Горы мира > Крым > Мшатка-Кая

Автор: Юрий Круглов, Севастополь

«Селекция Генофонда» — (F6c E4), A3 — новый маршрут на Мшатка-Кая Декабрь 6, 2013

Фото Алексея Жилина

Маршрут «Селекция Генофонда» указан белой линией. Фото А. Жилина

Маршрут по бастиону Мшатки между маршрутами «Триангуляция» и «Стрелка» напрашивался давно. Для начала мы с Вовой Одоевым решили сделать разведку. 15 октября подошли под стену, пролезли две верёвки, получили неоднозначные впечатления, сделали несколько фотографий и спустились вниз. Рассматривая фотографии, я увидел возможность для маршрута, логичного, с обходом живых участков и мест без рельефа для натуральной страховки, но требовалось посмотреть на всё заново. На второй разведвательный выход компанию мне киевлянин Евгений Бруско — мы пролезли ту же часть стены под первое нависание. Во второй раз лезлось в полтора раза быстрее и те места, которые в первый раз проходились на и.т.о., удалось пройти лазанием, что не могло не радовать. Дальнейшая линия маршрута окончательно нарисовалась…

Маршрут «Селекция Генофонда». Участки R2-R4. Фото Е. Алексеевой

Участки R4-R7

Участки R1-R5

К первопроходу удалось вернуться в ноябре, когда световой день заметно сократился — темнело в четыре тридцать. Погода радовала то дождём, то холодом и жарой. Понадобилось три подхода — по воскресеньям. Напарником у меня был севастополец Владимр Одоев за исключением половины участка R2-R3, когда Вова не смог приехать из-за наводнения, и мне составил компанию симферополец Максим Каширский.

Верхняя часть участка R2-R3. Внизу Максим Каширский мокнет под дождём на промежуточной станции

Контрольное прохождение маршрута с выходом на вершину было сделано 1 декабря. Получился хороший логичный маршрут по девственному бастиону, хотя в верхней части маршрута были обнаружены следы пребывания двух голых женщин (судя по количеству найденных останков).

Вид с нашего маршрута в сторону «Стрелки»

Описание маршрута:

«Селекция Генофонда» — (F6c E4), A3, 290 метров.
Первопроходители: Юрий Круглов (Севастополь), Вова Одоев (Севастополь). Маршрут пройден в классическом стиле снизу-вверх без предварительной обработки/разведки сверху. Потрачено часов — 25.

Подход под маршрут — как под маршрут «Стрелка», по скалам I к.с., не доходя последние 40 метров. а затем вверх на небольшую полку с землёй правее дерева.

R0-R1
Сложным лазанием вверх по плите. Общее направление вверх и несколько влево к неявно выраженному развёрнутому внутреннему углу — 25 метров. Далее лазание вверх-вправо 5 метров по углу и затем траверз 3 метра вправо на небольшую наклонную полку. Здесь пункт R1 на стационарной точке (шлямбур) + своё. 35 метров, 75-80 градусов, V

«Селекция Генофонда». Нижняя часть

R1-R2
От пункта R1 лазание 3 метра траверсом вправо до крошечного дерева, затем продолжать траверс вправо-вверх 10 метров вдоль щели с возможностью хорошей промежуточной страховки. Далее вверх-влево сложным лазанием по плите с прерывающейся щелью подойти под нависание и затем траверсом под нависанием перелезть влево на небольшую полку.
Ориентир — можжевельник чуть ниже полки. Здесь пункт R2 на стационарной точке (шлямбур) + своё.
35 метров, 75-80 градусов, VI, A1

В. Одоев на подходе к пункту R2

Нижняя часть участка R2-R3

R2-R3
Вверх 3 метра по нависанию с тонкой щелью на и.т.о. Перевалив через нависание, сложное лазание вперемешку с и.т.о. по наклонной плите с тонкой вертикальной трещиной 10 метров вверх в направлении нависающей стены. Далее 25 метров вверх и чуть-чуть влево сложное и.т.о. на рельефных скайхуках по естественным раковинам и микро-якорных крючьях в направлении серого подтёка. Есть 4 промежуточных шлямбура. Между первым и вторым шлямбурами есть 2 дырки под скайхуки — больше их нигде на маршруте нет. Пункт страховки R3 в нише над серым подтёком на двух шлямбурах.
40 метров, 95 градусов, VI+, A3+

Ю. Круглов на пункте R2

Пункт страховки R3

R3-R4
Вверх на и.т.о. 5 метров до шлямбура. Далее сложным лазанием вверх-вправо 5 метров по замшелой скале в нишу с деревом под карнизом с горизонтальной трещиной. Из ниши продолжать движение лазанием и затем на и.т.о. вверх-вправо по нависанию 5 метров, и, обходя карниз справа, перелезть через нависание до шлямбура. Далее 13 метров вверх-влево на рельефных скайхуках и якорях по плите до ниши во внутреннем углу. Здесь пункт страховки R4.
28 метров, 95 градусов, VI, A2

Нижняя половина четвёртой верёвки

Четвёртая верёвка

Вова Одоев жумарит четвёртую верёвку

Перила на R2-R3

R4-R5
От пункта R4 траверсировать пару метров вправо и далее по внутреннему углу сложным лазанием лезть вверх 50 метров, после чего траверсировать влево на большое дерево. Здесь пункт R5.
50 метров, 80 градусов, V

Вид с пункта R3 вверх на карниз. Карниз обходится справа

R5-R6
10 метров вверх-вправо (III) до «зеркала», затем по левой стороне «зеркала» вверх 5 метров (V) и далее вверх по более простому крупноблочному рельефу (III-IV) 45 метров. Пункт страховки на наклонной полке на своих точках. 60 метров, 75 градусов, III-IV

Перила на R3-R4

Пункт страховки R4

R6-R7
30 метров вверх по крупноблочным скалам до выхода на яйлу (II).

Юрий Круглов

Владимир Одоев

Для стационарных точек страховки использовались фирменные болты 10х55 мм.