Автор: Алексей Заводский, Москва
Эльбрус. На грани
Сразу хочу заметить, что суть этого репортажа заключается в том, чтобы показать вам какой непредсказуемый и опасный может быть Эльбрус, что необязательно лезть на восьмитысячники, чтобы отхватить сполна и что не вернуться можно с абсолютно любой горы, даже с такой, на первый взгляд, дружелюбной и не сложной как Эльбрус!
Значится после отдыха в Терсколе, обмена и добора необходимой снаряги мы снова поднялись на "Приют 11". Большую часть своих вещей мы оставили на приюте, где они нас благополучно дожидались. Погода, как и прогнозировалась испортилась, на приют поднимались в молоке с ветром и снегом, а теоретически в грядущую ночь мы собирались идти на восхождение. Кстати говоря, наша команда поредела на одного участника Алексей Трофимов отказался подниматься на приют и оставил попытки подняться на Эльбрус в этом году. Лёха остался ждать нас в Терсколе.
В эту первую ночь на восхождение мы не пошли, так как у нас в запасе был резервный день, которым мы с радостью воспользовались в надежде на окно! Окно ждали не только мы, приют был битком, как и приют "Мария", а так же гряда выше МЧС пестрила палатками. Все ждали погоды. В этот день, что мы сидели на приюте и ждали у моря погоды, она, погода и не думала улучшаться, необходимо было принимать решения о штурме. Имеет смысл вообще пытаться это сделать или нет!
У Юры и Паши (pbogdanov) ночь с 6-го на 7-ое августа была крайней, так как 8-го у обоих был самолёт из Минеральных Вод. У остальных же было время ещё подождать окно, которое вроде как обещали точно в ночь с 7-го на 8-ое. В результате было принято следующее решение. Юра и Паша в 4 утра забрасываются на ратраке в начало "Косой полки" на 5100, а Миша, Соня и Я выходим с приюта в час ночи и идём туда же своим ходом. Если ратраки поднимут народ, то значит мы такие не одни и значит, что ещё несколько групп будут пытаться в эту ночь штурмовать вершину, а несколько групп это уже безопасней, к тому же всё таки есть шанс, что погодное окно откроется чуть раньше и тогда мы все вообще в шоколаде. Аня (anya_insomnia) же сказала, что в такую погоду она в любом случае не ходок и, имея время, она остаётся ещё на один день на приюте и будет пытать счастье на следующий день. На том и было решено!
Мы с Мишей и Соней вышли с приюта в 00:56 минут. Никакого намёка на улучшение погоды не было и в помине. Мы вышли в метель, облака, сильнейший ветер и увязая в свежевыпавшем снегу начали своё восхождение. Не хочу описывать, как нам было тяжело, холодно и местами страшно, но я шёл наверх с чёткой уверенностью, что мы дойдём до 5100, ни один ратрак не поднимется и мы вернёмся обратно на приют.
Миша с Соней идут наверх!
Миша.
Но я ошибался, в 02:30 первый ратрак пополз наверх.
Через какое-то время ещё один и ещё и когда мы выползли на начало "Косой" туда поднялись один за другим сразу 5!! ратраков, в том числе и ратрак с нашими ребятами:)
Помню как кто-то выгружаясь из очередного ратрака сказал: "Не думал, что на ратарке будет так тяжело ехать"))) Да уж, подумал я, вам ехать было тяжело, а нам значит идти нормально))). В любом случае выглядели мы лучше чем те, кого туда подняли, люди совсем недавно спали в тёплой постели, видели сладкие сны, а тут их забросили сразу на передовую, не так просто переключиться и войти в нужный ритм. Когда я увидел Пашу и Юру, то поприветствовал их фразой: "Добро пожаловать в Ад!" Да, ассоциации у меня были в тот момент именно такие. Ветер, снег, ничерта не видать, холод, у меня прихватывало безымянный палец на правой руке! Ад! По-другому не скажешь!
Но группы одна за другой начинали движение по "Косой", а значит, как и договаривали, мы тоже могли попробовать подняться и мы стали пробовать!
Юра, Миша и Соня встали в хвост одной из групп и резво зашагали на встречу вершине. Паша такой резвостью не отдичался, делав несколько шагов он останавливался, долго дышал, потом ещё пару шагов, ещё остановка и когда он сам сказал, что наверное ему лучше пойти вниз, то спорить я с ним не стал, с таким темпом рассчитывать на что бы то ни было очень тяжело!
Паша пошёл вниз, помимо него многие тоже разворачивались и отправлялись обратно, народ попадался навстречу из тех, кто прибыл на первых ратраках. Стало понятно, что авантюра достич вершины в такую погоду улыбалась далеко не всем!
Но мы шли! Я снимал происходящее! Конечно снимать восхождение в хорошую погоду это одно, а вот в плохую это совсем другое! Такие говорящие за себя сцены, обледенелость на куртках, палках и снаряге, закутанные лица, сразу видно, что всё не просто, создаётся впечатление настоящего серьёзного восхождения! Снимать в такую погоду мне нравилось, есть тысячи кадров Эльбруса в хорошую погоду, а вот что происходит на его склонах, когда альпинисты попадают в плохую.. Надеюсь эти кадры многих заставят пересмотреть своё отношение к риску и они тысячу раз подумают прежде чем двигаться наверх, когда погода не обещает ничего хорошего! Лично я для себя сделал выводы, в такую погоду нужно сидеть дома и вовсе не обязательно получать подобный опыт, можно просто прислушаться к моему совету)
Где-то на середине "Косой" встретили гида с иностранной альпинисткой. Не знаю точно в чём была загвоздка у этой парочки, но сидящая в сугробе альпинистка явно не горела желание идти дальше. Её гид сперва общался о чём-то по рации, а потом пытался обсудить с ней варианты спуска.
Юра, Миша, Соня. В таком составе мы добрались до седловины 5350 м. и вот тут уже надо было решать что делать дальше.
Было очень чётко понятно, что наверх с седла пошло не так много людей, было понятно, что из-за сильного ветра со снегом на тропу рассчитывать особо не придётся, что сил уже потрачено изрядно, а всей этой калбасни ещё часов на 5!, а может и больше, как пойдёт! Когда я сказал Мише и Соне, что надо рассчитывать свои силы ещё часов на 6-7, я очень чётко дал им понять, что если сейчас уже сил мало, то если даже и получится подняться на вершину, то на спуск сил может уже совсем не остаться, а в такую погоду этот факт может стать смертельно опасным!
Миша с Соней пошли вниз!
Друзья! Свои силы и возможности организма во время восхождения необходимо оценивать максимально объективно и трезво, а в плохую погоду особенно! Не стоит думать, что самое главное подняться, а спуститься уж я сумею! Подавляющее число трагедий в альпинизме происходит во время спуска!
На мой вопрос к Юре, готов ли он продолжить восхождение, я получил очень чёткий ответ, что готов! Посмотрев на него, я сделал вывод, что он не обманывает сам себя и мы продолжили восхождение!
На подъёме от седловины впереди виднелась только одна группа и двигалась она ну очень медленно, догнали мы её быстро и увидели ещё три фигуры чуть поодаль. Когда догнали их, то это оказались два гида той группы, что мы обогнали и ещё один парень, который кстати тоже вышел с приюта, по его словам в 01:10, то-есть на 15 минут позже нас! Во всей этой круговерти снега, ветра и облаков я так и не понял, пошёл этот парень выше или развернулся обратно. Мне очень интересно, дошёл ли кто-то ещё до верха из тех, кто вышел в тот день с приюта:)
Так вот! Стоим мы значит впятером, эти два гида, этот парень, Я и Юра. Я спрашиваю у гидов, что те собираются делать, пойдут ли выше? Мнение их разделилось, один говорит, надо спускаться, так как в группе у них есть очень плохо чувствующий себя человек, второй, посмотрев на GPS говорит: "100 метров по высоте осталось, надо дойти!" В этот момент, я оборачиваюсь на группу, которую еле видно в пурге и вижу как порывам ветра сдувает одного человека и тот катится по склону вниз. По всей видимости это был тот, кто плохо себя чувствовал, но поскольку снега много и он рыхлый, то в какой-то момент он останавливается и падение прекращается. Я оборачиваюсь к гидам и говорю, что по всей видимости, кого-то из их группы сдуло))) Тут уже стало понятно, что ждать эту группу и вместе тропить не имеет смысла, вряд ли они пойдут дальше, так и получилось, они развернулись.
На фото, в левой части кадра видно как один человек спускается вниз и чуть дальше видны ещё силуэты! Тот кто спускается это один из гидов пошёл доставать того кто упал. Силуэты это их группа!
У гида который остался я выяснил, что наверх ушла ещё одна группа и посовещавшись с Юрой мы приняли решение идти наверх!
Дальше я могу долго и нудно описывать как мы боролись с ветром, как нам было тяжело, но смысл в том, что мы вышли на отметку 5600, где до вершины оставалось рукой подать, но тут на этой отметке, где начинается пологая равнинка до самой верши, происходил самый Ад!
По пути на 5600!
Ветер, снег, отсутствие видимости! Всё как надо! Не знаю сколько мы шли эти последние 40 метров по высоте, но мне казалось, что очень долго! Выходя на вершину, я подумал, что в том году я сходил сюда, как на прогулку от палатки до палатки за 6 часов, при этом не спеша, раскладывая штатив и снимая, а тут только до вершины я шёл 8 с хреном часов… Погода, что тут скажешь:)
Та группа про которую говорил гид, что шла впереди! Уже на подходе к вершине! Они возвращаются обратно!
На вершине мы были максимум минуту, сделали по кадру, что мы тут были и тут же начали спуск. Находиться на вершине дольше было нереально!!!
Юра на вершине!
Есть и у меня такая же фотка, но смотреть тут особо не на что, посему будет достаточно показать вам Юру.
Спустившись обратно к началу крутого спуска до седловины (5600 м), то обнаружили тут сразу несколько групп, кто-то уже поднялся, кто-то ещё только карабкался наверх, но по-моему из всех кто сидел тут на снегу или только заползал на эту отметку на четвереньках, никто не пошёл дальше, хотя конечно в этой круговерти снега и ветра я мог чего и не заметить.
Этот парень карабкался последние метры до пологого выхода буквально на четвереньках!
Затем он и ещё один альпинист, который шёл за ним, ещё долго валялись прямо здесь же на снегу!
Одна группа определённо забравшись сюда, не собиралась подниматься выше, я слышал как их гид объяснял им, что мол они уже практически на высоте вершины, но на самый верх они не пойдут, что это может занять больше времени, чем они могут представить, а если погода станет ещё хуже, то всё может кончиться печально. И я не слышал ни одного возгласа протеста, с гидами никто не спорил, все всё видели сами!
Поснимав на этой отметке, я убрал камеру в рюкзак, снимать больше не было ни желания ни сил!
Спустившись до седловины, мы сделали небольшой привал. Осталось пройти "Косую полку" и всё, дальше уже считай пришли!
Не думал я в тот момент что обратный путь по "Косой" отнимет у нас столько сил. Всё дело было в ветре и отсутствии тропы, а видимость начала улучшаться!
Но ветер, чёрт возьми, тогда я понял как это бывает, когда от порыва ветра не можешь устоять на ногах в самом прямом смысле этого слова, когда от порыва ветра мы с Юрой падали на бок и впивался в склон я палками, а он ледорубом и лежали так пока порыв не сбавит своего натиска, затем вставали и шли дальше до следующего порыва.
От отметки 5100 м. до приюта шли уже как в тумане, хотя и погода начала проясняться, окно которого так все ждали открылось, вот только нам до этого не было никакого дела! Ниже "Скал Постухова" встретили Аню, она вышла прогуляться перед завтрашним восхождением. Да, имея на один день больше можно было сходить в куда более лучшую погоду, что она собственно и сделал, на следующий день без шума и пыли, правда при сильном ветре, но зато при отличной видимости, Аня поднялась на вершину!
Ну а мы в этот же день спустились в Терскол, пообедали в кафе Байрамук и без задних ног завалились спать!
Надеюсь этим репортажем я смог донести до вас, что с погодой в горах шутить нельзя!!! В тот день никто не погиб, но это не значит, что всё было сделано правильно! В такую погоду надо сидеть дома!!!
P.S. По возвращению в приют я извлёк камеру из рюкзака, она оттаяла и отказывалась работать, но на горе стреляла до последнего и если бы я соизволил заранее очистить её от снега и льда, то скорее всего всё было бы хорошо. А так, по приезду в Москву в сервисе мне сказали, что этот труп я могу разве что закопать, ремонт не рентабелен!
Так она выглядела на седловине и это было только начало обледеневания, через несколько часов это был просто сплошной кусок льда, но этот кусок льда работал!
|