Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков Россия, г. Петропавловск-Камчатский

Список продуктов на 12 дней. Район экспедиции - Ключевская группа вулканов

Раскладка дана на одного человека

Упаковка чая и сахара в отдельный пакет на один ходовой день
Моя раскладка продуктов не является догмой для подражания для других групп или соло-восходителей. Создана она моим воображением и проверена в работе в течение 32 лет в туризме и альпинизме. Отработана в экстремальных условиях в зимнее время на Камчатке. Сбоев не было. Наоборот. Всегда можно манипулировать продуктами, заменять одно другим. На первый взгляд может показаться странным большое количество железных банок, но это необходимо мне зимой (в январе). Сублиматы не срабатывают при температурах достигающих - 45* Завозить все наверх необходимо на снегоходе, но это я делаю не всегда (использую технику). Поэтому пользуюсь санями-волокушами уже 30 лет. Еще нигде не подводили. Великолепно сани зарекомендовали себя в работе.

По чаю, кофе и какао - проблем нет. Чай берете как положено на все дни и другими напитками его не заменяете. Это очень важно в трудных экспедициях. Получается, что у Вас большой запас компонентов для питья. Можно, на любителя, брать другое питье. Например - кисель. Я беру маленькую пачку какао и баночку кофе, пересыпаю его в пакет, чем облегчаю вес продуктов. Чай упаковывается на день в один пакет «Зипер» вместе с сахаром. Это удобно хранить в расходном мешке на день. В экстремальных ситуациях не надо лазить по коробкам, все в одном месте, в одном расходном мешке на этот день.

По лимону вопросы. Какие? Резать его на дольки и перемешивать с сахаром. Это комфортно для еды, но зимой не комфортно переносить. Нужен герметик или контейнер хорошего качества. У меня были случаи, когда все текло, что давало неповторимое ощущение. Я носил целый лимон и все упрощалось. Делайте, как Вам проще. Сахар я беру кусковой и расфасовываю его по дням, что упрощает в экспедициях при контроле за продуктами. То есть: завтрак и ужин + ТЕРМОС. В одном пакете «Зипер» у меня сахар на день и на три раза. Включая термос на день. Мед — беру 3-4 маленьких полиэтиленовых упаковки. Рассовываю их равномерно по дням. Примерно одна упаковка на 3 дня. Мед добавляю только в термос и если наступает «задница», то пью вприкуску с чаем.

Упаковка шоколада, конфет и халвы
Конфеты. Норма по две шоколадных конфеты в день. Кладу их вместе с другими сладостями в один пакет "Зипер". Шоколад. Маленькая шоколадка "Аленка" в день. В этом случае на «любителя», можно заменить на шоколадный батончик или любую дорогую шоколадку. Халва. Раньше я брал конфеты с халвой. Не покатило. Чистая халва лучше. Сейчас беру кусок халвы и тупо делю его на 12 дней. Порция на день - объёмом в две конфеты. Щербет. Такая же ситуация, такой же объем. При подходах и восхождении в холодное время это лакомство "согревает". Баунти. Не догма к действию и подражанию, но долька Баунти на восхождениях и подходах никогда не помешает. Очень приятный шоколад. Сгущённое молоко. Оно делает все. Добавляю в кофе. На дневках могу сварить молочный суп или просто с чаем. Все упаковывается на день в один пакет «Зипер».

Упаковка печенья, галет, сухарей
Сухари. Беру сухари (режу батон с маком). Очень интересный продукт. С чаем идет великолепно. Два сухаря. Один утром, один вечером. Печенье. Так же. Печенье разное. Темное, кофейное, светлое и сливочное. Можно с добавками. Сейчас этого лакомства достаточно в магазинах. Так лучше, не приедается. Хлеб. Сейчас есть хлеб, типа «бородинский». Булки маленькие и не черствеют. Очень питательно с маслом. Т.к. у нас сало в раскладке, тем более нужен. Галеты. Желательно выбирать галеты очень хрупкие. Тем самым не будет проблем на перекусах. Есть маленькие хлебцы в виде галет. Кто-что любит. Все упаковывается на день в один пакет «Зипер». Правильная упаковка защищает хлебные изделия от поломок и превращения в рюкзаке или волокушах в труху. В экстремальных ситуациях не лазишь по пакетам, все в одном месте, в одном расходном мешке на этот день.

Сухофрукты. Такой объем хватает мне на один день

Сухофрукты. Так это выглядит в пакете

Я покупаю 4 вида сухофруктов в четырех пакетах. Дома раскладываю все по порциям на один день. Затем кладу дневную порцию в один пакет "Зипер". Можно еще закупить сушеные восточные сладости. Сейчас этого добра хватает у торговцев сухофруктами. Равномерно разложить по порциям на день. Порция на один день получается смешанная из четыре видов сухофруктов и восточных сладостей. Затем, 12 пакетов раскладываю в мешки по дням. В экстремальных ситуациях не надо лазить по пакетам, все в одном месте, в одном расходном мешке на этот день.

Покупаю гречку, пшено и рис в пакетах со смесями. Обычно в коробке по 3-4 пакета (порции). Затем раскладываю все пакетики в мешки по дням. Все просто. Последнее время варю на выходе крупу не в самом пакетике (высыпаю его в котелок). Так удобнее, можно прямо в кастрюлю добавить масло и специи по вкусу. Часто добавляю тушенку, рыбные консервы, нарезанную колбасу, сало. Все по обстановке. Когда как. Строго по обстановке. Картошка. Пюре делаю на отдыхе. Когда можно расслабиться. Нет проблем в мытье посуды и прочее. Пюре делаю не часто. На выход хватает маленького пакета. Вермишель - Н.З. Обычно вермишель у меня расходится на дневках или когда хочу сварить суп из рыбных консервы или мясной. Овсяные хлопья - Н.З. Честно. Это глубокое Н.З. Раньше эти кашки кушал с удовольствием. Но, когда стал экстремалить, то зимой на Камчатке не до них. Беру 10 пакетов на случай, если экспедиция затянется из-за непогоды. Со сливочным маслом в палатке уходят со свистом.

Самое главное. Эта позиция для всех остается индивидуальной. Я хожу на Ключевскую сопку в январе. Мой организм, как электростанция. Греет себя сам. Не подкинешь дров и замёрзнешь. Поэтому беру много консервов. Я с удовольствием бы все заменил колбасой, но по ценам очень кусается. Как готовлю? Банка тушенки у меня на вечер и на утро. Вечером выкладываю ее в какую-нибудь посуду. Разделяю. Половина в котел. Половина утром. На следующий день банка сайры проходит такой же процесс. Нельзя забывать, что у меня в рационе молочные блюда. Поэтому все зависит от обстановки и ситуации. Паштет. Сейчас во всех магазинах продаются маленькие упаковки с паштетом. Он удобен. Легко намазать на хлеб. Легко разогреть. В карман засунул и все. Одна упаковка паштета в день не помешает. Т.к. паштет представлен в большом ассортименте, я беру по одной упаковки каждого вида. Не приедается. Кукуруза и горошек идут как добавка к варке. Очень вкусно и удобно. Неоднократно проверено. Вкатывает. Беру очень маленькие баночки.

Колбаса и сыр.
В этом пакете нет сала. На самом деле сало присутствует
Беру колбасу «краковскую», полукопчёную. Сервелат не прокатывает. Если зима, дома режу ее по дням, а затем еще дневную порцию режу на дольки. Легко чистить. Колбасу делаю только на обеденный перекус. Часто добавляю колбасу во второе блюдо или в суп. Все по обстановке. Сыр проходит у меня такой же процесс, что и колбаса. Его ем на перекусах. Сало проходит у меня такой же процесс, что и колбаса. Его ем тоже на перекусах. Получается, что эти три компонента у меня упакованы в один пакет «Зипер» на один день и лежат в мешке одного дня. Удобно в экстремальных условиях. Ветчина в пакете. Очень удобна в эксплуатации. Уже нарезана ломтиками и готова попасть к тебе внутрь. Беру на восхождения. Были случаи, когда я рыл пещеры до глубокой ночи. Как восполнить потерю калорий? Открываю ветчину, беру галет. Все пережевал и за лопату. Красная рыба на дневки. Праздник. Масло сливочное уходит влет. Добавляю везде. Идет с чаем и печеньем. Молочный суп. Каши.

Приблизительный ассортимент продуктов на день

Так выглядит мешок с продуктами на день на одного человека

Это Н.З. на случай
непредвиденного и просто для удобства в питании
Специи. Я делаю смесь. Срабатывает. Честно, когда навкалываешься, хочется все быстро опрокинуть внутрь и выйти из палатки. Лучший отдых увидеть то, к чему ты так стремишься. Все берут майонез и кетчуп, практически у всех они замерзают. У всех, но не у меня. Очень понравились мне бульонные кубики. Часто, только закипела вода, бросил кубик, растворил и закрыл проблему. Соль беру, но пользуюсь очень аккуратно.

Нияз Гораев. Житель города Казани.
Путешественник, который свою жизнь
превратил в полнейший ЭКСТРЕМАЛ
. По поводу упрощения и автоматизации всяких раскладок. Нияз … попробовал программу Outdoor Food Ration Calculator. По его мнению, достаточно удобно. Просто нужно добавить свои блюда в справочники. Там пишешь кол-во дней и участников, составляешь меню, получаешь раскладку по продуктам, весу, калориям, сбалансированности, а также можно выбрать виды спорта. В папке Examples есть примеры раскладок (скачивать справа). Попробуйте, возможно понравится. Автоматически пересчитывает по кол-ву людей и т.д.