Руководитель: Н.Потребич, Долгопрудный

о горном туристическом походе

III категории сложности по Центральному Кавказу,

совершенном группой туристов ГС МФТИ

в период с 10 по 23 августа 2013 года.

Маршрутная книжка № 1/3 - 302

Руководитель группы Потребич Н.А.

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ

рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем

участникам и руководителю 3 категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке МГЦТК.

I. Справочные сведения о походе.

1. Проводящая организация

10.07-23.08.2013

Общий набор высоты на маршруте - 9494 м
максимальная высота – 5641 м

Маршрутная книжка 1/3-302 выдана МКК 177-00-66665555 г. Москвы.

4. Подробная нитка маршрута

Маршрут планируемый:

Пос. Булунгу – р. Булунгусу – пер. Каргашиль Сев. (1А, 3417) – лед. Булунгу(Кору) – пер. Тютюргу Восточный Центральный (1Б, 3858) – лед. Тютюргу – р. Тютюр-су – т/б Чегем – р. Гара-азусу – р. Башиль-аузусу – т/б Башиль – р. Башиль-аузусу – моренное озеро - лед. Ц.Башиль – пер. Грановского (2А, 3759) – лед.В.Адырсу – р. Адырсу – а/л Уллу-тау – р. Адырсу – лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3582) + рад. в.Гумачи (1Б альп., 3797) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – пос. Эльбрус – (переброска на машине) – пос. Азау – (канатная дорога) – приют 11- в. Эльбрус Зап. (2А альп., 5642) - приют 11 – пос. Азау

Маршрут пройденный:

Пос. Булунгу – р. Булунгусу – пер. Каргашиль Сев. (1А, 3417) – лед. Булунгу(Кору) – пер. Тютюргу Восточный Центральный (1Б, 3858) – лед. Тютюргу – р. Тютюр-су – т/б Чегем – р. Гара-азусу – р. Башиль-аузусу – т/б Башиль – р. Башиль-аузусу – моренное озеро - лед. Ц.Башиль – пер. Грановского (2А, 3759) – лед.В.Адырсу – р. Адырсу – а/л Уллу-тау – р. Адырсу – лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3582) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – пос. Эльбрус – р. Ирик – р. Ирикчат – пер. Ирикчат (1Б рад.) – р. Ирикчат – р. Ирик - (переброска на машине) – пос. Азау – (канатная дорога) – приют 11- в. Эльбрус Зап. (2А альп., 5642) - приют 11 – пос. Азау

Обзорная схема маршрута

3ГУ, 2ЛУ

ремонтник

1981

II. Общегеографическая и туристическая характеристика района.

1. Географическая характеристика района и его туристические возможности.

Центральный Кавказ - наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа. Вершины Шхара, Дыхтау, Коштантау, Джангитау, Казбек превышают 5000 м. Здесь находится и высшая точка Кавказа - гора Эльбрус (5642 м). В высокогорьях Центрального Кавказа находятся и наиболее грандиозные ледники. Безенгийская стена, склоны Эльбруса и Казбека несут почти сплошной ледовый покров. Здесь есть все виды ледников, в том числе и долинные. Среди оригинальных вершин региона - знаменитые Ушба, Шхельда, Тихтенген, Тетнульд, Шхара, Айлама. Долины Центрального Кавказа просторнее и более суровые, чем на Западном Кавказе. Реки, вырывающиеся из-под ледников, бурные и довольно мутные.

Погода в регионе не отличается устойчивостью: солнечные дни даже летом нередко сменяются в высокогорье жесткой и длительной - до 3-5 дней - непогодой.
Центральный Кавказ располагает богатыми возможностями для проведения любых спортивных походов и мероприятий. Здесь практикуются походы для начинающих, походы для родителей с детьми, местные и выездные массовые слеты и соревнования, учебные мероприятия (как для начальной, так и высшей подготовки), походы в межсезонье и в зимний период. В пределах региона могут быть проведены горные походы I-VI категорий сложности.

Наиболее популярным и доступным регионом Центрального Кавказа является Приэльбрусье.

2. Транспортные возможности района и организация забросок

В транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. Верховья Баксана (в том числе пос. Эльбрус) регулярным транспортным сообщением связаны с Тырныаузом, Нальчиком, Минеральными Водами, Пятигорском. Турбаза Башиль в ущелье Башильаузсу и турбаза Чегем в ущелье Гара-азусу связана грунтовой дорогой с пос. Булунгу (Верхний Чегем), который, в свою очередь, связан с Нальчиком.

Часть группы (четверо человек) летело на самолете авиарейсом Utair Москва-Нальчик. Стоимость билета порядка 11000. Остальная часть группы ехала на поезде Москва – Нальчик с большей частью продуктов, снаряжения и всем газом. Стоимость билета порядка 2750 руб. В Нальчике нас встретила заранее заказанная газель. Турфирма ТАУ-сервис, контактное лицо Борис. Телефон 7 (928) 950-38-68, bezonec@list.ru. Машина отвезла нас в поселок Булунгу.

Заброску делали(закапывали) на слиянии р. Гара-аузусу и р. Башиль-азусу. Для этого поймали у погранпоста за пос. Булунгу машину, направляющуюся наверх. До заброски порядка 4 км. Обратную дорогу также проделали на машине.

Газ заранее купили в Москве и перевезли на поезде. 14 баллонов за 2140 руб. Использовали 9 баллонов из 14.

3. Наличие пограничных и заповедных зон

Наш маршрут проходил в приграничной зоне РФ. Для нахождения в приграничной зоне КБР необходим пропуск, который оформляется в пограничном отряде, располагающимся в г. Нальчик. Также можно оформить пропуска в пос. Верхний Баксан. Для этого надо посылать свои данные по факсу, срок оформления порядка месяца. Необходимо лично забирать. Мы оформили пропуск заранее через турфирму ТАУ-сервис. Стоимость услуг 100 руб за человека. Также можно оформить пропуска в пос. Верхний Баксан.

Для входа в погранзону необходимо отметиться на погранзаставе. Мы это сделали в пос. Булунгу. На выходе из зоны (мы выходили через погранзаставу у а/п Шхельда) созваниваются и проверяют, что вы входили. На самой территории погранзоны проверяют пропуска и паспорта. Для облегчения процедуры рекомендуем сделать распечатку списка группы с паспортными данными. Наши пропуска проверяли два раза – у т/б Башиль и а/л Уллу-тау. Также просим обратить внимание, если необходимо будет разделение группы в погранзоне, даже за заброской, то необходимо сделать два различных пропуска. При разделении одна часть группы остается без пропуска, что нарушение правил нахождения в погранзоне.

Маршрут проходил в зоне национальных парков Кабардино-Балкарский и Приэльбрусье. Пропуска в Кабардино-Балкарский можно оформить в Нальчике. ТАУ-сервис больше не работает с егерями и рекомендовал нам расплачиваться на месте. По месту егеря встречены не были, мы ничего не платили.

III. Организация похода.

1. Общая смысловая идея путешествия

Основной идеей похода было пройти несложный маршрут третьей категории сложности на Центральном Кавказе. А в конце похода подняться на в. Эльбрус. Маршрут сначала планировался начинать в а/л Безенги и двигаться по направлению к Эльбрусу. Но наиболее посещаемый перевал Столбовой-2 не подходил для начала маршрута, а по остальным перевалам не было однозначной информации, и смущали каньоны и провешивание веревок на них на подходе к перевалу. Поэтому решено было начать маршрут в поселке Булунгу, и заодно это позволило сделать заброску без материальных затрат и пройти первое акклиматизационное кольцо с облегченными рюкзаками.

В качестве 2А было решено пройти классические перевалы Грановского и Гумачи. Эти перевалы требуют минимального провешивания веревок, но дают хорошее представление о перевалах категории 2А. По ходу похода пройтись по красивым местам, поесть земляники, малины, черники и пособирать грибов.

Логическим завершением маршрута было запланировано подъем на в. Эльбрус.

2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

В случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию по следующим маршрутам:

• из долин рр. Булунгу и Кору – вниз до пос. Булунгу
  • из долины рр. Тютюрсу, Гара-аузусу и Башиль-азусу – вниз до р. Чегем и по дороге в пос. Булунгу
  • из долины р. Адырсу - вниз до а/л Уллу-тау, по дороге в пос.В.Баксан
  • из долины р. Адылсу - вниз до а/л Джантуган, Адылсу, Шхельда
  • из долины рр. Ирик и Ирикчат - вниз до пос. Эльбрус.

Запасные пути:

В случае недостатка дней отказаться от подъема на в.Эльбрус.

3. Изменения маршрута и причины изменения

Было решено отказаться от радиального восхождения на в.Гумачи из-за болезни участника и неустойчивой погоды.

В конце похода остались лишние дни, некоторые участники не хотели подниматься на Эльбрус. Поэтому решено было перед подъемом на Эльбрус радиально сходить на перевал Ирикчат (1Б*).

4. Сравнение заявленной и пройденной нитки маршрута

Заявлено

Пройдено

пос. Булунгу – р. Булунгусу

П.п. – пер. Коргашиль Сев. (1А, 3417) – лед. Ю.Булунгу

П.п. – пер. Тютюргу Вост. Центр. (1Б, 3800) – лед. В.Тютюргу – р. Тютюргу – т/б Чегем

П.п. – р. Гара-аузусу – (заброска) – р. Башиль-азусу – т/б Башиль

П.п. – р. Гара-аузусу – (заброска) – р. Башиль-азусу – т/б Башиль – р. Башиль-азусу

П.п. – лед. Башиль – моренное озеро

П.п. – лед. Башиль – пер. Грановского (2А, 3950) – лед. В.Адырсу – р. Адырсу – а/л Уллу-тау

П.п. – верхние Гумачинские ночевки

П.п. – лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3540) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – а/л Джантуган

П.п. – лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3540) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – Зеленая гостиница

П.п. – р. Адылсу – пос. Эльбрус – р. Ирик – р. Ирикчат

1,2

3.5

1:40

Мост, сначала дорога, потом тропа по правому берегу р. Булунгу-су

+560

П.п. – р. Булунгу-су – слияние р. Булунгу-су и р. Ракит

3.2

1:45

Скотонгонные тропы по травянистым склонам правого берега р. Булунгу-су. После ручья из-под пер. Хунзуф по травянистым склонам левого берега р. Булунгу-су

+640

П.п. – левый карман морены в верховьях р. Булунгу-су

1.7

Травянистые склоны

+150

М.н. – перевал Коргашиль Сев. (1А, 3417)

5,6,7,8

0:55

Тропа по левому карману морены. Потом перевальный взлет высотой 150 м травянисто-осыпной крутизной 20 град. В верхней части обход снежника.

+435

П.п. – под перевальный взлет со стороны р. Кору

0:35

Травянистые, мелкоосыпные и среднеосыпные склон крутизной от 10 до 50 град вдоль ручья

-310

П.п. – Тютюргинские ночевки

1.7

Моренные валы

+70

П.п. – цирк перевалов Тютюргу

11,12

0:55

Теряющяяся тропа по левому берегу ручья, вытекающего из цирка перевалов Тютюргу. Средне и мелко-осыпные склоны.

+310

М.н. – перевал Тютюргу Вост. Центр. (1Б, 3800)

13,14,15,16

1:40

Открытый ледник без трещин крутизной 20-35 град.

+360

П.п. – ледник В.Тютюргу

17,18,19

0.5

1:25

Осыпной кулуар крутизной до 35-40 град. Наверху кулуара крупная и средняя осыпь, дальше мелкая и средняя осыпь.

-350

П.п. – лед. В. Тююргу - ручей из-под перевала Тютюргу Западный

0:45

Открытый некрутой ледник. Моренные валы.

-200

П.п. – р.Тютюргу – слияние с ручьем из-под лед. Шаурту

3.5

1:30

Тропа по гребню морены, потом по травянисто-осыпным склонам. Тропа по левому берегу р. Тютюргу.

-900

П.п. – дорога в долине р.Гара-аузусу

0:55

Тропа траверсом склона правого берега

-220

П.п. – рад. минеральные источники

Тропа по лесу

+20

-20

П.п. – т/б Чегем

1.6

0:30

Дорога по правому берегу р. Гара-азусу

-80

М.н. – р. Гара-азусу – р. Башиль-аузусу

5.8

1:15

Дорога по правому берегу р. Гара-азусу, затем по левому бурегу

-270

П.п. – т/б Башиль

5.3

1:55

Дорога по правому берегу р. Башиль-азусу

+220

П.п. – бывшая погранзастава

0:15

Мост на левый берег р. Башиль-азусу. Дорога по левому берегу.

+15

М.н. – р. Башиль-азусу - мост

0:30

Тропа по левому берегу р. Башиль-аузусу

+80

П.п. – р. Башиль-аузусу – слияние с ручьем из-под пер. Бодорку

4.0

1:15

Тропа по правому берегу р. Башиль-азусу, поросшие травой морены

+260

П.п. – лед. Башиль – ручей из-под пер. Грановского-Голубева

24,25

1:00

Левобережная морена р. Башиль. Моренной чехол ледника Башиль. Открытый ледник.

П.п. – ручей из-под пер. Голубева - выход на террасу

1:00

Левый берег ручья. Следы тропы. Крутой осыпной селевой склон с промоинами, местами заросший травой

Брод ручья из-под пер. Голубева

0:10

Брод по одному с самостраховкой палками

П.п. – моренное озеро

0.5

0:20

Подъем в лоб по осыпным склонам на морену, преграждающую озеро. Выход на тропу по гребню морены

+50

М.н. – лед. Башиль Центр. – подход под первый ледопад

1:05

Тропа по гребню морены. Осыпи. Открытый ледник, движение в кошках.

+110

П.п. – второй ледопад

0:30

Полузакрытый ледник. Обход ледопада справа по ходу. Движение в связках.

+130

П.п. – цирк перевала

1:30

Закрытый ледник, движение в связках. Обход ледопада справа по ходу по леднику крутизной до 35 град. Трещины проходятся по снегу. В цирке перевала выположение.

+290

П.п. – перевал Грановского (2А, 3759)

30,31

0.3

0:35

Закрытый ледник, движение в связках. Фирновый склон крутизной до 35 град. Выход на осыпной гребень и по нему на седловину.

+160

П.п. – лед. Адырсу Вост. – спуск под бергшрунд

32,33,34

0.4

1:45

Спуск по следам по снежно-ледовому ребру до скал. От скал веревка 50 м ниже бергшрунда

-250

П.п. – лед. Адырсу Вост. – осыпи на левобережной морене

0:45

Спуск по следам по закрытому леднику и снежникам в обход разрывов. Выход на левобережную морену.

-250

П.п. – Местийские ночевки

3.0

1:25

Левобережная морена сначала без тропы, потом тропа по гребню морены.

-380

П.п. – а/л Уллу-тау

4.0

1:25

Тропа по правому берегу р. Адырсу

-570

М.н. – р. Адырсу – нижние Гумачинские ночевки

0:50

Выше альплагеря мост на левый берег р. Адырсу. Тропа сначала вдоль реки, потом серпантином на площадку выше бараньих лбов.

П.п. – верхние Гумачинские ночевки

Полудневка

1:00

Тропа по гребню левобережной морены лед. Гумачи

+410

М.н. – лед. Гумачи – цирк

0:30

Открытый ледник с обходом разломов. Движение в кошках

+300

П.п. – лед. Гумачи – перевал Гумачи (2А, 3562)

38,39,40,41,42

2:30

Разорванный ледопад. Движение в связках. Через один разлом навешивание веревки. После ледопада траверс снежного склона в. Гумачи на перевал

+240

П.п. – лед. Джанкуат

0.2

0:40

Дюльфер 50 м. Дальше движение плотной группой по мелкой осыпи до ледника.

-150

П.п. – лед. Джанкуат – сход с ледника

44,45

2.6

1:30

Сначала закрытый ледник, потом открытый. Движение в связках и кошках, обход разрывов.

-575

П.п. – р. Адылсу – а/л Джантуган

5.4

2:05

Сначала по осыпям. Потом движение по тропе сначала левого берега, потом правого берега.

-560

М.н. – р. Адылсу – пос. Эльбрус

7.5

1:50

По тропе в обход а/л Джантуган, дальше по дороге. В долине р. Баксан движение по обочине.

-510

П.п. – р. Ирик - нарзаны

0:40

В поселке по дороге. Дальше по тропе левого берега.

+180

П.п. – р. Ирик – кош перед слиянием с р.Ирикчат

4.2

По тропе левого берега.

+435

П.п. – р. Иричкат – первая ступень долины

3.7

1:50

Подъем по тропе серпантином в долину р. Ирикчат. Дальше по тропе левого берега.

+445

М.н.– р. Ирикчат - перевал Ирикчат (1Б, 3640)

48,49

4.6

2:40

Тропа по левому берегу. В цирке перевала по насыщенной водой осыпи. На перевал серпантином по тропе.

+810

П.п. – р. Ирикчат – р. Ирик - нарзаны

12.5

4:20

Тропа по левому берегу р. Ирикчат и р. Ирик.

-1680

М.н. – пос. Эльбрус

0:15

Тропа по левому берегу. Дорога в поселке.

-180

Переезд до пос. Азау, подъем по канатной дороге до “бочек”

М.н. – приют 11

Ратрачный след по открытому леднику

+400

М.н. – рад. Эльбрус зап.

3:30

Сначала ратрачный след. Затем тропа по леднику. Помечено вешками.

+1540

-1540

П.п. – “бочки”

0:20

Ратрачный след по открытому леднику

-400

П.п. – пос. Азау – пос. Терскол

Канатная дорога до пос. Азау. Дальше на машине до пос. Терскол.

Общая протяженность – 147 (с учетом коэфф 1.2)