Автор: Марина Попова, Красноярск
Фото: Денис Прокофьев и Марина Попова

Пик 4810 и красноярские девчонки

Каравшин – как много в этом слове для сердца альпинистского слилось!

А конкретно: «район мастеров» (все и везде про это пишут), монолиты и многометровые стены.
Так и мы: слышать-то слышали, а вживую не видели.
Поэтому идея проведения Чемпионата России по альпинизму именно в этом чуть ли не легендарном районе пришлась всем по душе. Мастерами мы себя, конечно, не ощущали, но побывать в таком районе хотелось давненько.

Пики Усен и Асан (4230м)

Ехать на соревнования решили сразу, благодаря этому тренировки на скалах и в зале приобрели конкретную цель. Команда подобралась постепенно, окончательно определились с составом только в мае. Лазить решили втроем: типа, для двоих рюкзак тяжелый выходит, вчетвером «паровоз», а втроем – самое то. По факту, правда, оказалось, что в таких районах «само то» - это вчетвером, но узнали мы об этом уже в процессе подъема по вертикальным перилам с тяжелыми кулями.

Наша команда на чемпионат

Сразу стало понятно, что описания с сайта ФАР лучше заранее сильно подробно не читать. И не потому, что они не правдивы. Просто чуть ли не каждый маршрут первопроходцы лезли дней 7-8 в каких-то ужасно дождливо-снежных погодных условиях, молотя скайхуки по карнизам. Но это все лирика.

Прилетаем мы, значит, на вертолете (в этом нам повезло), а вокруг всего одна большая стена (это Асан), а так – речка, коровки, козы, ишаки, солнце, разбросаны коровьи «подарочки». В общем, стандартный горный пейзаж радует глаз и обоняние.

На выходе с вертолета такой вот вид открывается

На разведке после обустройства лагеря стало ясно, что на Асан нам пока не хочется, поглядывать стали на Желтую стену, все-таки и маршрут недлинный и красивый, гора пониже. Да и спуск пешком, при условии, что найдешь нужный осыпной кулуар.

Справа пик Желтая стена

Разбились по двойкам (с нами еще Полина, ее напарница на тот момент пока не приехала). Маршрут оставил приятное впечатление, хотя и отсутствие акклиматизации ощущалось вполне прилично. Привычные катушки, захватывающий «ключ», и потом как тогда показалось, бесконечный и местами не совсем пешеходный «долаз».

Спускались в сумерках, с последними лучами солнца нашли нужный спусковой кулуар, в довесок в темноте брели до лагеря, постоянно теряя тропу, запинаясь и ругаясь. Тогда мы еще не знали, что это был, пожалуй, самый приятный спуск из всех, что нам встретились в Каравшине.

С целью повышения устойчивости к высотным условиям большой толпой сходили переночевать под 4810.

Пик 4810, на подходах

Не могу сказать, что стена «манит и тянет». Она гладкая, длинная, по ней течет вода, и иногда простреливают камни, а где-то далеко наверху белеет снег и сверкает ледок. А если вокруг еще и темные снеговые облака, то хочется вообще уйти куда-нибудь пониже и подальше, и каску заодно надеть.

Мысль у меня появилась четкая – пожалуй, ТУДА я никогда не полезу. Потом мы решили прогуляться выше, на «плечо». А там есть маршрут Овчаренко, он выглядит менее стеновым и как-то более приятным, что ли. Наши парни разглядывали его в бинокль и прикидывали, как полезут. Мы смотрели «за компанию».

пик 4810 (Одессы)

Ну а в итоге мы же и полезли на него вчетвером через неделю, девчоночьей командой, пообещав парням все подробно рассказать после спуска. Еды взяли дней на 6, не меньше, поэтому «сумочки» получились совсем не легкими. Хотя воду не несли - накануне сходили на разведку выше Желтой стены, просмотрели маршрут, возможные полки для ночевки и «снежники».

Наша команда на 4810: Полина Галацевич, Катя Матюшевская, Саша Ментовская, Марина Попова

И платформу не потащили. Тем более, что у нас ее в принципе не было. Все равно стартовый груз вышел килограмм 15 для третьего-четвертого. Для парней это были бы практически невесомые рюкзаки, для нас же - сильно ощутимо. Второй шел с облегченным весом, чтобы быстро поджумаривать, передавать вовремя снаряжение, в общем, не задерживать первого. Лезли, понятно, по одновременной схеме, поэтому двигались с хорошей скоростью.
К трем часа дня 25 июля подошли под маршрут, «нарядили» Сашу в камалоты, да полезли.

Первая веревка маршрута Овчаренко, пик 4810

К 9 вечера оказались на прекрасной выложенной камнями полочке - аккурат под нашу палатку.

Слега напрягали свистящие вдоль стены камни. Через час камни напрягли существеннее, так как решили упасть в нас. Весь урон был нанесен Полине – нормального размера синяк на руке плюс разлили весь чай. После такого «привета» спать улеглись в касках и накрывшись двумя веревками, равномерно распределив их по всем спящим.

Длинный внутренний угол, м-т Овчаренко, пик 4810

Наутро уже лезу я, стеночки, длинный внутренний угол, стеночки. Иногда встречался лед, но в остальном – монолитный рельеф, прекрасное лазание. Доходим до бастионов, меняемся с Полиной, она говорит «Там камины, я их люблю». Уровень любви к каминам вскоре упал до нуля – лед плюс летящие камушки. Но так мы и лезли до самого вечера, мимо проносились камни и каменюки размером с тумбу. Как-то не по себе было.

Верхние участки маршрута Овчаренко, 6а на 4810

И, ура, в лучах заходящего солнца, в 9 вечера, мы на вершинном гребне на последнем участке удалось еще и полностью перебить перильную веревку. Но никто уже особо не расстроился. Наоборот, порадовались окончанию маршрута.

В сумерках на вершине 4810

Утро, вершина 4810

Палатку ставим прямо на вершине, на ровной снежной площадке. Настроились на долгий утренний спуск, рассчитывали дюльфернуть к обеду, но…
Спускаться там немало, больше, чем казалось. Поле 10 дюльфера сбились со счета.
Напряженные мысли из серии «а что мы будем делать, если веревка не сдернется?» постоянно витали в воздухе и иногда произносились вслух, особенно на вертикальных участках с карнизами. Не застрявшие в очередной раз веревки встречались радостными криками. Застрявшие вытягивались жумарами и крепкими словами. А в самом конце – сыпучий кулуар, длиной, наверно с километр по высоте. Забирает все силы и настроение. Часов в 6 вечера только оказались на твердой несыпучей поверхности (начали в 8 утра) внизу и неспешно побрели по ущелью Аксу вниз. До лагеря топать было еще прилично.

По ущелью "Аксу" возвращались в лагерь, слева пик Ортотюбек и пик Слесова

К счастью, через несколько часов, когда мы подтащились (по другому и не скажешь) к перевалу, навстречу спустились парни, забрали ненавистные рюкзаки и донесли их до лагеря. Это было очень и очень круто, спасибо вам!
Через пару дней хорошая погода ушла в отпуск, и в первые дни чемпионата «наш» маршрут был уже совсем в другом состоянии, во льду и снеге.

2 августа, первый день соревнований, слева Кыркчилта, справа Асан, между ними не виден совсем пик 4810

Второй день соревнований, 3 августа, пик 4810 уже слегка виден

После недели отъедания начались собственно и соревнования, лазили мы уже втроем и для восхождений выбрали Асан, он от лагеря близко, и маршруты на нем технически интересные. Сходили маршруты Погорелова 6а и Горбенко 5б.
Шестерка оказалась разнообразной: и сложное лазание, и ито, и простое лазание.

Первые веревки, Асан, м-т Погорелова, 6а

Стенки, камины, катушки. Удобнейшие и безопасные полки для маленькой палатки. С собой взяли 8 литров воды, но сразу же уронили двухлитровую бутылку, на второй веревке выпала из рюкзака. Зато уронившему жумарить стало полегче.

Первая ночь прошла здесь, верх "огурца", Асан, м-т Погорелова, 6а

Говорят, что это самая простая шестерка района, но простой ее не назовешь. Пять веревок ИТО доставили нам много удовольствия. Особенно "перестежки" по гнилым шлямбурам с выпавшими наполовину шпильками. Из радостного - время от времени попадались станции на двух шлямбурах, уходить с них даже не хотелось.

Итошный участок, Асан, м-т Погорелова, 6а

Мне удалось феерически (то есть "по глупому") уронить каску со стены за веревку до выхода на простую «крышу», внизу потом нашлись ее осколки.

Начинаем обрабатывать веревки выше "балкона". Асан, м-т Погорелова, 6а

Поэтому долазила и спускалась просто в шапке, что тоже добавило напряженности к восхождению.
Запомнилась "крыша" (пологие участки, выводящие к вершине), на нее выходишь со стены и лезешь до верха. Она простая, состоит в основном из катушек пологих, но местами встречался лед. Плюс ко всему она очень-очень длинная, метров 350, на третий день лазания и без воды хотелось скорее оказаться наверху, а "крыша" все не кончалась!
Вершина оказалась крайне долгожданной.

Вершина Асана, Саша и Катя

На спуске, конечно, заблудились, дюльфернув по уходящим в «никуда» новым петлям. Там многие по ошибке оказываются, а потом начинают лазанием подниматься обратно вверх. Но нас «спасла» команда из Свердловска, с ними мы и спустились до низа.
Маршрут Горбенко прошли за 12 часов, хотели быстрее, но к вечеру как-то подустали. Почти весь маршрут идет по катушкам и неотрицательным стеночкам. Переночевали практически на вершине с обалденным видом на пик 4810 и выходящую из-за него луну.

Шикарнейшая луна выходит из-за 4810, справа пик Асан

На этом наши чемпионатские восхождения прекратились.
В общем, задачи мы свои выполнили: посмотрели на район, полазили в свое удовольствие, побоялись, сходили первые шестерки.
Прибавилось много опыта и, возможно, ума. Не удалось, правда, побывать на пике Слесова, но за этим приедем в следующий раз.

Перед вылетом домой

Спасибо организаторам соревнований,
Красноярской краевой федерации альпинизма,

и также моему спонсору НПФ Баск

Послесловие:

Хотелось сказать, что восхождение девушек на пик 4810 само по себе является нетривиальным результатом. До них на эту суровую гору не удавалось подняться ни одной женской команде, хотя попытки были, и мысли залезть на этот пик приходили в голову еще нескольким бодрым девушкам. Даже если не брать во внимание то, что восхождение на пик Одесса в принципе хотел бы иметь в своей копилке любой альпинист на постсоветском, да и не только на постсоветском пространстве. Восхождение девчонок было сделано в хорошем стиле, без предварительной обработки и всего за полтора дня. И один день на спуск. По маршруту 6А категории сложности. В общем со всех сторон молодцы. ТАК ДЕРЖАТЬ.