Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Часть 4
Продолжение. Часть 3 здесь 22 августа мы вышли в 645. По навешенным с вечера перилам поднялись на западное седло (50 м, 40 - 45o, бергшрунд в нижней части, верхняя станция на снежном щите).
Затем мы за полчаса спустились в связках и кошках по фирновому гребню каракольского массива на плато под его центральной вершиной - той, с которой начинается наш спусковой восточный гребень.
Таким образом, за этот день, как и планировалось, мы прошли весь подъем на пик Каракол и спустились непосредственно до начала технически сложного участка на той стороне. На подъеме потребовалось 8 перильных веревок: 4 по льду, 2 по миксту, первая и последняя по снегу, итого 400 м перил. 4 веревки из 8 были провешены с вечера. По нашим представлениям, вариант подъема на вершину по водораздельному западному гребню имеет сопоставимую сложность с вариантом по западному склону 1996 г. Преимущество пути по гребню не в том, что там технически проще, а в том, что безопасно независимо от времени года. 23 августа в 650 мы вышли с места ночевки и, пройдя еще несколько десятков метров по извилистому гребню в связках и кошках, приступили к навеске перил.
Весь восточный гребень Каракола, за исключением упомянутого короткого участка посередине, узкий и острый.
24 августа, желая достичь как минимум седловины пер. Металлург, мы сделали обычный ранний подъем. Хотя погода не радовала устойчивостью, мы позавтракали, свернули стоянку, собрали рюкзаки и даже, кажется, успели связаться. Было где-то около 7 утра. Но как только мы подошли к месту, откуда надо было продолжать вешать перила, нам снова "выключили свет": повалил мокрый снег, и пропала видимость. Как раз в этом месте рельеф был неоднозначный: то ли обходить большой карниз справа, то ли слева, а что за карнизом, не видно из-за непогоды. Потусовались на гребне с полчаса - мокнуть надоело. Вернулись в нашу мульду, благо до нее 30 м, и залезли под полиэтилен.
25 августа с утра расклад почти такой же, что и вчера: погода плохая, но видимость таки была немножко. В 730 мы сняли стоянку и приступили к навеске перил. Через полторы веревки нас снова накрыл запердон, еще хуже, чем вчерашний: все то же самое, снегопад, отсутствие видимости, но впридачу еще и сильный ветер. По-хорошему надо бы запурговать, но уже негде: группа развешана гирляндой по перилам. Пришлось напрячься и продолжать работать.
Таким образом, всего на восточном гребне пика Каракол мы повесили 25 веревок (1250 м перил). В октябре 1996 г. мы обошлись здесь меньшим количеством тогда веревок было 20. Большее количество веревок в августе 2013 г. объясняется, очевидно, ненадежным характером снежного покрова на ледовом гребне, усугубленным отсутствием видимости на самом неудобном завершающем участке пути. В 1996 г. мы потратили на прохождение траверса Каракола от верхнего плато Кичеборду до пер. Металлург 2 дня, в 2013 г. - 4 дня. Но и сейчас пер. Траверс Каракола вполне можно было бы успеть перемахнуть за 2 дня, будь благоприятной погода: практически два дня из четырех мы пурговали. Могли ли мы где-то еще наверстать время? Теоретически, да. Мы могли бы сразу после спуска с пер. Терскей на верхнее плато в тот же день подойти под пик Каракол. Но пришлось запурговать, так как совершенно не было видно ни пика Каракол, ни рельефа, ни расположения трещин на леднике. Можно было бы на следующий день вместо предпровеса с ходу подниматься на пик Каракол с полной выкладкой. Но делать это на ночь глядя, да еще и в условиях ухудшения погоды было бы рискованно. Короче говоря, небольшой шанс пройти быстрее снова был, но опять с определенным ущербом для безопасности. Мы снова перестраховались! 26 августа: позади три дня подряд ужасно плохой погоды на восточном гребне Каракола, двое суток пургования. Если не считать позавчерашнюю пурговку, то уже десятый день, как мы непрерывно вешаем веревки, ни дня без веревки, с момента начала подъема на пер. Терскей мы их повесили уже 78 штук! Подходит к концу жратва. Сегодня с утра по прежнему очень крепкий порывистый ветер, но видимость хорошая. Значит, надо что-то делать. А именно, делать отсюда ноги, и чем скорее, тем лучше! По плану мы должны были бы продолжать траверс через вершину пика Слоненокс последующим спуском через пер. Слоненок на север. Но в настоящий момент вопрос о траверсе Слоненка на повестке не стоял по следующим соображениям.
Таким образом, от продолжения траверса главного хребта мы отказались. За сим последовал спуск с пер. Металлург, но о нем речь пойдет в следующем разделе. Тура на пер. Металлург не было. Итак, при прохождении пер. Траверс Каракола от верхнего плато Кичеборду до седловины пер. Металлург нами было навешено в сумме 33 веревки (1650 м перил), из них 8 на подъеме и 25 на гребневом спуске. Перевал проходился в условиях плохой погоды (снегопад, буран, отсутствие видимости). На прохождение потребовалось фактически 4 дня, 2 из которых мы пурговали. В хорошую погоду траверс Каракола за два дня проходим, хоть это и напряженный темп. Для прохождения в противоположном направлении, с востока на запад, маршрут и характер препятствий будет тем же самым. Следует ли считать траверс Каракола перевалом? Мы убеждены: безусловно, да! Траверс Каракола с туристской точки зрения является типичным перевалом, и притом исключительно логичным! Он связывает два разделенных протяженным отрогом места - плато Кичеборду и седловину Металлурга, проход между которыми по любому другому маршруту потребует больше времени и будет связан либо с длинным обходом по долинам рек, либо с последовательным прохождением нескольких перевалов сложностью не ниже 3А*. То, что пер. Траверс Каракола проходит непосредственно через вершину, притом через высшую точку всего района, можно считать удачным совпадением. Дополнительными "бонусами" служит то, что пер. Траверс Каракола благодаря гребневому характеру совершенно безопасен в любой сезон и в любых погодных условиях, а также то, что в ясную погоду этот перевал исключительно видовой! По вопросу классификации пер. Траверс Каракола у нас такое мнение. Классифицировать его от ледника до ледника в принципе можно, но неудобно. В этом случае в зависимости от того, с какими сторонами других известных перевалов он будет связан, суммарный путь через перевал будет сильно отличаться. Траверс Каракола тогда может связывать четыре ледника: Айланыш, Кичеборду, Металлург и Онтор, являющиеся истоками трех больших рек: Джетыогуза, Сарычата и Каракола, в любом сочетании. Причем в любом из возможных сочетаний наиболее сложная часть пути, определяющая категорию перевала 3Б, останется одна и та же - траверс восточного и западного гребней. Так что куда удобнее считать Траверс Каракола перевалом, связывающим верхнее плато Кичеборду с седловиной пер. Металлург, и это будет полноценная 3Б без халтуры: свыше 30 веревок, и не проходимая быстрее, чем за два полных дня. Короткое видео, наглядно иллюстрирующее испытания, которым группа
подверглась во время траверса Каракола, можно посмотреть по адресу:
Пер. Металлург (3А*, 4600)
Итак, как уже говорилось, по причине значительного отставания от графика, неустойчивой погоды и предполагаемого лавиноопасного состояния заряженных трехдневным снегопадом склонов мы отказались от продолжения траверса через пик Слоненок и приняли решение "сваливать" с хребта по заявленному запасному варианту через пер. Металлург, пока нас не "приперло" еще покруче. Но оставался не праздный вопрос: как, и на какую сторону, на юг или на север? Дело в том, что пер. Металлург славится лавиноопасностью на обе стороны. Северный склон гораздо более протяженный и определяет категорию сложности перевала 3А*. Южный склон не такой длинный, хотя тоже крутой, в октябре 1996 г. мы повесили там на спуск 3 веревки (http://nmr.nioch.nsc.ru/ters96h/node15.html). Но если мы и спустимся с Металлурга на южную сторону, все равно потом нам нужно будет возвращаться на север, к заброске, через перевалы ФКТ (либо Облачный) + Слоненок (либо Джигит). С седловины пер. Металлург были хорошо видны взлеты перевалов ФКТ и Облачный. Оба были заряжены снегом, и лавины там еще не сошли. Мы предполагали, что на южном склоне пер. Металлург, скорее всего, примерно то же самое. Северные склоны Слоненка и Джигита - тоже не подарок, и спускаться где-то там на следующий день тоже придется... А нельзя ли как-нибудь сразу сдюльферять на северную сторону прямо с самого Металлурга? Мы рассуждали так. Как уже было сказано, в течение предшествующих суток дул штормовой ветер. Причем ветер дул не с юго-запада, как обычно бывает, а с северо-запада - вдоль хребта, фирнуя его северные склоны и сдувая с них плохо лежащий свежевыпавший снег. Мы рассчитывали, что большая часть снега на северном взлете Металлурга может оказаться сдута или зафирнована, а лавинная опасность в этих специфических условиях может отсутствовать или быть минимальной. Забегая вперед, скажем: практика показала, что мы абсолютно верно просчитали ситуацию! Описание спуска с пер. Металлург дается от седловины до лед. Онтор. 26 августа в 920 мы снялись с пурговки на седловине пер. Металлург.Несколько более поздний выход, чем обычно, объяснялся необходимостью аккуратно откапывать палатку после бурана, да и сами сборы были затруднены сильным порывистым ветром (как бы чего не сдуло). Тура на пер. Металлург не было видно, и искать его мы не стали за недостатком времени. Сначала мы подошли на самый восточный край седловины Металлурга, под скалы пика Слоненок, и внимательно рассмотрели предстоящий путь спускана предмет лавинной опасности. Мы не ошиблись! На всем протяжении видимой части спуска (на глаз порядка трех веревок) снег был сдут, и обнажился голый лед.
В 1000 мы приступили к навеске перил. Первых трех веревок (150 м, 50 - 55o),
В 1250 мы сдернули последнюю веревку. Теперь нужно было как можно быстрее уходить с перевального склона, пока солнце не осветило его и не сделало опасным. Крутизна в этом месте была предельная для движения в связках и кошках с одновременной страховкой ( 35 - 40o), но зато под ногами оказался смерзшийся лавинный вынос, на котором кошки держали вполне надежно. В некоторых коротких местах фирн становился смерзшимся почти до состояния льда там мы переходили на движение лицом к склону. Все три встретившихся по пути бергшрунда нам также удалось обойти по смерзшимся лавинным выносам и обойтись без навески перил.
В 1400 мы вышли на ровный ледник. В это время перевал осветило солнце, и началось активное снеготаяние. Со стены Слоненка начали сходить маленькие пылевые лавинки. Но мы уже были внизу в полной безопасности! Маленький ледопад у подножия взлета пер. Металлург обходится орографически слева. Пройдя еще ходку в связках по закрытому леднику, мы как раз успели с него уйти, пока снег не начал сильно проваливаться. С 1500 до 1545 мы наскоро перекусили, а к 1645 дошли до живописной поляны на правой боковой морене перед пер. Онтор. Считать ли пер. Металлург в том варианте, как мы его прошли, отдельным препятствием, или считать его в связке с пер. Траверс Каракола? Можно дать ответ на этот вопрос, формально обратившись к первоисточникам. В методических указаниях к классификации написано: "Последовательное прохождение двух и более перевалов, когда существенная по протяженности или сложности часть пути подъема или спуска каждого из них выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал". В данном случае мы полностью прошли и весь Траверс Каракола (обе стороны, 8 веревок на подъем и 25 веревок на спуск), и всю определяющую сторону пер. Металлург (6 перильных веревок плюс полкилометра на индивидуальной технике). Из полного пути для пер. Металлург выпадает несущественная, неопределяющая часть, а для Траверса Каракола вообще не выпадает ничего. Уж так сложилась судьба, что между тем и другим совсем не оказалось "пешеходного прогона". Поэтому мы полагаем, что Траверс Каракола и Металлург следует считать по отдельности, ибо мы полностью прошли участки, определяющие сложность и того, и другого. Тем более не годилось бы на основании отсутствия прогона по долине считать три перевала Терскей + Траверс Каракола + Металлург как одно препятствие. Таких "перевалов" - требующих 84 перильных веревки и 11 дней для прохождения - извините, даже категории 3Б не бывает! Таким образом, группа прошла на спуск по определяющей стороне пер. Металлург, навесив 6 веревок (300 м перил) по льду. Полкилометра оставшейся части перевального взлета пройдены по твердому фирну с одновременной страховкой. В сложных погодных условиях (потенциальная лавинная опасность после снегопада) группа смогла безопасно спуститься с этого перевала, благодаря тонко просчитанной траектории спуска и весьма высокой скорости движения (тройка-А полностью пройдена по определяющей стороне всего за 4 часа ЧХВ). Тем не менее, в других условиях или в случае прохождения на подъем перевал мог оказаться более сложным и потребовать больше времени. Он мог оказаться и более опасным, если бы, например, во время снегопада не было сильного северного ветра, сдувшего снег, или если бы мы не успели уйти со взлета до того, как его осветило солнце. В любом случае к потенциально опасному пер. Металлург следует относиться со всей ответственностью, а планируя его прохождение в маршруте, заранее предусматривать запасные варианты. Пер. Онтор (1Б, 3900)
Перевал Онтор можно без преувеличений назвать уникальным: это исключительно простая технически и совершенно не утомительная по затратам сил седловина (независимо от того, в каком направлении ее проходить), находящаяся вплотную к самому подножию знаменитой северной стены Джигита
27 августа мы сделали дневку на правой боковой морене лед. Онтор.На этой морене очень живописные травянистые поляны, но надо знать, где искать чистую воду. Родники с водой находятся по координатам: N 42o11.769', E 78o29.291' - нижний N 42o11.780', E 78o29.858' - верхний. Мы стояли на верхнем роднике.
Во время дневки нас побаловала хорошая погода, от которой за 20 ненастных дней мы уже успели отвыкнуть. Весь день мы наблюдали за поведением северных склонов перевалов главного хребта, которые отлично видны с поляны. Со склонов перевалов Джигит, Слоненок, Металлург часто сходили лавины после снегопада, длившегося предыдущие три дня. Эти наблюдения окончательно убедили нас в целях безопасности отказаться от записанной в маршрутной книжке попытки прохождения пер. Джигит Вост., на который нам, впрочем, все равно уже не хватало времени. Вместо этого мы решили после прохождения пер. Онтор "отползать" к конечной точке маршрута - долине Арашана - заявленным запасным вариантом через перевалы Эпюра и Украина. Забегая вперед, скажем, что в ближайшем будущем правильность этого решения подтвердилась. Проходя на следующий день между перевалами Онтор и Эпюра, мы наблюдали многократные пылевые лавины со стены и склонов Джигита, а в середине того же дня погода снова испортилась и еще добавила "перца". Выходить на пер. Онтор после обеда, сразу после рейда за заброской, было в принципе можно, но нецелесообразно. Перевал находился настолько близко, что можно было очень быстро пройти его и завтра с утра. Так что вечером мы хорошо отдохнули и обожрались примерно четырехкратной порцией плова. Праздничная обжираловка исключительно благотворно повлияла на темп движения группы на следующий день и явилась важным фактором обеспечения безопасности. 28 августа, доев вчерашний плов, мы стартовали в 705. В этот день мы планировали пройти сразу два перевала: Онтор (1Б, 3900) и Эпюру (2А, 4300). Первую ходку по направлению к пер. Онтор мы плавно набирали высоту по правобережной морене. Затем поднялись на открытый ледник и подошли под перевал.
На седловине Онтора есть площадка для палатки.
Таким образом, группа в очень быстром темпе прошла пер. Онтор, меньше чем за 3 часа от поляны до цирка следующего перевала. Пер. Онтор исключительно видовой и очень популярен среди туристов. Группам нашего турклуба приходилось бывать на нем во все времена года. Онтор совершенно безопасен и надежно проходим в любых условиях, так что настоятельно всем его рекомендуем! Пер. Эпюра (2А*, 4300)
Пер. Эпюра характерен тем, что с северной стороны проходится по снежно-ледовому гребню. Это очень красивый перевал. Мы его проходили сразу после пер. Онтор, реализуя запасной вариант продолжения маршрута. Описание дается от верховьев лед. Кельтор до правых боковых террас лед. Караколтор Вост. 28 августа, меньше чем за 3 часа перемахнув через пер. Онтор, в 1000 мы с ходу устремились на пер. Эпюра.Проходили перевал по стандартному пути. Сначала за 2 ходки через ледовый лоб, покрытый жестким фирном, в связках и кошках мы поднялись в верхний перевальный цирк (~300 м, 20 - 25o).
Гребень Эпюры был на всем протяжении покрыт снегом,
После перевального взлета дальше идет ровный закрытый ледник. Нам было известно, что на перегибе этот ледник сильно разорван, так что мы решили пройти еще ходку, чтобы поскорее уйти с раскисающего снега. Обойдя небольшой ледопад вдоль левого борта,
Если от этого места маршрут группы лежит не по долине реки Караколтор и не направо к южным отрогам пиков Джигит и Слоненок, а, как для нас, налево на лед. Караколтор Вост., то спускаться дальше вниз по лед. Эпюры невыгодно. Нужно прямо отсюда повернуть налево, выйти на боковые террасы и по ним траверсировать в направлении лед. Караколтор Вост., обходя гору и по мере необходимости немного сбрасывая высоту.
Таким образом, группа в неблагоприятную погоду в стремительном темпе прошла за один день от травы до травы два перевала - Онтор и Эпюру, повесив одну веревку (50 м) на льду при подъеме из цирка на гребень пер. Эпюра. Отметим, что при сложившихся в этом сезоне погодных условиях такой быстрый темп имел особенно важное значение: мы вовремя успели проскочить пер. Эпюра, до раскисания снега и образования лавиноопасных досок на склонах. Как и Онтор, пер. Эпюра очень видовой, в нормальную погоду, как правило, безопасный, и настоятельно рекомендуется к прохождению. Образно можно сказать, что пер. Эпюра - это ворота через хребет Терскей к горному узлу Куйлю. В случае особенно высокой лавинной опасности обычного пути на перевал с севера (что маловероятно) в принципе можно подниматься на гребень не из верхнего цирка, а гораздо ниже, с самого ледника, по технически несколько более сложному, но безопасному пути. Пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350)
Согласно первоначальному замыслу, мы должны были завершить свой маршрут прохождением с лед. Караколтор Вост. в долину р. Арашан через красивый перевал Украина (3А). Забегая вперед, скажем, что из-за неблагоприятной погоды и отсутствия запаса времени на пургование мы были вынуждены отказаться от сквозного прохождения пер. Украина и "отползти на Арашан огородами" - через связку из двух перевалов Каракольский Вост. + Туристов Татарии. Строго говоря, третий перевал - Украина - в этой связке является излишеством. У нас Украина осталась включена в маршрут, так как, до последнего момента рассчитывая пройти ее насквозь, мы поднялись до самой седловины и заглянули на спусковую сторону. Описание связки дается от лед. Караколтор Вост. до р. Арашан. Подъем на пер. УкраинаОписание подъема на пер. Украина дается от лед. Караколтор Вост. до седловины.
29 августа в 700 мы вышли с места ночевки на курумно-травянистой террасе над стыком ледников Караколтор Зап. и Вост. Первую ходку двигались по удобной правой (орографически) боковой морене, не теряя и почти не набирая высоты. Пройдя по этой морене мимо взлета пер. Бригантина, в 800 мы попали с нее сразу на центральную часть открытого ледника Караколтор Вост. примерно в районе взлета пер. Каракольский Зап. Этот ледник выглядит довольно необычно для Терскея, он большой и весь испещрен многочисленными ледовыми мульдами.
Если бы мы уже сейчас решили вместо Украины проходить Каракольский Вост., мы могли бы не пурговать, а пробиваться дальше сквозь запердон. Как оказалось впоследствии, именно этот расклад нам был уготован на следующий день. Но проходить в такую непогоду технически сложный пер. Украина было бы безрассудно. В то же время, благодаря быстрому темпу движения, мы еще имели один запасной день, так что вполне успевали переждать запердон и пройти Украину завтра утром. Часть 5 >>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||