Горы мира > Сибирь >

Авторы: Алексей Безруков, Дальний Восток

Сентябрь. Пурга. Заповедный Хамар-Дабан

Весь год вынашивал идею сделать осенью фотографию северных оленей в горах Хамар-Дабана. Когда вершины величественного хребта принаряжаются в снежное серебро. Олени к этому времени уже полностью переодеваются в зимний мех, а их панты превращаются в красивые ветвистые рога.

Прихожу сюда в четвертый раз: прошлой зимой – не повезло найти оленей. В начале весны – тоже не посчастливилось встретиться. Летом нашел, да животные некрасивые, линяющие…

В начале сентября поднялись с научным сотрудником заповедника к высокогорному стационару «Сохор». Все лето вокруг было полно воды: вечная мерзлота подтаивает и выступает наверх в виде блюдцеобразных лужиц, заполняя водой многочисленные ямки и впадинки. А тут не можем найти и капли: похолодало, и вода ушла. Ночью начался дождь, выставили на улицу всю какую нашли посуду. К утру дождь перешел в пургу и из снега выкапываем кастрюльки уже со льдом. Сутки сидим в домике, пургуем.

Следующие два дня обследуем окрестности – ни оленей, ни куропаток. Видимо, откочевали пока что чуть вниз, где еще не так слышна суровая поступь зимы.

На третий день обследования выходим к интересной вершинке, с которой открывается прекрасный обзор.

Решили здесь же, на высоте 2300 м и заночевать. Жалко, вершина острая, даже палатку некуда воткнуть. Спустились на 15 м вниз.

Ночью поднялась пурга. Временами кажется, палатка наша вот-вот улетит, несмотря на то, что края ее крепко придавлены камнями, а теперь еще и снегом. На всякий случай экономим продукты и газовый баллон. Время от времени нужно все-таки выбираться наружу, отгребать от палатки снег. Но одну дугу все равно сломало.

Палатка от дыхания изнутри покрылась инием, а снаружи льдом. Время от времени, вздрагивая от очередного порыва ветра, куски иния отваливаются прямо на лицо. Жутко неприятно, особенно во время сна. Зато с напарником повезло! Все время молчит. Редко так везет!

Через три дня генеральная уборка Хамар-Дабана закончилась. Ночью облака растянуло, и с заповедной вершины открылся вид на усыпанное сияющими звездами небо, а на горизонте светились облака, отражая ночную жизнь Иркутска.

Не знаю, сколько градусов было на рассвете. Уж, насколько не хотелось вылазить из теплого спального мешка… Поборов лень, поднимаюсь на пик.

По белесым вершинам скользят теплые лучи просыпающегося солнца, а где-то там, за горной страной, виднеется узкая полоса Байкала и исток Ангары.

Окончательно околев на промозглом ветру, пошел обратно в палатку, отогреваться в спальнике. Свернув лагерь, мы еще раз поднимаемся на пик. За час моего отсутствия здесь появились круглые следы пушистых лап соболя! Холодно, ветрено, кругом снег, еды нет… любоваться что ли сюда приходил?

Даже горы оставляют здесь сердце