летний лёд. Станция под крутой ледовой ступенью.
    R11—R12 Ледовая стенка крутизной до 80°. Далее лёд выполаживается до 65-70°.
    R12—R13 Вверх, в направлении кулуара, залитого льдом.
    R13—R14 По кулуару вверх. В верхней части сквозь лёд часто проступают скалы. Выход на гребень.
    R14—R15 По гребню одновременное движение до вершины и дальше до спусковой петли к кулуару Барбера.
    Тактические действия команды

Ввиду того, что мы планировали пройти маршрут без обработки и ночёвок, вышли в 3 часа утра. Снаряжения взяли минимум, но даже так получилось достаточно много. Бивачного снаряжения не брали, рассчитывая на то, что будем двигаться в любую погоду. Вверх или вниз.

Первый работал с облегчённым рюкзаком, в котором лежала тёплая куртка и запасные перчатки. У второго в рюкзаке была его тёплая одежда и термос с чаем. Дневной рацион каждого участника состоял из шоколадного батончика и 3 кусочков плавленного сыра.

Нижнюю часть маршрута — от бергшрунда до начала крутого микста — лезли одновременно. Первый лез и крутил 1-2 ледобура на верёвку, второй их выкручивал. Первый тем временем закручивал новый бур. Когда лёд «встал», начали вешать перила.

Через 14 часов с момента начала работы на маршруте вышли на гребень. Далее одновременно вышли на вершину и, не останавливаясь, спустились вниз, к перемычке, на которую выходит маршрут Г. Барбера. За 5 часов, делая самовыкруты, спустились на ледник Ак-Сай. На протяжении всего дня восхождения стояла хорошая погода, к вечеру же, к моменту выхода на гребень, начался снег, и стали слышны раскаты грома.