Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата
В середине прошедшего сентября я организовал небольшую экспедицию, целью которой было восхождение на пик Талгар. Помимо участников (Питер и Михаил) в команде были Евгений Шутов, который помогал мне обеспечивать безопасность и следить за тем, чтобы всё шло, как нужно, и Владимир Третьяков, который снимал репортаж о работе горного гида. Поскольку с нами был профессиональный фотограф, я всё своё внимание сконцентрировал на наших участниках. Так что автор всех фотографий в статье — Владимир Третьяков.
Кирилл Белоцерковский и Евгений Шутов маркируют верёвки
Упаковка рюкзака
За месяц до того по ущелью Средний Талгар прошёл сель. Ни у кого не было информации о состоянии мостов и троп, а были только слухи. Фразы вроде «я там был, там всё совсем плохо» меня мало впечатляли, так как сель, каким бы сильным он ни был, не может смыть совсем всё. Что-то должно остаться. Тем не менее я нашёл максимум информации об обходном пути через перевал Северный.
Рюкзак, рука, Питер
Мы шли по правому (по ходу) берегу Среднего Талгара в надежде перейти его где-то выше по течению. В нижней части сель, судя по уровню грязи на деревьях, был реально большим.
Русло реки Талгар после селя
Нашли тропу и двинулись по ней вверх. Я никогда по ней не ходил, так как примерно на полпути до старого альплагеря нужно переходить реку по бревну, перекинутому с одного берега на другой. Такая эквилибристика мало подходит для коммерческих восхождений. В сложившейся ситуации бревно казалось меньшим злом по сравнению с поиском прохода через незнакомый перевал. Добавляла тревоги лишь мысль о том, что бревно наверняка смыло селем.
Евгений Шутов
Несмотря на тревожные мысли, в скором времени бревно показалось там же, где я впервые увидел его 8 лет назад. На самом деле это странно. Селевой поток был очень мощным, выше по течению река в нескольких местах поменяла русло. Бревно же осталось на месте. Странно.
Спуск по верёвке
По перилам спустились с обрыва к реке. Скорее всего, можно было сделать это пешком, но я увидел путь обхода только с противоположного берега.
Свободно!
Кирилл Белоцерковский переходит Средний Талгар
Иногда в горах бывают моменты, когда срыв кажется нестрашным и вполне закономерным. А иногда падать совсем не хочется. Вот с этого бревна, например, несмотря на страховку, падать не хотелось.
Переправа
Перешёл сам, закрепил перила.
Переноска рюкзаков
И принялся таскать рюкзаки наших участников, которым с грузом было бы куда менее комфортно на этом гимнастическом снаряде.
Греет воду MSR Reactor
Дело шло к обеду. Решили поесть, пока вода рядом, а не вокруг: небо стремительно затягивало облаками.
Привал по дороге к Талгару
Михаил Коновалов
Ущелье Средний Талгар
После выхода из леса, там, где нужно пройти длинный участок морены, я обратил внимание, что русло реки не на своём обычном месте. Ну… не там так не там, ничего страшного. В том месте, где во время прошлогодней экспедиции на Талгар мы обедали у тихого ручья под остовами елей, сейчас бушует мощный мутный поток.
Подход к альплагерю Талгар
Зато подход к старому альплагерю совсем не изменился. Те же приятные, хорошо утоптанные за десятилетия работы лагеря, тропы, те же разваливающиеся колоритные мостики и те же ворота встречают гостей.
Вечер в альплагере
Как обычно, поселились в единственном домике, не тронутом селем 1979 года, который почти полностью разрушил альплагерь Талгар. Судя по обстановке, в домике кто-то жил незадолго до нас. Причём жил не один день. Здорово.
Спуск с Аннапурны
Утром неспешно перевалили Аннапурну — древнюю морену, покрытую травой и деревьями — и спустились на поляну, на которой в 2006 году мы с друзьями провели несколько очень приятных дней.
Греет воду MSR Reactor. И Белоцерковский, да.
Остановились на обед у речки, перед поворотом к цирку ледника Южный Талгар.
Первая помощь в горах
Кирилл Белоцерковский на водопое
В этот раз дорога вверх давалась нашим участникам тяжелее обычного. Наша скорость была совсем невысокой. Благо мы наполнили все ёмкости водой — на солнце жажда быстро брала своё.
Даугава и Труд
Юго-западный Талгар, Даугава и Труд. Каждый раз глядя на эти кулуары, стены и контрфорсы, мысленно рисую нитки маршрутов.
Подход к месту ночёвки
К месту ночёвки подошли уже в темноте. Женя заранее ушёл вперёд и уже поставил одну палатку, и согрел пару литров чая. День получился длинным.
Топим снег
После завтрака собрали снаряжение и выдвинулись на ледовые занятия. Я планировал совместить занятия с акклиматизацией, поэтому решил провести их на перемычке между пиками Талгар и Клыштау. Туда можно без проблем подойти по осыпному склону от базового лагеря, и оттуда же начинается маршрут восхождения на пик Талгар.
Ремонт обуви в горах
Горный гид Кирилл Белоцерковский
Михаил Коновалов
На подходе один из наших участников — Питер — принял непростое решение идти вниз. Дорога до базы вымотала его сильнее, чем это обычно бывает. Учитывая наш плотный график, отказ от занятий и акклиматизации автоматически лишал его попытки восхождения на гору.
Самозадержание на льду
Зато второй участник — Михаил — и наш фотограф Вова дошли до нужного места, и мы принялись учиться базовым вещам: ходьбе в кошках, самозадержанию и работе на перилах. Вообще, это неправильно — учиться таким вещам за день до восхождения, но так сложились обстоятельства.
Вперёд и вверх
Как пользоваться корзинкой
Ледовые занятия
Занятия прошли успешно, все выучили всё, что нужно. Спустились вниз, к палаткам, и довольно быстро отправились спать, так как на утро следующего дня у нас был запланирован очень ранний выход.
Евгений Шутов под Талгаром
Однако утром наши планы сильно поменялись. Наш участник почувствовал недомогание и решил не рисковать. Как ни жаль было разворачиваться перед самым интересным, пришлось идти вниз. С Аннапурны, что находится в середине пути до лагеря, было видно, что в районе вершины началось веселье с ветром и снегом. Может, оно и к лучшему, что не пошли.
Осень в Среднем Талгаре
Сентябрь в Заилийском Алатау — самое красивое время. И, как правило, в это время тут самая устойчивая погода. Нам не повезло и мы попали череду из нескольких непогожих дней.
Град в ущелье Средний Талгар
Когда мы были уже в старом альплагере, начался град. Я в это время ходил по территории, рассматривал здания и думал о том, сколько сил было положено на то, чтобы всё это построить. На многих стенах надписи, которые оставили те, кто жил в домиках в конце 80-х, начале 90-х годов. Тогда это был типичный вандализм, а сейчас уже история.
Старый альплагерь
Я очень люблю старый альплагерь. Кажется, что за каждым углом, за каждым деревом прячутся чьи-то истории. Не сухие протоколы альплагеря, вроде «был построен — был разрушен», а живые человеческие истории, с дружбой, любовью, «бестолковыми участниками» и «злыми инструкторами». То, что мы постоянно видим у себя в альплагере Туюк-Су — жизнь. Человеческая жизнь, сконцентрированная здесь и сейчас.
Старый альплагерь. Спасфонд
Мы планируем вернуться в следующем году.
|