Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о пешеходном походе 3 к.с. по Армении и НКР осенью 2013. Часть 1
ОТЧЕТ о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности по Армении и Нагорному Карабаху совершенном группой туристов Федерации спортивного туризма города Королева Московской области (турклуб «Абрис») и Федерации спортивного туризма Дмитровского района Московской области в период с 27 октября по 6 ноября 2013 года. Маршрутная книжка № 25/13п Руководитель группы: Арутюнян А. А. Адрес: armen.art@mail.ru
Сокращения, использованные в отчете: МКК – маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ – Федерация спортивного туризма к.с. – категория сложности (похода) н/к – некатегорированный (перевал, препятствие) д. р. – долина реки ЧХВ – чистое ходовое время орогр. – орографически верш. – вершина сел. – селение пер. – перевал оз. – озеро р. – река гр. – градусы (крутизна склона, рельефа) коэф. 1.2 – пройденный путь, в километрах вычисленный по карте умножается на коэффициент 1.2 тр. – травянистый ос. – осыпной ск. – скальный сн. – снежный лев. – левый пр. – правый рук. – руководитель м. – метры влк. – вулкан.
3.1. Проводящая организация. Московская областная общественная организация "Федерация спортивного туризма Московской области”. Адрес: Московская область, г Пушкино, Московский проспект д. 57, к2, офис 5. 3.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив(место проведения).
Республика, край: Республика Армения, Нагорно-Карабахская республика.
3.3. Общие справочные сведения о маршруте.
*С учетом коэф. 1.2.
3.4. Подробная нитка маршрута.
Заявленная:** Москва – Ереван –оз. Севан (1900 м.) – сел. Цовак – мон. Макенис – д.р. Гжий – с. Ахпрадзор – траверс хребта Узуна (н/к) – пер. 2828 (н/к) – оз. Большое Ал (2730м) – радиально: г. Маралдаг (н/к, 2904м)- оз. Малое Ал (2740 м)- влк. Порак (н/к, 3048м) – «озерное плато» - пер. 3320 ( 1А) – д.р. Сев. Карахач - радиально: г. Царасар (1А, 3426 м.) – д.р. Сев. Карахач – с. Цар (2050 м) – д.р. Тертер (1760 м)- с. Истису (2220 м) – д.р. Тертер – переправа на лев. бер. р. Богарсах (1А) – д.р. Богарсах – траверс Далидагского хребта (1А) – г. Далидаг (1А, 3632 м)- пер. 3300м (1А) – пик. 3450м (1А) – Карабахское нагорье - оз. Карагель (2970 м)- оз. Айлах лич (2990м) – д.р. Клышдаг - оз. Ухтасар (3270 м) – пер. 3327 (1А) – пер. 3265 (1А) – оз. Цхук - радиально: г. Цхук (1А, 3584 м) - д.р. Цхук (усл.) – терм. источник (1520м).
Пройденная: Москва - Ереван –оз. Севан (1900 м) – сел. Цовак – мон. Макенис – д.р. Гжий – с. Ахпрадзор – траверс хребта Узуна (н/к) -пер. Ал (2836, н/к) – оз. Большое Ал (2730м) – оз. Малое Ал (2740 м.) - «озерное плато» - пер. 12-ти (3330, 1А) – д.р. Сев. Карахач - радиально: г. Царасар (1А, 3426 м) – д.р. Сев. Карахач – с. Цар (2050 м) – д.р. Тертер (1750 м)- с. Истису (2220 м) – д.р. Тертер («долина гейзеров») – слияние рек Тертер и Богарсах – д.р. Богарсах – г. Далидаг (1А, 3616 м) – пер. Далидагский Южный (3345 м, 1А) – пик. 3472м (1А) – траверс Карабахского нагорья - оз. Карагель (2970 м)- оз. Айлах лич (2990м) – д.р. Клышдаг - пер. Клышдагский (3270 м, 1А) – радиально: г. Клышдаг (3894 м, 1А) - оз. Цхук - радиально: г. Цхук (1А, 3584 м) - д.р. Цхук (усл.) – сел. Ак (Hak.) - Степанакерт – Ереван – Москва.
**В заявленной нитке маршрута все названия и отметки высот даны условно, в пройденной – реально по факту прохождения.
3.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.
Прилагается общая нитка маршрута с местами ночевок, на склейке из 4-х Генштабовских карт и общая схема маршрута по гуглу.
За картой большого размера обращайтесь к руководителю похода.
3.6.Расчет сложности пешеходного маршрута.Определяющие препятствия маршрута (в идее таблицы). Расчет сложности маршрута произведен согласно Раздела 2. «Классификации туристских маршрутов» Регламента по спортивному туризму и «Методики категорирования пешеходного маршрута» (Приложение 1, раздела 2 Регламента). Маршрут пройден в условиях межсезонья. Таблица 1.
Баллы за локальные препятствия (ЛП). Таблица 2.
Баллы за протяженные препятствия (ПП). Таблица 3.
Таким образом, КС=20+40+(4*0,2*1,85)=61,48 (см. Таблицу 1). Поход соответствует третьей категории сложности. Анализируя проведенный расчет сложности маршрута можно сделать вывод: Отсутствие достаточного количества горных перевалов 1Б и сложнее будет препятствовать проведению в этом районе горных походов 3 к.с. и выше. Но в тоже самое время, достаточное количество локальных препятствий (перевалов, вершин, траверсов гребней) дает возможность проведения в этом районе пешеходных и пеше-горных маршрута 3 и 4 к.с.
Локальные препятствия (ЛП).
Протяженные препятствия (ПП).
3.7 Список группы***.
***Совместно с нами и под общим руководством в походе участвовала группа туристов из ФСТ Нагорного Карабаха в количестве 6 человек.
3.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета.
3.9. Поход рассмотрен МКК.
Маршрут утвержденМКК Федерации спортивного туризма Московской области, 08 октября 2013 года, маршрутная книжка № 25/13п. МКК Федерации спортивного туризма Московской области рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут третьей категории сложности. 4. Содержание отчета.4.1. Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна, способы передвижения, особенности погодных условий.
Туризм, всегда находился вне политики и я бы даже сказал выше политики. Поэтому, данное мероприятие абсолютно не затрагивает конфликтных вопросов вокруг Нагорного Карабаха. Оно преследует только спортивные цели и стремится показать туристам красоты края, ознакомить с богатым историко-археологическим наследием края.
Целью походабыло прохождение пешеходного похода третьей категории сложности в не исследованном и незнакомом широкому кругу туристов районе – Нагорном Карабахе. По своей сути данный маршрут – первопрохождение! Для участия в походе была сформирована группа туристов из ФСТ г. Королева МО (Турклуб «Абрис») и ФСТ Дмитровского района МО в составе 6 человек. В Ереване к нам присоединилась группа туристов из ФСТ Нагорного Карабаха также в количестве 6 человек. Маршрут был продуман линейным, с одной заброской. Заброска была продумана с целью: - уменьшение веса рюкзаков - и второе, учитывала специфику похода и участников (не исследованность большей части маршрута, многочисленность группы, участие в походе новичков из ФСТ НКР). За первый этап нужно было понять: смогут ли все участники пройти данный маршрут? Каков будет темп всей группы? И в случае необходимости, можно было бы в сел. Цар безболезненно произвести какие-либо изменения в составе участников, в плане похода и т.п. Во время похода решались следующие задачи:
Исследовательская – последние спортивные походы по Нагорному Карабаху были в начале, середине 80-х годов прошлого столетия (о чем косвенно свидетельствуют туристические туры, которые нам встречались на всем протяжении маршрута). Кроме описаний этого края, которые приведены Г.И. Анохиным в книге «Малый Кавказ» (изд. ФиС.1981 г.) – практически никакой информации в источниках интернета больше нет (за исключением Отчета о пешеходном походе 2 к.с. по Нагорному Карабаху в августе 2011 года). Да и описания, которые приведены в книге Анохина, общие, без технических подробностей локальных препятствий. Данный поход стал логическим продолжением похода 2011 года. Были получены все ответы на вопросы, которые возникли в ходе первого похода. Практически полностью исследован Далидагский горный узел. Что дает возможность проведения в районе горных походов. Вот вариант интересного кольцевого горного маршрута 1 к.с. (Изображение 3):мон. Дадиванк - долина реки Тертер – Истису - «долина гейзеров» - долина реки Богарсах – г. Далидаг (1А, 3616м) – траверс Далидагского хребта – связка: пик. Арбрис (1А, 3313м) – пер. Абрис (1А, 3165м) – д.р. Пр. Богарсах – пер. Анохина (Далидагский) (1А, 3024 м) – д.р. Лев. Барутлу – д.р. Башлыбель – д.р. Тутхун – Зуарский горячий термальный источник – д.р. Тертер.Протяженность маршрута с коэф. 1,2 будет ровна порядка 130 км.! По моему мнению, отличный вариант для начинающих групп, перед выходом в большие горы.
И это не единственный вариант маршрута. Исследование Далидагского горного узла дает возможность строить дальнейшие планы по исследованию горного массива Михтукянд, истоков реки Тутхун. Во время похода были исследованы красивейшие горные озера этого края: Большой и Малый Ал, труднодоступные озера Карагель, Айлах лич и Цхукский горный хребет. Было пройдено четыре новых перевала и четыре горные вершины. Изюминкой похода стал удивительный по красоте Цхукский горный узел, россыпи камней с рисунками первобытных людей, вершины Клышдаг и Цхук. На вершине Цхук была снята записка 1987 года, туристов из Армении! Спортивная – прохождение технически насыщенного линейного маршрута, включающего в себя траверсы хребтов, восхождения на вершины, преодоление горных перевалов. Помощь, в становлении молодой, но быстро развивающейся ФСТ Нагорного Карабаха. Ознакомление с различными формами растительности и рельефа и получение навыков при прохождении этих участков. Культурная– еще одна из особенностей - это богатейшее историко-архитектурно-археологическое наследие края. В план похода входило посещение некоторых историко-архитектурных достопримечательностей Нагорного Карабаха. Ознакомление с культурой края, бытом, традициями. Весь маршрут был пройден пешком, в условиях межсезонья с многочисленными участками первопрохождения. Большую, неоценимую и безвозмездную помощь в организации и проведении транспортных забросок (перебросок), «ночевок» и «дневок»оказала ФСТ Нагорного Карабаха. Это заброска к озеру Севан от аэропорта. Подвоз заброски и организация ночевки в сел. Цар. Встреча в конце похода, организация дневки. Транспортная переброска в Степанакерт и организация там ночевки.
Картографический материал по данному региону очень скудный и представлен Генштабовскими картами масштаба 1:10 000, изданными еще в конце 70-х годов прошлого столетия. Из опыта уже двух походов можно сказать, что карты хорошие, но, тем не менее, есть неточности, многие тропы, которые нанесены на карте, на самом деле отсутствуют. В тоже время появились новые дороги и тропы. Большим изменениям подверглись русла рек и притоков. Большая путаница в названиях и т.д. Одним словом, остро назрела необходимость создания новых топографических карт по району! Неоценимым помощником в походе служат GPS-навигаторы. Географическая особенность района: многочисленные платообразные гребни (высокотравье, горные степи) практически лишают туриста каких-либо ориентиров. А в низовьях туристов поджидают густые непроходимые леса. Специально для похода Дмитрий Панов доработал нарисованную им же векторную карту для GPS.
Особенность погодных условий была такова: на высотах выше 2900м., с заходом солнца существенно холодало (ночью и по утрам мороз до минус 10-15 гр.). С восходом солнца температура воздуха нагревается до 0-5 гр. На высотах ниже, было теплее, до 10-15 гр. Если не считать вечер второго дня, когда нас накрыло снегопадом и метелью, нам с погодой повезло: без осадков, солнечно, переменная облачность. На перевалах и вершинах – сильный ветер.
4.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения. До Еревана мы добирались на самолете. Стоимость авиа перелета Москва-Ереван-Москва составила 8800р. (купили билеты по акции). Для нахождения на территории Армении и НКР визы не требуется, достаточно заграничного паспорта. В аэропорту Звартноц нас встретили на микроавтобусе представители ФСТ НКР и мы направились к озеру Севан (к селению Цовак). Маршрут похода пролегал вне пограничных зон и специальных пропусков нам не требовалось. Но для нахождения в некоторых районах НКР требуется разрешение, поэтому перед началом маршрута необходимо зарегистрироваться в МИД НКР и там получить необходимую информацию. Адрес МИД НКР: г. Степанакерт, ул. Азатамартикнери 28, тел: +374(47)944087, факс: +374(47)971551. Web: www.nkr.am. Обращаться к Бекназарян Лире. В составе участников похода от ФСТ Нагорного Карабаха участвовали два спасателя из Службы спасения НКР. Адрес службы спасения НКР: г. Степанакерт, ул. Т. Мец 19, тел: +374(47)943911 +374(47)940911. Связь со службой спасения Армении мы поддерживали через Сурена Даниеляна, тел: +374(94)4911201. Адрес консульства России в Армении: г. Ереван, ул. Григора Лусаворича 13А. тел: +374(10)54521 Постоянное представительство НКР в Москве: +7(964)7180405 +7(495)6289781 факс: +7(495)6240946
4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Маршрут был разделен на два этапа. На первом этапе: - первый и вторые дни - акклиматизационные. Аварийным выходом с маршрута был спуск к населенному пункту Ахпрадзор. Кроме того, на связи находилась группа сопровождения из ФСТ Нагорного Карабаха. - третий, четвертый дни – спуск к сел. Цар. Мобильная связь работала до оз. Большое Ал. Затем связь пропадала и вновь появлялась на вершине Царасар и при спуске к сел. Цар. Второй этап был связан с элементами риска, начиная с шестого походного дня, мы выходили в безлюдный неисследованный район (до ближайших населенных пунктов минимум два ходовых дня). Мобильная связь появилась только на вершине Цхук, на 9-й походный день и при спуске в сел Ак (Hak). Аварийным выходом с маршрута на втором этапе был спуск к ближайшим населенным пунктам – минимум, два дня ходу. Запасные варианты были заложены на предмет усложнения того или иного участка пути – мы ими не воспользовались. Кроме того, учитывая климатические условия, были сделаны небольшие сокращения и изменения в маршруте.
4.4. Изменения маршрута и их причины.
Поскольку маршрут исследовательский, в план похода были заложены максимально возможные варианты «радиалок» и траверсов гребней. И предполагалось уже по месту и в зависимости от климатических условий вносить изменения в маршрут.
Изменения в маршрут:
1. Были отменены радиальные восхождения на г. Маралдаг (н/к) и влк. Порак (н/к).
Гора Маралдаг абсолютно не выражена на местности, выглядит как холм и какого-либо спортивного интереса не представляет. Сэкономленное же время, мы использовали для подхода к оз. Малое Ал и разведки северной стороны озера Малое Ал. Разведка в свою очередь показала труднопроходимость этого участка (заболоченность, россыпи камней и сильная пересеченность местности). Запланированный обход оз. Малое Ал слева по ходу (с севера) с радиальным восхождением на влк. Порак было решено отменить, в пользу быстрого прохождения «озерного плато» и подхода к неизвестному перевалу. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграло и резкое ухудшение погоды вечером второго походного дня у оз. Малое Ал (снег, метель). 2. Был исключен из маршрута выход к озеру Ухтасар с последующим прохождением пер. 3327м. Было очевидно, что озеро будет замерзшим (как последние озера, на более низкой высоте, температура по утрам минус 15 гр.). Россыпи камней с наскальными изображениями первобытных людей, которые предполагалось обнаружить у оз. Ухтасар, мы обнаружили на подходе к Цхукскому хребту. Отменив подъем к оз. Ухтасар, мы экономили как минимум пол дня, что позволило нам совершить запланированные радиальные восхождения на Клышдаг и Цхук. У нас оставалось достаточно времени для «комфортного» спуска к «цивилизации» к обеду 6.11.13г. (вечером этого дня у одного из участников уже был вылет из Еревана). 3. Еще одно незначительное изменение связано с тем, что «комфортного» спуска в «цивилизацию» не получилось. :) 5ноября, совершив «радиалку» на Цхук, мы начали спуск по д.р. Цхук, в надежде спуститься пониже и встать у речки. Но долина реки Цхук оказалась абсолютно безводной. И нам, на 10-й походный день, пришлось пройти 18 км по бездорожью (альпийские луга, поля, россыпи камней) до сел. Ак (Hak). Тропа появилась лишь за несколько километров до селения.
4.5.График движения.
4.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
0 день (26 октября 2013г.)
Заезд.
К часу дня мы прилетели в Ереван (между Москвой и Ереваном разницы во времени нет). В аэропорту «Звартноц» нас встречает Михаил Габриелян, представитель ФСТ Нагорного Карабаха (в дальнейшем он нам окажет огромную помощь в организации заброски и в транспортных перебросках). И мы на микроавтобусе направляемся к жемчужине Армении – озеру Севан. Газ на поход уже в машине. Вторая группа из НКР недалеко от сел. Цовак разбила лагерь и ждет нас. В 16.00 появляется озеро Севан – красивое и бескрайнее! Извилистая дорога проложена практически по самому берегу озера, в одном из мест мы не удержались, вышли из машины и сфотографировались на фоне озера (фото 1).
К шести часам мы добрались до места, нас уже поджидал вкусный ужин с шашлыками. Распределение продуктов, общественного снаряжения и газа – мы уже делали при свете фонарей. Впрочем, на это ушло немного времени. Все продукты были уже взвешены, расфасованы и подписаны раскладки составлены – оставалось только все раздать участникам. И теперь можно отдыхать, подъем назначен на 6.00.
1 день (27 октября 2013г.)
Идем по дороге на юг от сел. Цовак. В 6.00 общий подъем. Дежурные встали на полчаса раньше, готовим завтрак, собираем лагерь. В 8.00 первая группа садится в «Уазик» и «выбрасываемся» на дорогу сразу за сел. Цовак. В 8.30 «забрасывается» вторая группа и через пять минут старт похода, высота 1970м. Идти нам практически строго на юг. Впереди три селения. В одном из них монастырь Макенянц – планируем посетить. Первый день акклиматизационный, темп не высокий, идем по 30-35 мин, с 10 минутными привалами. Через 2 часа ЧХВ доходим до сел. Макенис. Оставляем рюкзаки и спускаемся к монастырю (метров 200 от дороги). Прошли 7 км, высота 2200м. Монастырь Макенянц (фото 2) основан в 9 веке. Неоднократно разорялся кочевниками и вновь восстанавливался. Монах нам поведал историю возникновения названия храма, «myaki» - «овечки» (на арм.) – в древние времена монахи ходили в черных овечьих шкурках. Отсюда и пошло название монастыря – «Макенянц».
Пройдя еще ходовой отрезок (ЧХВ от старта 2ч. 50 мин.), встаем на первый перекус, время 12.40. К этому времени на связь вышел М. Габриелян, он был поблизости и подъезжал к нам. Было немного переживания за состояние молодых участников похода из НК, для них это был первый категорийный поход. И первые два дня было решено, что машина будет находиться в пределах мобильной связи. В этом решении были и свои положительные моменты. Поскольку когда машина подъехала. В машине «случайно» оказалась еда. И не просто еда! Вы когда-нибудь ели в походе, во время перекуса жареные баклажаны с помидорами? А вот мы попробовали, было очень вкусно! :) (фото 3)
В 13.40 продолжаем движение. Дорога идет через селение Ахпрадзор (высота 2300м), в верховья реки Гжий. Долина реки Гжий живописна, идем по орографически левому берегу реки, вдали виднеются заснеженные горные склоны Вардениского хребта (фото 4). В 15.15 переходим (перепрыгивая) на правый берег реки Гжий и пройдя еще 20 минут (ЧХВ от перекуса 1ч. 35 мин.)встаем на ночевку на берегу реки Гжий (между рукавами реки) (фото 5).
Идеальное место для ночевки. Долина хорошо защищена от ветров: с юга и юго-востока ветвями хребтов Узуна, а с запада гребнями вершины Карныярых. Высота 2460м, прошли за день 16 км. Итоги дня в таблице:
2 день (28 октября 2013г.) Траверс хребта Узуна (н/к) и перевал Ал (н/к). Описание дается от ночевок в д.р. Гжий (2460м). В 6.00 общий подъем, дежурные традиционно встают раньше и готовят завтрак. Утром температура воздуха минус 5 гр., ясное безоблачное небо. В 8.00 выход группы. По плану похода на второй день, наша задача дойти до озера Ал Большое, но по состоянию группы и по тому, как мы прошли в первый день, очевидно, что мы пройдем дальше. Дорога переходит на орогр. правый берег реки Гжий и, траверсируя хребет Узуна, выводит на плато, с озерами Ал. Идем, ориентируясь не на дорогу, а на записанный в трек, выбирая оптимальный путь прохождения. Избегая, таким образом, замысловатых петель, которая делает дорога. Уже через 30 минут подъема на севере открывается вид на озеро Севан, еще через 10 минут на юго-западе появляются снежные вершины Вардениского хребта (фото 6,7).
В 10.50, пройдя от ночевок 5,5 км, (ЧХВ 2 ч.) мы выходим на седловину перевала Ал. Перевал Ал (2836м) не ярко выражен, расположен в восточной части Вардениского хребта, в 2,5 км, к юго-западу от г. Маралдаг (2904м). По характеру травянистый, прохождение с северо-запада на юго-восток, соединяет д.р. Гжий с озерным плато на котором расположилось озеро Большое Ал. Седловина перевала широкая, воды нет. Перевал некатегорийный даже учитывая межсезонье. В 300м к юго-западу от перевала проходит одна грунтовая дорога, а вторая проходит в 150 м к северо-востоку от перевала. С перевала открывается красивый вид на озерное плато (фото 8).
Тура на перевале не было – соорудили и оставили записку! На спуск: перевальный взлет травянистый, протяженностью до 200 м, крутизной до 10-15 градусов. Внизу, в 2 км к юго-востоку от перевала, на высоте 2730 м расположилось оз. Большое Ал. Озеро по своей красоте, безусловно, могло бы конкурировать с красивейшими озерами Западного Кавказа! Проходим еще один ходовой отрезок и в 12.30 встаем на обед у ручья, который буквально кишит форелью! (фото 9).
В 14.30 продолжаем наш путь, идем в обход озера Ал Большое. Обойдя озеро справа по ходу (с юга), берем направление на восток, к озеру Ал малое. Слева по ходу хорошо виден потухший вулкан Порак (фото 10).Через час после выхода погода начинает меняться. Облака стягивают все небо и сгущаются в тучи, но видимость хорошая и осадков нет. В 16.50 выходим к небольшому озерцу к северо-западу от озера Ал Малое. И начинаем искать место для ночевки. Хороших мест для стоянок нет. Выходим на пойму покрытою кочками и неровностями, россыпями камней. Местность в весенне-летние периоды, видимо, бывает заболоченной. Одновременно Сергей Протасов и Миша Бочагин переходят ручеек соединяющий озерцо с оз. Ал Малое и направляются разведать участок к северу от оз. Ал Малое. По плану у нас движение именно в том направлении с расчетом на радиалку на влк. Порак (на гугловской схеме, точка ночевки обозначена St 2.)
Связь держим по рации, и когда ребята сообщают, что и за перегибом гребня хороших мест для стоянок нет, принимаем решение вставать на ночевку. Выбираем более или менее ровный участок в 200 метрах к северо-западу от озера Ал Малое. Как только поставили палатки – пошел снег. В обед еще было лето, а сейчас настоящая зима: снег, сильный ветер! Фото 11.
Итоги дня в таблице:
Разведка участка к северу от озера Малое Ал показала, что участок труднопроходим: заболоченность, хаотичные россыпи камней, сильная пересеченность. Оценив ситуацию, принимаю решение радиалку на влк. Порак отменить и обойти Ал Малое с юга. На карте тропа также обходит озеро с юга. Впереди был неизвестный перевал, и хотелось подойти к нему как можно быстрее. Не затрачивая запасной день. 3 день (29 октября 2013г.) Перевал 12-ти (Кетидагский) (1А, 3330 м). Описание дается от озера Ал Малое. Общий подъем группы в 7.00. Над озером туман (фото 12). Поднимаю на час позже (очень холодно, минус 10 гр.), чтобы к выходу вышло солнышко и стало теплее. Большинство участников группы впервые в таких климатических условиях, но психологическое состояние группы отличное. Пока завтракаем, туман рассеивается и к выходу над нами ясное небо.
В 9.00 выходим и идем, в обход озера Ал Малое справа по ходу. Обходим озеро и берем направление строго на восток. Характер рельефа: высокотравье, покрытое снегом. Толщина снежного покрова не велика: 5-10 см. Фото 13.
Пройдя шесть ходовых отрезков (ЧХВ 3ч. от выхода), переходим реку Курбага (фото 14) и встаем на перекус. Время 13.15 мин. Погода отличная, солнышко! Пока готовится горячий обед, сушим палатки и спальники.
Высота уже 2950 м, набор высоты проходил плавно. Иногда мы шли по дороге, но рано или поздно приходилось сворачивать с нее, так как дороги уходили в другом направлении. В 14.30 продолжаем движение на восток и через 20 минут появляется наш перевал. Перевал мы назвали по количеству участников похода – 12-ти (Кетидагский). Фото 15.
Перевал 12-ти (Кетидагский) (1Б, 3330 м), травянисто-снежный, прохождение с запада на восток, соединяет «озерное плато» с истоками реки Сев. Карахач. Седловина перевала не широкая (фото 16), воды и мест для стоянок нет. Тура не было, соорудили на спуске, в 200 м к северо-востоку от перевальной седловины (на седловине перевала был сильный ветер). Расположен в Зангезурском хребте в 500 м, к северо-западу от г. Кетидаг (фото 17).
На подъем: травянисто-снежный перевальный взлёт протяжённостью до 200 м, крутизной до 20 градусов. На спуск: перевальный взлет травянисто-осыпной, снежный, протяженностью до 250 м, крутизной до 30-35 градусов. Начало подъема – траверс юго-западного снежного склона горы Кетидаг. Далее – по травянистому склону, по линии падения воды, плотной группой, самостраховка трек. палками. Можно было с самого начала идти по линии падения воды, по травянистому склону. Но представилась возможность безопасного получения навыков движения по снежному склону и мы этим воспользовались. На перевал мы поднялись в 16.50, ЧХВ 4ч. 40мин от места ночевки (1ч.40мин. от перекуса). С перевала стала видна д.р. Сев. Карахач: ущелье, зажатое между северными снежными склонами горы Кетидаг и южными травянистыми склонами противоположного борта долины (пиков 3265 м. и 3335м.). В дальнейшем эта закономерность: северные снежные склоны и южные травянистые – встречалась нам и на других участках маршрута! У тура фотографируемся (фото 18) и начинаем спускаться с перевала.
Спуск по линии падения воды казался довольно крутым (до 35 гр.) и был снежным. У многих участников были мокрые ноги. Сказалось отсутствие опыта в подборе личного снаряжения, а именно обуви. Поэтому решили спускаться по травянистому склону. В 17.20 начинаем спуск с перевала, траверсируя орогр. левый борт д.р. Сев. Карахач. Плавно снижая высоту в северо-восточном направлении, к 18.00 мы спустились к реке. Пришлось преодолеть несколько крутых участков, применяя индивидуальную страховку ледорубом и трек. палками. Выйдя к реке, наша задача не облегчилась. Нужно было уже по-хорошему вставать на ночевку, но где? Ущелье реки с крутыми берегами с обеих сторон. Нам ничего не оставалось, как спускаться по руслу реки, перепрыгивая с одного берега на другой, обходя прижимы реки. Двигались уже в налобных фонариках. Пройдя примерно еще 1,5 км по руслу реки к 19.00 мы вышли к месту, где от орогр. правого берега реки Сев. Карахач, отходила в сторону и вверх снежная дорога. Немного подумав, что делать: продолжать идти по руслу реки или идти по дороге? Мы все-таки решили пройти по дороге. Но пройдя 400 метров по снежной дороге (тропежка, снег по колено) мы вышли на крутые сбросы вниз в долину. Тогда мы разворачиваемся обратно к реке и прямо на дороге ровняем площадки и ставим палатки. Время 19.40, все очень устали от напряженного спуска с перевала и движения в темноте. ЧХВ от ночевки 6ч.50мин! Решили кашу не варить, обойтись горячим чаем и спать: утро вечера мудренее! Итоги дня в таблице:
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||