Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Немного истории, о великих людях (Вильгельм Вельценбах), изобретениях и изобретателях снаряжения для альпинизма

Вильгейм (Вилло) Венцельбах – один из ведущих немецких восходителей и изобретательный изобретатель новых видов снаряжения.

В мировой практике развития альпинизма, самыми бурными временами, несомненно, являлись 20-30 годы ХХ века. В этом движении, пожалуй, наибольшее влияние приходилось на долю германского альпинизма. Особенно это касалось организации и частоты проведения экспедиций в самых больших горах Земли.

Среди немецких альпинистов было не мало личностей, которые выходили за принятые тогда рамки и стандарты. Они активно устанавливали свои стандарты и часто совершали на первый взгляд, то, что можно было назвать чудачеством. Принимая во внимание, что альпинизм мероприятие само по себе вполне представляет интерес, то надо хоть поверхностно знать, что из этого получалось и, какую цену платили выдающиеся личности за свои сверхвысокие достижения.

В самом начале явления под названием альпинизм стояли плотные ряды родоначальников джентельменского горного вида спорта – англичане, а точнее – британцы. Немцы и другие представители разных стран в расчет не принимались. И вот в самом начале 20-30-х годов ХХ века серьезно потеснив англичан, на сложных маршрутах стали появляться представители Германии. (Русские в счет не шли, так как их возможности выезда в отдаленные горные системы или на отдельные зарубежные вершины, были сведены к нулю, да и советский спортивный сложный альпинизм только вставал на ноги).

Это соревнование сводилось в первую очередь к техническому альпинизму. Немцы и австрийцы стали совершать стенные восхождения, придумывая не мало новых технических приспособлений, пусть даже однодневок (только на конкретное восхождение), но новых. Именно они вывели отношение к восхождению и риску на новый уровень, именно их, начали называть - экстремистами. Самое большое число экстремистов собралось вокруг так называемой мюнхенской школы, а одним из самых отъявленных экстремистов-баварцев называли Вильгельма (Вилло) Вельценбаха. Его принципом было понятие - «победа или смерть». Он просто не считал жизнь высокой платой за восхождение и постоянно подтверждал этот принцип своими горными делами, предпочитая ледовые маршруты скальным. Как ни странным может показаться, но Вельценбах успешно сочетал свой восходительский экстремизм с серьёзной научной работой. В 20-е годы Вилло Вельценбах разрабатывает первую систему классификации маршрутов. Классификация имеет шест категорий с подкатегориями плюс и минус. Самая простая – «1-», «6+» - предельно сложная. Поэтому те, кого англичане называют экстремистами, сами себя зовут «grade six climber» - «восходитель категории шесть», подчёркивая тем самым свою высокую квалификацию. Сначала они лазают в своём родном Тироле или Саксонских Альпах, но потом их начинают привлекать более серьёзные стены. Сегодняшний порядок такой таблицы мало чем отличается от таблицы Вельценбаха, а прошел с того времени почти век (!).

Позже знаменитый альпинист Вилло Вельценбах защитил диссертацию по теме «Исследования механики передвижения снега и статиграфии снежных отложений».
Монография В.Вельценбаха, изданная в 1930 году, стала классической работой в разделе лавиноведения.

А это одна из иллюстраций диссертации Вилло Вельценбаха, опубликованной в рубрике «Wissenschaftlichen Veröffentlichungen» в ежегоднике Немецкого и Австрийского альпинистских клубов в 1930 году.

Но серьезным препятствием на пути модернизации восхождений по ледовым маршрутам, начинало становится, техническое снаряжение дедовских времен и конечно – резко устаревающие технические приемы.

До начала ХХ века, приспособление для передвижения по льду, представляло собой металлическую рамку с четырьмя (шестью, восемью и иногда - десятью зубьями (зубами) и уже называлось – альпинистские кошки. Сегодня большинство Интернет-источников, приписывает применение первых кошек гордым римлянам, основываясь на рисунке на Арке Константина (начало IV столетия нашей эры) в Риме. Согласно, записей Тертулиана, (Квинт Септи&769мий Фло&769ренс Тертуллиа&769н - один из наиболее выдающихся ранних христианских писателей и теологов), данное приспособление изобретено шпионами для безопасного передвижения на трудных местностях (горном рельефе), что, впрочем, понятно из названия на латыни - caligae elevatae seculatoriae («ботинки/сандалии шпиона») Кошки (кошки для альпинизма) — стали неотъемлемой частью снаряжения для занятий альпинизмом, горным туризмом, ледолазанием, драйтулингом. Они представляют собой металлические приспособления для передвижения по льду и фирну, крепятся на подошвах ботинок различными способами. Пример тому – именно крепление «кошек» Фрагмента Арки.

Тот самый Фрагмент Арки

Однако, на самом деле, римское изобретение являлось новинкой исключительно для римлян. Ведь в горах люди жили намного раньше, чем был основан Вечный Город. Так, в горах Швейцарии, находят подобные предметы, относимые археологами чуть ли не к началу нашей эры. А первые официальные упоминания приходятся на IV век. Есть упоминания, что в 1478 году швейцарская армия победила противника, потому что, используя привязанные к ногам металлические зубья, смогла напасть с неожиданной стороны. Следующий раз о кошках вспомнили к концу ХVI века, когда сразу в двух источниках было зафиксировано применение альпийскими охотниками подобных элементов снаряжения.

Особенно ярко применение своеобразных приспособлений (еще не имевших названия – кошки) проявлялось в крестьянской практике, когда им нужно было косить траву на достаточно крутых склонах (особенно – после дождя). Подобные «кошки» (назовем условно именно так) позволяли достаточно надёжно стоять или передвигаться по некрутому льду или жёсткому снегу (фирну). Это новшество частично открывало пути преодоления горных перевалов.

Первые альпинисты-спортсмены быстро оценили преимущества крестьянского приспособления, и кошки стали таким же непременным атрибутом восходителя, как альпеншток и верёвка. Эти кошки позволяли ходить по льду, но к сожалению они пока не позволяли лазать. Для того, чтобы нога хоть сколько-нибудь надёжно стояла на крутом ледовом склоне, нужно было вырубать достаточно большие и надёжные ступени - лохани.

В равной степени известности английский альпинист и талантливый инженер Оскар Эккенштейн в1908 - 1909 годах проанализировав все имеющиеся на тот момент кошки, предложил свою конструкцию. Эккенштейн пришёл к итальянскому кузнецу, жившему в горном местечке Курмайор с просьбой воплотить чертёж в металле. Хоть кузнец скептически отнесся к такому новшеству, он со всей тщательностью выполнил заказ английского джентельмена. Звали кузнеца - Генри Гривель. Так был сделан первый шаг к ледолазанию.

Первые кошки Эккенштейна

Но и эта конструкция не в полной мере позволяла использовать кошки для обеспечения передвижения по крутым ледовым склонам. При всем понимании вопроса, альпинистам все равно во время подъема так хотелось «воткнуть» переднюю кромку подошвы ботинка в лед, но само металлическое устройство, под названием «кошка», не давало этой возможности. Проблема для лазания по крутому льду оставалась не решенной.

В жизни выдающегося альпиниста своей эпохи Вильгельма Вельценбаха так получилось, что его альпинистская судьба тесно переплелась с его новаторскими исследованиями и изобретениями в отношении ряда предметов горного снаряжения. В первую очередь это имело (и имеет до сих пор) свое отношение в использовании (применении) 10-ти зубых кошек, которые перекрывали всю подошву ботинок. Одно время было принято считать, что пионерским шагом в развитии кошек могут стать новые или улучшенные материалы. На самом деле это было не совсем так - следующим шагом в развитии кошек стали не материалы, а изменения, вносимые в их конструкции. Эти изменения произошли в 1929 году, когда кузнец Гривель принял заказ альпиниста Оскара Эккенштейна.

Помня высокое качество работы кузнеца Гривеля, Эккенштейн снова обратился к нему с новой просьбой по модернизации ледовых кошек. Гривель старший, перепоручил эту работу своему старшему сыну – Лорану, оставаясь при этом «техническим консультантом проекта».

В 1929 году Лаурент Гривель добавил к кошкам Эккенштейна ещё два зуба, расположенных почти горизонтально и сильно выдвинутых вперёд, чем обессмертил фамилию - 12-зубые кошки Гривеля станут основным элементом снаряжения альпиниста на долгие годы.

Воплощение новшества прошло настолько удачно, что первое ледовое «состязание на скорость подъема», произошедшее 30 июня 1912, выиграл альпинист Альфонс Ченоз, прошедший соревновательный маршрут, в новых кошках. 12-ти зубые кошки Эккенштейна уже давали определенную возможность лазать по крутым ледовым склонам, уменьшая необходимость рубить ступени.

Кованные кошки Эккенштейна с добавленными передними зубьями.

Зайдя в современный магазин, торгующий альпинистским снаряжением, можно увидеть далеко не единственную модель, в которой, отчётливо просматривается общность с конструкцией столетней давности.

Восьмизубые кованые кошки конца XIX века

Позже других видов «железного» снаряжения в арсенале альпинистов появились ледовые крючья. В начале 20-х годов еще один пионер снаряжения для горовосхождений - Фриц Ригель сделал еще один (второй) шаг к началу ледолазания: он придумал четырёхгранную зубчатую железку, которую при определённой сноровке можно было забить в лёд и закрепить на ней верёвку. Так родилось то приспособление, которое позволило снять многие вопросы страховки на крутом и сложном льду. Так появился забиваемый ледовый крюк. (В.М.Абалаков модернизировал «морковку» Ригеля – крюк получил конусное исполнение и своим видом точно напоминает морковку).

«Морковки» Абалакова. Нижние два экземпляра – результат исследования крючьев на прочность. Крючья оказались настолько удачными, что советские альпинисты широко их использовали и на скалах (в широких трещинах).

Советский альпинист, изобретатель многих видов снаряжения – В.М.Абалаков

Роль лидера в советском альпинизме и, особенно в изобретениях новых и модернизации многих других видов альпинистского снаряжения, несомненно, принадлежит В.М.Абалакову. Он по сути дела в свое время совершил переворот в альпинистском снаряжении, создавая новые виды крючьев для скал и льда, ледорубы (Айсбайли), молотки, рюкзаки, палатки, спальные мешки, штормовые костюмы, ботинки, карабины, самозахваты-абалазы, страховочные пояса, лавинные лопатки, самозаклинивающиеся кулачки - всего более 100 изобретений.

Надежные, простые в употреблении, компактные конструкции Абалакова получили международное признание. В 1937 году международная комиссия по безопасности альпинизма, работающая во Франции, рекомендовала применение абалаковской техники.

Отдельным постановлением получил одобрение тормоз-амортизатор для автоматической страховки спутника. Книга-учебник Абалакова «Основы альпинизма» переведена на многие языки
(Эта информация в определенной мере объясняет, почему в 1938 году Виталий Михайлович был посажен в тюрьму НКВД, как «шпион». Также, как и то, почему сегодня практически не найти информации об этом в русско-язычном пространстве).

Вилло Вельценбах стал одним из первых, кто оценил все преимущества, которые дают всего лишь два изобретения. Прибавив к ним укороченный ледоруб (стандартный ледоруб тех времен был длиной почти по пояс), он пролез несколько крутых стен и вошёл в историю как один из основателей ледолазания. Многие его маршруты были не только технически сложными, но и объективно опасными, но позволили вывести баварский альпинизм на совершенно иной уровень.

После первой мировой войны внешний вид европейского альпинизма изменился. Образ богатого английского джентльмена, сопровождаемого несколькими гидами, отходил в прошлое. В горах появились немцы, австрийцы и итальянцы – студенты, рабочие, мелкие служащие. У них не было денег на гидов и отели, поэтому они лазали сами по себе, а ночевали в палатках и коровьих загонах. Зато у них было большое желание пролезать маршруты, которые ещё десятилетие назад считались запредельными. Для этого они изобретали новое снаряжение

Ещё в 1900 году немецкий альпинист Отто Херцог приспособил карабин, используемый пожарными с середины девятнадцатого века, для того, чтобы вщёлкнуть верёвку на восхождении. С тех пор карабин – неизменная составляющая альпинистского набора снаряжения. Ещё до войны Ганс Пруссик изобрёл схватывающий узел, который свободно ползет по веревке, но намертво схватывается при рывке, так, что в случае необходимости его не так просто распустить. Крючьями можно было прикрепить себя к стенке и переночевать на полочке размером с половину письменного стола, не боясь во сне свалиться в пропасть.

Англичане и швейцарцы на все эти «выходки» смотрели несколько свысока и называли молодых стенолазов экстремистами. Они оставались приверженцами чистого стиля: верёвка, перекинутая через плечо, в руке – ледоруб. Стенные маршруты, которые пролезали немцы и австрийцы, их не привлекали. Потом, следующее поколение швейцарских и английских альпинистов, скажет своё веское слово в альпинизме, но это будет потом, а пока выходцы из XIX века с пренебрежением смотрели на наглую молодёжь, приезжавшую под маршруты на своих мотоциклах и велосипедах с рюкзаками, набитыми разнообразным железом.

Ганс Дюльфер изобрёл (точнее, подсмотрел у акробатов) способ спуска по свободновисящей верёвке. Оба погибли на войне, но до сих пор альпинисты страхуются прусиком и дюльферяют по стенам. Фриц Ригель – стал изобретателем ледовых крючьев Фриц Штихт - изобрел «Шайбы» и другие страховочные приспособления Вильгельм Вельценбах - изобретатель укороченного ледоруба и приемов работы с ним в сочетании с 10-зубыми кошками, и многие другие. И опять Вилло Вельценбах стал лидером в очередном новшестве – в 1924 году он впервые применил крюки на льду при восхождении на СЗ стену Висбахгорна. Это было воистину революционное событие, так как подавляющее большинство серьезных восходителей отвергали такой способ страховки на льду. И, конечно же, скальные крючья. Самых разнообразных форм и размеров. Вбитый в трещину крюк с прикреплённой к нему при помощи карабина верёвки становился надёжным средством страховки. Человеком, обеспечившим прорыв в конструкции и популяризации кошек, по праву считается Оскар Эккенштейн. После двух статей в журнале «Австрийский Альпинизм» в 1908 и 1909 годах, в которых Оскар описывал процесс изготовления кошек и результаты их систематического использования и невероятных возможностей, открываемых его изобретением. Впрочем, важность изобретения состояла не столько в техническом усовершенствовании кошек, сколько в резком повышении интереса альпинистского общества к подобному виду снаряжения.

Первая Мировая война закономерно остановила не только развитие альпинистского снаряжения, а ее окончание принесло не только гибель империй, но и повысило «информационную» проницаемость в мире. В мирное хозяйство, из арсеналов войны пришли новые материалы. Так, например, в 1933 году, братья Гривель представили на суд общественности кошки, пара которых весила всего… 360 грамм. Выполнены они были из хром-ванидий-молибденового сплава.

Вполне естественно, что появление 12-ти зубого новшества, вызвало ожесточенные споры со сторонниками более консервативных кошек, без передних зубьев. Однако, восхождение по северной стене Эйгера совершенное в 1938 году, убедительно показало преимущество нововведения.

Северная стена Эйгера. Справа - западный склон, путь первовосходителей.

Эйгер является самой восточной вершиной в гребне, который идет к горе Мёнх (4107 метров) и далее к горе Юнгфрау (4158 метров). Первые упоминания об Эйгере датируются XIII веком, а вот происхождение его названия до сих пор точно не известно. Первое восхождение на Эйгер по западному склону было совершено швейцарскими гидами в августе 1858 года.

Но знаменитым Эйгер сделала его величественная Северная стена, с ее перепадом высот в 1800 метров и многообразным сложным рельефом. Она была пройдена только 24 июля 1938 года немецко-австрийской командой в составе: Андрел Хекмаер, Людвиг Форг, Генрих Харрер и Фритц Кашпарек.

Мировая война на время отодвинула активность Вельценбаха – получив ранение руки (она потеряла свою подвижность), Вилло отошел от активной деятельности восходителя. Неугомонный ум Вельценбаха и здесь нашел совершенно неожиданный путь решения проблемы - на основе приемов разработанных им для нового снаряжения, Вилло начал проводить разумные тренировки и постепенного увеличения нагрузок (в смысле трудности восхождений). Все эти меры, в конце концов, позволили ему вернуться в строй действующих альпинистов и он смог пройти в Альпах такие проблемные маршруты, как СЗ стена Висбахгорна (3576, Австро-Венгрия), Сев.стена Дан д'Эран (4171, Пенинские Альпы), Сев. стена Шармо и многие другие восхождения, исключительные по своей трудности. Например – прохождение Сев. стены Гросс Фишехорна – стало одним из экстремальных первопрохождений Вилло Вельценбаха.

Первое восхождение на эту вершину было совершено 23 июля 1862 года Г. Б. Джорджем и А.У.Муром в сопровождении местных проводников Кристиана Алмера и Ульриха Кауфмана. Они поднялись на вершину по ЮЗ гребню, ставшим классическим маршрутом восхождения. В своих отчетах они полностью исключали возможность подъема по Сев. стене этой горы.

Вершина Гросс Фишехорн (4049. Бернские Альпы)

Стена Фишерванд от седловины Бэрегг Гросс-Фишерхорна

В конце концов, германские альпинисты обратили свои взгляды на большие горы – Гималаи. История совершения ими попыток и собственно восхождений пестрит разного рода происшествиями, унесшими жизни целого ряда именитых восходителей. Наиболее трагической была борьба за самый западный восьмитысячник Гималаев - Нанга Парбат (8125 м). Первыми кто в 1895 году осмелились штурмовать этот гигант, были английские альпинисты: А. Мэммери (руководитель), один из выдающихся альпинистов тех лет Г. Гастингс, Д. Норман Колли, к которым на некоторое время присоединился К. Брю.
Так сложились условия работы этой маленькой экспедиции, что А.Мэммери (Маммери) так и не вернулся со склонов Нанга-Парбат.

Альберт Фредерик Маммери больше похож на ученого-мечтателя, чем на альпиниста.

Нанга Парбат со стороны Рупальской стены

1934 год. На этот раз экспедицию на Нанга Парбат готовили в Германии. Руководителем был утвержден Вилло Вельценбах, но его задержали служебные дела и немецко-американскую гималайскую экспедицию возглавил Вилли Меркль. В составе экспедиции были опытные и известные альпинисты: австриец Петер Ашенбреннер, Фриц Бехтольд, Гуго Гамбергер (врач), Герберт Кунигк, Феликс Симон и Фриц Висснер. К ним присоединились молодой Рэнд Геррон из Нью-Йорка, Элизабет Наултон, корреспондентка англо-американской прессы, и капитан Р.Н.Д. Фрайер, начальник транспорта, знакомый с районом действия экспедиции и владевший местными наречиями.

Во время подхода, согласно предписанию местных властей, после местечка Летор, экспедиции было запрещено проходить через населенные пункты. Выход в долину Ракхиот альпинистам пришлось совершать утомительными окольными путями над рекой Инд и переваливать через три боковых хребта. Через 37 дней после выхода из поселка Сринагар, альпинисты прибыли на место и установили базовый лагерь. Здесь на экспедицию обрушился тяжелый удар – у них были украдены 10 транспортировочных мешков, почти со всем снаряжением для носильщиков. В экспедиции не было шерпов – поэтому все несли всё на себе. Во время походов по установке промежуточных лагерей, от воспаления легких умирает Альфред Дриксель. Пришлось снимать группы с маршрутов для участия в похоронах Дрикселя. Всего было потеряно 17 дней солнечной погоды.

Наконец первая группа выходит и устанавливает первый лагерь на высоте 4470 м у подножия северо-восточной стены. 4-й лагерь подняли к отметке 6150 м, который находился на широком фирновом плато вблизи северо-восточного гребня. После восхождения на южную вершину пика Чонгра (6448 м) и пик Ракхиот (7070 м) Меркль принял решение штурмовать вершину через западную фирновую мульду, несмотря на ее большую крутизну. Первые большие снегопады муссона делали этот путь чрезвычайно утомительным и сомнительным в смысле лавиноопасности, 30 июля на гребне западнее пика Ракхиот передовой группой был установлен лагерь 7 (6950 м). Но было уже поздно, и все дальнейшие попытки восходителей продвинуться дальше вверх, захлебнулись в глубоком свежем снегу. В конце августа пришлось признать поражение, но Меркль был убежден, что нашел правильный маршрут

Среди альпинистов находившихся на маршруте, смерть начала собирать свой урожай…

Гибель Вилло Вельценбаха на склонах Нанга-Парбат полна тяжелых и трагических обстоятельств.
Последним кто принес тягостную весть, был личный носильщик начальника экспедиции Анг Тсеринг. Но он не принес ни письма, ни записки от начальника экспедиции, который был еще жив и вместе с последним из живых носильщиков (Гей-Лей) находился в ледяной пещере.
Придя в себя, Анг Тсеринг достаточно подробно рассказал, как все происходило на гребне. Утром 9 июля, альпинисты и носильщики покинули временный лагерь. Трое из носильщиков, в том числе и он, настолько обессилели, что не могли идти. Они остались во временном лагере. 11-го утром двое из них пошли к лагерю 7, а третий умер накануне ночью. Подходя к палаткам лагеря, они нашли Виланда – он сидел, сгорбившись в тридцати метрах от палаток. Видимо он так устал, что присев, уснул и уже больше не просыпался.

В лагере 7 оставались Вельценбах и начальник экспедиции Меркль. Продуктов у них не было. Спальных мешков у них тоже не было, и они лежали на резиновых матрасах.

Анг Тсеринг предложил им утром спускаться вниз, но Меркль предпочел ждать, когда поднимутся сюда люди из 4-го лагеря, которых он видел на пути к лагерю 5. Они принесут продукты и помогут им спускаться, говорил Меркль…

В ночь на 13 июля умер Вилло Вельценбах. Утром, оставив умершего Вельценбаха в палатке, Меркль с еще живыми носильщиками Гей-Леем и Анг Тсерингом начали спускаться в 6-й лагерь. Меркль был настолько слаб, что шел, опираясь на два ледоруба.

Так трое истощенных, помороженных и уставших до предела людей двигались по гребню Нанга-Парбат. Перед подъемом на один из взлетов гребня, Меркль настолько ослабел, что не мог одолеть подъем. Носильщики также не имели сил поднять его на этот взлет гребня. Они вырыли пещеру в снегу и в ней остановились. Здесь Меркль и носильщик Гей-Лей спали на резиновом матрасике и делились единственным одеялом носильщика Анг Тсеринга.

Утром 14 июля, Анг Тсеринг вышел из пещеры и стал громко взывать о помощи. Но в 4-м лагере никого не было видно, и тогда он предложил начальнику экспедиции отпустить его за помощью. Получив согласие, Анг Тсеринг вышел от пещеры и пришел к людям находившимся внизу.

Рассказ мужественного носильщика часто прерывался, от усталости он произносил слова с невероятными усилиями. Можно было понять, сколько вынес этот энергичный человек, сколько должен был он совершить прямо нечеловеческих усилий.

Анг Тсеринг не заметил в глазах альпинистов, слушавших его, того участия, которое он ожидал встретить. Альпинисты сидели хмурые, сосредоточенные. Но в их глазах не было видно вполне понятной для такого случая решимости идти на спасение товарищей, во что бы то ни стало. Анг Тсеринг с недоумением переводил взгляд то на одного, то на другого из альпинистов. И у всех одно и то же: тот же пустой взгляд, то же отсутствие воли, та же видимая усталость.

Было ясно, что они не пойдут на ребро.

П.П.Захаров (по материалам: www.panoramio.com/photo/, Mountain. RU, Risk.RU, Mount.kz, JSVLIB.RU, Livein Ternet, Nti. Elu. UA, Mounts. Narod. RU, книга П.Рототаева «Покорение гигантов», публикаций Ф..Кропфа, Г.Ильичевой, Б.Упенека, К. Серафимова, Azia Respublika. Фото – из Интернет сети и, отмеченных сообщений).
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru