Автор: Иван Кунаев, Москва, TwentySix.ru

Майское путешествие 2014.
Часть 1

Многие, думаю, ждут сейчас отчетов из Нижнего Новгорода, но я буду непредсказуем и расскажу про наш поход, предшествующие гонке в Архызе.

Май для меня оказался полон путешествий и впечатлений. До последнего думал, что не стоит писать о них, ибо это не совсем тематика 26-ого, но все-таки решил поведать.

Еще в марте я запланировал большую поездку на май, причем не на праздники, а сразу после них и до июня. Заблаговременно обсудил возможность отпуска за свой счет на работе, т.к. обычного отпуска слишком мало, а впереди еще целый сезон. Получив согласие на отпуск, начал продумывать маршрут.

Каждый год я стараюсь посещать места, где я до этого не бывал. В этом году, судя по всему, пришло время изучить Кавказ. На Новый Год уже была Грузия, на осень планируется Чегет и, так получилось, что на май попала гонка в Архызе.

В школе я много ходил в походы, но, так сложилось, что на Кавказе я так и не был. Было решено исправить это недоразумение и использовать неделю до гонки в Архызе на пешей поход небольшой категории. На проработку маршрута ушло около двух недель, т.к. весенние вылазки самые непредсказуемые, приходится прокладывать запасные линии, на случай непогоды и других проблем.

Первоначально планировался выход на 2-3 дня, но затем он трансформировался в 5-дневный. Группа собралась небольшая, 6 человек: Катя, я, Яша, Варя, Лена, Раф (слева направо). Для всех, кроме меня, это был первый горный выход, поэтому и маршрут на 5 дней составлял около 50 км с 2 перевалами, но перевалы категорийные (1А, 1Б).

Посмотрев Парад Победы на 9 мая, выдвинулись в сторону Пятигорска. Часть группы поехала на поезде, а я с Катей на машине. По дороге переночевали в поле и немного пробили колесо.

На следующий день все встретились в городе пяти гор, прогулялись по городу, сходили на г.Машук. Следующим утром Вова Че повез нас в Архыз, где мы вышли на маршрут.

В первый день мы шли до самой темноты по долине реки. Нас сопровождал местный пес, который охранял наш лагерь всю ночь, а на утро ушел домой. Первая ночевка сразу дала знать, что это не курорт: зарядил ливень с градом, пришлось ускорить приготовление еды.

На следующей день по плану мы должны были пройти около 10 км, почти до подножья горы Псыш — высочайшая вершина западной трети Главного Кавказкого хребта, и переправиться через одноименную реку. С первым заданием мы успешно справились, а вот второе оказалось не таким легким, как мне казалось по фотографиям. Во-первых, навесной мост смыло еще несколько лет назад, но это я знал, а вот, что снега в этом году очень много и уровень реки значительно поднялся, мне выяснить не удалось.

Было несколько попыток натянуть перепрваву, но все разы меня смывало, не зря я тащил обвязку и 40 метров веревки. Около 4 часов мы гуляли по ледяной воде (4,5 С), искали место, но все зря. Мы не только не переправились, но и места для этого не нашли. Решили разбивать лагерь. Разделились на две группы, одна – ставила лагерь, другая ушла на обследование берега. О чудо! В 2 км выше нашли упавшее дерево, по которому можно было переправиться, решено это делать на следующий день. По традиции с 10 вечера зарядил дождь, который лил до следующего обеда, делая иногда перерывы.

На третий день мы перешли реку, немного отогрелись и выдвинулись. Впереди наш ждал почти километр набора на 2 км горизонтально движения, можете сами посчитать, какой средний угол подъемы был в этот день. Максимальный угол, судя по трекеру, 54 градуса.

К вечеру мы дошли до небольшого озера, где была возможность разбить лагерь. Естественно, на 2600 нет ничего, кроме снега и камней. Кстати, по поводу снега, я, конечно, знал, что он будет, но не в таком количестве. Несколько раз мы проваливались по грудь, видимо, вот куда ушел весь снег из Грузии.

Поставили палатки, сверили маршрут, приготовили еду на горелке. Само собой пошел дождь, куда же без него, но в этот раз дождь выливался не из облака, а облако, просто, поглотило наш лагерь.

На четвертый день у нас было отставание в половину дня, надо было нагонять. Сняли лагерь, вышли. Немного поднявшись, «вошли в облако», видимость упала до 10 м. До этого мы не промахивались мимо запланированного маршрута, но такого не бывает, что всегда все четко, поэтому я ждал, когда же это будет. И вот! Мимо! Пришлось возвращаться немного, а идти по колено в снегу не так уж и удобно, как оказалось. К обеду нам удалось подняться на перевал Кара-Джаш (3010 м). Последняя группа была здесь около 2 недель назад (судя по записке), а я все думал, чтоже никого мы не встречаем. Но впереди ждала еще одна проблема.

Восточный склон, по которому надо было спускаться, был весь в снегу, а его уклон больше 50 градусов. Теперь совмещаем слова мокрый снег и уклон и получаем слово лавина. Да, именно этого я и опасался. Весь перевал был усеян карнизами, а весь цирк заполнен сегодняшними сходами. Учитывая, что за 2 часа до этого горные туры спустили на нас лавину, хорошо, что снега там было мало, она не дошла до нас, то было немного некомфортно стоять на перевале и знать, что надо будет идти по мокрому снегу.

Мы разбились на три группы по 2 человека и начали спуск, который закончился катанием на лавине и мокрой насквозь одеждой. Теперь стал вопрос: «Стоит ли продолжать маршрут дальше или попробовать сократить путь?» Остановились на втором варианте.

Спуск занял около 6 часов под проливным дождем, который бушевал до самой полуночи.

Утро встретило нас ярким солнцем, под которым с непривычки мы слегка подкаптились. Высушили вещи и после обеда выдвинулись в путь. Шлось легко и непринужденно, к ночи были в Архызе, откуда местные бомбилы забросили нас в Нижний Архыз.

А вы видите кавказкого Ван Дамма?

На утро Раф с Леной отправилась в Москву, а Я, Катя, Яша и Варя заселились в гостиницу в ожидании тренировки на трассе. Так закончился нас неожиданный поход, который запомнился невероятными видами и яркими эмоциями.

Впереди были три отличные гонки и много новых впечатлений, но об этом в следующей статье!