Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Дюжева, Самара

Отчет о прохождении перевалов В.Щель и Ледешт обходной летом 2014

Секция спортивного туризма Самарского государственного университета

ОТЧЕТ

о прохождении перевала Верхняя щель и Ледешт обходной

в рамках спортивного похода 3 к.с. проведенном на Центральном Кавказе (Сванетия) с 22 июля по 1 августа 2014 г.

Руководитель Дюжева А.В. (e-mail: aduzheva@rambler.ru)

Ниже приводим обзорную схему маршрута:


Хребтовка с нанесенными перевалами

Общая часть

Для посещения верховий примыкающих к ГКХ долин требуется пограничный пропуск. При выходе на маршрут из пос. Накра с правой стороны по ходу движения находится пограничный отряд, в котором надо зарегистрироваться и получить пограничные пропуска (нам выдали на группу). В 2014 мы его нашли не сразу, а точнее после того, как пограничники нас догнали и вернули уже от турбаз! Они обещали, что в скором времени появятся опознавательные знаки. Но пока застава расположена на склоне за деревьями и кустарниками. Когда спускались, смотрели внимательнее и увидели поворот с флагами. А так больше ничего приметного. Заранее мы заявку на них не делали, все происходило на месте в течение 15 минут. Пока пограничник записывал паспортные данные в журнал учёта и выписывал пропуск, группы приготовила завтрак. Пограничники оказались людьми очень гостеприимными и добавили к нашей раскладке сыр, масло, лаваши, ещё что-то, что у них было! Погранпосты есть в низовьях долин. Нас предупредили, что пограничники часто выходят на ледники и могут потребовать пропуск. Но как-то это маловероятно, судя по состоянию троп. Но пропуска точно необходимы на выходе из пограничной зоны. Также на погран. заставе мы оставили заброску на второе кольцо и вещи на город.

Краткая смета расходов:

Маршрутка Мин. Воды – Владикавказ – 400 рублей с грузом.

(водитель маршрутки позвонил в Владикавказ и договорился с водителем, который вез нас до Казбеги, но мог и до Тбилиси)

Машина Владикавказ-Казбеги – 3000 рублей на четверых с грузом. На прямую, конечно, дешевле. Телфон водителя Михаила в Владикавказе 928-491-56-07

От Казбеги до пос. Накра нас вез знакомый, который взял с нас только на газ. Хотя в Казбеги подходили местные водители и предлагали довезти до Мести за 25 000 рублей.

Машина пос. Накра - Местия – около 100 лари. (Вез нас пограничник, который в этот день был выходной на личном автотранспорте. Договаривались через пограничника, который отмечал наш пропуск. В Мести он с нами нянчился, так как языка мы не знали, и он нам переводил в банке и нашел, где нам остановиться.)

Проживание в Местии – 20 лари в сутки с человека. Цена для приезжих стандартная. Думали встать палатками, но места подходящего нет. Река течет в ущелье. Нам потом рассказали, что можно найти хозяев, у которых поставить палатки в огороде, или вообще пожить за вскопанный огород.

Маршрутка Местия – Батуми – 30 лари с человека.

Маршрутка Батуми – Тбилиси – 20 лари с человека.

Хостл в Тбилиси – 15 лари с человека (но народу прорва. За 20 лари предлагали отдельную комнату на 2 - 4 человека. А так цена на хосталы в старой части Тбилиси стандартно 20 лари)

Маршрутка Тбилиси – Мин. Воды – 2200 рублей + взяли за груз. (Расписание маршруток надо уточнять. Тел. В Ставрополе: 8-928-321-73-77, 8-928-00-55-080, 8-928-010-34-50. Тел. В Тбилиси 275-34-33, 275-40-14, 595-54-53-23, 595-44-81-43).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

Понятия «правый», «левый» используются орографически, если не указано иное.

Перевал Верхняя щель (2Б)

Категория трудности

Высота

Характер

снежно- ледово - скальный

Ориентация

юго-запад – северо-восток

Номер в классификаторе

нет

Расположен в Накринском отроге, южном отроге ГКХ. Ведет с ледника Накра Зап. (река Накра) на ледник Ледешт.

Прохождение: 22-25 июля 2014 года. Описание даётся от погранзаставы в долине реки Накра до ночевке на л. Ледешт. Тура не обнаружили.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, системы, веревки основные, кошки, ледобуры, петли. Рекомендуем иметь крючья.

Погода во время прохождения: В основном солнечная, кроме 24 июля – гроза, дождь со снегом.

22.07.2014В районе 6 утра приехали в пос. Накра (на хребтовке стоит название пос. Наки, но когда добирались и спрашивали у местного населения, название Наки они не знали, по карте опознавали его как Накра). Сформировали сумки, в которых лежала заброска на второе кольцо и городские вещи, разобрали снаряжение. В это время подошел пограничник и объяснил, где находится погран. застава и что какое-то расстояние (так как нас мало) возможно нас довезут пограничники, так как в 9 поедут на верхнюю заставу, которая находится выше. Очень дружелюбный. Потом он вез нас до Мести и помогал там нам решать вопросы с местными (переводил). Погран. застава расположена слева по ходу движения. Регистрируемся в погран. службе, завтракаем и оставляем не нужные на маршруте вещи. Грузимся в УАЗик (нас 4 с рюкзаками + водитель + пограничник + что им надо было довезти), но мы очень рады, что не надо терять время – отсыпаться после бессонной ночи в поселке, а можно уже подойти под маршрут. Едем по грунтовой дороге мимо изгородей, старой турбазы Наука. Пересекаем ручьи. Водитель останавливался недалеко от нарзанных источников, показывал нам местные природные памятники и рассказывал о местных обычаях, жаль, что мало что запомнилось, потому что очень хотелось спать. В начале 11 нас высадили около домика, как нам объяснили верхней погран. заставы. Правда, на обратном пути, нам сказали, что это дом лесозаготовщиков и заставы там нет. Далее торная тропа. Проходим кош. Продолжаем идти по левому берегу, хотя есть мост на правый берег, и, насколько мы поняли местных, можно без проблем идти до ледника Накра Зап. Тогда не придется бродить приток Ледешт и саму Накру. Но рисковать не стали, пошли по левому берегу, на которое было описание. На другом берегу пасется скот. Но тропы не видно, хотя прижимов тоже. Но мы не ходили и насколько проходим правый берег сложно сказать, после бродов казалось, что, может быть, и нужно было рискнуть (особенно на обратном пути). Проходим обелиск в память о военных событиях. Впереди на 1,5-2 км вытянулось выполаживание долины, где река разделяется на несколько рукавов, но в середине дня течение было достаточно серьезное, совсем не располагающее для брода. Подходим к слиянию р. Накра и р. Ледешт. Поискали брод. Там где тропа выхолит к реке очень внушительный поток. Прошли выше по р. Ледешт, но там подходящего места не увидели. Вернулись на тропу, ведущую вдоль р. Накры на ледник Накра Зап. и встали на ночевку (время около трех). Есть несколько мест под палатки, недалеко от тропы.

23.07.2014Подъем в 5.00. Поток значительно слабее. Пересекаем р. Накра (после слияния с Ледештом) в районе, где к броду подходит тропа. Поток уменьшался раза в два точно! Затем по тропе подходим к броду уже р. Накра. Бродим чуть ниже тропы. Когда шли обратно, то бродили в другом месте, но тоже в районе тропы, думаю, что надо смотреть по ситуации, но тропа ориентир. Завтракаем, сушимся. Продолжаем движение по левому берегу по тропе, но можно идти и без неё.


Фото 1. Подход к морене л. Накра западный

День жаркий. Тропа потерялась на старом заросшем травой и кустарником моренном вале. Выйдя на моренный вал, не увидя сверху тропы и что какое-то время можно без проблем спуститься с вала в долину реки, решаем идти в кармане. Дойдя к 14.00 до конца кармана выходим на гребень в стыке с скалами. Но спуск представляет значительною сложность, тем более в команде два новичка. Попробовали порубить ступени, но оказалось мало эффективно. Можно было бы забить крюк и спуститься по веревке, но крюка не было(( Решили вернуться чуть назад и спуститься по более отлогому конгломератному склону. Вернувшись немного по гребню, нашли подходящей спуск и спустились как раз к старым ночевкам на морене. Под одну палатку 3-ку была хорошая площадка, вторая площадка поменьше и менее ровная. Тропы нет. Особых ориентиров тоже.


Фото 2. Ночевка на морене л. Накра западный

24.07.2014Подъём в 6.00, за переход подошли под снежник, одели кошки и взяли ледорубы. День солнечный. Продолжили подъём, прижимаясь к левому борту долины. На средней ступени слева по ходу - трещины, держались середины ледника.


Фото 3. Ледник Накра западный


Фото 4. Вид с подъема на л. Накра западный

Затем ледник выполаживается.


Фото 5. Цирк л. Накра западный

Набор идет небольшими ступеньками. Ледник без трещин, скалы сыпят. Подошли под перевал к 15.00. Встали на ночёвку. В ночь погода испортилась.

25.07.14 Дневка. Дождь со снегом. Гроза.

26.07.14 Подъём в 5.00. Фотография сделана 24.07. В 5 были ещё сумерки и думали, что будем делать фото по ходу движения. Но не случилось. Фотоаппарат лежал в рюкзаке и хорошо. Камни сыпали так, что было не до фотографий. Вспомнили про него только на перевале!


Фото 6. Перевал Верхняя щель

Начинаем подъём по снегу до первой трещины, обходим её слева. Проходим вдоль второй трещины вправо. С утра снег, смерзшийся, и всё надежно держит. После второй трещины склон становится > 80. Проходим первые скальные выходы. Склон увеличивается, но идти на самостраховке ещё можно (так как снег был смерзшийся, то получилось, цепляясь клювиком и на передних зубьях кошек подниматься, выбивая ступени – склон уже достаточно крут). Начинают лететь первые камни. Вдвоем проходим на самостраховке. Новичкам кидаем перила, станцию делаем за рельеф скал.

Далее на скалах двигаемся вдоль левого борта кулуара (но не в нем). Из кулуара простреливает левую сторону, приходится постоянно прилипать к склону. Камни вылетают разные, причем, кажется, что против всех законов физики – вроде должен остаться в кулуаре, а он зараза выскакивает!!! Первый идет с нижней страховкой, закладывая веревку за рельеф, затем вешает перила. Так как искусственных точек страховки у нас не было, 2-ая веревка не на всю длину (надо было проходить небольшой отрицательный участок и не понятно, где бы было место под станцию, могло не хватить длины веревки). Станция под навесом скал, в принципе, закрывающим от камней сверху. Проходя 3-ю верёвку, на скалах нашли старый крюк, который легко вынули руками. После 2-й верёвки, (чуть выше, там после отрицательного участка – небольшая полочка (на фото 6 обозначено буквой П)) с неё проход логичен по правой стороне кулуара (после 3-ей веревки, на уровне станции справой стороны кулуара видели старую станцию и небольшую, но удобную полку, на которой можно было бы сделать безопасную (не простреливаемый камнями) станцию). Видать, кто-то шел на спуск, сначала держались правого борта, затем переходили на левую сторону, там как раз подходящее место в кулуаре (что-то типа полки небольшой) для перехода на левую сторону. Но этот путь заметен только сверху и дальше уже нет перехода на левую сторону до льда. Выше проход равносильный - что слева, что справа, так как 4-ая веревка идет в кулуаре, но все же, казалось, что по правой стороне было бы удобней. Первый с нижней страховкой проходил по левому борту кулуара, а остальные, что бы не уйти маятником и не сыпать на нижних, жумарили в кулуаре. Но камни все равно летят, хотя старались работать максимально аккуратно. Все промежуточные станции очень не удобные и не защищенные. Может быть, можно было уйти левее из кулуара, но там просматривались более протяженные отрицательные участки, для которых уж точно было не обойтись без промежуточных точек страховки.

Все станции (кроме 5-ой) за рельеф. Хотя рельеф очень плохой, сильно выкрашивается, но станции держали.

По скалам от снега до льда - 3 верёвки (без веревки новичкам). 4 – ая на бурах на льду в кулуаре. Ледник подтаивает, возможно, отойдет. 5-я верёвка - выход на перевал по крутому льду и выше снегу, станция за рельеф.


Фото 7. Станция на пер. Верхняя щель

Пробив снежный надув, в 14.00 - первый человек на перевале. Хотя мы ещё стояли за две веревки внизу, счастью нашему не было придела!!!! При наличии крюков, естественно, перевал можно пройти быстрее!


Фото 8. На пер. Верхняя щель

Вид на перевал Верхняя щель с перевала Ледешт туристский.


Фото 9. Перевал Верхняя щель с пер. Ледешт туристский

Скалы сыпят, сложно найти точки страховки, камни "живые". Тура не нашли. Седловина перевала - камни, около 5 м до хорошего снежного выхода на ледник Ледешт. Со стороны ледника Ледешт перевал не представляет сложности. Спустились, прошли по леднику, встали на стоянку в 18.00. Погода солнечная. C перевала отличный вид на вершины Эльбруса, правда, когда подтянулся фотограф, их уже заволокло.

Рекомендации: лучше иметь крючья и делать две стации, одну для организации страховки, другую для тех, кто на точке, рельеф плоховатый.

Перевал Ледешт обходной (1А)

Категория трудности

Высота

Характер

травянисто-осыпной

Ориентация

юг – север

Номер в классификаторе

нет

Расположен в Накринском отроге, южном отроге ГКХ. Ведет от бараньих лбов ледника Ледешт в долину реки Накра.

Прохождение: 28-31 июля 2014 года. Описание даётся от пер. Ледешт туристский л. Ледешт до реки Накра.

Необходимое снаряжение: Трекинговые палки или ледоруб для страховки, что-то одно точно надо.

Погода во время прохождения: Днем солнечно, где-то к 15-16 часам затягивало. Начинался дождь.

28.07.14 Подъём в 9.00, в 10.00 начали спуск с перевала Ледешт туристский. Спуск сложности не представляет, проходит по снежному выносу. Подошли под перевал Лейтенантский, но не пошли его из-за плохой погоды (перевал был закрыт облаками и целиком не просматривался). Продолжили спуск вдоль правой стороны по леднику до открытых трещин в связке, прижимаясь под бараньи лбы последней ступени ледника, переходим на правый борт долины.


Фото 10. Ледник Лядешт.

На морене у ледника есть места под палатки.


Фото 11. Вид на ночевки правой морены л. Лядешт

Продолжаем спуск вдоль правого борта долины. Тропы нет. Периодически встречаются места ночёвок.


Фото 12. Вид от бараньих лбов в долину

К 15.00 вышли на травянистый склон правого борта. Видны места под палатку, был тур. Тур пустой. Вода - из-под ледника в ручье, есть водопад. Встали на ночёвку из-за ухудшения погоды. Гроза.


Фото 13. Вид на бараньи лбы от места ночевки

29.07.14 Подъём в 9.00, начали движение по травянистому склону в ближайшем распадке, но выйти в долину не смогли. Сброс последней полки около 400 м. Поднялись до места ночёвки. Часть группы осуществила разведку через хребет. К вечеру погода ухудшилась. Гроза.

30.07.14 Подъём в 9.00. Подъём по куруму, затем по травянистому склону, обходя скальные выходы с правой стороны.


Фото 14. Перевал Ледешт обходной

Выходим на хребет, траверсируя по травянистому склону вдоль стены. Поставили тур с указателями направлений спуска и обхода скальных выносов.


Фото 15. Перевал Ледешт обходной со стороны р. Накра

Далее - спуск в долину реки Накры.


Фото 16. Вид с пер. Ледешт обходной в стороны р. Накра

По пути встречаются снежники, водопадики, есть вода и места, где можно организовать ночёвки. При спуске поставили два тура.


Фото 17. Спуск с перевала в сторону р. Накра


Фото 18. Путь спуска в сторону р. Накра


Фото 19. Спуск в карман морены л. Накра западный

Спустились в долину реки Накры, вышли на тропу. В 18.00 встали на ночёвку у слияния рек Накра и Квиш.

31.07.14Подъём в 5.00, переход рек вброд где тропа подходит к реке. Подготовили место под ночевку под большим камням. Ночью был дождь, но уровень воды все равно понизился. После брода встали на завтрак в районе памятника, далее спуск осуществляли по тропе.

Перевал может быть использован для обхода бараньих лбов ледника Ледешт для выхода на ледник Ледешт.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru