Автор: Евгений Буянов, СПб, Семяшкин С., Сыктывкар
Памяти группы Ерёмкина
Казалось, ничто не предвещало страшной беды. Палатки поставили под мореной высотой до 20 м (40-45 м по склону до верха, - по мнению С.Семяшкина ещё меньше, - посмотрите ниже по фото сами) и глубина снега внизу на склоне, где стояли палатки, составляла по описанию спасателей около 40 см. По мнению С.Шебырева – несколько больше, но ясно: «около того». На склоне под снегом лежали камни осыпи, и эту «поверхность» никак нельзя было назвать «ровной». Наверху морены было видно, что отдельные камни выступают на склоне. Крутизна склона внизу была небольшой, а выше, на скате морены, увеличивалась до 25-30 градусов (посмотрите сами). Карнизов и надувов снега в верхней части морены не было. При таких внешних признаках казалось, что сход опасной лавины здесь невозможен, и об этом никто всерьёз не подумал. Палатки поставили «под склон» с врезкой в пласт и с углублением вниз «по-штормовому, чтобы защитить их от ветра.
Но «логика» поведения лавин совсем не укладывается в совокупность простых внешних признаков крутизны склона и состояния снега, по которым обычно оценивают лавинную опасность. Скрытое коварство лавин таится в том, что не видно под снегом и что не видно в истории формирования снежного покрова в части состояния снежных пластов и их сцепления между собой. Коварство состоит в разнице крутизны склона «по снегу» и «под снегом», которая может быть существенна. Состоит и в разнице толщины снега на разных участках склона, из-за которой могут образоваться значительные неоднородности во внутренней структуре снежных пластов. И ещё, при том, что снег – очень сложная и пористая структура, прочность и плотность которой постоянно изменяется по мере испарения и слипания кристаллов под действием перепадов температур, ветра и солнца.
В частности, скольжение снежного пласта может происходить вовсе не по неровной поверхности каменного склона, а по ровной поверхности слоя снега, который покрыл поверхность склона, если сцепление между слоями снега оказывается незначительным. И особенно в тех случаях, когда сразу или через некоторое время между слоями снега образуется слой разрыхления, - своеобразная сыпучая смазка, по которой лавина способна двигаться с очень малым сопротивлением по склонам небольшой крутизны. Выпавшие и подмороженные слои снега от снегопадов превращают снежный покров в «слоёный пирог», который в результате процессов перекристаллизации (метаморфизма) обретает внутри и пустоты, и образования из слабо связанных игольчатых кристаллов льда, рассыпающихся в мелкую пудру при лёгком толчке. Образуются и тяжёлые, но необычайно хрупкие и неоднородные верхние ветровые уплотнения твёрдых «снежных досок».
Здесь авария произошла на юге Полярного Урала (горы Рай-Из, долина реки Собь) 31 октября 1988 года, - в начале полярной зимы. В начале формирования снежного покрова, в режиме нестабильности непредсказуемого межсезонья. По всем признакам под верхним уплотнением снега был лавинно-ослабленный слой (ЛОСС), по которому и соскользнул верхний пласт. Лавина почти наверняка «сама по себе» не сошла, но тяжёлый пласт снега был повреждён подкопом на протяжении 10 – 12 м при установке палаток в ряд под мореной потому лишился нижнего подпорного вала.
В данном случае толщина снега наверху морены в 1 м была больше, чем внизу, - поэтому оценка толщины пласта внизу оказалась неверной. Эта толщина может отличаться в обе стороны в зависимости и от условий выпадения и удержания снега на склонах, и в зависимости от локального рельефа склона с впадинами и выступами.
Ясно, что подрезка пласта нарушила его устойчивость. Ну, а сход лавины в этих условиях уже мог быть вызван любым небольшим толчком: порывом ветра, увеличением нагрузки от снегопада, перераспределением нагрузки на пласт от схода маленькой «позёмочной» лавины лидера из свежего снега, нагрузкой от веса человека и т.п.
Небольшая лавина объёмом 200-300 кубометров снега обрушилась и придавила две палатки групп Ерёмкина и усинцев, закопав их примерно на полтора метра (местами и глубже по отзывам Сергея Шебырева – участника группы Белозёрова). Погибло 13 человек, а группе Белозёрова и вызванными ею спасателями с железнодорожной станции «Полярный Урал» в 7 км станции спустя 15 часов удалось спасти только Ерёмкина. Его голова попала в свободную полость, и он смог дышать, хотя и потерял сознание. Гипотеза, почему так произошло: свободная полость образовалась у тела погибшей участницы группы Тамары Селивановой. А второе предположение: канал для дыхания был образован проколом снега снежным зондом спасателей. Но вот это предположение не кажется достоверным, поскольку спасработы были начаты далеко не сразу после схода лавины. И в случае, если дыхание было прервано сразу, Ерёмкин бы погиб быстро.
После этой катастрофы (одной из самых крупных в истории отечественного туризма) Михаил Ерёмкин не прекратил занятия туризмом, стал мастером спорта. Будучи профессиональным метеорологом, он работал на метеостанциях. 20 сентября 2011 года он трагически погиб на острове Хейса во время запуска метеозонда, когда на него внезапно напал белый медведь. Поворот судьбы…
Некоторые подробности этой истории изложены в статье П.И.Лукоянова «Неслучайные случайности» (журнал «Турист № 12, 1989 г., с 48-50), скан которой дан в конце данной статьи. А также выдержка об этой аварии из книги Лукоянова П.И. «Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий», Москва, 1998, ЦДЮТур РФ., ссылка 2 . И ниже даны фото места этой Трагедии.
Михаил Ерёмкин считал, что причиной гибели группы Дятлова на Сев.Урале была лавина, сходная с той, которая сошла на его группу. Я тоже обнаружил ряд сходств и аналогий этой тяжелейшей аварии с более ранней аварией группы Дятлова на Северном Урале в феврале 1959 года. В обоих случаях сход лавин был вызван глубокой подрезкой снежного пласта при установке палаток «под склон» с заглублением вниз и вбок для защиты от ветра. В обоих случаях сошли небольшие «пластовые» лавины, - по всем признакам с поверхностным уплотнением снега. В обоих случаях лавины сошли в условиях непогоды, которая тоже могла быть одной из причин схода лавины, влияя на условия снегонакопления и переноса снега ветром со значительной силой. Гибель людей и травмы в обоих случаях были вызваны сдавливанием массой снега при небольшой скорости обвала и небольшом его смещении по склону.
По фото места расположения палатки группы Ерёмкина, я вижу значительные сходства с местом, где стояла палатка группы Дятлова под северным отрогом горы 1096. Протяжённость склона до верха ската составляла соответственно 40-45 и 150 м, а крутизна склона в нижней части - около 20, а в верхней - до 30 градусов. Покрытие склона в обоих случаях – каменная осыпь с той только разницей, что на горе 1096 поверх осыпи местами камни покрыты слоем мха (до 3-4 см), карликовой берёзы и лишайниками (т.е. – растительным покрытием горной тундры).
Есть и различия у этих похожих случаев, связанные в первую очередь с разным временем года. В случае группы Дятлова имел место сход твёрдой февральской «снежной доски», образовавшейся в результате длительного ветрового уплотнения снега на рыхлом слое глубинной изморози с резкими перепадами наружных температур воздуха. В случае группы Ерёмкина, видимо, сошла тоже «твёрдая» снежная доска, состоявшая из слоя уплотнённого снега, на которую легло значительное количество свежего снега от снегопада. Перегрузка склона свежим снегом и подрезка пласта снизу спровоцировали сход лавины в начале полярной зимы. На то, что здесь снежная доска сформировалась, указывает факт вырезания снежных кирпичей из «наста» (приведённый ниже в письме Шебырева).
Трагичность случайного совпадения двух фамилий участников групп Ерёмкина и Дятлова (Золотарёва и Юдина) я вижу в том, что аварию группы Ерёмкина не удалось предотвратить на основе опыта более ранних сходных лавинных аварий групп Дятлова (1959 г.), групп О.Романова (1982 г.) и Мирона Гориловского (1983 г., Хибины). Во всех четырёх тяжёлых трагедиях сход лавин на бивак происходил после подрезки снежных пластов при установки палаток «по штормовому» с заглублением в снег.
Аварии групп Дятлова и Ерёмкина произошли вблизи пиков солнечной активности (СА): 19-го – в марте 1958 г. и 22-го – в июле 1989 года. Оба эти цикла совпадают с двумя мощными пиками аварийности в туризме и альпинизме. Циклы солнечной активности вызывают общее обострение аварийной обстановки стихий земных физических процессов. И они же негативно сказываются на поведении людей. И не случайно наиболее крупные катастрофы у туристов и альпинистов связаны с периодами повышенной СА (следующие со средними периодами около 11 лет). Эти зависимости нам однозначно удалось обнаружить по статистике аварийности в альпинизме (из книги «Мы вас помним», 2010 г, Г.А.Стариков В.Н.Шатаев, М., изд. Балабанова) в ходе анализа глубинных причин Трагедии группы Дятлова.
Для нынешнего, ныне ещё не прошедшего 24-го пика солнечной активности тоже характерно обострение стихийных процессов, различных катастроф и социальных столкновений. Это видно и на примере сильных наводнений (на дальнем Востоке и в Европе), снегопадов в Америке, сильнейших тайфунов на Филиппинах, а также засух и массовых пожаров в ряде районов мира. Налицо мощный социальный конфликт на Украине. Только что имела место крупная катастрофа у альпинистов в Непале: в районе Эвереста из-за обрушения ледопада погибло 13 человек.
Можно отметить, что самые сильные пики аварийности в туризме и альпинизме в СССР наблюдались на 19-м и 22-м пиках солнечной активности, - на стыках 50-60-х и 80-90-х годов прошлого века. На этих пиках наблюдалось удвоение годового числа погибших по сравнению со средними значениями. Причём не наблюдается никаких «провалов» аварийности вблизи годов с «пиковыми» значениями, - и в ближние к ним годы аварийность тоже высокая.
Крупнейшая альпинистская авария с гибелью 43 человек под пиком Ленина произошла на 22-м пике СА (1990 г.). Мощнейшие обвалы ледников с горы Уаскаран (Перу, 1970 г., гибель города Юнгай с 20 тыс. жителей) и Колка (Кавказ, 2002 г.) произошли после пиков 20-го и 23-го СА.
О чем я? А я о том, что сейчас между самыми крупными Трагедиями начинает прослеживаться интересная взаимосвязь через энергетику пиков СА…
Мемориал Човского кладбища Сыктывкара с могилами туристов, погибших в результате катастрофы под Собинским перевалом 29.10.88, Рай-Из, Полярный Урал
(источник)
На надгробиях кладбища и памятных досках у места Трагедии группы Ерёмкина фамилии погибших туристов: Белых Надя, Белугин Лёша, Золотарёв Юра, Караваев Юра, Кашкарёв Ваня, Комлина Света, Масленников Миша, Попов Дима, Пудов Володя, Сафонов Андрей, Селиванова Тома (Тамара), Стахиев Саша, Юдин Серёжа.
Памятные доски у места гибели групп Ерёмкина и усинцев, на площадке под мореной, у которой стояли 3 палатки, раздавленные лавиной
Маленький «островок» осыпи на снежнике – место, где стояли палатки, попавшие под лавину
Место под мореной, где стояли палатки группы Ерёмкина и усинцев (по фото видно, что крутизна склона, по которому сошла лавина – небольшая)
Морена и снежник – вид издали. Верховья реки Собь (Полярный Урал)
Северный отрог горы Холатчахль (Сев. Урал) и зона расположения палатки группы Дятлова (два эллипса и две красные линии, между которыми находилась позиция фотографа при фотосъёмке сверху раскопа палатки группы Дятлова), фото Тимура Воскобойникова, подрисовка зон на фото: Буянова Е.В, 2013 г.
Графики относительной аварийности в туризме (синяя кривая) и циклов солнечной активности (по числу Вольфа – красная кривая). В середине 80-х годов прос-матривается повышене аварийности из-за увеличения общей массовости туризма
График характерного 22-го солнечного цикла солнечной активности (красная кривая) и относительной аварийности в альпинизме (синяя кривая - относительно средней аварийности в пределах данного цикла, обозначенной жёлтой прямой)
В письме очевидцу Трагедии группы Ерёмкина Сергею Шебыреву мы попросили уточнить некоторые условия и обстоятельства этого несчастного случая. И вот что он нам ответил:
Евгений Вы задали мне вопросы, на некоторые из которых я не смогу ответить (например влажность воздуха, температура).
В статье П.И. Лукоянова «Неслучайные случайности» есть описание начала маршрута. Я могу только добавить, что на выходе было достаточно холодно, но после начала снегопада температура немного повысилась. Когда мы ставили палатку И. Белозерова, то мы ее обложили снежными блоками, вырезанными из наста, то есть снег мокрым не назовешь. После трагедии, когда мы начали поисковые работы, снег, сошедший со склона, был достаточно рыхлый. Я с Поляковым Сергеем отправился за помощью после прекращения пурги, а утром, когда мы вернулись и помогали откапывать ребят, снег уже спрессовался, и его приходилось вырезать блоками.
Но это все мои воспоминания, возможно у других участников группы они другие. Все-таки у нас был шок, и прошло достаточно много времени.
Теперь по поводу расстояний и углов. Схема, приведенная в статье П.И. Лукоянова составлена не по нашим описаниям. Она составлена спасателями, которые прибыли буквально сразу же после трагедии, - после всех необходимых измерений, и является единственно верной. Для этого я специально связывался с Некрасовым Сергеем, который в то время руководил спасработами. Единственное, - я не согласен с толщиной снежного покрова он был больше. Видимо во время замеров не было учтено, что он дал осадку.
Сергей Шебырев
Сергей также сообщил, что лавина закопала палатки на глубину около полутора метров, причём местами его лавинный зонд из двух лыжных палок (длиной более 2 м) уходил в снег завала целиком.
Ниже, в приложениях даны статьи Лукоянова об этом случае. В описаниях есть небольшие различия в деталях (статья из книги появилась позже и, возможно, в ней Пётр Иванович кое-что уточнил).
Об этом случае есть статья в Интернете и в газете «Молодёжь Севера» № 15 от 13.04.2006 г.: Артеев А. «Раскрыта ли тайна горы мертвецов?». Ссылка:
http://www.mskomi.ru/nomer/2006.04.13/3.html)
В ней утверждается, что, по словам Ерёмкина, склон морены над палатками имел крутизну около 25 градусов, что очень близко к параметрам склона отрога горы Холатчахль там, где стояла палатка группы Дятлова.
Вот такие катастрофы случаются на пиках солнечной активности. Безусловно, нужны определённые меры безопасности, чтобы не угодить не в «среднюю», ни в повышенную удвоенную «печальную статистику» в периоды резкого обострения стихийных процессов, связанных с накоплением аномальной энергетики Солнца. Конечно, вся эта статистика «едина», но вот показатели-то её в разные годы разные.
А уроки тяжёлых катастроф показательны. Тяжёлые катастрофы не случаются «просто так», на «ровном месте». Обычно за ними кроется целый ряд серьёзных причин, среди которых есть и такие, которые лежать очень глубоко, и которые удаётся понять далеко не сразу.
Приложения (автор: П.И.Лукоянов)
Статья П.И.Лукоянова «Неслучайные случайности» (журнал «Турист № 12, 1989 г.,с 48-50
Сканы выдержки из книги Лукоянова «Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий», (Москва, 1998, ЦДЮТур РФ), стр.114-115 о данной аварии группы Ерёмкина:
Евгений Буянов, (С-Пб), Сергей Семяшкин (Сыктывкар), 13.04.2014 г. |