Руководитель: П.Камышанов, Москва

Ходовое время

Погода

Озеро под ледником Аманауз – перевал Аманауз

Тропа по мелкой и средней осыпи, ледник

3,19

0,60

19 -82

0 час 12 мин

Слабая облачность. Ночью – сильный ветер.

Общая протяженность пути: 3,79 км

Ходовое время: 3 часа 35 минут

Перепад высот: (+650 м -202 м)

Хребет Аркасара

3.2.8

Аманауз

лд

лед.Аманауз (р.Аманауз, р.Псыш) - р.Б.Лаба.

Весной 1Б сн, осенью 2А* лд-ск

От стоянок идем по левобережной морене (10-15°) в направлении левого борта ледника Аманауз. Нам надо выйти на неширокую скальную полку. По ней проходим под нависающими скалами с водопадиком (25-30м). Далее вдоль скал по осыпной полке (10 м) подходим к ледопаду (40 мин + 25 мин.). Обвязываемся, одеваем кошки и начинаем вешать перила.

1 веревка (50 м) - прямо вверх вдоль края ледника.

Этой веревки хватило, чтобы пройти самый крутой участок нашего подъема на леднике. Ледник в этом месте закрыт фирном. Трещин и разломов нет. Объективно, можно было обойтись и без этой веревки.

Дальше выходим на открытый край ледника. Все трещины видны. Они забиты льдом или легко обходятся. Крутизна ледника позволяет просто идти в кошках. Проходим этот участок без навешивания перил. К сожалению, время прохождения этого участка не отсекли (около 1-1,5 перехода).

Далее ледник выполаживается, открывается седловина нашего перевала. Ледник большей частью открытый, крутизной 5-10°. В самом конце он покрыт снегом, но в этом месте уже все спокойно и полого. Двигаться надо, немного забирая влево – так положе.

За 30 минут прошли пологую часть ледника и подошли под перевальный взлет. Снимаем кошки.

Перевальный взлет - разрушенные скалы около 7-10 м., 40°. На перевале есть площадки под 3 палатки.

Спуск на ледник Лабинский по скально-осыпному склону (20 м, 30-35°).

Выходим на ледник, спускаемся к осыпным островкам, встаем на ночевку.

Весь спуск 10-12 минут.

Ночью был очень сильный ветер. Всегда ли он тут дует по ночам, или это нам просто не повезло? Но палатки хлопали, а тент просто завалило и замотало…

Примечание. Когда оставляли заброску на погранзаставе в долине реки Псыш, пограничники, когда узнав, что мы собираемся на перевал Аманауз, просили на седловине не ночевать. Почему – не знаем. Поэтому и спустились на ледник Лабинский.

Примечание. При обмене мнениями о прохождение перевала с теми, кто был на нем несколько лет назад, выяснилось, что рельеф ледника Лабинский изменился. Раньше можно было встать на ровном снежном поле сразу под перевалом, а теперь чтобы поставить палатку приходится выравнивать под нее площадку в снегу или на осыпных островках. Как вариант можно попробовать уйти в сторону перевала Псырс и искать площадки там…

Маршрут

День похода

Ледник Лабинский – перевал Торнау – долина реки Аманауз (ручей Медвежий)

09.08.2013

Скалы, ледник, осыпь

2,41

81 -702

Ясно, к вечеру слабая облачность

Общая протяженность пути: 4,14 км

Ходовое время:

Перепад высот: (+516 м -781 м)

Хребет Аркасара

3.2.10

Торнау

лд-сн

лед.Аманауз С. (р.Аманауз, р.Псыш) - лед.Лабинский (р.Б.Лаба)

Осенью 2Б лд-ск

Перевал назван по имени русского разведчика барона Ф. Ф. Торнау (Торнов) (1810-1890), проникшего в 1835 г. в эти горы и оставившего записки о своих приключениях.

Выходим в 7 часов.

Утром погода хорошая. Подморозило. Сразу надеваем системы и кошки.

Ледник Лабинский покрыт толстым слоем фирна.

Первый переход (40 мин) - по снежно-ледовому склону (крутизна 20-25°) вдоль скал Аманауз-баши в направлении перевала Псырс (По описаниям: слева со скал идут камни! Мы их не видели.) Седловина перевала Торнау, отсюда невидимая, находится в третьем понижении гребня слева от вершины Узловая. Обходим ледовый разлом – он остается слева.

Поворачиваем в сторону третьего понижения в гребне, и поднимаемся по снежному склону (здесь крутизна уже 30-40°). Мы обошлись без перил. Но при плохих кошках и наличии "слабых" участников – перила очень желательны.

Последний участок подъема – осыпной кулуар (на фотографии – вверх и влево, метров 30, крутизна 30-40°). Мелкая осыпь и обломки скал. Осыпь очень подвижная, поэтому легко уронить обломок скалы на товарища, который находится ниже на снежном склоне. Первый участник – в кошках, без рюкзака, выходит на седловину и спускает веревку. Остальные поднимаются без кошек, используя веревку для подстраховки.

Подъем на седловину – снежный участок плюс осыпной склон (26 минут).

Тур в 15 м левее. Седловина перевала скальная, узкая, красивая. Площадок под палатки нет.

Спуск на восток крутой, внизу широченный рантклюфт. Варианты спуска предыдущих групп:

1. 30 м левее к скальному гребню примыкает крутой ледовый кулуар (40 - 50°), изрезанный глубокими трещинами, которые нужно обходить от борта до борта. Нам не приглянулся.

2. Правее седловины уходит скальный кулуар (70-80°, меньше 50 м), далее - бергшрунд, который возможно пройти по снежному мосту. Далее по закрытому леднику. Камнеопасно.

3. В 15 м правее седловины уходит вправо-вниз узкая скальная полка (60 м) до скального выступа над ледовым кулуаром. Далее вниз по скально-осыпному языку (30-35°), выводящему на ледник.

Выбираем 2-й вариант.

Уходим по полке вправо (метров 20). Забираем чужие расходные петли, крепим их за скальный выступ. Кидаем веревку вниз. По очереди спускаемся до края ледника, уходим влево за скальный выступ (чтобы не попасть под камень из-под спускающегося следом участника), одеваем кошки, возвращаемся к веревке, проходим бергшрунд.

Сразу после берга по леднику вниз – 2-я веревка.

Последний организует сдергивание веревки.

Связываемся и движемся по закрытому леднику вниз и вправо, в направлении ледопада, почти по центру пологого (5-10°, местами до 20°) ледника. Снега много, трещин не видно. Подойдя к перегибу, уходим траверсом вправо к скальному борту (20 мин.), и дальше до скальной площадки (20 мин.). Недалеко от площадки вниз уходит ручей. Видны следы спуска вдоль него других групп. Но потребуется веревка.

Нам рекомендовали, не спускаться вниз по кулуару, а пройти дальше, до скального отрожка, перевалить через него и там обещан хороший беспроблемный спуск вниз, до тропы с перевала Медвежий и далее вниз по тропе.

Так и есть. Обходим снежник, поднимаемся на отрожек (5 минут) и по осыпному склону спускаемся на дно долины. Наконец-то, снимаем системы. Если бы знали рельеф спуска, сделали бы это на час раньше. Дальше вниз по долине до первых площадок под палатки (от отрожка до площадок – 45 минут). Такое место нашли на берегу небольшого озерка. Как показал следующий день, до следующего удобного мечта идти и идти.

Фото 0808_001 - Общий вид на перевалы Аманауз и Торнау

Фото 0808_002 - Общий вид на перевалы Аманауз (со стороны реки Аманауз)

Фото 0808_003 - Общий вид на перевалы Аманауз (со стороны реки Аманауз)

Фото 0808_004 - Подъем на ледник Аманауз

Фото 0808_015 - Выход на открытую часть ледника

Фото 0808_016 - Выход на открытую часть ледника

Фото 0808_017 - Выход на открытую часть ледника

Фото 0808_018 - Открытая пологая часть ледника (вид вниз)

Фото 0808_019 - Открытая пологая часть ледника (вид вверх)

Фото 0808_020 - Открытая пологая часть ледника

Фото 0808_021 - Верхняя часть ледника. Подход под перевальный взлет

Фото 0808_022 - Перевальный взлет

Фото 0808_023 - Выход на седловину перевала Аманауз

Фото 0808_024 - Вид с седловины на ледник Аманауз (в сторону подъема)

Фото 0808_025 - Вид с седловины на ледник Лабинский (в сторону спуска)

Фото 0808_026 - Перевал Аманауз. Вид с ледника Лабинский

Фото 0808_027 - Перевал Аманауз. Вид с ледника Лабинский

Фото 0808_028 - Наши стоянки на леднике Лабинский

Фото 0808_029 - Наши стоянки на леднике Лабинский

Фото 0809_001 - Вид с седловины перевала Аманауз на стоянки. Красным - спуск с перевала, начало подъема к перевалу Торнау

Фото 0809_002 - Подъем к перевалу Торнау

Фото 0809_010 - Подъем на перевал Торнау

Фото 0809_011 - Подъем на перевал Торнау. Осыпной склон перед седловиной

Фото 0809_012 - Осыпной и снежно-ледовый участки подъема на перевал Торнау

Фото 0809_013 - Осыпной и снежно-ледовый участки подъема на перевал Торнау. Вид с седловины

Фото 0809_014 - Седловина перевала Торнау

Фото 0809_015 - Седловина перевала Торнау

Фото 0809_016 - Спуск с перевала Торнау. Станция над скальным кулуаром

Фото 0809_017 - Спуск с перевала Торнау. Скальный кулуар

Фото 0809_018 - Спуск с перевала Торнау. Скальный кулуар

Фото 0809_019 - Спуск с перевала Торнау. Первая веревка на спуске

Фото 0809_020 - Спуск с перевала Торнау. Первая веревка на спуске

Фото 0809_021 - Спуск с перевала Торнау. Место, где одевали кошки. Станция для второй веревки

Фото 0809_022 - Спуск с перевала Торнау. Общий вид

Фото 0809_031 - Спуск с перевала Торнау. Спуск с ледника

Фото 0809_032 - Спуск с перевала Торнау. Выход с ледника

Фото 0809_033 - Спуск с перевала Торнау. Выход в цирк перевала Медвежий

Фото 0809_034 - Спуск с перевала Торнау. Красным - выход в цирк перевала Медвежий; желтым - спуск вдоль ручья через бараньи лбы

Фото 0809_035 - Группа на перегибе, разделяющем цирки перевалов Медвежий и Торнау

Фото 0809_036 - Цирк перевала Медвежий

Фото 0809_037 - Цирк перевала Медвежий. Спуск с перегиба

Фото 0809_038 - Варианты спуска в долину ручья Медвежий. Красный - через цирк перевала Медвежий; желтый - вдоль ручья через бараньи лбы

Фото 0809_039 - Вариант спуска в долину ручья Медвежий - вдоль ручья через бараньи лбы