Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. на З.Кавказе в июле 2013. Часть 3
Продолжение. Часть 2 здесь 9 день (23 июля). Перевал Южные Доломиты (1А, 3350) – спуск к слиянию рек Чиринкол и Кубань.
Описание: Вид на перевал с места ночёвки – рис. 8.4. Подъём в 5:30-6:00. Моросит дождь, дует ветер, и ничего не предвещает улучшения погоды. Принимаем решение отказаться от радиального восхождения на в. 40 лет Татарии, тем более МКК выпустило нас на неё с большой неохотой, с условием совершить восхождение только в случае «устойчиво хорошей погоды». В 7:45 выходим по направлению к перевалу. Нижнее Доломитово озеро, у которого мы ночевали, обходим справа по ходу. Далее движемся по тропе, обозначенной турами и выходим к верхнему озеру. Вода здесь очень грязная! Питьевую воду, которую вы хотите взять на перевал, лучше набирать в нижнем озере. От верхнего озера хорошо виден путь подъёма на перевал (рис. 9.1).
Дуга влево в последней части подъёма обусловлена свежим выносом камней на снегу, который видно на рис. 9.1 и рис. 9.3 немного правее седловины. Надеваем каски, берём ледорубы и в 8:15 начинаем движение по снегу. В снегу, раскисшем из-за дождя, легко бьются ступени. (рис. 9.2)
За 20 минут поднялись к верхней части большой морены. Здесь локальное выполаживание, отдыхаем. Изучаем последний участок подъёма на седловину. (рис. 9.3)
Формируя ступени на снегу, подходим к осыпной седловине и в 9:03 оказываемся на перевале. (точка пер. Юж. Доломиты) Продолжает моросить дождь, поэтому не засиживаемся и в 9:22 уже начинаем спуск. (рис. 9.4)
С перевала вниз ведёт тропа к первому снежнику. Далее спускаемся просто по линии падения воды. Вскоре за пологим снежником склон становится круче, и мы выходим к последнему довольно крутому снежнику. Часть группы обходит его слева, и несколько человек глиссируют. (рис. 9.5)
Крепко держите ледоруб! Снежник, не меняя крутизны, заканчивается выходом на камни, поэтому, конечно, его лучше обойти. Далее спуск идёт по тропе по левому берегу ручья к аэродрому. (рис. 9.6)
Где-то перед выполаживанием переходим ручей и спускаемся на аэродром к 11:20. ЧХВ на спуске 1ч 37мин, но мы шли медленно, у Игоря проблемы с коленом. На аэродроме подходим к лагерю группы Иры Сочиной. У девушки из их группы застужен лицевой нерв, она собирается сходить с маршрута. Маршрут Иры идёт на следующий перевал, а вот наш уходит вниз к дороге, ведущей на т/б Уллу-Кам и далее в пос. Хурзук. Девушка пойдёт с нами, а пока мы ставим тент и пережидаем дождь. В 12:35 продолжаем движение вниз по аэродрому по левому берегу реки. (рис. 9.7)
На пути множество оборудованных мест для стоянки. За 20 мин доходим до конца аэродрома. Здесь мощный водопад и начало тропы по левому берегу реки. В 13:05 начинаем идти по тропе. Тропа хорошо набита. Выход с аэродрома обрывается крутой скальной ступенью с возможностью прохода по широкой травянистой полке, по которой, собственно, и ведёт тропа. (рис. 9.8)
Сделав один привал в 14:20, выходим на дорогу вдоль левого берега р. Чиринкол. Устраиваем здесь холодный обед с чаем. В 15:15 начинаем длинный перегон по дороге. Уже через 15 минут после выхода нас встречают пограничники на лошадях, 15 минут занимает проверка документов. Переходим несколько притоков р. Чиринкол. (перепрыгиваем по камням перелезаем по упавшим деревьям) и в 18:10 доходим до слияния рек Чиринкол и Кубань. Здесь хорошая ровная поляна, но вода в реке такого цвета, что желания её пить нет абсолютно. Поэтому мы переходим по мосту на правый берег р. Кубань и идём 15 минут по дороге вверх до первого притока. В ручье чистая вода, и на левом его берегу немного ниже дороги есть более менее ровные места для четырёх палаток и кострище. Остаёмся здесь на ночь. Использованное снаряжение: · Ледорубы · Каски Выводы и рекомендации: Прохождение перевала рекомендуется в походах 1 к.с. в качестве простого пути из долины реки Узункол в долину реки Чиринкол или наоборот. Пожалуй, перевал красив при прохождении в обе стороны. 10 день (24 июля). Подъём по долинам рек Кубань и Уллу-Кам к зелёным ночёвкам.
Описание: Сегодня праздник живота! После подъёма в 7:00 нас ждали блины с джемом и сгущёнкой. Да, Ваня и Оля принесли сюда сковороду. В 9:20 выходим. Продолжая идти по дороге вдоль правого берега р. Кубань (рис. 10.1), пересекаем множество боковых притоков (перепрыгиваются по камням).
И в 11:40, сделав три привала по 10 минут, приходим к Ворошиловским кошам. Осторожно, собаки! Встаём на четырёх часовой обед у реки. (точка Обед №10) Застава пограничников находится на другом берегу. Проверить документы они пришли сами. А пока готовится борщ, в одном из домиков заказываем хичины, сыр, сметану и молоко. (рис. 10.2) (всё удовольствие обошлось в 170р/чел)
От кошей открывается вид на путь нашего дальнейшего подъёма. (рис. 10.3) Река Уллу-Озень уходит в каньон, а тропа поднимается широким зигзагом по крутому травянистому склону вдоль левого берега р. Уллу-Озень.
В 15:36 выходим. Идём по тропе по правому берегу р. Кубань. В 16:05 проходим красивое место слияния рек Уллу-Кам и Уллу-Озень. В одной реке вода белая, в другой коричневая, и, сливаясь в Кубань, они ещё некоторое время текут не смешиваясь. Продолжая движение по правому берегу р. Уллу-Кам, за 20 минут доходим до моста. (точка Мост №2) Перейдя реку по мосту, в 16:35 оказываемся в начале подъёма по крутому травянистому склону. Тропа очень хорошо набита. Вскоре склон выполаживается, и открывается красивый вид на западную вершину Эльбруса. (рис. 10.4)
От начала крутого подъёма за 1 час 5 минут (ЧХВ) выходим на широкую поляну с множеством оборудованных стоянок. Встаём здесь на ночёвку. (рис. 10.5) Вода в ручье грязная, но довольно далеко удаётся найти бьющий из подземли ключ с чистой водой. К вечеру опускается очень густой туман. Приходится оставлять в лагере сигнальные фонарики.
11 день (25 июля). Перевал Хотютау (1Б, 3546) – спуск до оз. Эльбрусское.
Описание: Подъём в 5:00-5:30. На перевал возможны два пути: 1. Идти вдоль ручья, стекающего с перевального снежника, далее по снежнику выходить прямо на перевальную седловину. 2. По военной тропе, которая выводит на осыпной гребень севернее перевала. В 7:45 начинаем движение по второму варианту. От места ночёвки уходим траверсируя пологий склон и, немного набирая высоту, переходим множество ветвей разливающегося здесь ручья. (рис. 11.1)
Далее движемся вдоль правого берега ручья. Слева от нас крутой травянистый склон. И в 8:02 находим начало тропы. (точка Начало тропы) Место помечено турами и синей краской на камне. (рис. 11.2)
Далее просто набор высоты по тропе. Сзади очень красивый вид на широчайшие зелёные склоны. (рис. 11.3)
Через 1 час 52 минуты ЧХВ, набрав по тропе 715м, в 10:47 выходим на осыпной гребень. За гребнем очень контрастно после зелёных лугов видеть огромное белоснежное поле – ледник Большой Азау. Появляется связь. 40 минут отдыхаем и уходим по гребню на перевал. (рис. 11.4)
Начинаем движение прямо по гребню, но довольно скоро путь преграждают небольшие скальные жандармы. Восточная часть гребня – довольно крутые разрушенные скалы. Западная сторона – преимущественно осыпная. Поэтому все участки скал обходим справа по ходу. Осыпь неприятная. Крупная и живая. (рис. 11.5)
За 30 минут, сбросив 44м по высоте, оказываемся на седловине в 11:58. Отсюда хорошо проглядывается дальнейший путь по леднику. (рис. 11.6)
Основная сложность при спуске – найти место, где пересечь ледник и слезть с левого борта на морену. С перевала видно две характерные гряды камней. Если уходить от них по линии падения воды, упрётесь в ледопад. Если пересечь их слишком рано, попадёте в зону разломов. В 12:20 начинаем спуск с перевала. Плотной группой спускаемся по довольно крутому осыпному склону на лёд. (рис. 11.7)
Ледник открытый, пологий, трещин нет. По шершавому льду комфортно идти без кошек. Оставляя справа по ходу мульду (рис. 11.8), уходим к характерным грядам камней, которые видно на рис. 11.6.
Пересекаем первую гряду и на второй делаем привал, осматриваемся. Будьте внимательны, когда передвигаетесь по камням, иногда совсем тонкий слой камней лежит на льду, и камни очень хорошо по этому льду едут. Отсюда частично виден дальнейший путь (рис. 11.9).
Движемся преимущественно вдоль трещин к левому борту ледника. Ледник открытый. Некоторые трещины забиты снегом. Поиск пути не представляет трудности. Стараемся немного отклонятся правее по ходу, но не уходить в зону крупных трещин. За 20 мин доходим до начала спуска с ледника. Делаем привал на 15 минут, проводим разведку спуска. (рис. 11.10)
После разведки в 14:24 продолжаем движение. Пологий и очень скользкий спуск заканчивается простым выходом на морену. Край ледника немного подмыт ручьём. Перепрыгиваем его с гимнастической страховкой. (рис. 11.11)
Перепрыгнув ещё один ручей, по тропе выходим к оз. Эльбрусское в 14:50. (рис. 11.12)
Здесь много подготовленных мест для ночевок. Правда найти чистую воду мы так и не смогли. Воду брали из озера и отстаивали. Обедаем и, позаимствовав ледобуры у соседних групп, уходим на заключительную тренировку в этом походе на пологий язык ледника у верхнего края озера. (рис. 11.13)
На ледник простой выход, кошки не требуются. Хороший открытый лёд и широкий пологий участок располагают к проведению здесь ледовых занятий.
Использованное снаряжение: · Ледорубы · Каски Выводы и рекомендации: Прохождение перевала рекомендуется в походах любой к.с. в качестве самого логичного пути из долины реки Кубань в Азау или наоборот. Пожалуй, перевал красив при прохождении в обе стороны. Особенности перевала – это, конечно, память войны: разбросанные снаряды и части орудий по всему гребню вид на белоснежные шапки Эльбруса и прогулка по леднику Большой Азау.
12 день (26 июля). Спуск на поляну Азау.
Описание: Подъём в 8:00. В 10:00 начинаем движение на запад, не набирая высоты, в сторону ледника. Практически сразу начинается мощная тропа, ведущая к станции Старый Кругозор. (рис. 12.1, рис. 12.2)
До станции 42 мин ЧХВ от озера. Задаваясь вопросом, платный ли спуск, садимся в вагончики, спускаемся и выходим в Азау. Видимо, спуск бесплатный, нас никто не остановил ни на входе, ни на выходе. Отсюда есть спуск к реке сразу по тропе от отелей (где её начало, лучше спросить у местных). Или можно пройти метров 200-300 по асфальтовой дороге вниз до первого поворота направо на грунтовую дорогу, которая выведет также к реке к местам стоянок. Стоянки более чем приятные по сравнению с любыми другими стоянками рядом с населёнными пунктами. (рис. 12.4)
Воду набираем из ручья, стекающего в районе грунтовой дороги, уходящей с асфальта. В гостиницах можно договориться, чтобы помыться в одном из номеров за небольшую плату. Еда в кафешках не дешёвая, но очень вкусная! Таксистов много. Договариваемся с машинами сразу на всю школу. Завтра утром выезд в Нальчик. Дорога занимает 2 часа. Если останется время, посетите в Нальчике Курортное озеро. Там красиво и можно поесть очень вкусных и недорогих хичинов в кафе «Къуанч».
РазноеРаскладка продуктов и советы по их закупкеТаблицу с нашей раскладкой, меню для дежурных и общим списком продуктов для закупки можно скачать по ссылке на титульном листе.
Советы от завхоза: · Откуда брать информацию. Можно почитать разную литературу (например, Алексеев А.А. «Питание в туристическом походе»), посмотреть программы, помогающие составлять раскладку, например, Outdoor Food Ration Calculator (я, правда, не пользовалась), и самое главное – попросить знакомых завхозов прислать их раскладки в качестве примеров. Таких примеров должно быть много, по ним можно примерно определиться с общим списком продуктов и формой составления раскладки (в экселе). · Опрос участников до похода. Нужно составить общий список продуктов (включая сахар, спирт и т.п.) и отправить его участникам похода с возможностью отметить напротив каждого продукта: «нравится», «не нравится», «вообще не ем», «аллергия» и т.п. Если всей группе не нравится чернослив, брать его не нужно. Если кто-то пишет, что практически не ест сахара, нужно учитывать, что в походе вкусы меняются и сахар едят практически все (или берут его в КП). В таблице есть раскладка, а также замечания участников по раскладке после похода и мои рекомендации (вкладки «Список продуктов» и «Выводы после похода») · Описание маршрута. Нужно как можно раньше получить от руководителя описание маршрута (где холодный обед, в какие дни заброски, когда особенно длинные переходы и сложные дни и т.п.) и в соответствии с ним начинать составлять раскладку. · Вес продуктов. Чтобы понять, сколько весят продукты, нужно будет посмотреть это в примерах раскладок, а также составить себе список и сходить в магазин, проверить там на упаковках продуктов. Расчетный вес в день может отличаться для разных групп, мы стремились не превышать (в первые 4 дня) или не сильно превышать (в последующие дни) вес в 600 грамм/человека/день. · Вид раскладки для работы и для похода. При составлении удобно работать с раскладкой в экселе (см. вкладку «Список продуктов»), однако для закупки продуктов и похода такая таблица нечитаемая и слишком сложная. o для закупки делается общий список с общим весом (см. вкладку «Закупка продуктов»), o для похода удобно делать меню на каждый день(в 2-х экземплярах: 1 – дежурным, начиная с обеда или ужина, 2 – завхозу) – см. вкладку «Меню по дням для дежурных». Если сделать такие меню для дежурных, завхозу в самом походе останется совсем мало работы J Дежурные по такому списку сами собирают продукты у участников, на завтрак продукты собираются с вечера! · Закупка продуктов.Продукты удобно закупать в большом магазине (типа «Ашана») заранее, так как можно там не все найти. Покупать нужно все, что не портится, лук и чеснок лучше закупить за 1-2 дня до отъезда. Лимон с медом или сахаром кто-то из участников делает прямо к отъезду. Лучше, чтобы в магазин поехало человек 6-7 или больше, двое стоят с тележками и списками, остальные идут искать продукты. Нужно не забыть купить упаковочный материал – пакеты, скотч, клетчатые сумки, колготки (дешевые большого размера), мусорные пакеты. · Упаковка продуктов. Продукты удобно упаковывать по весу на один прием пищи, подписывать: «что», «вес», «кольцо». Даты лучше не подписывать, так как в самом походе, если один раз съели что-то не на ту дату из-за спешки, то потом будет путаница. После упаковки нужно разложить продукты по кучам на разные кольца, затем по пакетам на мальчиков и девочек (учитывая вес газа, а также по возможности равномерный расход продуктов), и пакеты уже сложить в сумки, которые снаружи подписать – название группы, даты, в какое место заброска и т.п. При упаковке нужны: несколько точных весов (у кого они есть можно узнать из опроса по еде), калькулятор и таблица раскладки на компьютере, куда, при необходимости, вносятся правки. Общие комментарии · Раскладку на поход желательно делать тому же человеку, который делает раскладки на тренировочные выходы · На 2-3 последних тренировках нужно хотя бы частично опробовать походную раскладку на количество еды в граммах (каши, крупы, КП), а также попробовать готовить в автоклаве. · Начинать составлять раскладку нужно как можно раньше, так как это занимает очень много времени, начать с получения информации и примеров раскладок (это можно делать заранее), опроса группы, и уже составления своей раскладки, когда будет готов план-график похода. СнаряжениеСписок группового снаряжения
Групповое снаряжение: поломки и ошибкиМалоиспользуемое снаряжение: 1. кошки, буры (пригодились лишь на последней тренировке на льду) Ошибки группы: 1. Горелки. Модель горелок "Kovea KB-1005 camphouse". Проблема: огонь нагревал ножки горелки, а те касались шланга, поэтому несколько шлангов были прожжено из-за невнимательности участников. Группе пришлось регулярно готовить еду с некоторыми трудностями. Во время пребывания в альплагере "Узункол" группа приобрела две горелки: одну горелку купили, а другую взяли у другой группы турклуба "МГУ". 2. Тент. Неожиданно для группы порвался один тент. Группе из 16 человек было нужно два тента. 3. Скороварка. Группе нужно было ещё дома отпилить ручки скороварки. Это мешало переносить скороварку в рюкзаке. Также возникло протекание скороварки в месте, где скрепляется ручка и корпус. Кроме того, подплавилась крышка скороварки по причине того, что скороварку накрыли сверху стеклотканью во время приготовления еды. 4. Медик не предупредил, что берет аптечку массой, которая на 2 килограмма больше массы, которую нес обычный участник. Хотя медик - сильная девушка, но можно было сэкономить силы, распределив равномерно вес между участниками. Нужно было проверять вес у всех участников на вокзале. Положительные стороны выбранного группой снаряжения: 1. Не было лишних вещей! Фактически все, что группа взяла с собой, использовалось! Личное снаряжениеИз тёплой одежды достаточно взять пару поларов и лёгкую пуховку или куртку. Из снаряжения для работы с веревками у каждого были: · Обвязка · 5-6 карабинов · Спусковое устройство · Каска · Прусик и стремя · Перчатки Список аптечкиТаблицу со списком аптечки и комментариями можно скачать по ссылке на титульном листе. Записки экологаДолжность эколога интересная и полезная для природы. Трудно представить себе группу туристов, которым приятно будет сделать стоянку рядом с кучей мусора в виде консервных банок и разбросанных обёрток, оставленных туристами, прошедшими через это место раньше. Ведь многие люди с удовольствием идут в горный поход из шумной Москвы с её загрязнённым воздухом ради единения с природой, наслаждения горными пейзажами и душевного отдыха. Именно для того, чтобы люди, проходящие через место нашей стоянки после нас, не чувствовали разочарования, и приезжали домой действительно отдохнувшими, с запасом впечатлений, не омрачённым воспоминаниями о кучах мусора на стоянках вместо «альпийских лугов», и необходима должность эколога в каждой туристической группе. И тем более в горах, когда путь до цивилизации занимает дни, а то и недели, при практически полном отсутствии деревьев, необходимо, чтобы в группе был человек, умеющий утилизировать и занимающийся утилизацией или возвращением в цивилизацию не разлагаемых биологически отходов, таких как жестяные банки, газовые баллоны, и пр. В начале похода я решил, что стоит во избежание недоразумений разработать систему сбора и утилизации группового мусора, и рассказал её всем участникам похода. Выглядело это примерно так: Утро: После подъёма я организую мусорный пакет, в который все желающие могут выкинуть мусор. За полчаса до выхода я начинаю его сжигать (вместе с тем, который остался с обеда и ужина предыдущего дня), засовывая зажигалку прямо в мусорный пакет (это очень удобно, так как защищает разгорающийся огонь от дождя и ветра). После завтрака мне приносят мусор в виде кучи фантиков и упаковок, до тех пор, пока не останется 15 минут до выхода (этого времени мне хватало, чтобы собраться, а пока горит костер, я успевал помогать собрать палатку). Я объявляю конец приёма мусора (решил, что так всем будет удобнее, хотя, как выяснилось позже, не все считали это необходимым), после чего те, кто не успел сдать мусор, несут его до следующей стоянки. Договорились также, что перед выходом каждый участник смотрит вокруг себя в поисках мусора, и, если находит, берёт себе или отдаёт мне. День: На привалах между ходками, если у участника появляется мусор, он несёт его до следующей стоянки (обед или ужин). На обеде я организую мусорный пакет, в который все до окончания стоянки выкидывают мусор. Наполненный пакет я уношу с собой и несу до ужина. Как и после завтрака, перед выходом каждый участник смотрит вокруг себя в поисках мусора. Вечер: В качестве мусорного пакета я кладу тот, что остался с обеда (или, если он полон, организую новый пакет). До отбоя все выкидывают мусор в него, и до утра пакет (или несколько пакетов, если мусора много) остаётся на месте стоянки. Система оказалась вполне жизнеспособной. Но были и трудности: 1) Несколько раз при сжигании мусора был такой сильный дождь и ветер, что пришлось задействовать горелку (зажигалкой разжечь не получилось). 2) Моя зажигалка почти сразу вышла из строя, пришлось брать её у одного из участников, а когда и она выходила из строя, приходилось брать у другого. В итоге под конец я вывел из строя все зажигалки группы и разжигал костёр спичками. Почему? – может, низкое давление… 3) Я один раз нормально так обжёгся – ну а куда без этого? 4) Если не хватало места в рюкзаке, то мусор приходилось цеплять к рюкзаку сбоку, и он везде цепляется, а мог и порваться – лучше сжигать мусор после каждой стоянки, или рюкзак побольше, или мешки покрепче – это уж как больше нравится. 5) Не всегда хватало времени нормально упаковать рюкзак – приходилось запихивать всё кое-как, ведь тормозить группу не хочется. Не всегда хватало времени помочь со сбором палатки. 6) Было неприятно, когда мы приходили на стоянку, усыпанную мусором предыдущих туристических групп – приходилось убирать ещё и за ними. Правда жестяные банки я обжигал и прятал под камень. Хотя приятных моментов тоже хватало: 1) Костёр, пусть даже из мусора – это тепло и приятно, тем более когда холодно. 2) На стоянках в турбазе «Глобус» и альплагере «Узункол» были – о, счастье – мусорки. 3) Должность эколога – это работа исключительно в походе. Это достаточно простая в исполнении должность. 4) Однажды был большой костёр и два весёлых участника решили поджечь коровью лепёшку – было забавно, но костёр потух. Не стоит жечь такие штуковины, а если всё-таки очень хочется, нужно выбирать максимально тонкие и сухие) 5) Другие участники помогали мне разжигать костёр – это приятно. Типы отходов, как известно, бывают разные. Несколько слов о том, как я справлялся с каждым из них: 1) Биологически разлагаемые (чайные пакетики, кожура бананов, апельсинов, недоеденная каша и пр.). Я прятал их под камни около стоянки. 2) Горючие не разлагаемые биологически(фантики, упаковки и пр.). Сжигал. 3) Негорючие не разлагаемые биологически(жестяные банки, газовые баллоны, стеклянные бутылки и пр.). Пустые баллоны было решено нести на перезарядку в Москву, такие баллоны несли поровну всей группой. Остальное нёс я до выхода в цивилизацию и выбрасывал там в отведённое для этого место. Вывод, который я сделал, основываясь на неприятных моментах: если позволяют средства и не жалко тащить лишние 1,5 кг, то можно купить в поход горелку и баллон с газом, исключительно для экологических нужд – это значительно ускорит процесс сжигания мусора. Общее впечатление от должности эколога у меня хорошее, в следующий поход тоже планирую пойти экологом. Карты трек и точкиГотовые для печати карты, gps трек и точки можно скачать по ссылке на титульном листе. Карты для похода были подготовлены в программе SAS Planet, которую можно бесплатно скачать на официальном сайте. В программе есть возможность просмотра основных online карт, таких как yandex или google карты и огромного количества других карт. Кроме того в программе есть доступ и к туристическим картам района, таких как: · Сводная госгеодезия 1991г - хребтовка 1км · Генштаб 250м · Теберда и Домбай – километровка Все карты имеют привязку к координатам. То есть вы можете открыть в программе чей-нибудь GPS трек, а дальше включать любую карту на ваш вкус, на которой вы хотите увидеть путь движения. С помощью программы можно печатать произвольные фрагменты любых карт в том масштабе, который вам нужен. Способ был разработан опытным путём, возможно, есть более простые пути. Алгоритм печати карт в масштабе из программыSasPlanet. Версия программы в которой я работал: 121010 Общая идея: Сначала в программе Sas Planet сформировать картинку с нужной частью карты. Затем эту картинку в программе Paint сохранить в формате pdf (на отдельные листы paint разобьёт карту автоматически). 1. Как вытащить карту из Sas Planet в формате jpg. 1.1. Запускаем Sas Planet. 1.2. Находим выпадающий список «Выбор основной карты». Выбираем интересующую карту. 1.3. Находим шкалу для изменения масштаба (приблизить-отдалить). Под ней указан текущий масштаб, например «z12». Приближая и отдаляя карту, выберите такое приближение, которое вас устраивает. Запомните соответствующий номер z. 1.4. Нажимаем Alt+R или находим кнопку «Операции с выделенной областью и в дополнительном меню выбираем «Прямоугольная область». 1.5. Выделяем область, которую вы хотите напечатать. Во время выделения можно приближать и отдалять карту, это ни на что не повлияет. После выделения появится окошко «операции с выделенной областью». 1.6. В появившемся окошке заходим на вкладку «склеить». Выбираем: 1.6.1. «Результирующий формат» - JPEG 1.6.2. «Куда сохранять» - выбираем папку куда попадёт файл с изображением 1.6.3. «Тип карты» - который вам нужен. 1.6.4. «Масштаб» - указываем номер, который запомнили в пункте 1.3. 1.6.5. «Качество» - «100» 1.6.6. Остальное оставляем без изменения. Нажимаем «Начать». 1.7. В папке из пункта 1.6.2 должна появиться картинка с выбранным фрагментом карты. 2. Как разбить карту на листы А4 для печати в масштабе: 2.1. Нажимаем правой кнопкой мыши на картинку из пункта 1.7. Выбираем пункт «изменить». Должна открыться программа Paint. 2.2. В программе выбираем «Файл» - «Параметры страницы» 2.2.1. «Ориентация» - попробуйте и книжную и альбомную. Оптимальный выбор зависит от формы выбранной изначально области. 2.2.2. «Поля» - я ставил все поля по 5мм. 2.2.3. «Масштаб» - Нажимаем «установить» и указываем проценты в зависимости от выбранного в пункте 1.3 масштаба. Для z13 выбираем 106 - получится километровка. Для z14 выбираем 54 - получится километровка. Для z15 выбираем 27 - получится километровка. Для z16 выбираем 86 для получения пятисотметровки или 54 для печати 250-ти метровки. 2.2.4. Нажимаем «Ок». 2.3. Переходим в «Файл» - «Печать» - «Предварительный просмотр». Смотрим что получилось. Если нужно, меняем в параметрах страницы ориентацию страницы. Запоминаем номера страниц, которые вы хотите напечатать. 2.4. Нажимаем «Файл»-«Печать» 2.4.1. «Диапазон страниц» - указываем номера страниц, которые запомнили в пункте 2.3. 2.4.2. «Принтер» - выбираете либо свой для печати, либо любой pdf принтер для сохранения документа pdf. Если у вас нет pdf принтера, заранее установите программу, например «Bullzip PDF Printer». 2.4.3. Нажимаем печать. Расходы в походе
*Все цены указаны в рублях. Курс доллара на 15 июля 2013 – 32.649р. Полезные ссылки· Каталог перевалов Голубева Михаила -http://caucatalog.narod.ru/ · Каталог перевалов турклуба Вестра с возможностью выгрузки точек перевалов и вершин по категориям в Google Earth, а оттуда и в Sas Planet - http://westra.ru/passes/kml/passes.kml · Библиотека отчётов о горных походах -http://tlib.ru/ · Сайт Кости Сергина -http://kostya-sergin.narod.ru/ Подробнее о том, как каталог перевалов Вестра открыть вSasPlanet.
1. Открываем каталог перевалов Вестра и нажимаем кнопку «Экспорт в Google Earth». Сохраняем на компьютере файл passes.kml. 2. Открываем passes.kml с помощью программы Google Earth. Приближаем карту к нужному району. Например, так чтобы поместился весь Кавказ. 3. Слева в разделе: «временные метки – каталог перевалов – перевалы» нажимаем на папку, например «1А» правой кнопкой мыши и выбираем пункт «сохранить местоположение как». Сохраняем на компьютере файл 1А.kmz. 4. Открываем программу SAS Planet. Нажимаем «Операции-открыть». В появившемся окне выбираем файл 1А.kmz. 5. Во вновь появившемся окне «параметры импорта» указываем название категории, например, «1А» (вместо «новая категория») и нажимаем «начать». 6. Аналогичным образом можно добавить перевалы других категорий, причём в параметрах импорта лучше менять цвет их меток. Затем найдите кнопку «управление метками». Там можно выбирать категории для отображения в данный момент. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||