Автор: Константин Гузовский, Алма-Ата
По материалам Интернета: wspinanie.pl, ukclimbing.com

Пройдена северная стена Хагшу (6515 м)

Очередной успех в Гималаях записала неутомимая двойка британских альпинистов – Мик Фаулер и Поль Рамсден. Двукратные обладатели Золотого Ледоруба и на этот раз совершили восхождение, которое вполне может претендовать на эту высшую награду. Вспомогательной двойкой для Фаулера и Рамсдена были Стив Барнс и Ян Картвридж (Steve Burns, Ian Cartwright).

Британская экспедиция на Хагшу в полном составе. Слева направо: Стив Барнс, Ян Картвидж, Поль Рамсден и Мик Фаулер (фото Мика Фаулера).

Мик Фаулер, бывший президент британского Альпине Клаб, перед выездом в Индию дал интервью:
«Я впервые увидел Хагшу во время первовосхождения на Церро Киштвар в 1993 году, а потом ещё раз обратил своё внимание на вершину в прошлом году, когда поднимался с Полем на Киштвар Кайлаш. Эта театрально красивая северная стена является в настоящее время самым большим вызовом в этой части мира и мы очень довольны, что Горный Фонд Индии предоставил нам разрешение на восхождение».

Хагшу с юга, с Киштвар Кайлаша (фото Мик Фаулера 2013 г.)

Хагшу (6515 м) является для Гималаев Киштвару такой же знаковой горой, как и Маттерхорн для Церматт и Валийских Альп. Это самое высокое возвышение в восточной части этой горной группы. Микстовая северная стена Хагшу имеет протяженность по вертикали в 1100 м.

Вершина была целью атак в 80-х годах двадцатого года. В 1986 году в этом районе без следа пропала экспедиция британских инструкторов альпинизма. Осенью 1988 года на вершину пошла польская экспедиция под руководством Тадеуша Слупского. Поляки подошли к вершине с севера, со стороны Занскару. На северо-восточном ребре были установлены два лагеря и сделана заброска на 5700 м. Дальнейшую деятельность экспедиции прервало длительное и глубокое ухудшение погоды, в результате которого экспедиция утратила большинство снаряжения.

Первое восхождение на Хагшу совершила 4 сентября 1989 года двойка участников из прошлогодней экспедиции: Павел Юзефович и Дариуш Залуски. Экспедицией 1989 г. руководил Марек Глогочовски.

Восхождение было совершено по юго-восточному ребру, на который в этот раз поляки поднялись с юга, из Киштвара. Но экспедиция не имела официального разрешения, в связи с чем о её успехе не было дано никакой информации. Чуть позже, 16 сентября, второе восхождение по восточной стене (на этот раз легально) совершили Phil Booth (США), Max Halliday (США) и Ken Hopper (Великобритания).

В начале 90-х годов на Северную стену этого пика были организованы несколько экспедиций во главе с Джоном Барри, но они смогли подняться лишь до середины стены.

С 1992 по 2010 годы район был закрыт для иностранных альпинистов из-за напряженных отношений на границе между Индией и Пакистаном.

В последующие три года были по крайней мере три попытки восхождения на эту вершину.

Юго-восточное ребро Хагшу – жёлтой линией обозначен маршрут 1-го восхождения на вершину поляками в 1989 году, красной – попытка австралийцев в 2013 году (фото publications.americanalpineclub.org)

«Сегодня мало гор в Индийских Гималаях могут похвастать такой любопытной историей восхождений.
На вершине этой горы побывали лишь 4 команды, и две из них в течение нескольких дней во время первого покорения этой горы в 1989 году , а две другие - с разрывом в несколько дней спустя 25 лет!
И все они поднимались по своим отличным от других маршрутам!
Этот факт относится к нам»
- говорит Фаулер

Действительно, подойдя к Хагшу, британцы обнаружили, что у подножия северной стены уже стоит базовый лагерь словенцев. Альпинисты из Словении: Marko Prezelj, Luka Lindie и Ales Cesen – уже акклиматизировались и готовились к восхождению по намеченному британцами маршруту.

Чтобы не мешать словенской команде на маршруте по одной и той-же стене, британцы перешли на такую-же привлекательную Северо-Восточную стену, по которой они успешно взошли на вершину 6 октября.

Таким образом, спустя более чем 20 лет с того момента, как Мик впервые наметил для себя прохождение Хагшу Пик, британским альпинистам удалось проложить новый маршрут, хотя и пришлось отступить от первоначальных целей и итоговым маршрутом стала новая линия на Северо-Восточной стене горы.

Спуск с вершины прошел по Юго-Восточному ребру.
Подъем по стене и возвращение в базовый лагерь заняло 6 дней.

Экспедиция британских альпинистов состоялась при поддержке компании Berghaus и фонда Mount Everest Foundation. Мик Фаулер в коротком телефонном разговоре уведомил одного из своих спонсоров, британскую фирму Бергхаус, о успешном завершении предприятия.

Новый маршрут словенцов по северной стене Хагшу (фото Marko Prezelj)

Что касается словенцев, то они оказались на намеченном британцами маршруте в силу административной (бюрократической) путаницы властей Индии. К моменту прибытия британцев в Базовый лагерь, словенская команда уже акклиматизировалась на восточном ребре вершины Лажан (5750 м)и на западной стене северной вершины Хана (6300 м) и готовилась к восхождению. 28 сентября они вышли из базового лагеря с намерением пройти стену в альпийском стиле. В нижней части стены маршрут шел по фирну, что позволило быстро набрать высоту и подойти под микстовые участки маршрута.

Алеш Чесен на кульминационном участке стены Хагшу (Фото Marko Prezelj).

Микстовый участок маршрута. (Фото Марка Презели)

После 23 часов непрерывного восхождения они заночевали на узкой полочке на высоте 6320м. На следующий день, поднимаясь по скалам, они вышли на северную предвершину и направились по ребру с многочисленными понижениями и взлетами к основному пику. Второй бивак был организован в нескольких метрах от вершины.

На вершину. (Фото Marko Prezelj).

На следующее утро с помощью веревки они поднялись на вершину и затем организовали спуск уже на южный склон горы на польский маршрут.

На вершине. (Фото Marko Prezelj).

Поиск пути в долину оказался далеко не простым. Продолжая спуск и прокладывая путь между многочисленными ледниковыми трещинами, они достигли базового лагеря при полном свете луны 2 октября. Погода во время восхождения была благоприятной.
Словенские альпинисты оценили свой маршрут в ED (чрезвычайно сложный)- высший уровень по французской шкале, состоящей из 6-ти уровней.

Группа словенских восходителей. (Фото Marko Prezelj).