Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу летом 2013 г. Часть 2
Продолжение. Часть 1 здесь Пастила должна быть сладкой, как первый поцелуй, а чай крепким, как любовь к Родине (2А). *** Солнца не будет, жди – не жди, Третью неделю льют дожди Поезд прибывает в Нальчик в 6:10 утра. Перрон заполнен альпинистами и их рюкзаками, баулами. Ждем прибытия двух машин, которые отвезут нас с вещами и заброску. В 6:40 в сторону т/б Башиль отправляется микроавтобус “баргузин” с 8 участниками. В 7:35 на джипе Ниссан отправляется еще 4 человека. По дороге проезжаем погранзаставу в Верхнем Чегеме (“пп Булунгу”). Прохождение погранзаставы заняло порядка 15 минут. После погранзаставы машина сломалась, починка заняла еще 20 минут. В 10:10 прибытие второй машины на базу Башиль. Перепаковываем вещи, доедаем остатки поездной еды и рассовываем, что недоели, по рюкзакам. В 11:10 группа начинает движение по маршруту.
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: желательно каски, желательно ледорубы или трекинговые палки. выводы и рекомендации Перевал Турист – простое некатегорийное препятствие, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы любой сложности. Назначение перевала – обход непроходимой нижней части долины реки Сарынсу.
Туристическая база Башиль расположена на высоте 2060 метров в долине реки Башиль-Аузусу и представляет собой десяток небольших деревянных летних домиков. Кроме занятого работой дружелюбного маляра, людей не встретили. Выходим с базы в 11:10 по тропе. Погода ясная, безоблачная, тепло. Сразу за базой переходим реку Башиль-Аузусу по подвесному мосту
. За мостом открытый сосновый лес, тропинок и дорожек много, они расходятся, пересекаются и петляют, движемся на север. Пересекаем ручек Джайлыксу по импровизированному мосту – несколько перекинутых через реку бревен и провисающий стальной трос, за который можно придерживаться руками
. После этого моста тропа одна и ясно заметная. Она резко набирает высоту по лесу на орографически левом борту ущелья Джайлыксу. Река далеко слева по ходу, в каньоне. В 12:12 на границе лесной зоны делаем привал. Далее тропа выходит на пологую ступень долины. В ущелье пасется скот, поэтому из ручья не пьем. В 12:30 на высоте 2320м. пересекаем родник, вытекающий из-под камня, у которого делаем небольшой привал. В 12:50 (1,5 часа от турбазы Башиль) доходим до домика-летовки на высоте 2426м и решаем сворачивать на восток с тропы, которая идет дальше на север в ущелье Джайлыксу, и начинаем подъем на перевал Турист
. Склон – средняя осыпь, сильно заросшая травой. Явного понижения не видно, поднимаемся, немного уклоняясь направо по ходу, но лучше было этого не делать. В 13:40 выходим на четко выраженный перегиб перед перевалом, высота 2560м. Спускаемся с перегиба немного вниз и снова начинаем набор на перевал. В 14:15 (1,5 часа от начала подъёма, 3 часа от турбазы) выходим на широкую седловину перевала Турист
, высота 2680 метров. По гребню на юг видно несколько скальных выходов, один из которых и есть пик Турист (2697м). Который из них пик Турист удалось установить только благодаря замерам высоты по GPS. В 15:00 c перевала Турист по тропе начинаем движение на север, траверсируя склон, по долине реки Сарынсу. Склон травянистый, идти комфортно, несмотря на то, что тропа вскоре теряется. Склон переходит в полку, на которой можно ставить палатки. Воду можно брать из реки – она чуть ниже полки под небольшим конгломератным склоном. В 15:50 на высоте 2760 метров напротив осыпного выноса на другой стороне р. Сарынсу ставим лагерь. К вечеру погода начинает ухудшаться, к 19:00 нас накрывает плотное облако.
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: каски, ледорубы. выводы и рекомендации Перевал Кумтюбе Южный соответствует категории 1А, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 1кс. Спуск на восток проще и безопаснее производить не с седловины, а с вершинки, разделяющей перевалы Кумтюбе и Кумтюбе Южный.
Подъём дежурных в 5:00, группы в 5:30, выход в 7:30. Продолжаем траверсировать правый (левый по ходу движения) склон долины реки Сарынсу. Выйдя выше по течению осыпного выноса на противоположной стороне, переходим реку выше впадения притока, где она делится на рукава, по камням (2860 м, 8:00-8:15) и поднимаемся по травянистому склону слева вдоль осыпного выноса
. К 9:20 поднимаемся (за 50 минут ЧХВ от реки) до выполаживания перед осыпью (3070 м), есть ручей
. К 10:25 (40 минут ЧХВ) поднимаемся по осыпи до снежника. Здесь сворачиваем налево (на северо-восток), и по некрутому осыпному кулуару за 20-минутную ходку поднимаемся до выполаживания (3380 м) перед перевалом Кумтюбе Южный
. По выполаживанию еще за одну ходку подходим к снежнику под перевалом (3480 м, есть ручей, стекающий со снежника, судя по спутниковым снимкам, в другие годы здесь снега и воды может не быть – только на восточном склоне), и в 11:50 поднимаемся на перевал Кумтюбе Южный (3552 м). Итого 3 часа 10 минут ЧХВ на подъем. В 12:30 начали спуск с перевала: поднялись на 60 метров по гребню налево (на север) обходя карниз, после чего за 1 час ЧХВ спустились по мелкой осыпи до сбросов и далее между сбросами до выполаживания и озер Кум (3280 м)
. В 13:50 встали в 50 метрах юго-западнее озер: самые ровные, сухие и закрытые от ветра из долины места. Погода: утром солнечно, к обеду накрывает туман, до вечера моросит дождь. Пер. Первомайский (1А)
В. 3707
Пер. Джилги В. (1А)
В. 3696
Пер. Джилги (1А)
В. Кестантытау
Пер. Сарын (1А)
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: каски, ледорубы. выводы и рекомендации Данный траверс – интересное, протяжённое и красивое препятствие категории 1А, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 1кс. Наиболее технически сложным участком является траверс в. 3707, скалы её гребня обходятся с юга. При хорошей погоде со всего траверса открываются эффектные виды. Крайне своеобразные пейзажи можно увидеть на “марсианском” перевале Джилги и на горе Кестантытау (“грибы”).
Подъем дежурных в 5:00, группы в 5:30. Вышли в 7:40 и начали обходить оз. Кум слева по ходу движения по крупной осыпи, затем поднялись по некрутому осыпному склону до небольшого снежника с ручьем, по травянисто-осыпному склону обошли слева по ходу движения небольшие скальные выходы. Видимость из-за тумана ухудшается, в 9:00 (1 час ЧХВ) плотной группой, чтобы не потерять друг друга, поднимаемся на широкую седловину перевала Первомайский (1А, №281 по схеме Голубева)
. На северо-восточном склоне лежит снег, на седловине можно ставить палатки. В 9:15 вышли по гребню налево по ходу движения (на северо-запад) и за 25 минут поднялись до скал восточного гребня в. 3707
. После разведки (примерно 50 минут), начинаем по одному (камнеопасно!) огибать скалы слева по ходу движения, собираемся на осыпном склоне и траверсом идем к следующему скальному выходу на гребне. По живой осыпи выходим на узкий гребень со скальной башней – вершиной 3707. Обходим башню слева (справа обрыв) траверсом и в 13:00 по осыпному гребню спускаемся на широкую плоскую седловину
. На северо-восточном склоне есть снег, топим его для приготовления обеда. В 14:45 выходим дальше на запад по плоскому осыпному гребню. Пройдя небольшое повышение в гребне (важно не перепутать его с узловой вершинкой, она дальше – за перевалом!), выходим к перевалу Джилги Восточный. Пройдя перевал (2 ч 50 минут ЧХВ от перевала Первомайский) продолжаем движение по гребню. Начинается дождь. Поднимаемся на узловую вершинку 3696 и сворачиваем на правый по ходу движения гребень (налево – гребень к перевалу Кумтюбе) и в 15:45 (35 минут ЧХВ от п. Джилги В.) спускаемся на перевал Джилги
. В связи с ухудшающейся погодой (дождь переходит в снег) встаем на ночевку. На широкой седловине перевала удобно ставить палатки, на северо-восточном склоне есть пересыхающие за ночь ручьи.
Подъем дежурных в 5:00, группы в 5:30. Ночь была ясная, с ощутимым заморозком – так что в итоге ручей, стекающий с северо-западного перевального гребня, практически пересох. Группа выходит в 7:40 по гребню на северо-запад и за полчаса по слежавшемуся осыпному склону (крутизной ~20-25 градусов) набирает 140 метров (высота 3740 м), достигая выполаживания. Оставляем рюкзаки и с ледорубами, практически без набора высоты, выходим на г. Кестанты-тау. Последняя представляет собой длинное плато, покрытое мелкой осыпью красного цвета, с многочисленными причудливыми выходами-”грибами” вулканической породы высотой несколько метров. С северо-западной стороны плато заканчивается вертикальным сбросом. В 9:50 возвращаемся на основной гребень, надеваем рюкзаки и проходим 300 метров горизонтально по гребню, удаляясь от г. Кестанты-тау. Далее начинаем довольно крутой спуск (крутизна местами до 30-40 градусов) по осыпи, сначала мелкой, потом более крупной и местами живой. Держимся немного левее (южнее) острого гребня. Через час достигаем перевала Сарын (высота 3360 м) – сбрасывая таким образом около 400 м. Делаем привал порядка 20 минут, кладем записку в тур, наблюдаем, как из долины к северу о нас начинает подниматься облако. Перевал Сарын-тау пока еще просматривается, но видно, что уже скоро его закроет облаками. Перевал Сарынтау
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: каски, ледорубы. выводы и рекомендации Перевал Сарынтау соответствует категории 1А, рекомендуется для прохождения группами, совершающими походы от 1кс (но не качестве первого перевала). Наиболее сложным участком является западный взлёт: движение по живой осыпи требует осторожности. Кроме того, с запада перевал трудно определить в хребте, понижение неявное – рекомендуется пользоваться навигатором. Перевал мало интересен, но является единственным проходом из верховий р. Сарынсу к популярным перевалам Каярта, Штернберга и Килар.
В 11:15 начинаем движение из-под перевала Сарын в сторону Сарынтау. Визуально находящийся прямо перед нами склон представляет собой конгломерат, поэтому решено сделать заход слева, дав немного южнее. При этом сначала сбрасываем по камням порядка 40 метров, преодолеваем ручей и через 10 минут начинаем подъем по довольно крутому травянистому склону, переходящему постепенно в чисто осыпной. Через 40 минут, набрав 150 метров, пробуем начать траверс на запад, напрямик в сторону перевала. Однако путь должным образом не просматривается и есть подозрение, что можем упереться в скальные сбросы. Принято решение спуститься налево по ходу движения (на юг) до выполаживания, заодно устроив там обед. Сбрасываем обратно 70 метров и встаем на обед в 12:35 на последних до перевала травяных площадках. Стоянка длится 2 часа (высота 3400 метров). Используем это время, чтобы в очередной раз просушить личные вещи и палатки. Под крупной осыпью лед и стекающие по нему ручьи, откинув несколько крупных камней, докапываемся до ручья. Параллельно наблюдаем со стороны гребень, по которому спускались до перевала Сарын – видим, как на нем сталкиваются два восходящих потока воздуха, какое-то время не давая облакам из северной долины испортить нам погоду. В 14:45 снова начинаем движение. Продолжаем идти по дну долины, ближе к правому по ходу движения борту. Сперва следует два довольно утомительных перехода с подъемом по крупной осыпи. В результате, за 45 минут набираем 140 метров и оказываемся на выполаживании, укрытом снежником. За ним просматривается довольно крутой осыпной склон, выше переходящий в снежный. Этот склон ведёт на полку юго-восточного склона горы Сарынтау, по которой мы собираемся заходить на перевал
. Еще выше выход к перевалу уже не просматривается, поскольку все закрыто нависающими облаками. Проходим снежник, который держит шаги, несмотря на то, что уже вторая половина дня. Повернув левее, за следующие 25 минут набираем 100 метров по довольно крутому (крутизна 30-35 градусов) склону, представляющему собой местами мелкую, с песком, осыпь. Та часто едет и приходится держаться плотной группой. Накрывает туман, видимость менее 100 метров. Выходим на полку и идём по ней на юго-запад, ориентируемся по навигатору. Тропим снежный склон, набираем по нему еще 40 метров и оказываемся под перевальным взлетом (высота 3740 метров). Оставшиеся 60 метров до перевала проходим сначала по умеренно крупной осыпи
, а затем оказываемся на довольно плотном снежнике (крутизной порядка 30 градусов)
. Поднимаемся на перевал Сарынтау (высота 3800 метров) около 18:00, начинает моросить дождь. На перевале проводим 20 минут, и затем начинаем спуск, непосредственно от тура. Плотной группой по живой осыпи спускаемся на 150 метров (до первого выполаживания) за 50 минут. Дождь усиливается, темнеет, облака уплотняются. Ставим лагерь здесь же (высота 3650 метров, время – 19:00), на моренном валу между снежников под перевальным взлетом, с которого только что спустились
. Готовых мест под палатки нет, но достаточно быстро удалось найти и выровнять три площадки. Воду берем из близлежащего снежника.
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины – не менее 4 на человека, ледобур групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, желательно петля станционная. выводы и рекомендации Перевал Килар соответствует категории 1Б, рекомендуется для прохождения группами, совершающими походы от 2кс. Перевал не представляет сложности, настоятельно рекомендуется только одна верёвка перил на запад с седловины. С обеих сторон также не очень большие участки, требующие движения в связках. Наряду с перевалом Каярта, перевал Килар – простой и логичный путь между долинами Башиль-Аузусу и Тютюсу. С перевала можно совершить простое восхождение на обзорную вершину Орелю.
Подъём дежурных в 5:30, группы в 6:10, выход в 8:15. С морены между снежниками, где мы ночевали, прямо под перевалом Сарынтау, движемся в западном направлении к перевалу Килар. Идём через мореные валы, между которыми кое-где лежат снежники. Немного лавируем, чтобы избегать участков крутой и живой осыпи. Осыпь крупная и средняя, идти хорошо, погода пока тёплая и солнечная. Через 1,5 часа оказываемся в низшей точке долины, под окончанием юго-западного отрога г. Каярта. Тут с ледника течёт большой ручей, образующий широкую песчано-галечную пойму. Можно поставить палатки, но выбрав неподтапливаемое место. Начинаем подъём вдоль ручья по крупной осыпи. Осыпь пологая, встречаются снежнички. Перед нами восточный взлёт перевала Килар, центральная часть которого перекрыта огромным скальным выходом. Его можно обходить справа и слева, мы решаем идти справа, так как это положе и короче
. Подходим по осыпи до границы сплошного снега (10:50, от места ночёвки 2,5 часа). На последней осыпи связываемся и на всякий случай надеваем кошки. Погода начинает портиться: становится пасмурно, перевал затягивает облаками. Поднимаемся в связках по снегу, между двумя скальными выходами: слева побольше, перекрывающий взлёт перевала Килар, справа поменьше, под ледником с перевала Штернберга. Снег местами плотный, местами проваливается, под ним камни. Поднимаемся до выполаживания и поворачиваем налево. Камней под снегом больше нет, идём по закрытому леднику. Слева под нами скальный выход, перекрывающий взлёт, мы уже его обошли. Справа – склоны горы Орелю, но её уже не видно в тумане. Идём траверсом некрутого снежного склона с набором высоты, на юго-запад, постепенно забирая правее, на запад
. В 13:45 (3 часа выхода на снег, 5,5 часов от места ночёвки) выходим на перевал Килар (1Б, 3910м). Седловина – узкий скально-осыпной заснеженный гребень
. В это время нижняя граница облаков находится на уровне перевала, периодически начинается снег. От восхождения на простую обзорную гору Орелю решаем отказаться – с неё всё равно не будет ничего видно. Лучше спускаться, пока хорошо просматривается путь. Начало спуска – весьма крутой снег на осыпи. Провешиваем в северной части седловины одну верёвку перил, по ней спускаемся до менее крутого участка (последний спускается без рюкзака с нижней страховкой)
. По мере прохождения перил спускаемся дальше до пологой части ледника, где собираемся и организуем связки. При этом движемся правому, северному борту, так как слева взлёт пересечёт бергшрундом, который правее сужается и теряется. В 15:55 (2 часа от выхода на перевал) выходим в связках из-под перевала Килар по леднику Западный Кенчат
. Ледник пологий, закрытый, трещин не обнаружили. Снег мокрый, тропёжка по щиколотку. Держимся чуть правее центра, немного лавируем, чтобы избегать подозрительных мест, где на перегибах видны признаки трещин и разрывов. Они находятся справа и слева, около скальных гребней: справа узкая зона и более разорванный ледник, слева широкая зона менее разорванного, но более крутого ледника
. Ниже ледник открывается, трещин по-прежнему нет
. Заканчивается ледник метров на 500 раньше, чем на карте
. Прямо под языком есть плоская, но заболоченная моренная полка. Мы спустились на следующую полку, тут есть хорошие обустроенные площадки для палаток, рядом вода. Встаём здесь на ночёвку в 16:40 (45 минут от начала движения по леднику, 3 часа от выхода на перевал Килар)
. К этому времени осадки прекратились, к вечеру стало ясно, открылся вид на противоположный берег долины Тютюсу, в том числе на наш следующий перевал Тютю Западный
.
Общий подъём в 5:00, выход в 7:30. Со стоянок под ледником Западный Кенчат начинаем спускаться в долину реки Тютю. От ночёвок начинается достаточно заметная тропа, идущая по гребню моренного вала
. Гребень вместе с тропой идут на запад, плавно поворачивая на север, вокруг длинного западного отрога горы Орелю. Через час с небольшим спускаемся с гребня налево, на дно долины верховий реки Тютюсу. Идём по крупной осыпи на северо-запад, к реке. Реку перепрыгали по камням, можно было и пойти вброд (до средины голени)
. На левом берегу оказались в 9:35 (2 часа от места ночёвки). Перевал Тютю З. + в. Тютю З. + пер. Куллумкол + пер. Шогенцукова (2А) Пер. Тютю З. (2А)
В. Тютю З. (1Б)
Пер. Куллумкол (1Б)
Пер. Шогенцукова (1Б)
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины – не менее 4 на человека, если возможен лёд – ледобур групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, если возможен лёд – ледобуры – 1-2 на верёвку, желательно петли станционные. выводы и рекомендации Перевал Тютю Западный (через пер. Куллумкол) в начале лета соответствует категории 2А, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3кс. Перевал интересный и красивый, но физически непростой (километр набора с тропёжкой на восточном склоне). Единственным сложным участком гребня является обход жандарма – необходима страховка. При прохождении перевала неизбежна ночёвка в ледниковой зоне.
От места перехода через реку Тютюсу на верхней ступени её долины (высота 3050) начинаем подниматься к гребню, ограничивающий ледник Северный Тютю справа. Идём по заросшей травой осыпи, почти сразу (50м от реки) проходим отличные площадки. За час по довольно крутому склону поднимемся к внешней стороне гребня. Ещё за полчаса выходим на гребень и проходим по нему до его верхнего конца. На гребне есть ночёвки. На верхнем конце гребня в 11:15 (1,5 часа от реки) встаём на обед, заодно сушим вещи и готовим связки: впереди километр набора по леднику. Высота 3240м. Есть мобильная связь (Мегафон и Билайн уверенно, МТС удалось отправить SMS). В 13:40 начинаем движение по закрытому леднику в связках
. Прежде ясная и солнечная погода начинает ухудшаться. Движемся по левому по ходу движения краю (орографически правый борт ледника). Снег глубокий, уже подтаявший на солнце. Меняя тропящую связку, бьем ступени по склону, местами проваливаясь выше колена. Набор высоты равномерный, с отдельными участками большей или меньшей крутизны
. Вокруг заметны участки открытого льда, которые мы обходим по снегу. Предполагаем, что в менее снежные годы или более позднее время года тут потребуется вешать перила или идти ледобурной дорожкой. Ровных площадок нет. В 15:04 (полтора часа от выхода на ледник) выходим на выполаживание на высоте 3550 м. Это единственный большой пологий участок, который мы встретили от выхода на ледник до седловины
. Начинается снег, видимость ухудшается до десятков метров. Продолжаем набор высоты, движемся по GPS, видимости дальше напарника по связке нет. Характер склона все тот же – глубокий снег, равномерный набор, с отдельными более и менее крутыми участками. Однако надо помнить, что слева по ходу сбросы, а справа – скорее всего трещины или открытый лёд. В 17:00 решаем остановиться на бивуак на высоте 3800 метров (поднялись сюда за 3,5 часа от выхода на ледник). За 2 часа обустраиваем 3 площадки одна, под другой, на 3 палатки (3, 4 и 5 человек) и туалет в стороне
. Снег очень глубокий, даже закопавшись на 1.5 метра мы не нашли льда. Представляется возможным выкапывать в этом снегу снежные укрытия. Погода по-прежнему плохая, идет мокрый снег, видимость минимальная.
Утром следующего дня, 13 июля, в 5:00 общий подъем
. Над нами небо ясное, ниже нас в долине абсолютная плотная облачность. Очищаем палатки, ледорубы и палки от смерзшегося снега, делаем завтрак и в 7:45 в связках одна за другой выходим с места ночевки (3800м). Набор становится более крутым
. Продолжаем подниматься, держась левого по ходу края ледника Северный Тютю, метрах в 100 от сбросов, которыми он обрывается на юго-восток
. С самого утра приходится тропить, периодически меняем лидирующую связку. На высоте 4020м. слева и справа по ходу движения были видны 2 крупных бергшрунда, пересекающих наш путь. Проходим их по плотным снежным мостам в связках, с индивидуальной страховкой каждого с точки на ледорубе. Вокруг нас начинают собираться облака, видимость временами пропадает до десятков метров, но осадков нет. Продолжаем движение по снежному склону с равномерным набором
. В просветах между облаками удаётся увидеть вершину Тютю Западную – впереди, чуть правее по ходу, замыкающую гребень. Наш перевал – ближе (и правее) неё
. Возможно, есть вариант прохождения седловины ещё ближе, тогда при последующем траверсе не надо будет обходить жандарм. В 12:00 (весь подъём по леднику – 8 часов) выходим на перевал Тютю Западный (2А*), высота 4220 метров. Седловина снежная, тура нет. С седловины желающие сходили на вершину Тютю З. (в связках по снежному гребню, 100м и 30м набора)
. Спуск с перевала на запад – очень длинный и крутой снежный склон (в другое время он вероятно может стать ледовым), его прохождение соответствует категории 2Б, поэтому у нас запланирован более простой и традиционный спуск траверсом гребня до перевала Куллумкол. В 12:45 начинаем траверс гребня в сторону перевала Куллумкол
. Идем по левому, южному краю, как менее снежному. По правому краю заметны большие снежные карнизы. При обходе одного из жандармов возникает необходимость выхода на левый крутой снежный склон. Снег довольно глубокий, но велик риск сорваться сразу всей связке. Делаем станцию, накинув петлю на скалу, и промежуточную точку, на скале на середине участка
. Одна связка отстраховывает участников других связок, что суммарно заняло у нас около 1 часа. Погода переменчивая, сильно ветреная, обжигающее солнце сменяется плотной облачностью
. В 15:20 (2,5 часа от перевала) первая связка выходит на вершину 4136м с призмой из металлических профилей (пунктом триангуляции). Оттуда в 15:40 начинаем спуск на седловину перевала Куллумкол. Спуск идет по крупной осыпи, покрытой метровым слоем снега
. Спуск по снегу не представлял технических трудностей, в 16:35 (4 часа от перевала Тютю З.) выходим на седловину перевала Куллумкол (1Б) 3938м. Снежник перевала отделен от ледника большим участком осыпи, поэтому снимаем кошки и бахилы. Начинаем спуск с перевала Куллумкол в 17:00, плотной группой сбрасываем 50 метров высоты по очень живой осыпи до льда и снова организуем связки. В 17:30 начинаем движение в связках по леднику Западный Джайлык в сторону перевала Шогенцукова (явное широкое и пологое понижение гребня за ледником). Первые 200 метров сбрасываем по относительно крутому участку, дальше идем по пологому льду
. Участок крутого льда камнеопасный, много свежеприлетевших камней, некоторые летели на наших глазах. Ледник Западный Джайлык пологий, без трещин, сильно раскисший на солнце, обходим ручьи, мульды, участки мокрого снега. В 18:20 (5,5 часов от перевала Тютю З.) выходим на перевал Шогенцукова (1Б, 3605м). Снимаем кошки и бахилы, проходим седловину насквозь, слева от озера. Седловина перевала длинная и широкая, представляют собой очень крупную осыпь. С противоположенной стороны находим готовые площадки под палатки и ясно набитую тропу, маркированную турами, поднимающуюся из долины ледника Ц. Джайлык в сторону п. Шогенцукова. Площадок много, мы установили 3 своих палатки на 12 человек и тент, часть площадок вокруг оставалась свободной. Вода в ручье есть вниз по склону, в сторону лед. Ц. Джайлык, а так же из озера на седловине перевала
.
Подъем общий, в 6:00. В 8:35 выходим с места ночевки на перевале Шогенцукова. Идём на юго-запад вниз по хорошо набитой тропе в сторону “пилы Джайлыка”, проходим “Райские ночёвки” на правом берегу ручья. Слева заканчивается “пила Джайлыка”, в 9:45 переходим ручей (высота 3120) на ровной зелёной полянке (может быть это “Райские ночёвки”?) и траверсируем на юг крупную осыпь у подножья пилы. В 10:14 выходим на правобережную морену ледника Юном, по которой идет тропа из долины Адырсу к перевалу Голубева.
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины – не менее 4 на человека, ледобур групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, ледобуры – 1-2 на верёвку, желательно петли станционные. выводы и рекомендации Перевал Голубева благодаря большому количеству снега оказался весьма простым для категории 2А (на западном взлёте не пришлось преодолевать бергшрунд и ледовый участок). Перевал логичный, интересный и безопасный, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3кс. Важно: ледник Северный Башиль заканчивается ледопадом и бараньими лбами, которые обходятся около орографически левого борта долины.
В 10:14 выходим на правобережную морену ледника Юном, по которой идет тропа из долины Адырсу к перевалу Голубева
. Высота 3020, чуть ниже окончания пилы Джайлыка. Тропа маркирована турами, идём почти без набора высоты и в 11:10 доходим до развилки – поворот тропы налево ведет на ледник Северный Юном
. Продолжаем двигаться прямо. Справа по ходу, под языком ледника, есть ровные площадки около воды – Нижние Кичкидарские ночёвки
. Слева видно красивое зелёное озеро треугольной формы. Продолжаем подниматься по тропе, постепенно она теряется и становится понятно, что надо спускаться вниз к ручью, стекающему с ледника Юном
. Спуск по достаточно крутой и живой осыпи и конгломерату заканчиваем в 12:15 и оказываемся на Средних Кичкидарских ночёвках. Почти сразу выходим на ледник Юном (в 12:40, 2,5 часа от выхода на тропу под пилой Джайлыка). Ледник снизу пологий и открытый, частично покрыт камнями, идём без кошек
. Изредка встречаются трещины, которые легко перепрыгнуть или обойти. В 13:35, набрав за час больше 100 метров по высоте, доходим до закрытой части ледника, где устраиваем холодный обед, связываемся и надеваем кошки, на это уходит примерно 1 час (высота 3436, находимся на линии вершин Юномкаратау и Химик)
. В 14:40 выходим в связках и движемся по пологому закрытому леднику до перевального взлёта (левая по ходу из двух похожих седловин, замыкающих верх ледника). Снег плотный, трещин или нет, или они забиты. В 15:35 (два часа от выхода на ледник) начинаем подъём на перевал по правой по ходу движения части взлёта
. Поскольку 2013 год очень снежный, ледовой части, описанной в других отчётах, нет – везде плотный снег. Также не обнаружили бергшрунда – видимо, он забит снегом. Движемся непрерывно, последовательно меняя лидирующую связку. В 16:10 (2,5 часа от выхода на ледник) поднимаемся на перевал Голубева (2А, 3702)
. Насладиться открывающимся с перевала видом возможности нет, вокруг уже привычная облачность, вновь начинает сыпать снег с дождём. Седловина перевала представляет собой неширокую снежно-осыпную площадку, достаточную для установки 2-3 палаток. По бокам её находятся скальные жандармы. В 16:35 начинаем спуск с перевала на ледник Северный Башиль по осыпи (предварительно развязав связки и сняв кошки), движемся плотной группой. Осыпь в основном мелкая, местами средняя и везде весьма живая, по ней за полчаса плотной группой сбрасываем 70 метров до выполаживания
. Вновь надеваем кошки, вяжем связки и в 17:10 начинаем спуск по леднику
. Ледник пологий и закрытый, идём приблизительно по центру в направлении ледопада. Перед самим ледопадом начинаются трещины, и мы поворачиваем налево к скалам
. Тут есть неприятный участок сильно зачехлённого ледника, но крутого (до 20°) с трещинами
. В 18:10 доходим до морены ледника (высота 3264), снимаем кошки и разбираем связки. Спускаемся по морене, справа за ручьём виднеются огромные бараньи лбы, морена средняя и крупная, местами очень крупная
. Ниже лбов (высота 3085) поворачиваем направо, к реке. Выходим к озеру посреди мёртвого сильно зачехлённого ледника
. Обходим его слева по ходу и в сужении ниже озера переходим реку по камням. В 19:30 становимся на ночёвку на готовых и очень приятных площадках на правом (орографически) берегу реки (высота 3040)
. Как мы узнали на следующий день, на оз. 3070, где мы собирались ночевать, мест мало и они хуже. На наших ночевках мест очень много, площадки ровные и травяные, рядом вода.
расчёт ходового времени
необходимое снаряжение: личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины – не менее 4 на человека, ледобур групповое: основная верёвка – 1 на 2-3 человек, ледобуры – 1-2 на верёвку, желательно петли станционные. выводы и рекомендации Перевал Грановского соответствует категории 2А, рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3кс. Перевал достаточно технически и тактически интересен. Восточный склон следует проходить в обход скального выступа с юга, срезать скорее всего сложнее и опаснее. Западный взлёт проходится по отходящему с седловины снежному гребню. При спуске к альплагерю Уллу-Тау надо выходить на гребень правобережной морены на тропу.
Часть 3 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||