Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе н/к с эл 5 к.с. по Памиру летом 2013. Часть 2
Продолжение. Часть 1 здесь День 8подъем в 05:00, выход в 07:10 За 60 мин подошли в связках под перевальный склон. Внизу склон подрезан бергшрундом, который мы проходим в связках. Верх склона освещается солнцем и начинают прилетать камни. Сначала движемся в связках в направлении скал находящихся в правой левой (по ходу) части склона. Крутизна склона 30-35 градусов. Через 01:20 часа от начала подъема на перевал подходим под скалы и начинаем пересекать склон вправо (по ходу) по наплавлению к выходам скал. Через 25 мин подходим под скалы. Здесь крутизна возрастает до 40-45 градусов. Начинаем вешать веревки. Первую веревку крепим на скалах, находящихся в левой части склона. Поначалу поднимаемся по кулуару находящемуся между ледовым лбом и скалами, но к тому моменту когда уходят последние участники на станцию начинают лететь камни и сходить небольшие лавинки по этому кулуару, поэтому последние лезут уже прямо по скалам. От станции на скалах вешаем перила по ледовому лбу. Станции на бурах кроме последней веревки – она на ледорубах. Уклон составляет до 60 град. Всего еще провешено было 4 веревки. Время подъема от первой станции до последней составило 07:35 мин. Последняя станция была организована в 20 м по высоте от перевальной седловины. От последней станции в связках выходим в 18:10 часов на перевал. Перевал представляет из себя широкое снежное поле. Ночуем на перевале. Координаты места ночевки и перевала: 71° 51\' 36.9755" E,38° 52\' 32.5137" N
День 9подъем в 05:00, выход в 07:45 Для приготовления завтрака топим снег. Выходим в связках в направлении лед. Дорофеева. Если двигаться строго перпендикулярно перевалу, то выйдем на скально-ледовые сбросы, необходимо двигаться сразу направо под склоны перевала 30 лет Победы (3Б, 5450 м) и далее вдоль правого борта лед. Дорофеева выходить на середину ледника. От перевала Беседина (МКТ) до правого борта лед. Дорофеева трещины почти нет, крутизна спуска составляет 15-20 град. Ледник Дорофеева закрытый почти до самого слияния с лед. Гандо. Движение в связках на всем пути. Много трещин, прохождение рекомендуется в первой половине дня пока снег не раскис. Общее направление движения по леднику – до правого борта чтобы обойти скально-снежные сбросы, далее постепенно смещаемся к центру ледника (т.к. там мало трещин). Обед делаем на слиянии лед. Дорофеева и Гандо. Время движения от перевала до лед. Гандо составило 03:00 часов. Ледник Гандо представляет из себя невообразимый хаос трещин и разломов. Двигаемся пока есть возможность вдоль левого борта лед. Гандо. Движение сложное, иногда приходится идти траверсом прямо по осыпному борту долины. Доходим до начала ледопада стекающего из-под цирка пика Герасимова (5083) и в этом месте начинаем пересекать ледник Гандо. Время движения от обеда 01:25 часов. Выход на ледник сложен – приходится постоянно искать проходы в ледопаде, отправлять разведку. В итоге уперлись в широкую трещину, которую уже никак не обойти – вешаем перила, спускаемся и поднимаемся из трещины, находим ровную площадку и встаем на бивуак в 17:55 часов. Координаты места ночевки: 71° 45\' 56.0410" E, 38° 53\' 53.9109" N Лед. Гандо – пер. Юбилейный (2Б, 4985 м)– лед. СугранДень 10подъем в 05:00, выход в 06:55 Начинаем вешать веревки прямо от места ночевки, продолжаем постоянно отправлять разведку. Разведчики проходят примерно 300 метров, дальше вешаем веревки все повторяется снова. В общей сложности сегодня при пересечении ледника было провешено 5 веревок. В 11:30 часов вышли на правый борт ледника Гандо. Проходим еще 60 мин до ледниковых озер находящихся у слияния цирка пика Эдельштейна (5489м) и ледника Гандо и встаем на обед. После обеда продолжаем в течении 25 мин движение вдоль правого борта лед. Гандо. Не доходя 470 м. до реки стекающей их цирка перевала Юбилейный начинаем набор высоты. Характер склона средняя осыпь крутизной 20-30 градусов. Через 50 мин выходим на боковой гребень морены ледника, в цирке которого находится перевал Юбилейный (2Б, 4985 м). Продолжаем движение по гребню морены и за 01:20 мин выходим на центр ледника. Ледник открытый и имеет широкие трещины. Для поиска мостов приходится пересекать от одного края ледника до другого. Через 30 мин от выхода на ледник достигаем зоны закрытого ледника. Пробуем двигаться в связках, но снег сильно раскис и первый постоянно проваливается – не удалось продвинуться даже на 50 метров. Встаем на ночевку.
Координаты места ночевки: 71° 44\' 35.9500" E,38° 54\' 39.5187" N День 11подъем в 05:00, выход в 07:45 За 45 мин подходим под перевальный взлет в связках. Мосты держат хорошо, почти не проваливаемся, тропежки почти нет. Перевальный взлет представляет из себя скальную осыпь, внизу осыпь закрыта снегом, в месте перехода с ледника на перевальный склон имеется бергшрунд. Судя по камня у подножья перевального склона – днем здесь постоянно сыпет. Проходим берг в связках и выходим на осыпь, развязываемся, снимаем кошки. Дальнейшее движение по осыпи вверх до «скальных ворот». Выше уже лежит снег почти до самого перевальной седловины. Крутизна склона в нижней части перевала составляет 45 градусов и постепенно увеличивается к верху до 60 градусов. Ближе к седловине вначале снег становится глубоким (выше колена), а потом обнажается лед, который лежит на скальной осыпи. Лед имеет очень маленькую толщину, но вполне выдерживает вес человека. Под самой седловиной осыпь уже очень мелкая и движение очень проблематичное. Высота перевального взлета составляет 400 м. Время подъема от ледника до перевальной седловины составило 03:40 мин. Координаты перевальной седловины. Снята записка группы туристов Клуба Туристов СПб Государственного университета от 12 августа 2011 г. руководитель Витчак Д.Н. При подъема на перевал произошло ЧП – сверху со скал вытаял огромный камень и падая вниз по склону большим осколком попал в ногу Березкину Александру. Медик оказал необходимую помощь. Решаем продолжить подниматься на перевал по причинам: · До верху осталось идти немного и вверх ближе и легче чем вниз. · В случае плохого диагноза выход по Суграну значительно легче чем по лед. Гандо · При выходе через лед. Сугран возможна самостоятельная эвакуация до населенного пункта. На перевале готовим обед, медик еще раз осматривает пострадавшего и принимаем решение о аварийном сходе с маршрута, т.к. состояние Александра вызывает серьезное беспокойство, а также он не может наступать на ногу. Спуск с перевала находится в северо-восточной части перевала. В 14:15 начинаем спуск с перевала. Движемся в связках. На спуск провесили одну веревку. Перевальный взлет на спуск представляет из себя снежный склон, иногда встречаются трещины. Высота перевального склона на спуск 60 м. Уклон в самой крутой части 45 градусов. За 40 мин спустились на лед Перевальный. Ледник закрытый, движение в связках. Через 01:00 часа подошли к ступени ледопада, под снегом глубокие трещины, снег раскис и уже не держит. С трудом проходим трещины и выходим на более-менее ровную часть ледника. Встаем на ночевку. Сообщаем в ПСС, Москву, Страховую о несчастном случае. Страховая обещает утром вертолет. Координаты места ночевки: 71° 44\' 11.6207" E,38° 55\' 58.3919" N Координаты перевала:
Ледник СугранДень 12подъем в 05:00, выход в 07:00 В связках за 02:10 часа спускаемся на ледник Сугран. Мосты с утра держат хорошо. Для спуска уходим в правую часть ледника, хотя, как оказалось потом, при взгляде снизу слева спуск был более пологий и возможно было меньше трещин. Находим ровную площадку для посадки вертолета и останавливаемся на ней. Ставим тент, связываемся с ассистанс (global voyager assistance). На первом сеансе связи говорят что улаживают какие-то формальности и вертолет будет. Буквально через 30 мин начинаются какие-то странные вопросы из разряда «кто проводящая организация вашей экспедиции», «регистрировались ли вы в местном МЧС», «кем вам приходится координатор в Москве» и т.д. Еще через 30 мин получаем ответ от страховой они не эвакуируют с высоты 5000 м (при этом вертолет готов был лететь). На наш вопрос если мы спустим до высоты 4500м ассистанс сообщили что сообщат чуть позже. Еще через час global voyager assistance сообщили, что оплачивать нашу эвакуацию должна проводящая организация. Зачем спрашивается мы тогда страховались у СК Альянс (Allianz) ?? Еще через час ассистанс сообщили, что нас должны бесплатно эвакуировать МЧС Таджикистана. Говорим, что в Таджикистане граждан другой страны бесплатно спасать никто не будет. Понимаем, что скорее всего нас никто спасать не собирается и нужно выходить своими силами. Готовим обед и после него выходим в 13:10 вниз по Суграну. Ледник ровный, открытый практически без трещин. Двигаться нужно по самому простому пути – он же будет самым быстрым. Через 03:50 часа доходим до ледника втекающего слева в лед Сугран, и в верховьях которого находятся пик Липского (5628 м) и Направляющий (5158 м) Вечером звонит уже сама страховая СК Альянс (Allianz), а не ассистанс и интересуются здоровьем пострадавшего и нашими координаторами. Говорим что все без изменений – ходить не может. Страховая интересуется возможностью посадки вертолета рядом с нами. Через час СК Альянс (Allianz) опять перезванивает и отказывает в эвакуации – мы даже не удивляемся. Координаты места ночевки: 71° 41\' 18.5290" E,38° 58\' 1.6682" N День 13подъем в 05:00, выход в 07:05 Постепенно ледник становится зачехленным мореной и по нему становится не так просто идти. Ближе к высоте 3500 м ледник представляет из себя валы обломочной породы, на которые нужно подниматься и спускаться. В 12:00 часов встаем на обед не доходя 1,8 км до слияния с лед.Шини-бини. Опять звонит global voyager assistance и интересуется здоровьем пострадавшего и нашими координатами. Выходим с обеда в 13:30 часов. Рельеф становится еще более сложным. Через 60 мин подходим к слиянию с лед. Шини-Бини. Ледник Шини-бини обрывается в долину огромным ледовым выносом. Ледник сильно разорван, из под него вытекает мощный поток, который затем уходит под ледник Сугран. Брод его невозможен, да он и не нужен т.к. вплотную к правому берегу подходит осыпной склон. Ледник Сугран в этом месте обрывается в сторону лед. Шини-бини внушительной ледовой стеной. Уходим на центр ледника Сугран и продолжаем движение по нему. На карте указано, что к этому моменту ледник должен же закончиться, однако, в реальности это не так. Через 01:40 часа выходим к языку ледника Сугран. Фактически он находится на 640 м южнее р. Гюльчатсу. Левый берег р. Сугран не проходим, т.к. он имеет крутой склон и река плотную подходит к склону. Выходим на правый берег р.Сугран и в 18:00 мин останавливаемся на ночевку немного не доходя моренного выноса лед .Бырс. Переход р. Гюльчатсу проблем не представляет даже вечером. Вечером получаем смс от global voyager assistance, что нам назначен санрейс (вертолет) с просьбой подтвердить и уточнить координаты. Как потом выяснилось, что вертолет нам дали по причине того что наш координатор в Москве обратился в посольство Таджикистана с просьбой помочь в спасении. Посол Таджикистана уже по своим каналам сообщил о данной проблеме и только после этого ассистанс гарантировал оплату вертолета. Координаты места ночевки: 71° 41\' 14.8763" E,39° 03\' 10.1125" N День 14подъем в 05:00. Звонок из Памир Пикс для уточнения наших координат. Обещают, что вертолет будет через 2 часа. Просят подготовить место под посадку и обозначить его чем-то ярким. Выбираем площадку, стелим оранжевый тент от палатки. Через 3 часа прилетает вертолет и всех нас забирает в Душанбе.
Потенциально опасные участки на маршруте · ледник Гандо - сильно разорван · ледник Дорофеева - много закрытых трещин, лучше проходить рано утром. · южный склон пер. Юбилейный (2Б, 4985м) - камнеопасно, большая крутизна склона. · ледник Перевальный - много закрытых трещин, лучше проходить рано утром. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте · ледник Гандо – один из крупнейший ледников Памира · ледник Гармо - один из крупнейший ледников Памира · слияние ледников Сугран и Шини-Биини · верховья ледника Сугран – открывается вид ледники Родионова, Москвич, пик Москва · пик. Шмитда, пик Шокальского – обзорные вершины откуда открывает отличная панорама на крупнейшие вершины района.
*-обязательно **-по кол-ву дней в баз лагере МАЛ ***-по кол-ву дней похода Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута Маршрут до конца не пройден, но тем не менее, получен опыт прохождения перевалов 3А и данный маршрут можно оценить как н/к с элементами 5 к.с. По результатам похода получен опыт работы со страховой компанией СК Альянс (Allianz) и global voyager assistance - опыт отрицательный, в дальнейшем необходимо избегать страховаться в этих компаниях. На прохождение каждого крупного ледника необходимо закладывать отдельный день. Более тщательно подходить к вопросу организации работы координаторов походов. Иметь страховой запас денег равный стоимости вертолета на случай экстренной эвакуации вертолетом. ФОТОАЛЬБОМ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||