Руководитель: П.Камышанов, Москва

324 -61

1 час

35 мин

В первой половине – дождь. Затем – облачно, солнышко.

Общая протяженность пути: 2,07 км

Ходовое время: 1 час 35 минут

Перепад высот: (+324 м -61 м)

От "Зеленых озер" движемся траверсом левого (по ходу) склона долины сначала но каменистой морене, затем по травянисто-осыпному склону, постепенно набирая высоту, но не поднимаясь к бараньим лбам. Оставив слева бараньи лбы, выходим к краю кулуара. Далее, траверсируя правый (орографически) склон кулуара, поднимаемся на отрог и выходим на широкую полку, с которой начинается кулуар. Вода есть, площадки есть. Встаем на ночевку.

От "Зеленых озер" до ночевки – 2 перехода (45 + 50 минут).

Отсюда хорошо просматриваются перевалы Кожухова и Ак-Айры , и пути к ним.

Примечание. Если двигаться дальше вверх, то можно выйти к озеру, около которого традиционные ночевки под перевалом.

Цирк перевала Кожухова - перевал Кожухова – Верхние Спартаковские ночевки

с 15 до 18 – дождь, облачно

Общая протяженность пути: 4,4 км

Ходовое время: 3 часа 11 минут

Перепад высот: (+324 м -587 м)

Софийский хребет

3.4.5

Топал-Кая (Кожухова)

лд-сн-ск

лед.Ак-Айры (р.София) - р.Чучхурка (р.Кизгыч-Баш)

Назван в честь Анатолия Кожухова, погибшего в горах Алтая в 1981 году. Несколько лет своей жизни Анатолий посвятил созданию мемориального комплекса на перевале Наур, работая старшим инструктором турбазы "Алания" в поселке Архыз.

От ночевок движемся сначала вдоль ручья, затем по плато.

Поднимаемся к перевалу сначала по небольшому крутому снежнику, затем по полкам сильно разрушенных скал

Весь подъем занял чуть больше 2-х переходов (40 + 48 мин).

Перевал представляет собой небольшую перемычку в скальном разрушенном гребне. На перевале имеется мемориальная табличка с указанием названия перевала, его высоты и краткими сведениями о Кожухове.

Надеваем системы, кошки. Связываемся…

Спуск с перевала сначала идет по пологой части ледника, покрытой толстым слоем снегом. Траверсом уходим на левую сторону ледника.

Очень скоро крутизна склона увеличивается. Продолжаем двигаться, максимально приближаясь к левому склону ледника и выбирая самые пологие из возможных участков. Снега много. Формируем ступени и загоняем ледорубы на 2/3 длины.

Верхний бергшрунд - полностью забит снегом (Удача!!!). Проходим его по мосту.

Второй "Берг" тоже забит снегом, но не полностью. По максимально пологой траектории подходим к снежному мосту. Аккуратно переходим, страхуя друг друга.

По пологому участку, начинаем перемещаться к центральной части ледника, чтобы затем обойти разлом (он теперь слева по ходу) и выйти на пологую открытую часть ледника.

На пологой части останавливаемся отдохнуть… И В ЭТОМ МЕСТЕ ВСТРЕЧАЕМСЯ С КАМНЕМ, КОТОРЫЙ ЛЕТЕЛ СВЕРХУ. Наблюдатель заметил его сразу, как он вылетел из-за перегиба. Это дало нам время, подняться, сориентироваться и разбежаться в разные стороны, когда мы поняли, где он пролетит. ПРОЛЕТЕЛ ОН, КАК РАЗ ЧЕРЕЗ ТО МЕСТО, ГДЕ МЫ СТОЯЛИ, СЛЕГКА ЗАДЕВ ДВА РЮКЗАКА (самое удобное место для отдыха, между прочим). Очень неприятный сюрприз…

Дальше по пологой части, сначала закрытой, потом открытой, смещаясь сначала вправо, затем влево, спустились с ледника.

Спуск с седловины до пологой части (после второго бергшрунда) – 48 минут, до конца ледника – еще 35. Все-таки нам очень повезло со снегом.

Небольшой переход (20 мин от конца ледника), и мы на верхних "Спартаковских ночевках". Успеваем пообедать, и начинается дождь.

Примечание. По нашему мнению, если снега будет мало, то придется вешать до пяти веревок, чтобы пройти вдоль скальной гряды и перебраться через бергшрунды.

Верхние Спартаковские ночевки – перевал Иркиз – Софийские озера

Слабая облачность

Общая протяженность пути: 5,54 км

Ходовое время: 3 часа 55 минут

Перепад высот: (+590 м -606 м)

Софийский хребет

Иркиз

ск-ос

р.Ак-Айры (р.София) - оз.Кашха- Эчкичат

За 2 перехода (Первый - по моренным валам, второй - по тропе 55 + 35 мин) доходим до развилки троп. Одна тропа уходит вниз в долину реки София, другая траверсом - в долину, которая ведет на перевал Иркиз.

Седловина перевала расположена в хребте, замыкающем долину справа (по ходу). Ее станет видно с середины долины.

Тропа хорошо нахоженная. Перевал пользуется большой популярностью у туристов, отдыхающих в долине реки София и у школьных групп, которые выбираются в горы на неделю и идут на Софийские озера.

Траверс и подход по долине к перевальному взлету – 2,5 перехода.

Перевальный взлет - травянистый склон, крутизной 30-35 градусов. Тропа серпантином поднимается вверх.

Через 25 минут стоим на седловине, любуемся видом Софийских озёр и через хребет перевалом Кожухова.

На спуске – тропа по осыпному склону. Через 20 минут встаем лагерем у дальнего озера.

Фото 0813_001 - Вид с перевала Чучхур на Зеленые озера. Траверс в цирк перевала Кожухова

Фото 0813_002 - Вид с перевала Чучхур на Зеленые озера. Траверс в цирк перевала Кожухова

Фото 0813_003 - Вид с перевала Чучхур на Зеленые озера.Спуск с перевала Холодовского и траверс в цирк перевала Кожухова

Фото 0813_004 - Вид с перевала Чучхур на Зеленые озера. Траверс в цирк перевала Кожухова

Фото 0813_005 - Траверс в цирк перевала Кожухова (от Зеленых озер)

Фото 0813_006 - Траверс в цирк перевала Кожухова (от Зеленых озер)

Фото 0813_007 - Траверс в цирк перевала Кожухова (от Зеленых озер)

Фото 0813_008 - Панорама цирка (вид от Зеленых озер)

Фото 0813_009 - Панорама цирка (вид от Зеленых озер)

Фото 0813_010 - Панорама цирка (вид от Зеленых озер)

Фото 0813_011 - Вид из цирк перевала Кожухова на Зеленые озера и траверс

Фото 0813_012 - Стоянки на краю цирка перевала Кожухова

Фото 0814_001 - Вид на перевалы Ак-Айры и Кожухова от стоянок в цирке

Фото 0814_002 - Подъем на перевал Кожухова (со стороны долины реки Чучхурка)

Фото 0814_003 - Подъем на перевал Кожухова (со стороны долины реки Чучхурка)

Фото 0814_004 - Вид на цирк перевалов Ак-Айры и Кожухова (с седловины перевала Ак-Айры) (в долину реки Чучхурка)

Фото 0814_005 - Озеро в цирке перевалов Ак-Айры и Кожухова - традиционные стоянки

Фото 0814_006 - Подъем по скально-осыпной полке на перевал Кожухова

Фото 0814_007 - Подъем по скально-осыпной полке на перевал Кожухова

Фото 0814_008 - Подъем по скально-осыпной полке на перевал Кожухова

Фото 0814_009 - Выход на седловину перевала Кожухова

Фото 0814_010 - Табличка на седловине перевала Кожухова

Фото 0814_011 - Табличка на седловине перевала Кожухова

Фото 0814_012 - Вид на цирк перевалов Ак-Айры и Кожухова (с седловины перевала Кожухова) (в долину реки Чучхурка)

Фото 0814_013 - Вид на цирк перевалов Ак-Айры и Кожухова (с седловины перевала Кожухова) (в долину реки Чучхурка)

Фото 0814_014 - Общий вид спуска с перевала Кожухова (с середины ледника Ак-Айры)

Фото 0814_015 - Общий вид спуска с перевала Кожухова (с середины ледника Ак-Айры - начала пологой части)

Фото 0814_016 - Перевал Кожухова. Вид с перевала Иркиз

Фото 0814_017 - Варианты спуска с перевала Кожухова

Фото 0814_018 - Верхняя часть склона перевала Кожухова. Подробности

Фото 0814_019 - Верхняя часть склона перевала Кожухова. Подробности

Фото 0814_020 - Верхняя часть склона перевала Кожухова. Подробности

Фото 0814_021 - Ледника Ак-Айры - начала пологой части

Фото 0814_022 - Верхняя часть склона перевала Кожухова. Подробности

Фото 0814_023 - Нижняя часть ледника Ак-Айры

Фото 0814_024 - Этот камень пытался в нас попасть. Увернулись.

Фото 0814_025 - Нижняя часть ледника Ак-Айры

Фото 0815_001 - Спартаковские ночевки

Фото 0815_002 - Гора София, перевал Кожухова от Спартаковских ночевок

Фото 0815_003 - Спуск к Нижним Спартаковским ночевкам

Фото 0815_004 - Траверс в цирк перевала Иркиз (снимок от Нижних Спартаковских ночевок)

Фото 0815_005 - Траверс в цирк перевала Иркиз (снимок из цирка)

Фото 0815_006 - Цирк перевала Иркиз

Фото 0815_007 - Цирк перевала Иркиз

Фото 0815_008 - Цирк перевала Иркиз

Фото 0815_009 - Перевал Иркиз (долина реки Ак-Айры)

Фото 0815_010 - Седловина перевала Иркиз, Софийские озера

Фото 0815_011 - Подъем на перевал Иркиз

Фото 0815_012 - Спуск с перевала Иркиз (вид с седловины)