Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Дмитрий Григорьев, Москва
Фото: Григорьев Д, Головченко Д, Нилов С.

Кызыл-Аскер 2014. «Завтрак с видом на Кызыл-Аскер»

Описание района, истории района, вершин, логистики – можно посмотреть в статьях:

• Раз
  • Два
  • Три
  • Четыре
  • Я опишу том, что было в 2014.

О дороге.

К горе мы ехали чрез Нарын, обратно Вадим (наш водитель, любитель проехать там, где он ещё не бывал, поэтому с удовольствием, как он сам сказал, согласился нас отвезти в этот район, так как давно хотел попасть в эти отдалённые края Киргизии) нас отвёз через долину реки Узенгикууш, т.е. у нас получилась круговая обзорная экскурсия по юго-восточной части Киргизии. Не думал, что могут быть проблемы с ориентированием в горах, но с этими масштабами и предгорными холмами найти нужную расщелину, по которой подъехать к нужному леднику под нужной вершиной оказалось не просто, и если бы не память Сергея с Митяем, то мы бы плутали долго. Ну а забеги перед машиной в поисках брода и прохода в сазах (болото на киргизским) очень весёлое занятие, особенно ночью на обратной дороге. К горе мы ехали 1,5 дня, обратно 1 день.

О basic camp

Вадим доставил нас к очень удачному месту. Изначально планировалось встать на озере Бивачном, но с реки, по которой мы ехали к горе, озеро не было видно, поэтому решили подъехать как можно ближе к горам, что Вадим успешно сделал. Оказалось, что это лучшее место, которое здесь есть. Большой камень прикрывал нас от постоянного ветра с долины. На камне шлямбурная дорожка (наверно бельгийцы сделали) - есть где проводить скальные занятия, ну а вид от камня - просто фантастический - «Завтрак с видом на Кызыл-Аскер». Поставили одну большую брезентовую палатку – кухня и столовая и склад. Сделали туалет, склад для овощей под камнем в тени, и яму для пищевых отходов.

О районе.

Я бы не сказал, что много где был, но с альпинисткой точки зрения район просто богатый. Мой любимый район Кавказа «Безенги» не может похвастаться доступными горами для новичков, а здесь маршруты от 1-й до 3-е категории сложности на все вкусы, (не считая шестёрок), а главное всё как на ладони и близко. До маршрутов от озера Бивачное 4-6 часов ходьбы. Под маршрутами на маренах просматриваются удобные места для организации ночёвок. А главное – всё это нехоженое… Вот бы сюда новичков завести и амбициозных разрядников и инструкторов, желающих увековечить свои имена в классификаторе и в названии вершин и маршрутов. Чур маршрут по северо-западному гребню (который смотрит прям на лагерь, идёт по дуге) на пик Панорамный (ориентировочно 2А) – мой!

О погоде.

Относительно того что сейчас творится с погодой на Кавказе и в Альпах – здесь рай! Суровый, но рай! Погода больше трёх дней не хмурилась. В basic camp в ветровой тени днём жарко 20-30 С, ночью ниже нуля. На ветру, конечно, раздетым не походишь. Купаться в озёрах не хотелось, но можно отважиться

О природе

Конечно, тут непривычно пусто. Есть только трава и камни… Но какие трава и камни!!!…. В это можно влюбится…

Сад камней

Сверху на отрогах с основного хребта, которые расширяются к реке и больше похожи на плато, природа создала сады камней. Не хаос, а гармонию, которая своим порядком гипнотизирует.

Озёра

Озеро Бивачное со своими пляжами и просторами отличное место для хороших сборов. Два разного цвета ледниковых озёра с айсбергами, начинающиеся с языка ледника, смотрятся сюрреалистически. Озёра в сазах похожи на наши луговые подмосковные…

Сазы

Сазы – болота по-киргизски, мокрая земля с травой, которая не держит машину. Человек не утонет, но промокнет.. Нам повезло, что было мало дождей и сазы были сухими и держали и людей и машину.

Цветы

Наверное, половина флэшки на фотоаппарате - это цветы, может, как-нибудь выставку организую. Но удивительно, как они не выживают и продолжают цвести? Ночью минус и снег, а днём на солнце они опять цветут! В городе цветы от магазина до дома донести не успеваешь, а тут…… Когда мы приехали 15 июля была весна, когда уезжали 15 августа – уже почти осень, почти всё отцвело, трава пожухла.

Восходы и закаты

Никогда не думал, что горные козлы любят созерцать закаты! В одном месте на спуске на склоне в строну запада наткнулись на лежбище козлов (места вытоптанные и выравненные козлами для удобства лежать). Лежбище было больше похоже на смотровую площадку – амфитеатр как в театре.…. Мы тоже на этом месте полюбовались закатом.

Снаряжение

Палатку, рюкзаки и одежду предоставил наш спонсор НПФ Баск

Акклиматизация

Район высокий, basic camp находится на высоте 3800. Ближайшие вершины/холмы выше 4000 м, но горняшкой голову не сносило (уже привыкшие и к экватору ближе). В целях акклиматизации сперва мы просто гуляли с песнями (что б хоть как-то пульс гонять, затягивая ноты) по окрестностям и на всех точках, похожих на вершины, ставили туры – «здесь был человек»! Не могли перейти реку на западный гребень, а на восточных гребнях везде до куда успели дойти поставили туры. На ближайшей вершине к лагерю тур стоял от предыдущих экспедиций.

Акклиматизационное восхождение

Куда бежать на акклиматизацию – глаза разбегалась, беги куда хочешь – и везде первопроходы. Выбрали траверс восточного гребня по трём (как казалась из лагеря) симпатичным снежным вершинам. Более подробное описание маршрута 3Б-4А надо будет написать в отчёте для классификатора, пока напишу впечатление. Если бы не дурные дюльфера с третьей вершины (вершин оказалось 4-е, из лагеря две средние вершины сливались), то получился бы отличный маршрут для новичков – всё пешком и безопасно. Сложность и высота постепенно увеличиваются, маршрут снежный (не считая дюльфера по скалам с третьей вершины). Вершина Большая Белая, 4-я вершина, высотой 5050. Началом маршрута можно назвать палатку basic camp, так как прям от неё начинаешь подниматься на гребень. Ну а виды и красота открывающаяся с маршрута….. Ночёвки где хочешь… Шли мы три дня, один день спуск. В первый день после обеда была непогода, остальные дни замечательная погода.

Подход под маршрут

Лагерь basic camp стоял на северных склонах хребта Кокшаал-Тоо, а стена находится на южной стороне, поэтому подход под стену по леднику Комарова был через перевал Window col. Сперва занесли под перевал часть груза, в рамках акклиматизационного выхода, часть снаряжения оставили на леднике при спуске с траверса акклиматизационного восхождения. Когда пошли на маршрут попытались занести весь груз, но при подъёме на перевал я начал тонуть в мокром снегу (ребята были в снегоступах, я нет), поэтому меня разгрузили и оставили часть груза. На следующий день вернулись за оставленной частью, и спустили часть мусора, продуктов и снаряжения, упаковав аккуратно на леднике в рваный баул, замотав его кусками верёвок, с расчетом, что всё заберём после восхождения. Но после восхождения обнаружили, что снаряжение и продукты, куски верёвок кто-то прошедший перед нами забрал, а оставил на леднике только мусор, лежащий в порванном бауле… Для меня совершенно не понятный поступок странных людей.

Лагерь АБС ABC

Перед стеной на леднике среди камней удобные места для стоянки. До стены 1,5 часа ходу. Перед восхождением ледник был белый и приятный, через 11 дней после восхождения он почернел и не казался приветливым… За последние 10 лет здесь было всего не более десятка, но мусора оказалось не мало. Предыдущие восходители всё лишнее оставляли на леднике. Мы обнаружили интересную буржуйскую еду, верёвки, железо, газовые баллоны и др. Всё это портило ощущение девственной нетронутости мест… Всё, что нашли, мы спустили вниз и увезли.

Big wall

Я как инструктор считаю, что всё, что выше третей категории сложности, это глупость. Ну а Big wall это глупость в «n»-ой степени! Нет смысла описывать маршрут – это Митяй сделает в отчёте о восхождении, а описать стену, наверно не реально, это надо просто видеть. Когда стоишь перед небоскрёбом – не видишь его крыши, так и тут - не понятно где заканчивается стена, вся стена в карнизах, получается все что летит – пролетает немного поодаль от стены. Снег на стене не задерживается, стена быстро чистится, постоянно течёт и сыпет лёд. Стена имеет юго-восточную экспозицию, поэтому с первыми лучами солнца становится тепло, и в 2 часа после обеда солнце заходит за стену и сразу становится холодно.

Восхождение на Кызыл-Аскер

10,5 дней поднимались, 1,5 дня спускались. Длина маршрута 1300 метров. Первые 5 верёвок до первой полки по ледо-водопадам, сыро и противно. Далее по трещинам, забитым льдом. Рельеф есть, но лезть по нему не хочется, холодно и скальные туфли не достали ни разу, поэтому в основном ИТОшили.

Ночёвки на стене.

Платформу не брали, просматриваются многочисленные полочки на стене. Первую ночёвку делали на большой снежной наклонной полке. Вырубили половину площадки под палатку во льду, вторую половину площадки сделали, слепив подпорную стену из того что нарубили и снега. В начале маршрута снег ещё раскисший и хорошо лепится. На строительство площадки ушло 1,5 часа. Простояли на первой ночёвке в общей сложности 4-е дня (3 на подъёме 1 на спуске). На подъёме пережидали непогоду, по ночам откапывали палатку. На остальных ночёвках стояли по 2 дня. Вторую ночёвку организовывали на менее широкой полке, но так как были уже высоко и было поздно, снег лепился плохо, потратили на строительство ночёвки 3 часа. Третья полка отняла у нас 4 часа времени и кучу сил. Пришлось много рубить, наткнулись на камни, пришлось городить двухъярусную подпорную стенку. Возникли мысли о целесообразности платформы. 4-ю ночёвку пришлось полностью вырубать в натёчном льду, залившем наклонные под 50 градусов плиты. Толщина льда не позволила вырубить площадку на всю ширину палатки, часть палатки весела над пропастью. Но ночёвки организовывали комфортные, поэтому отдыхали хорошо. Виды с ночёвок вдохновляли на ратные подвиги.

Вершина

С верхней ночёвки провесили все имеющиеся у нас 4-е верёвки. Две на стене, 2-е уже на выхолаживающемся снежно ледовом склоне. В день восхождения с рассветом начали подъём по жуткой непогоде под снегом, который со склона стекал струями. Надеялись, что пока прожумарим - распогодится. Так и произошло!! Восхождение было по прекрасной погоде. Выход на гребень через снежные карнизы. По снежному непростому гребню и скалам выход на вершину. Вершин оказалось три, почти одинаковой высоты. Остановились на ближайшей к нам. На ней, скорее всего бельгийская, станция на двух закладках и карабином Salewa. С вершины по спутниковому телефону, любезно нам одолженным Мишей Волковым, позвонили родным и друзьям. В этот же день спустились до первой ночёвки на стене.

Спуск

Спускались по пути подъёма по предварительно подготовленным станциям с петлями для дюльфера. На спуск ушло полтора дня, погода баловала. Переночевав на стене до обеда, спустились в АБС, забрали мусор и оставленные вещи и засветло успели дойти до лагеря. Обескураженные непонятным поступком странных людей, обнаружили, что нашу базовую палатку уронил ветер. Уставшие восстановили палатку, но не успели допить чай, её опять начал ронять сильный ветер, пришлось аккуратно её положить и придавить камнями. Позвонили водителю, через день он нас забрал.

Нитка маршрута.
    Квадратики - места ночевок

Заключение

Автономия втроём, пусть очень опытных ребят и со спутниковым телефоном, но это неоправданный риск. Но не это меня расстраивает, а вопрос развития альпинизма и воспитания новых чемпионов. Два золотоледорубоносца, которые одним своим присутствием могли бы вдохновить подрастающих чемпионов, научить любить горы и вести себя в горах, пробездельничали полтора месяца сами по себе, в своё удовольствие…. Конечно, себя на такое мероприятие организовать это трудоёмкое дело, а организовать целые сборы вообще колоссальный труд, и нести ответственность за тех, кого сюда затащили… но кто то этим должен заниматься, если кому-то надо чтоб альпинизм развивался……

Кызыл Аскер. Война и Мир. Техническое описание маршрута

Экспедиция Кызыл-Аскер 2009

Маршрут хороший

а статья просто глобальная!Вот это настоящий отчёт об экспе! Полное погружение :) Может кто и загорится.