Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кто ВЫ, Владимир Адольфович Шнейдеров?!
Сегодня он на борту аэроплана, завтра — на борту ледокола, или в палатке альпиниста, или в караване, тянущемся сквозь пески Хара-Хото. Он шел вслед за Киплингом «туда, где искрятся суда из замерзшего льда, где свирепая буря, как Божья метла, океанскую пыль метет». Он верил Киплингу, что «так и надо идти, не страшась пути, хоть на край земли, хоть за край!» На этом фоне не сложно представить себе Шнейдерова идущего по коридорам киностудии и сразу видно, что идет сахиб, господин, начальник, лидер… Мощная, грозная, грузная фигура боксера-тяжеловеса, давно покинувшего, но не забывшего ринг, породистая голова с гладко зачесанными редкими волосами, жесткая щеточка усов, немигающе-пронзительные, но с веселыми проблесками глаза - и сами собой дорисовываются джунгли, пробковый тропический шлем, рубашка цвета хаки и за плечом — карабин… И ничего не стоит представить его плотным коренастым мальчишкой, затаившимся с луком и стрелами в пыльных зарослях московского двора, или в матроске и гольфах, целящимся из монтекристо. Именно он и был предводителем московских бойскаутов перед первой мировой войной, и командовал взводом велосипедистов в годы революции, доставлявших важные депеши в Кремль. После окончания в 1917 году реального училища Владимир Шнейдеров вступил добровольцем в ряды Красной Армии. (Реальное училище - неполное среднее или среднее учебное заведение, с естественно-математическим уклоном обучения, выпускники Р. у. могли поступать в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но в университет не принимались). Вскоре был откомандирован из Армии на гражданскую работу. По поручению Народного комиссариата земледелия организует одну из первых в стране школ трактористов, становится ее начальником. В начале 20-х годов судьба сделала Шнейдерову королевский подарок. Вот как он сам вспоминал: «Меня назначили на должность заведующего монтажным цехом, который я принял от Веры Дмитриевны Ханжонковой, жены и соратника одного из старейших русских кинопромышленников… Всматриваясь в кадры тысяч метров пленки, снятых до революции российскими и зарубежными операторами, копаясь в библиотеках и путешествуя по карте, я воссоздавал на экране удивительные места, в которых раньше никогда не бывал. Зрители моих перемонтированных фильмов совершали путешествия по Узбекистану, Уралу, Сибири». Вскоре Шнейдеров переводится на работу в «Пролеткино» - акционерное общество, которое возникло по инициативе профессиональных союзов в 1923 году и занималось выпуском и прокатом в рабочих клубах фильмов, имеющих воспитательное значение. Поначалу Шнейдеров проявляет себя здесь как организатор, а решив постичь тайны кинематографа, идет работать в монтажную и монтирует короткометражки по Средней Азии. Видимо, географические, страноведческие картины и во многом рассказы своего отца определили круг интересов молодого режиссера и укрепили его тягу к путешествиям. Уже в 1924 году В.Шнейдеров сам начал снимать просветительские короткометражные фильмы. Первыми были фильмы «По Самарканду» и «По Узбекистану». Летом 1925 года Шнейдерову удается присоединиться к советской авиационной экспедиции по маршруту Москва-Монголия-Китай. Мировая авиация к тому времени уже знала несколько дальних перелетов и ни одного вполне удачного. Начальник экспедиции И.Шмидт (комиссар военно-учебных заведений Военно-воздушных Сил), готовил к перелету шесть машин. Маршрут перелета был проложен таким образом, что только его часть была известна летчикам. Перед газетчиками выступил сам руководитель экспедиции комиссар ВВС И. Шмидт и заверил, что будет считать огромным успехом, если удастся довести до Пекина хотя бы половину машин. Услышав такое, ветераны кино заявили, что не полетят и снимать ничего не будут. Вот так пришло событие, таящее настоящие приключения! Шнейдеров пошел на «поклон» к директору студии. Но кинематографическое руководство не сочло возможным столь ответственное задание поручить молодому режиссеру. Тогда Шнейдеров с оператором Блюмом под залог имущества и жилья приобрели в складчину кинокамеру и пленку и уламывают комиссара ВВС взять их в полет. «Я хочу — значит, могу!» — первая заповедь кинопутешественника. Пилоты ведут машины «на глазок». Нет ни радиомаяков, ни точных карт, ни навигационных приборов - только ниточки железных дорог, еле заметные следы древнего караванного пути дают направление самолетам. И все же больше половины самолетов прошло всю трассу полета полностью! К лету 1928 года режиссер Шнейдеров и оператор Толчан были включены в состав советско-германской научной экспедиции. Предстояло исследовать одну из неизученных областей Памира, куда после безуспешной попытки знаменитого шведа Свена Гедина не удалось проникнуть ни одному путешественнику. Вот как Шнейдеров писал в своем дневнике: «Кончаются дороги, исчезают тропинки. Горные потоки преграждают путь. Грозят бездонные трещины во льдах. Разреженный воздух приносит мучительную горную болезнь. Ночью стынет кровь от мороза, проникающего сквозь спальный мешок. После рассвета солнечные лучи жгут лицо и руки. Шаг за шагом альпинисты продвигаются вперед и вверх». Как там у Киплинга? «Как трудно дышать
И еще Шнейдеров так подытоживал свои Памирские путешествия:
за спиной — один из нас сказал. Свалился кто-то впереди, — один из нас сказал». «И восхищаться, и дышать, и жить бескрайностью дорог — — Без толку! — мог бы я сказать, но бросить бы уже не смог!» «Памир — «Па — и — мор» — «Шаг до смерти» - по другому перевода нет.
Восемь километров вверх по Памиру равнялись восьми километрам пленки, которую кинопутешественники привезли в Москву. И на основе этого киноматериала в 1929 году был создан фильм «Подножие смерти». Этот фильм до сих пор находится в распоряжении «Всемирной Энциклопедии Путешествий».
Фильм «Подножие смерти» стал наиболее зрелой режиссерской работой, которая уступала «Великому перелету» разве что в значимости самого события.
Нас гонит туда, где дороги, но чаще — где нет дорог, И лезешь, как муха по стенке, нащупав ногой бугорок».
«Перевальный лагерь» Памирской экспедиции 1928 года. На заднем плане –
ледник Танымас-4 (4350).
Его следующее путешествие было в библейскую Аравию родину царицы Савской Летом 1929 года по поручению киностудии В.Шнейдеров вместе с И. Толчаном выезжают в первую специальную кинематографическую экспедицию в Южную Аравию. Йемен в то время был закрыт для чужестранцев. И те редкие исследователи геологи, археологи, ботаники, которым все же удавалось его посетить, встречались с большими, нередко опасными для жизни трудностями. Что же касается кино, то до 1929 года в Йемене не появлялся ни один кинематографист. Забавный эпизод произошел в городе Ходейде. Его правитель принц Сейфуль-Ислам Мохаммед (сын короля Йемена) вначале очень настороженно встретил советских кинематографистов. Но поведение гостей, их мирные намерения постепенно сгладили его недоверие. Тогда он, полный уважения к образованным гостям из советской страны, считая их квалифицированными инженерами, обратился к ним с просьбой… электрифицировать его дворец в Ходейде.
Вот как сам Шнейдеров описал это событие: «Я бы мог обратиться к итальянцам, доверительно обращался ко мне принц, но вы, русские, наши друзья, тогда бы на нас чрезвычайно обиделись. Да кроме того, я уверен, что русские господа проведут электричество лучше, чем итальяшки… В вашем распоряжении будет любое количество людей, слуг и рабов, в конце концов, я сам могу вам помогать в работе…»
«Начинаем работать… В аптеках был конфискован весь запас лейкопластыря. Он заменяет отсутствующую изоляционную ленту. В гареме принцессы и рабыни обматывают шелком из своего рукоделия большие гвозди, которые будут выполнять роль изоляторов. Весь дворец работает. Сам принц на окрики «джиб макасс» - «дай ножницы» - спешить подать их мне или оператору. О нас усиленно заботятся. От нас ничего не прячут, кроме, конечно, жен. Когда работа по проводке доходит до помещения гарема, то, по предварительному уговору, мы предупреждаем начальника полиции. Он посылает евнухов при гареме, которые прячут женщин в специальное помещение…»
Наконец, работа закончена. В своих покоях принц восторженно щелкает выключателем. Свет загорается и потухает. Он неописуемо доволен. Довольны придворные. Довольна толпа местных жителей, ежедневно приходящая к дворцу, сияющему во мраке ночи освещенными окнами.
После удачного дебюта в качестве «электромонтеров» Шнейдеров и Толчан получили высочайшее разрешение беспрепятственно передвигаться по всей стране (!).
В 1930 году на основе полученных киноматериалов был выпущен фильм «Эль-Йемен».
В середине 1930-х годов В.Шнейдеров поставил и снял несколько художественных фильмов, из которых наиболее известными стали - «Джульбарс» (1936) и «Ущелье Аламасов» (1937).
Фото В.Шнейдерова
Фото В.Шнейдерова
Рекламные плакаты художественных фильмов В.А.Шнейдерова
В фильме «На высоте 4500» (1931) Шнейдеров впервые в своей режиссерской практике использовал игровые куски. Кроме профессиональных актеров в инсценированных эпизодах он много снимал и местных жителей. Фильм дает представление о географии и этнографии районов Тянь-Шаня. Следующий фильм Шнейдерова «Золотое озеро» (1934) был полностью игровым. Для съемок картины было выбран живописнейший уголок Ойротии - Телецкое озеро. В этих труднодоступных местах, по сюжету фильма, обосновалась золото-разведывательная экспедиция.
Фильм наполнен преследованиями и погонями, но, кроме того, в нем множество очень красивых видов алтайской природы. Этот фильм высоко оценил Максим Горький. Продолжая работать в жанре приключенческого кино, В.Шнейдеров возвращается в Памирское нагорье, к хорошо знакомым ему по съемкам семилетней давности жизни и быту киргизов и таджиков. Здесь он в 1935 году снимает свой знаменитый и любимый многими поколениями фильм «Джульбарс». Фильм, пожалуй, талантлив во всем: построением увлекательного сюжета, работой с актерами и массовкой, операторскими решениями и, конечно же, актерским обаянием главного героя умной и преданной овчарки Люкс.
Снимали «Джульбарса» не в фанерных перегородках «Межрабпомфильма», а на самой настоящей погранзаставе в предгорьях Памира, у самого «Подножия смерти», так в древнеиранском языке называется «Памир».
Все было почти как у Киплинга: пахнущие смертью скалы Памира и Тянь-Шаня, затаившаяся в скалах банда басмачей, погони и поиски, нападения на караван, перестрелки.
Но главным героем приключенческой ленты была преданный друг охотника Шо-Мурада собака Люкс, старый мудрец Востока охотник Шо-Мурад и отважный пограничник Ткаченко.
Овчарка Люкс — исполнитель роли Джульбарса.
Летом 1932 года страна готовилась к необычному событию – планировалось, что ледокол «Александр Сибиряков» должен будет пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Такого еще ни кому не удавалось совершить. В случае удачи – это событие должно было стать всемирным достижением. К тому времени Шнейдеров своими фильмами доказал право участвовать в самых сложных, самых рискованных экспедициях. Отто Юльевич Шмидт сам пригласил группу Шнейдерова в плавание на «Сибирякове».
И как результат такого плавания, к концу 1932 года выходит документальный фильм «Два океана» - итог длительного и трудного путешествия киногруппы режиссера В.Шнейдерова, операторов М.Трояновсого и Я.Купера. За эту работу члены съемочной группы впервые в истории кино были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
Киногруппа «Сибирякова»: В.А. Шнейдеров, Я.Д. Купер, М.А. Трояновский.
Во время Великой Отечественной войны Шнейдеров создавал учебные фильмы для Красной Армии. За четыре года войны Шнейдеров создал 47 частей разных картин столько же, сколько за предшествующие десять лет. Это были учебные, инструктивные фильмы, фильмы-плакаты и агитки (в лучшем смысле этого слова) яркие, доходчивые, броские: «Уничтожай танки врага!», «Система немецкой обороны», «Штурм укрепленной огневой точки», «Разминирование», «Путь на Запад» и многие другие.
После войны В. А. Шнейдеров создал цикл научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР», где показывал природу и жизнь людей практически во всех уголках Советского Союза. Так сложилась жизнь в стране, что простому советскому человеку было крайне сложно выехать за границу. Никто ничего не знал о том, что происходит за рубежами страны. Поэтому появление передачи В.Шнейдерова «Клуб кинопутешествий» с первых же выпусков во многом решило проблему информации, эта программа стала одной из самых популярных в стране. С 1960 года В.Шнейдеров стал ведущим легендарной передачи «Клуб кинопутешествий», где проработал практически до своей смерти. В 1973 году передача была переименована в «Клуб путешественников» и её стал вести другой известный путешественник Юрий Сенкевич. Позже программа, содержащая более 2000 выпусков, была отмечена записью в Книге рекордов Гинесса.
Одной из последних работ В.Шнейдерова (1957-1958), была картина-путешествие под небом древних пустынь. Действие картины происходит в центральной Азии, районе, который долгое время оставался загадкой для человека. Одним из самых интересных эпизодов картины снятых в пустыне стал…мираж! Это был уникальный научный кинодокумент. Группа несколько дней продвигалась по Джунгарии в поисках блуждающего озера Айран-Куль. Но озеро ушло... Переместилось… Киногруппе удалось отыскать лишь дно этого озера. Но внезапно перед ними на горизонте показалась водная гладь, отражающая голубое небо, зелень тропиков. Шнейдеров вместе с членами группы отправляется в сторону этого видения, а оставшийся на месте оператор продолжает съемку. И вот на экране возникает фантастическое зрелище: машины экспедиции, посланные вперед, въезжают в зону миража и движутся…по воде (!) Их отражения отчетливо видны на гладкой поверхности не существующего в действительности озера! Камера наезжает: машины едут по мягкому грунту. Снова отъезд камеры и машины опять плывут по воде!
В 1963 году Владимир Шнейдеров был назначен руководителем творческого объединения географических фильмов студии «Центрнаучфильм».
Основатель и Президент «Клуба кинопутешественников» В.А.Шнейдеров и его
приемник не менее известный путешественник Ю.А.Сенкевич
Владимир Адольфович Шнейдеров в числе своих достоинств обладал еще одним талантом – талантом писателя. На его счету большое количество вышедших из печати книг и брошюр, повествующих о самых необыкновенных его путешествиях и приключениях. Вот лишь некоторые из его литературных работ:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||