Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Алтай >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Cергей К., Москва

Записки инструктора. Алтай 2013
Часть 5

Ночь была тесной, тёплой, почти спящей и неимоверно мокрой. Палатка китайской фирмы Nordway – это вовсе и не палатка, а какое-то дерьмо, с тентом и колышками!
Представляете, какие эмоции переполняют владельца пухового спальника и пуховой куртки, который чувствует, как на него всю ночь льётся ручьями вода.

Проснувшись от того, что под спальником моя рука (от плеча и ниже) замёрзла, попытался выяснить причину. Лучше бы этого не делал. Рукав одетой на меня куртки был мокрым насквозь. Напомню - под спальником! И когда я его потрогал… был готов убить всех китайцев вместе взятых, сразу и жестоко!

Вынутые вечером из рюкзаков абсолютно сухие, тёплые и уютные спальники, к утру внутри палатки превратились в мокрые тряпки от льющегося на них конденсата!!!

Но, утро всё же наступило.
Постепенно светает…
Вылезать из палатки совершенно не хочется. Тем более, что наступившая там тишина ничего хорошего не предвещает.
Чуть-чуть приоткрытый вход позволяет убедиться в том, что догадка была верна – мы проснулись в сугробе.
Право откапываться из под снега предоставляем тому, кто ночью больше всех пил воду. Ему нужней!
Постепенно все вылезаем в открытый космос.

Самое забавное в этот момент – попытка надеть колом стоящие ботинки, из которых ледяными карандашами торчат шнурки. С грехом пополам это удаётся всем. После чего все сразу начинают пританцовывать. Ну, чтобы ноги в ледяных ботинках окончательно не крякнулись.
Сложить смёрзшиеся дуги палатки тоже удаётся не сразу. Но наш родной кипучий разум побеждает китайскую коварность.

Не торопясь приводим себя в порядок.
А заодно активно грустим по причине снежного безмолвия.
Как теперь спускаться – вообще не понятно. Всё вокруг укрыто толстенным слоем свежего снега.
И кстати, по этой же причине к воде на утро спуститься уже невозможно. Аппетита ни фига нет. Но, всухомятку всё же всовываем в себя пару кусков колбасы. Шпроты отдаём собакам.

Наконец, выходим.
Сразу набираем высоту, чтобы уйти с траверса. С трудом выскребаемся наверх, но и там не намного легче. Каждый шаг по заснеженным камням превращается в лотерею. Делаешь его, и не знаешь, провалишься сейчас в дыру, уедешь вниз вместе с живым камнем, или повезёт – всего лишь стукнешься ногой об острую кромку.
Но, потихоньку всё же спускаемся.
Там, где есть возможность, народ ненадолго приваливается.

Сам предпочитаю идти на «минутках». Садиться в снег, как и снимать рюкзак, нет ни малейшего желания.

Наш альпинистический коллега, намерзнувшись вчера, сегодня надел всё самое тёплое, что только нашёл – толстенную куртку и полукомбезные зимние штаны. Став окончательно похожим на водолаза, или космонавта (это уж кому как нравится).

Медленно, очень медленно, входим в зону леса.
Легче не фига не становится. Теперь приходится спускаться по каменистому склону, заваленному таёжным буреломом, и укрытым толстым слоем снега.

Первым идти – кайф тот ещё!
Постоянно приходится решать задачу – куда сделать очередной шаг, чтобы не только сразу не уехать вниз, но и метров через 10-20 не попасть в тупик, из которого придётся выскребаться в обход, тяжело и долго. Постоянно выцеливаешь более менее удобную траекторию среди лабиринта камней, деревьев и сугробов.

А красота вокруг стоит неописуемая! Да вот только видим её лишь в радиусе метров 50, не больше. А дальше опять «туманность Андромеды», мать её!

Спуск какой-то бесконечный.
Идём час, два, три… и всё одно и то же - барахтаемся в буреломе, где по колено, где по пояс в снегу. Такое ощущение, будто вообще никуда не продвигаемся.

Руки и ноги монотонно работают, перетаскивая усталое тело через поваленные брёвна и заснеженные камни, продирая его через заросли кустов и веток, вытаскивая на скальники.
Разнообразие вносит лишь очередной скальный тупик, на который, уткнувшись внезапно в него носом, начинаешь с тоской взирать: «Ну, кто так строит??!!» А ещё в голове частенько сидит недоверчивое: «Неужели сейчас всего лишь середина сентября, и где-то люди ходят в туфельках, греются на солнышке и едят фрукты?»

Да ещё небольшие срывы и падения, тоже своеобразно веселят.
Радует одно, далеко вниз не улетишь, в какое-нибудь дерево врежешься. И кстати, тоже успеваю об этом подумать, когда отправляюсь с нехорошим ускорением вниз, вместе с сугробом. Проехав метров шесть вниз головой, влетаю под кедр. Который вдобавок накрывает меня микро-лавиной со своих веток. Моментально задыхаюсь в снежной пыли. Задерживаю дыхание. Через несколько секунд кислород появляется снова. Открываю глаза… откапываюсь, отряхиваюсь.
Сверху смотрят заинтересованные туристы. Не иначе набираются уму-разуму. И у каждого таких моментов за день – с десяток.

От двухдневного спуска с тяжёлым рюкзаком спина, ноги и плечи начинают уже конкретно побаливать.
И конца-края этому белому безмолвию не видать.
Ободряет лишь одно – если верить теории (а верить ей сейчас очень хочется), любой спуск должен рано или поздно закончится.
Эх…, здесь бы без рюкзака, да в солнечную погоду, да с фотоаппаратом! Сказочные фотки можно было бы сделать! – автоматически отмечаю вокруг себя шикарные виды заснеженного леса.

Но, сволочная белая пелена всё портит. Не только не даёт нормально ориентироваться, но и закрывает напрочь всю красоту.
Да и неопределённость с нашей дальнейшей судьбой тоже малость напрягает. Куда мы урюхались – ни фига не понятно. То есть, примерно я себе представляю, где мы. Но, куда именно сейчас вывалим, это ещё большой вопрос – то ли в Россию, то ли в Америку.

И всё-таки мы доползли!
Спуск часа через четыре вполне предсказуемо, хотя и неожиданно, уперся в отвесный каньон.
Всё! Пришли!
Дальше сегодня соваться смысла нет. Силы уже на исходе. Все мокрые по уши. Да и лагерь лучше ставить спокойно засветло, а не впопыхах в сумерках. Да и сушить перед ночёвкой весь наш мокрый пух тоже нужно срочно. А уж как чая хочется!

В общем, прямо на краю отвеса ставим лагерь. Стоянка под вековыми кедрами получилась очень уютная и домашняя.
Дров вокруг навалом. Воды нет, но снега завались – натопим.
Первым делом, конечно, костёр!
И вот, наконец, первая горячая кружка за два дня снежных испытаний!
А-а-а-а-а…! Горячий кофе!!!
КАЙФФФФ!!!

К вечеру небо немного распогодилось, что позволило увидеть, что место это не просто красивое, а супер-красивое.


Днёвка! – какое же это сладкое слово!
И я думаю, мы её честно заслужили.
Как ни странно, возражений из зала не поступило. И поэтому мы сегодня просто отдыхаем.

Погода потихоньку улучшается. И хотя за ночь снова немного присыпало снежком, пригревшее солнышко к обеду начинает постепенно его съедать. И скоро на стоянке становится достаточно сухо.
Пользуясь возможностью, стараюсь хоть немного утолить фотографический зуд.

А вот так выглядит местность прямо над нами, если метров на 20 подняться вверх по склону.

Противоположный склон каньона, на кромке которого мы разбили лагерь.

Наш дальнейший путь на завтра.

Стоянка.

Ну и наш родной домик.

И как же приятно после этой бешенной снежной круговерти хоть не надолго окунуться в неторопливую жизнь. Когда пробуждение, передвижение по лагерю, разговор об искусстве, поедание позднего завтрака, мысли о вечном – всё происходит медленно и не торопясь.

Наши пёсы, облюбовав с утра тёпленькое местечко на самом краю обрыва, с удовольствием переваривают на солнышке завтрак.

А жизнь в лагере идёт своим чередом

После обеда прощаемся с «водолазом», которому нужно срочно возвращаться домой. Рассказываю ему, как наиболее безопасно спуститься к Кучерле, и куда потом идти. После чего он нас покидает.
Челябинский «альпинёр», нахлебавшись экстрима, и вкусив настоящих гор полной ложкой, был неимоверно рад, что встретил нас. Но, похоже, так и не понял, что встреча с нами, это не просто его Удача, а второй День рождения.
Но теперь ему предстоит уже в одиночку познавать туризм. И будет это не так просто. Потому что он где-то ещё и свой единственный нож умудрился потерять. Так что теперь в снегах ему костёр разводить непонятно как - ни топора, ни ножа (хотя, какой толк от ножа в этой ситуации - тоже не понятно).
Но, пока ночь не наступила и оптимизмом можно согреться, которого у него выше крыши.

День постепенно клонится к вечеру – медленно, тихо и неспешно.

Ну, вот и последние лучи вызолотили вершины.

Ещё один день прожит в Сказке.
Надеюсь, не зря.

К предыдущей части ________________ Продолжение следует...

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru