Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 с эл. 6 к.с. по Памиру летом 2013. Часть 1
ОТЧЕТ о прохождении горного туристского спортивного маршрута 5 с элементами 6 категории сложности по Центральному Памиру группой Горного турклуба МГУ в период с 30 июля по 28 августа 2013 г. Маршрутная книжка № 1/3-508 Руководитель группы: Овчинников Илья Львович ilya@psn.ru Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ -ОТМ рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен руководителю и двум участникам пятой с элементами шестой категорией сложности, пяти участникам — пятой категорией сложности. Справочные сведения (паспорт спортивного маршрута) Проводящая организация: Горный турклуб МГУ (г. Москва) Место проведения: административно — Республика Таджикистан, Горно-Бадахшанская автономная область физико-географически — Центральный Памир Общие справочные сведения о маршруте
Нитка маршрута: кишл. Пасор — р. Хавраздара — заброска на пер. Холодный (1Б, 4670, рад.) — пер.[ Майи Гантман + Снежный] (3А, 5630) — лед. Комарова — пер.[ Оптимальный + Каменный Цветок] (2Б, 5400) — лед. Грум-Гржимайло — за заброской на пер. Холодный (1Б, 4670, рад.) — лед. Верх. Музкулак — пер.[ Ветреный + Зимовщиков] (3А, 5960) — лед. Витковского — пер. Омара Хайяма (2Б, 6160) — лед. Федченко — пер. Революции (3Б, 6300) — лед. Грум-Гржимайло — пер. Паустовского (2Б, 6100) — лед. Федченко — пер. Абдукагор (2А, 5079) — кишл. Поймазар Определяющие препятствия:
Заявочные материалы рассмотрены МКК ФСТ-ОТМ (177-00-56666252) в составе: Р.З. Деянов (председатель), Д.Ю. Зеленцов, В.В. Мартынов, Д. Лехтман, В.Э. Кодыш
не участвовали в прохождении перевалов Революции и Паустовского и закончили маршрут 23.08.
Общая идея похода Первоначально при планировании маршрута нам хотелось решить две задачи: 1) исследовать ледник Верхний Музкулак, пройти ледопад его юго-западного истока 2) попытаться пройти траверс пика Революции и пика 26 Бакинских комиссаров. Вместе с необходимой предварительной акклиматизацией, которая планировалась в восточной части Язгулемского хребта, и выходом из района через перевал Абдукагор, это давало маршрут 6 категории сложности. Однако набрать группу для такого маршрута не удалось. В результате собралась группа на маршрут 5 к/с, и после прохождения всех определяющих препятствий предполагалось разделиться — более опытная часть группы совершает прохождение перевала Революции и восхождение на пик Революции, а остальные ( у которых, к тому же, было только 4 недели отпуска) уходят через перевал Абдукагор на неделю раньше. Соответственно, добавилась и еще одна цель — познакомиться с Памиром, для бoльшей части группы это был первый памирский поход. Изменения маршрута и их причины Заявленный маршрут 5 с элементами 6 категории сложности в итоге был следующий: кишл. Пасор — р. Хавраздара — заброска на пер. Холодный (1Б, 4670, рад.) — пер. [Майи Гантман + Снежный] (3А, 5630) — лед. Комарова — пер. [Оптимальный + Каменный Цветок] (2Б, 5400) — лед. Грум-Гржимайло — за заброской на пер. Холодный (1Б, 4670, рад.) — лед. Верх. Музкулак — пер. Высокая Стена (3А, 5960) — лед. Витковского — радиально восхождение на пик Фиккера (3А, 6740) — пер. Омара Хайяма (2Б, 6160) — лед. Федченко — радиально восхождение на пик Революции (6940) через пер. Революции (3Б) — лед. Федченко — пер. Абдукагор (2А, 5079) — кишл. Поймазар Первая половина маршрута была пройдена в заявленном виде. Перевала Высокая Стена, который вел бы с ЮЗ истока ледника Высокая стена на ледник Витковского на местности не оказалось, и вместо него была пройдена связка Ветреный + Зимовщиков. От восхождения на пик Фиккера отказались, поскольку после снегопада оно было слишком трудоемко и вероятно лавиноопасно. От восхождения на пик Революции отказались из-за нехватки времени после отсидки в непогоду и глубокой тропежки. От спуска с перевала Революции по пути подъема отказались, поскольку структура фирна на ребре не позволяла организовывать надежные перила на спуске. Вместо этого мы спустились на ледник Грум-Гржимайло и вернулись на ледник Федченко через ближайший перевал Паустовского, при этом был найден «пешеходный» вариант его прохождения, потребовавший только одной перильной веревки при преодолении бергшрунда. Обеспечение безопасности Все участники были застрахованы в СК «Цюрих» по программе N-3 с повышающим коэффициен-том «спорт» на сумму €50 000. Выбор страховой компании определялся положительным опытом работы с ней в 2012 г. — она оплатила вертолетную эвакуацию участника с переломом в Таджикистане в одной из групп Турклуба МГУ. Страховка покрывает медицинскую эвакуацию и неотложную медицинскую помощь в объеме, необходимом для безопасного возвращения домой (лечение в Москве этой страховкой не покрывается, как и большинством аналогичных продуктов). Был также заключен договор о контрольно-поисковых мероприятиях с фирмой «Памир Пикс» (Давлат Хабибов). Для обеспечения связи были взяты два телефона Thuraya SO-2510. Один из них, однако, перестал работать в начале похода, затем через неделю заработал, но в конце похода, уже после разделения подгрупп, вышел из строя окончательно, и подгруппа, совершавшая восхождение на перевал Революции, осталась без связи. Из Москвы группа летела в Душанбе самолетом авиакомпании «Уральские авиалинии» с пересадкой в Екатеринбурге, обратно летели прямым рейсом Куляб—Москва. Билеты от 12900 до 18000 руб. туда — обратно (цена в зависимости от даты покупки). Авиакомпания предлагает льготные условия провоза спортивного снаряжения (лыж, сноубордов, серферов) — до 40 кг на человека. Мы написали письмо с просьбой разрешить провоз альпинистского снаряжения на тех же условиях и авиакомпания пошла нам навстречу и разрешила провоз 40 кг багажа на человека. Выражаем авиакомпании «Уральские авиалинии» нашу глубокую благодарность! Однако, не стоит рассчитывать на действенность письма о разрешенном перевесе при обратном вылете из Таджикистана. Валюта Таджикистана — сомони. Курс сомони в этом году был 1 сомони = 6 рублей. Пунктов обмена Душанбе и Кулябе огромное количество, курс покупки и продажи отличается незначительно, так что есть смысл обменять с запасом. В районных центрах (Рушан, Ванч) есть обменные пункты на базаре, но работают они не всегда. Рассчитаться рублями или долларами с водителями как правило возможно, но по невыгодному курсу. Для пребывания в Таджикистане гражданам России (так же и Украины, и Беларуси) не требуется ни виза, ни загранпаспорт. Однако необходимо в 3-дневный срок оформить регистрацию в ОВИР. Также для въезда в Горно-Бадахшанскую автономную область необходим погранпропуск, который также оформляется в ОВИР. Для оформления документов мы воспользовались услугами фирмы «Памир Пикс» (Давлат Хабибов). За оформление регистрации с нас взяли по €40, за погранпропуск по €15. В этом году задержек с оформлением документов не возникло. Небольшая накладка случилась на выезде — оказалось, что одному из участников забыли вписать в регистрацию срок ее окончания и сотрудник миграционной службы в аэропорту Куляба посчитал, что она просрочена. Вопрос оперативно решился звонком Давлату (в 2 часа ночи). Также в «Памир Пикс» приобрели газ для горелок (по €8 за баллончик 230 г, необходимо заказывать заранее!) На время оформления документов в Душанбе удобно разместиться на станции юных туристов (ул. Чехова, 13 комендант Эмом, тел. +992-929-555-287). Жить можно в домиках по 4-6 человек (25 сомони с человека за ночь), или поставить палатки на лужайке (10 сомони с человека за ночь). Есть душ, но вода есть не всегда. Там же можно оставить городские вещи на время похода. Через дорогу находится «Зеленый» базар, где можно закупить продукты. Там же советуем приобрести местную sim-карту — звонки с российской sim-картой в роуминге обходятся слишком дорого. Формально иностранным гражданам в Таджикистане sim-карту приобрести очень сложно, но продавцы обычно идут навстречу туристам и оформляют ее на себя или кого-то из местных жителей. О заезде в верховья Бартанга мы договаривались напрямую с водителем, услугами которого мы пользовались в 2008 г. (Аслишо, тел. +992-934-752-083). Однако его УАЗ вышел из строя и он передал нас другому водителю, с микроавтобусом Toyota. В результате ехали с бoльшим комфортом, но до Пасора не доехали 16 км — водитель не рискнул преодолевать селевой вынос. Из Душанбе выехали в 21:00, с несколькими остановками на еду и отдых доехали до Дерушана (в 17:30), переночевали у водителя дома, утром выехали в 6:30 и в 15:30 доехали до Рухча (фото 1). Дорога по Бартангу была в приемлемом состоянии, хотя и залита водой местами. Выяснилось, что в этот момент в Рухче машин нет — все уехали в Бопасор на волейбольный матч между соседними кишлаками. Вечером, когда волейболисты возвращяются домой, договариваемся, что рано утром нас отвезут в Пасор (за 300 сомони). Обратно выезжали малыми группами, поскольку одним участникам нужно было срочно на самолет, а другие хотели осмотреть ГБАО. Из всех районных центров ГБАО утром выезжают машины в Душанбе. Место в машине Хорог—Душанбе стоило в этом году 350 сомони. В Куляб столько же, поскольку машина все равно едет в Душанбе и водитель на рассчитывает подсадить кого-то из Куляба в Душанбе. Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||