Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Боровиков Александр Моисеевич

Боровиков Александр Моисеевич (1917, Москва - 1975, там же). МС по альпинизму (1948). ЗМС (1955). Инструктор альпинизма (1940). Пятикратный чемпион СССР по альпинизму. Президент Федерации альпинизма СССР (1958—1975). Включен в список лучших альпинистов Европы за 600 лет.
А.М.Боровиков человек редкого сочетания трех, серьезных направлений: жизнь, как сама жизнь, наука и спорт. Сын семьи профессиональных русских революционеров. Свой жизненный путь Александр Боровиков начинал весьма поучительно: трудовой стаж он начал зарабатывать, будучи учеником, а затем слесарем школы ФЗУ при заводе ЦАГИ. Успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом Гидрометеоинститута, и там начинает посещать секцию туризма и альпинизма, удовлетворяя свою тягу к путешествиям. В 1935 году с группой товарищей по курсу предпринимает смелое по тем временам предприятие — зимний переход через покрытые глубокими снегами перевалы Главного Кавказского хребта — Эпчик, Даут, Хотю-Тау. У них было запланировано и восхождение на Эльбрус. Неудача при попытке восхождения на Кавказский великан, никого из группы Боровикова не отпугнула. Александр спустя год совершит свое первое восхождение на Эльбрус. Собственно, альпинизмом, как видом спорта он начал заниматься в 1937 году, совершив зимний поход через перевалы Западного Кавказа из Теберды до Эльбруса.

1940 год был весьма удачным для Боровикова: он окончил Московский гидрометеорологический институт, окончил школу инструкторов альпинизма и выполнил нормы 1-го спортивного разряда по альпинизму. Единственно, что в жизни Боровикова оставалось незыблемым, так это то, что всю остальную жизнь он работал в Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО). Он неоднократно представлял советскую науку на международных конференциях и симпозиумах. Ученый–путешественник, в 1957 году принял участие в кругосветной научной экспедиции на дизель–электроходе «Обь» в 1972 году – руководил первой самолетной экспедицией в тропическую Атлантику возглавлял самолетную экспедицию по программе «Тропекс - 74». Доктор физико–математических наук. Один из основателей современного направления в науке - физики облаков. Является автором аэростатного и самолетного зондирования атмосферы - принудительной ликвидации грозовых облаков. Благодаря этому открытию, все торжественные парады в Москве с тех пор проходят без вмешательства дождей и гроз ...

В первые месяцы создания Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) пришел туда в 1941 году и студент-дипломник Саша Боровиков, пытливый, вдумчивый, которому, быть может, именно альпинизм дал выдержку для тех «восхождений», которые совершает он в верхних слоях атмосферы. Избранная тема сама по себе побуждала его летать по преимуществу в ту погоду, которая у нас считается «нелетной». Но его группе (доктор физико-математических наук И. П. Мазин, доктор технических наук В.В. Костырев, кандидаты физико-математических наук А. Невзоров, техник А. Черников) нужны были именно такие экстремальные условия.

...Над Черным морем ученые засекли рабочее кучевое облако. «Интересно бы для характеристики порывов проскочить между облаком и поверхностью моря»,— роняет Боровиков.
У кромки облаков они на самих себе могли изучить нисходящий порыв... Рывок. Падение. Машину прижимает к бурлящей воде. Кого-то оглушило взлетевшим к потолку прибором. Приборы показывают двойную перегрузку при этом.
Товарищи по работе говорили: «Александр Боровиков создавал в ЦАО школу самолетных изучений атмосферы». Мы часто с восхищением говорим о «миллионерах»-пилотах гражданской авиации. Боровиков налетал не менее, двух миллионов километров, провел в воздухе более пяти тысяч часов. Так и он стал миллионщиком…

Зная, о его научно-практической ориентации, альпинисты в горах часто спрашивали его о состоянии погоды: «Александр Моисеевич! Мы завтра идем на восхождение. А какая будет погода?» На что, он, повертев головой из стороны в сторону, помусолив отогнутый большой палец и высоко подняв руку над головой, отвечал с неизменным успехом: «Вставайте завтра пораньше утром – я Вам все расскажу!».

На этой фотографии запечатлен практически весь состав знаменитой
«Спартаковской» команды: слева - направо:
Иван Петрович Леонов (1916-1995), мс (1948), змс (1956)
Лев Николаевич Филимонов (1919), мс (1949), змс (1958)
Владимир Александрович Кизель (1912-2006), мс (1941), змс (1957)
Александр Моисеевич Боровиков (1917-1975), мс (1948), змс (1955)
Михаил Иванович Ануфриков (1911-1989), мс (1945), змс (1952)
Валентина Петровна Чередова (1906-1994), мс (1940), змс (1948). Жена В. М. Абалакова
Виталий Михайлович Абалаков (1906-1986), мс (1934), змс (1942) Капитан команды.

После войны был приглашен в команду московского «Спартака» (см. фото) и в 1948 году стал мастером спорта. В составе команды «Спартака», Боровиков достиг высоких спортивных результатов и удостоен высших спортивных титулов.
Альпинистские успехи и личная высокая подготовка явились своеобразным пропуском при обсуждении кандидатов в советско-китайскую экспедицию на Эверест. В 1959 году Боровиков был, включен в состав советской части Эверестовской экспедиции. Но из-за вмешательства большой политики эта экспедиция так и не состоялась. Среди новых маршрутов пройденных А.М.Боровиковым выделяется его первовосхождение 1966 года на Памирский пик Карпинского (6612).

Хребет Академии наук. Пик Карпинского. Вид с ледника Малый Танымас

В течение 19 лет (1956—1975) Александр Моисеевич был бессменным председателем Федерации альпинизма СССР. Столь долгого периода руководства альпинизмом страны никто в практике занятия этого поста не достигал. Боровиков на этом посту снискал всеобщее уважение. Под его руководством возрос авторитет Федерации альпинизма СССР, она заняла достойное место в мировом альпинизме, возникли и закрепились ее международные связи. В 1967 она была принята в Международный союз альпинистских ассоциаций (УИАА). Принципиальность, коммуникабельность, энергия и работоспособность Боровикова — во многом способствовали организационному и спортивному росту советского альпинизма и его международного значения. Именно здесь проявились его высокие организаторские качества – в значительной степени заслугой Боровикова можно считать проведение международных альпиниад на Памире в 1967 и 1972 годах, затем в 1974 году создание Международных альпинистских лагерей (МАЛ) «Памир» и «Кавказ», работа которых с иностранным контингентом дала финансовые средства для экспедиции «Эверест-82».

Не прерывая своей основной работы — исследования свободной атмосферы, А.М. Боровиков становится шестикратным чемпионом страны по альпинизму. В числе его «золотых» восхождений северные стены Дых-Тау, Уллу-Тау, Мижирги, Шхары (с полным траверсом Безенгийской стены), пика Шуровского, Тихтингена. Участвует он в пяти экспедициях на Памир, Тянь-Шань, Саяны.

Альпинисты страны оценили авторитет А.М. Боровикова, его организаторские способности, избрав Александра Моисеевича председателем Федерации альпинизма СССР. По инициативе советской Федерации впервые в летописи мирового альпинизма организуются массовые международные альпиниады на вершины-гиганты нашей страны — пик Ленина и пик Коммунизма.

Неизменную поддержку А.М. Боровикова и возглавляемой им Федерации встречала инициатива альпинистов периферии, в первую очередь наших горных республик. Во всем мире с удивлением и одобрением были восприняты вести о массовых альпиниадах, когда более 2000 человек совершили восхождение на Эльбрус, 1000 с лишним — на Казбек, а в год 50-летия Советского государства, на вершину пика Ленина поднимается более 300 советских и зарубежных восходителей.

Во время пребывания в Москве (1963) восходителя на Эверест Норгея Тенцинга, группа альпинистов решила сделать от себя Тенсингу подарок. Долго не могли решить – что же ему подарить?! Никакие чугунные поделки, изделия из дерева и фарфора не произвели на него никакого впечатления. Боровиков нашел выход из положения. Он сделал простое предложение: пусть Тенсинг выберет подарок сам… Сказано – сделано. Путешествия по этажам ГУМа не дали результата. И вдруг Тенсинг остановился около отдела головных уборов и показал на ушанку из серого каракуля (!).

Тенсинг стал примерять шапки, третья подошла по размеру. Продавщица улыбалась и повторяла: «Вам очень идет, вам очень идет!». Тенсинг не понимал и, глядя в зеркало, тоже улыбался. Шапка действительно хорошо смотрелась, и в ней он еще больше был похож на казаха. Наши сопровождающие радостно произнесли универсальное - «о'кей», на что Тенсинг, еще шире улыбнулся и поднял большой палец.
Продавщица, наблюдая, как сопровождающие его советские альпинисты объясняются с гостем, сказала: «Товарищ из Казахстана, а по-русски совсем не понимает». Боровиков ответил: «Он шерп, а не казах, знаменитый альпинист, покоритель Эвереста живет в Индии». Похоже, что подарок Тенсингу очень понравился - на всех фотографиях, сделанных под Эльбрусом и в других местах, он всегда был в новой каракулевой шапке.

1963 год – год 40-летия советского альпинизма (1923-1963). Федерация альпинизма страны, отмечая юбилей, на родине первых восхождений на вершину Казбек (село Казбеги) проводила юбилейный пленум Федерации альпинизма СССР. Со всего Союза на юбилейный пленум съехались руководители федераций, известные тренеры и спортсмены.

На памятном фото, запечатлены альпинисты - выдающиеся спортсмены и талантливые организаторы альпинизма.
(К сожалению на данном фото не удалось точно восстановить фамилии запечатленных участников пленума):

1-й ряд: 2-й слева - мастер советского альпинизма (1935) – известный альпинист и ученый Борис Николаевич Делоне, 3-й слева - Артем Сергеевич Поясов (один из первых начальников альплагерей), 5-й слева Кирилл Константинович Кузьмин (известный высотник, ЗМС), затем Павел Сергеевич Рототаев (ЗМС), Хусейн Чоккаевич Залиханов (ЗМС, представитель Кабарды), Георгий Васильевич Одноблюдов (МС, ЗТр СССР), Шакир Тенишев (МС, ЗТр СССР).

2 ряд: 3-й слева Евгений Андрианович Белецкий (ЗМС, известный советский альпинист-высотник), 5-й слева Иван Иосифович Антонович (ЗМС, родоначальник советского скалолазания).

3 ряд: 1-й слева - Владимир Александрович Буданов (МС, представитель Ленинграда) Николай Михайлович Губанов (ЗМС, старейший турист страны), Владислав Диамидович Лубенец (МС, ЗТр РСФСР, представитель МВТУ), Александр Михайлович Гусев (ЗМС, профессор МГУ), Вера Васильевна Шер (МС, директор Московского музея альпинизма), Борис Арнольдович Гарф (МС, известный дирежаблестроитель), Виталий Михайлович Абалаков (ЗМС), Валентина Петровна Чередова (ЗМС, научный сотрудник ЦНИИФКа), Александра Бичеевна Джапаридзе (ЗМС, представитель Грузии), Николай Аафнасьевич Гусак (ЗМС), Александр Моисеевич Боровиков (ЗМС, председатель ФА СССР).

4 ряд: 5-й справа Валентин Михайлович Божуков (МСМК), 4-я справа - Галина Моисеевна Поликсенова (серетарь ФА СССР), 3-й справа - Владимир Тихонравов (МС, представитель Вооруженных сил СССР.), 5-й слева - Константин Борисович Клецко (МСМК) и 6-й слева Петр Петрович Буданов (ЗМС) – представители Ленинградского «Спартака»

5 ряд: 4-й слева - Евгений Дмитриевич Симонов (писатель, журналист), 6-й слева - Иосиф Григорьевич Кахиани (ЗМС, представитель Сванетии), 8-й слева - Евгений Борисович Гиппенрейтер (МС, научный работник).

6 ряд: 2-й слева Евгений Игоревич Тамм (МС, будущий руководитель Советской Эверестовской экспедиции)

Стоят: 3-я справа – Клавдия Георгиевна Маркова (МС), 4-й - Валерий Марков (МС, ЗТр РСФСР), 5-й - Отар Исидорович Гигинейншвили (МС, научный работник), в военной форме - Виктор Павлович Некрасов (МС, ЗТр РСФСР).

Боровиков Александр Моисеевич Председатель ФА СССР

Ануфриков Михаил Иванович – ответственный секретарь ФА СССР

В начале семидесятых годов XX века для президента Федерации альпинизма СССР А. М. Боровикова и ответственного секретаря Федерации М. И. Ануфрикова наступило время принятия решительных шагов по осуществлению этапного периода в развитии отечественного альпинизма – выезда за рубеж для восхождений на высочайшие Гималайские вершины. Появилась возможность осуществить давнюю мечту наших горовосходителей – подняться на Эверест.
Многочисленные хождения общественников по чиновникам разного официального уровня и «понимания» проблемы, сводились к одному: «… увы, мы-то понимаем… да, очень престижно… нет, не сомневаемся в способностях наших спортсменов, но и вы нас тоже поймите – нет материальных возможностей! (а проще – нет денег!) А гималайская затея–штука дорогостоящая». Вывод напрашивался сам собой, если нет денег – их надо заработать. Так появился приказ Спорткомитета № 434 от 1 июня 1973 года «Об организации на Памире лагеря-базы для приема иностранных альпинистов». В приказе говорилось: «…Для… расширения международных спортивных контактов по альпинизму, а также в целях привлечения инвалютных средств…»

25 сентября 1975 года в центральной прессе под рубрикой «Открытие наших дней» появилось официальное сообщение: «Государственный комитет Совета Министров СССР зарегистрировал важное открытие группы советских ученых. Возглавлял эту группу доктор физико-математических наук, заслуженный мастер спорта по альпинизму Александр Моисеевич Боровиков».

1975 год стал годом не только большого научного открытия сделанного Александром Моисеевичем, но и печальным годом его кончины. Александр Боровиков был, скромным, неутомимым тружеником, большим ученым, прекрасным альпинистом и умным организатором.

После вступления Советской федерации в УИАА международные связи наших альпинистов значительно расширились. Регулярнее становятся их выезды для участия в восхождениях на зарубежные горы и в работе Генеральной Ассамблеи УИАА, ее конгрессов, исполкома, рабочих комиссий. Учащаются и поездки в горы Советского Союза альпинистов других стран.

В 1972 году горы Кавказа посетил президент УИАА г-н А.Эгллер. Он ознакомился с постановкой подготовки значкистов и разрядников в наших учебных лагерях, беседовал с советскими альпинистами, участвовал вместе с ними в восхождениях.

Председатель ФА ССР Боровиков А.М. и Президент УИАА г-н А.Эгглер в альплагере «Уллу-тау»

Прах А.М.Боровикова захоронен на поляне Миссес–Кош в Безенгийском ущелье. Его именем названы две вершины: пик Боровикова (5891) в Шахдарьинском хребте ЮЗ Памира и пик Боровикова (4888) между перевалами Китлод и Гезивцек (ГКХ).

У

часток Кавказского Президиума горных вершин. Безенги. В ряду достойных гор стоит пик Боровикова (4909). Фото М.Голубева

Справка для сведения. В январе 1937 года при Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта возникает секция альпинизма, призванная помочь комитету в развитии альпинизма. Поскольку в комитете специалистов-альпинистов не было, эти большие и сложные задачи легли на плечи общественников. Секция комитета стала Всесоюзной не только по названию, но и по глубокому существу дела. В 1956 году Всесоюзная секция альпинизма была преобразована в Федерацию альпинизма (ФА) СССР. В 1989 году ФА СССР была преобразована в Федерацию альпинизма и скалолазания (ФАиС). В связи с распадом СССР и ликвидацией Госкомспорта СССР, 11 апреля 1992 года было принято решение о ликвидации ФАиС СССР, согласно п.29 ее Устава.

В разные годы Всесоюзную секцию альпинизма, ФА СССР и ФАиС СССР возглавляли:

1937 г. – Н.В.Крыленко - заслуженный мастер советского альпинизма

1938-1945 гг. – П.С.Рототаев - мастер спорта

1946-1947 гг. – А.М.Гусев – заслуженный мастер спорта

1948-1950 гг. - Д.М.Затуловский (фото не найдено)
1951-1952 гг. - П.И.Поварнин (фото не найдено)
1953-1955 гг. – К.К.Кузьмин - заслуженный мастер спорта
1956-1957 гг. – Н.А.Романов – штатный сотрудник Спорткомитета

1958-1975 гг. – А.М.Боровиков – заслуженный мастер спорта

1976-1977 гг. – К.К.Кузьмин - заслуженный мастер спорта (с 1977 г. - Почетный председатель ФА СССР).
Справа – заслуженный мастер спорта И.И.Антонович

1978-1979 гг. – Е.И.Тамм - мастер спорта

1980-1983 гг. – Б.Т.Романов – заслуженный мастер спорта

1984-1987 гг. – Е.И.Тамм- мастер спорта
1988-1991 гг. – Е.И.Тамм - заслуженный мастер спорта.

П,П.Захаров (по личным впечатлениям, публикациям Мазина И. П. и Симонова Е. Д., В. Матвеенко, В. Шер, Аlpklubspb.RU, Promalp-Sevactopol. Com, Uzers/Balabanoff, Risk.RU, Mountain.RU, Do.dendocs.RU, Wikipedia.org. Фото: из архива К. Г. Марковой, публикаций Интернета, М.Ануфрикова, М.Голубева).

P.S.
Альпинистам и горным туристам хорошо знакомо имя Боровикова на протяжении многих лет бывшего постоянным автором сборника «Побежденные вершины», начиная с его 1-го выпуска в 1948 году.
Перу А.М. Боровикова принадлежали красочные и неизменно деловые очерки тех рекордных восхождений, которые совершал он в составе команды московского «Спартака».
Любую из его работ, от небольшой по объему рецензии на монографию об одном из интереснейших географических явлений — леднике Федченко, до рассказа участника о завершившемся после многих неудач восхождении на пик Победы, отличает страстность альпиниста и точность ученого.