Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Сергей Бойко, Москва

Западный Тянь-Шань

Очень красивые горы. И пустые. Людей почти нет, хотя Чимган всего в 120 км от Ташкента. Сюда стоит вернуться, и не раз. Разумеется, лучше всего не в сезон – зимой тут горнолыжный курорт.

А в октябре… В октябре гостиница при лыжной трассе стоит что-то около 120 рублей в сутки. Можно покататься на лошадях, а еще пойти в поход по горам – в сети много сайтов с подобными предложениями. В общем, поход здесь… Где-нибудь на недельку-другую. Эта мысль не дает покоя :)

У нас же был только день. Старались ничего не упустить!

При взятии Измаила такси снова пришлось выдержать атаку штук десяти стойких узбекских водителей. В итоге сели к таксисту, который вечно (но это выяснилось позже) был недоволен жизнью. Худа без добра не бывает – на обратном пути таксисту опять не повезло, но зато повезло нам.

После полутора часов пути первая остановка – уже в горах – была возле высокогорных узбекских бабушек, торговавших на обочине медом и прочими сладостями, которые, как упоминалось ранее, едятся вместе с руками. Не знаю, сколько бабушки выручают за день при практически пустой дороге, но орехи в потрясающей сладкой глазури мы купили сразу и много. Я взял столько, чтобы довезти до дома, но ничего не вышло – последний орех печально прохрустел на зубах при посадке в самолет на Москву этой же ночью… Обидно, что нет тормозов – если купить, скажем, два килограмма этих орехов, до дома они все равно не доедут. Потому как если на глаза попадается сладкое, я сразу впадаю в детство. А попадается оно почти все время…

Первое, что увидела Аня по приезде на место, – лошадей. Судя по загоревшимся глазам, конная прогулка обещала быть далекой. Я же очень настороженно отношусь к лошадям. Ощущение того, что надо вверить жизнь животине, которой бог знает что может взбрести в голову. (Верблюды – исключение! Замечательные животные!) Одно дело, когда лошадь знаешь. И даже в этом случае велосипед лучше – какие выкрутасы ни делай и с какой скоростью ни езди, им управляешь полностью. Про отказ техники, разумеется, речи нет, но они случаются очень редко. Отказы лошадей происходят значительно чаще.

В общем, нельзя сказать, что я чувствовал себя уверенно, сев в седло и получив в руки плетку. Аня, наоборот, смотрелась и держалась очень хорошо: рулила, разгоняла и тормозила лошадку, будто занимается этим каждый день. Так мы и двинулись. Лошади были арендованы на полчаса, и куда нас (а точнее меня) занесет за это время, даже думать не хотелось. Тем более что моя скотинка не очень-то слушалась поводьев. Например, ей хотелось идти строго посередине дороги. Ну и пусть. Живым и невредимым вернусь вряд ли, поэтому стоит сделать хотя бы фото на память.

Аня почти все время смеялась. Можно предположить, что ей нравилась прогулка, но смеялась она, почему-то глядя на меня. С большим трудом удалось сманеврировать лошадкой так, чтобы она пошла по обочине, и тут выяснилось, что конь у меня некормленый. Он останавливался то там, то тут и принимался пастись, несмотря на все попытки сдвинуть его с места. Вскоре Аня обнаружила какую-то горную тропу и предложила свернуть. Здесь трава и кусты были погуще, и конь принял изменение маршрута как манну небесную. То, что какой-то двуногий болтается на спине, не имело значения.

Как ни странно, назад мы все же вернулись. Невредимые. Возникла идея, чтобы Аня покаталась сама, потому что двигаться в компании со мной со скоростью катафалка все же утомительно, хотя и весело. Взяв в провожатые узбека, Аня практически моментально скрылась с глаз в горном массиве, что твоя амазонка – только пыль столбом.

Ускакали они туда

Я пошел следом. Стоило влезть на какой-нибудь пригорок и сделать пару фотографий. По пути встретился вертолет местных спасателей, раскрашенный в цвета национального флага. Он то садился на гору, то взлетал, быть может, пилот отрабатывал взлет и приземление в горных условиях.

Крышу умыкнули у Epson

Наконец вертолетный рокот затих вдали, и наступила полная тишина. Я начал подниматься. Прошел мимо горнолыжной трассы. Подъемник не работал, однако наверху кто-то был. Едва удалось разглядеть людей невооруженным глазом.
Ближайшая горка, хоть и невысокая, оказалась очень крутой, в лоб подняться невозможно, только сбоку. Наверху долго сидел, никуда не хотелось идти. Всадников видно не было, наверное, за тридевять земель ускакали, но дорогу и стоящих на обочине узбеков с лошадьми в ожидании каких-нибудь туристов в телевик видно было неплохо, и я думал, что приезд Ани не пропущу. Получилось иначе. Я настолько увлекся тем, что вокруг, что обо всем забыл, крутясь с фотоаппаратом в разные стороны.

Солнце светило очень сильно, и даже бленда не всегда помогала. Внезапно зазвонил сотовый. Оказалось, что Аня уже давно прискакала назад, я просидел на горе без малого часа полтора. В оставшееся время решили подняться вверх пешком. По совету местных пошли по руслу пересохшей (в это время) речки к Черному водопаду.
Рядом с гостиницей и подъемником обнаружилась карусель. Интересно, когда на ней последний раз катались?

Идти приходилось вдоль русла, переходя с одного берега на другой и обходя россыпи валунов. Было очень тепло и безветренно. Камни в реке сплошь серо-белые, однако изредка попадались странные, малахитового цвета валуны. Чем выше поднимались, тем тише становилось вокруг. Путь лежал вот туда, вглубь каньона:

Мимо этого камня нельзя было пройти :)

Я наконец с удовольствием пошел босиком, однако длилось это недолго. Скоро гора закрыла солнце, и с каждым шагом стало все сильнее холодать. Так что сначала на ноги вернулись сандалии, потом на тело вернулась куртка, Аня получше перевязала свою бандану и замоталась шарфом. Когда появился пар изо рта от дыхания, послышалось журчание. Вода пока не показывалась, но нам сказали, что Черный водопад не пересыхает.

Вскоре мы довольно высоко поднялись от дороги…

…и в какой-то момент пересекли отметку нуля градусов, потому что сначала увидели ручей, потом он постепенно стал одеваться в лед. Повезло, что не было ветра. Но даже в неподвижном воздухе почему-то очень сильно мерзла голова.

Наконец мы забрались так, что стали видны горы в дымке на горизонте.

Теперь четко было видно русло ручья, и мы стали подниматься прямо по нему, прыгая по камням. Вода талая, пить ее практически невозможно – руки сводит и зубы ломит. Но очень вкусная.

Вскоре решили поворачивать назад, потому как время уже поджимало. Однако до Черного водопада стоило дойти. Я быстро пробежал верх еще метров 50 и смог разглядеть его как следует.

Извиняюсь за смазанность, но было холодно

Видимо, по весне сюда даже и подступиться нельзя из-за воды. Должно быть очень красиво. Местные рассказывали, что весной все склоны в цветах. Это я вновь о том, что в поход здесь пойти стоит.

Спустились мы гораздо быстрее, чем ожидали. С каждым шагом становилось все теплее и все сильнее хотелось есть.

До отъезда из Чимгана – по договоренности с водителем, который, кстати, все это время сидел в машине (Не понимаю я этих людей! Ведь всю дорогу жаловался, что работает и даже выехать никуда не может отдохнуть!) и вышел только поесть, – оставался час. В придорожной харчевне не было никого, лишь кучка углей тлела в мангале. Подошедший хозяин предложил шашлык из баранины. На это мы ответили, что вряд ли быстро удастся пожарить мясо, так как вместо углей только дымок. «Э-э-э, садысь, всио будэт», – послышалось в ответ.

Сколько ни ел баранину – будь то в Грузии или в Армении, никакого восторга не испытывал – свинина и говядина вкуснее. Но когда принесли мясо… захотелось попросить сразу таблеток от жадности. На запах к столу подбежала собачка, похожая на щенка. Мы подумали сначала, что она и есть щенок, но когда следом выползли настоящие щенята, стало понятно, что это мама. Щенки просили кушать, и отказать им было нельзя.

Обратно ехали быстро и другой дорогой. Таксист торопился. Даже слишком. Когда проезжали мимо Чарвакского водохранилища, у нас с Аней мелькнула мысль, что неплохо бы было тут остановиться. Однако водитель непреклонно смотрел вперед. Но тут, как говорилось выше, повезло: спустило колесо.

Мы, конечно, тоже поучаствовали в накачивании запаски, но пока менялись колеса, Чарвакское вдхр. было нашим :)

К сожалению, быстро темнело

***

Уезжать я не хотел всеми руками и ногами, поэтому дал себе слово, что вернусь. Действительно, по скидке «Аэрофлота» можно спокойно долететь до Ташкента за 8 тысяч (туда-обратно) и дня четыре походить по горам – для этого даже отпуск брать не придется.

По приезде в Ташкент мы освободили номер, но оставили вещи в гостинице, потому что до самолета оставалось добрых пять часов (как потом оказалось, целых шесть – в Москве в эту ночь перевели время, из-за чего лишний час пришлось сидеть в аэропорту).

Погуляли по ночному городу, а потом… а потом произошла одна из самых страшных вещей в моей жизни – мы решили пойти в кино. Увидев на афише "Бой с тенью-2", тем не менее, рискнули зайти.

К этому времени у меня кончились деньги, и за билет заплатила Аня. И я чувствую себя в неоплатном долгу :))

Быть может, мордобой а-ля «Рокки» оказался бы и ничего, но чтение молитв на фоне сокрушения челюстей и ломания носов оставил, мягко говоря, странное впечатление. Равно как и легкость, с которой главные герои пересекали границы. Равно как и честность и неподкупность воров в законе и ментов. Равно как… БОЛЕЕ ДЕБИЛЬНОГО ФИЛЬМА МЫ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛИ!!!

Аня в основном смотрела в пол, закрыв уши руками, а я все время думал: «Вот, наверное, скоро выйдет "Бой с тенью-3", и на него обязательно надо будет сходить!» :)