Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Сванетии летом 2013 г. Часть 2
Продолжение. Часть 1 здесь 4.1. Пер.Джевырылд (Тавери)
Самолет прилетел в Кутаиси в 14.00, но процедура прохождения паспортного контроля и, особенно, получения багажа длились долго, часа полтора. Встретились со второй украинской группой (рук. Козий В.Г.), сформировали "заброски" и сели в заказанный транспорт. После чего "заброски" обоих групп поехали в поселки Мазери и Местиа, а обе группы участников – в пос.Лентехи. В пути остановились на окраине Кутаиси чтобы снять деньги по карточке в Приватбанке, обменять валюту и пополнить счет на телефоне местного оператора "Билайн". Желающие приобрели стартовый пакет – для нерезидентов Грузии требуется лишь паспорт. Переезд был более трех часов. Прибыв в пос.Лентехи, следуя советам местных жителей, выехали на северную окраину поселка, переехали по мосту через р.Ласкедура на левый берег и проехали еще минут 10 до окончания грунтовой дороги. Вот и начало маршрута. Поскольку каких-либо переходов в этот день не планировалось, мы решили просто отойти от поселка до ближайшего подходящего места для ночевки. К нам подъехала полиция, поинтересовалась нами, маршрутом, картами и пожелала счастливого пути. Переход по грунтовой дороге (переходящей в тропу) левым берегом р.Ласкедура с набором высоты (кр.скл. до 15 град.). Стали на поляне после минерального источника (обозначен на карте), вода в ручье, пересекающем тропу. Сама тропа возвышается над рекой – порядка 150-200м.
"Если вы сейчас пойдете, то намокнете и не высушитесь уже НИКОГДА" (В.Козий)
Ночной дождь перешел в утренний и временами усиливался. Непродолжительный просвет, которым мы и воспользовались для выхода группы, наступил в 10.25. Так и продолжалось в течение всего дня: дождь – сильный дождь - просвет. Продолжили движение по тропе. Примерно через 10 мин. (ЧХВ) вышли на примыкающую справа грунтовую дорогу. Слева (по х.д.), в месте, где по карте обозначена тропа на запад к в.1848, есть подвесной мост. Движение по дороге с незначительным набором высоты. Через 25 мин. от п.н. дорога делает резкий поворот вправо (на СВ), примерно на 300м заходит в ущ.р.Лонаури и подходит к металлическому мосту с деревянным покрытием через мощный левый приток р.Ласкедура. В пределах видимости ущелье узкое и непроходимое. После моста продолжаем движение по дороге со стабильным набором высоты (кр.ск. 15-20 град.) и через ~75мин. ЧХВ выходим на выположение. Справа от дороги расположен дом, возле него родник, высота 1370м. Останавливаемся на обед, заодно просушиваемся после очередного ливня. Далее дорога идет без существенного набора высоты (кр.скл.5-10 град). Дорога раскисшая, часто пересекается ручьями, имеет множество мелких заболоченных участков, в общем – удовольствие сомнительное. К тому же, часто идет сильный дождь. Через 3,5 км (66мин. ЧХВ) вышли к месту, обозначенному на карте "развилка-1". В этом месте перед заросшей травой поляной четкая дорога делает резкий поворот вправо-вверх и начинается первый виток серпантина. Развилка столь не явная, что ее пропустила не только наша, но и параллельная группа. Через 625 м (16мин. ЧХВ) вышли к развилке: продолжение серпантина на В и хорошая, но старая, грунтовая дорога на З (постепенно – на СЗ). Мы, естественно, пошли влево, на запад. Кроме того, именно в этом месте была обозначена дорога на одной из карт GPS-навигатора. Через 520 м дорога оказалась перегороженной большими стволами деревьев, за которыми следовал крутой склон без признаков даже тропы, только деревья и кустарники (на карте точка "тупик"). Возможно, был сход селевого потока. Анализируя эти факты, сделал предположение, что, вероятнее всего, должна быть другая дорога на следующем витке серпантина, т.е. выше. Мы вернулись к последней развилке и продолжили движение по серпантину. Движение по серпантину по сильно заросшей грунтовой дороге в дождь было утомительным. Кр.скл. стабильно 15-20 град. (кратковременно до 25 град.). Перепад высот на каждом витке 120-140м. За 2,5 перехода мы вышли из зоны леса на уровень альпийских лугов и попали на тропу, которая огибает с юга в.Жибе-Лахв (2665,8м) в направлении на ЮВ и не имеет пути в западном направлении. Радиальный выход по данной тропе (на 20 мин. в одну сторону) показал дальнейшую бесперспективность. Стали лагерем в месте, где по карте обозначен кош (фактически отсутствует), в 1400м от в.Жибе-Лахв на ЮЗ, высота 2061м. Воду пришлось набирать из очень слабого стекающего ручья в 620м восточнее (обозначен на карте). Стабильно пасмурно. Для группы, планирующей через несколько дней восхождение на в.Лайла (4008м) данный радиальный выход – хорошая активная акклиматизация.
Утром сделал небольшой выход в направлении вершины для рекогносцировки. На такой высоте траверсировать склон под вершиной не имело смысла, поскольку обозначенная на карте тропа с северного направления меняла на северо-западное. За один переход мы спустились по серпантину и подошли к вчерашнему тупиковому участку. Я посчитал, что у такой хорошей дороги на некотором удалении должно быть продолжение. Повторюсь, по одной из карт, именно здесь проходила обозначенная тропа. Мы поднялись вверх по склону и начали его траверсировать. Переход в 40 минут показал, что и это логичная догадка была ошибкой: ничего, кроме старого леса, кустарника, высокотравья и круто обрывающегося на запад склона. По своим следам вернулись к завалу из брёвен и встретили участников "пятерки", только что пославших своего представителя на осмотр. По крайней мере, они думали так же! Ещё непродолжительный осмотр слабой тропки, ответвляющейся от этой грунтовой дороги, и было принято решение возвращаться к самому началу серпантина дороги. За заросшей поляной оказалась старая тропа, и мы наконец-то начали движение по маршруту! Старая тропа идёт левым берегом р.Ласкедура, на значительном возвышении от русла реки, преимущественно по границе леса и почти не меняя высоту. Через 20 мин. тропа углубляется на восток, чтобы пересечь (первый) значительный левый приток (1600м). (По правому борту ущелья р.Ласкедура наблюдаются обрывистые скальные выходы, визуально склон не проходим.) Далее по х.д. тропа даже кратковременно приспускается к реке, чтобы опять вернуться на высоты траверса. На тропе часто встречаются участки высокотравья (растительность в рост человека), заболоченные поляны и пересекающие путь ручьи. И, к радости путешественников, красивые виды. Следующий участок, где тропа делает зигзаг для брода второго левого притока (1485м), встречается на пути через 94 мин. И в третий раз – ещё через 42 мин. В этом месте значительный северный приток пересекал тропу, река уходила на запад, тропа поднималась на склон в СЗ направлении, а внизу было относительно ровное место с высокой растительностью, где мы и вторая группа стали лагерем.
Через три перехода (100 мин ЧХВ) тропа выходит из зоны леса и теряется на травянистых склонах левого борта долины. Чтобы пересечь очередной полноводный северный приток спускаемся к реке. В пределах видимости кош (1910м) (10 мин. ЧХВ). После коша продолжили движение в пойме реки, между разливами. Хоть тропа и обозначена по карте левее, возле самой реки, фактически без разницы: или тропки от выпаса скота, или галька. Происходит плавный, но устойчивый набор высоты. Ненадолго открывается вид в верховья (туман и опускается сверху, закрывая Сванетский хребет, и поднимается снизу по долине). Впереди видна определяющая треугольная (немного трапециевидная) вершина, по правому борту долины к реке примыкает снежник, за которым второй отрог поднимается в направлении пер.Тавери - от вершины влево третья седловина (см фото 17). Примерно за 2,5 перехода (106 мин. ЧХВ) подошли к месту с обозначенным на карте бродом, перешли на правый берег и начали подъем по крутому (35 град.) травянистому склону на упоминаемый ранее отрог. Тропы нет, хоть она и показана на картах, но место подъёма очень логично. Еще два перехода (53 мин. ЧХВ) были траверсом травянистых склонов правого борта ущ.р.Ласкедура (кр.скл. по линии сброса воды ок. 30 град., кр. скл. в направлении движения – ок. 20 град.) до подхода к правобережной морене. Ещё переход по морене (24 мин. ЧХВ) – и мы вышли в снежный цирк, образованный в месте двух северных притоков. Отсюда строго на север расположен пер.Гайдара, на запад – пер.Джевырылд (Тавери). На моренном участке вымостили площадки под палатки, и всё накрыло туманом.
За один переход по тр. гребню вдоль ручья с запада, потом по тр. склону 20-25 град. поднялись в верхний тр. цирк под перевалом (36 мин. ЧХВ). При подъеме придерживались левого борта, но упоминаемая тропа отсутствовала. За второй переход просто по широкому тр. склону, преимущественно правее по х.д. (севернее), взошли на гребень и по нему перешли к седловине пер.Джевырылд (Тавери, 2841м) (42 мин. ЧХВ). Протяженность перевального взлета ~100м, кр.скл. до 35 град. Линия подъема определяется визуально по участкам с меньшей крутизной или более удобным для опоры. Седловина перевала широкая травяная, с узким ск. гребнем и тр. оврагом-мульдой с западной стороны. Тур отсутствовал, выложили свой. В овраге могут комфортно разместиться несколько палаток. Родники не обнаружены, были 2 или 3 снежника. Фотографируемся и выходим. Спуск удобнее начинать примерно в 170 м юго-западнее седловины, прямо вниз по некрутым (~20 град.) травянистым склонам в западном направлении. Примерно один переход (50 мин. ЧХВ) было подобие тропы. Потом это ощущение пропало напрочь в густой растительности. Мы попробовали идти вдоль речки, текущей справа по х.д. (берет начало где-то в камнях), ведь где-то здесь другая группа (рук. Рипа Н.Д.) выполняла спуск до начала траверса правого борта. Нас хватило примерно на 300м. Вернулись на тр. гребень с высокотравьем, спускающийся аккуратно между двумя сходящимися притоками (55 мин. ЧХВ). Мы остановились перед зоной леса, потому что в три стороны гребень имел круто спадающие склоны. Много времени было потрачено как на осмотр склонов этого гребня и вариантов спуска по ним, так и на осмотр правого борта долины. От траверса последнего отказался потому, что в лесной зоне крутизна склона была визуально высокая, а обход сверху требовал очень больших усилий (см. фото 27). К тому же, правый борт перерезало ущелье со снежником и высокими скальными бортами (см. фото 28). Не было уверенности, что такой траверс под силу участникам. Слева по х.д., за крутым оврагом, на соседнем склоне в травянистом полуцирке был старый кош. И, как ни странно, к нему нашлась хорошая тропа (31 мин. ЧХВ). От коша спускались многочисленными переходами с частыми остановками и осмотрами, по высокотравью вперемешку с криволесьем, по руслу ручьев, по ручьям, по заросшей тропе, найти которую можно было скорее интуитивно, чем визуально. Когда спуск в западном направлении не представлялся возможным, мы траверсировали влево (в южном направлении) и опять попадали на участки старой тропы. И так до тех пор, пока не приблизились к р.Скилири (можно сказать, ее восточному рукаву) (123 мин. ЧХВ). Перешли по камням на правый берег и сразу же оказались на хорошей тропе в северном направлении, по которой вышли на большой открытый пологий участок ниже лесной зоны (29 мин. ЧХВ). Поставили палатки. В данном месте, между западным и восточным рукавами р.Скилири, проходит четкая тропа в СЗ направлении (пересекается мощным ручьем), на север (в направлении пер.Джвари) начинается зона леса, справа в северном направлении тянется узкое ущелье с сильным водным потоком и крутыми бортами. На обеих сторонах ущелья проход отсутствует и возможен только на значительном возвышении. Автор потратил много времени на поиски хоть какой-нибудь тропы для подъема по правому борту через лес – нет ее. Брод с последующим крутым и значительным набором высоты для траверса левого борта выглядели чрезмерно трудоемкими. Еще на картах была обозначена тропа: ~900м на СЗ, резкий подъем по склону ~200м на СВ и траверс ~1,5км на В с выходом в то же ущелье в зоне альпийских лугов. Но проверять, существует ли тропа в реальности, не хотелось. Что ж, "утро вечера мудренее".
4.2. Пер.Джвари (Лайла)
От места стоянки входим в зону леса (по правому борта ущелья) и движемся в северном направлении или траверсом или с подъемом по склону. Лес смешанный, на лиственных участках с густыми зарослями, на хвойных – удобный для прохождения. Троп нет. Через два перехода (66 мин. ЧХВ, набор высоты ~210м) поднялись к верхней границе леса и далее на участок обозначенной тропы (направление З-В, высота 2070 м), по которой удалось пройти 0,5 перехода, ~270м. Здесь, на уровне альпийских лугов выпас скота и не исключено, что обозначенный кош западнее по склону – действующий. Тропа потерялась. Еще 1,5 перехода мы траверсировали правый борт ущелья в зоне альпийских лугов, прорубаясь через высокотравье в северном направлении. Во время движения в ущелье (поток из под пер. Джвари) просматриваются последовательно расположенные снежники (по карте это один протяженный снежник): два нижних, обособленных водопадами, и третий (выше и более протяженный), в верхней половине поворачивающий влево градусов на 15. Мы траверсировали склон до уровня основания первого снежника (набор высоты ~140 м при протяженности в ~750 м, от выхода к верхней границе леса до окончания траверса 86 мин. ЧХВ). Здесь начинается травянистый гребень, аналог правобережной морены. По этому гребню за два перехода (74 мин. ЧХВ) вышли к основанию третьего снежника. Кр.скл. 25-35 град., высокотравье с небольшими островками деревьев. Обед. Снежник: протяженность 450 м, ширина порядка 15-20 м, кр.скл. от 25 до 40 град., покрывает действующее русло ручья. Визуально можно разделить на два участка, до и после поворота (порядка 15 град.) с С на СЗ направление. В средней части подъема есть небольшой участок выполаживания. Правый борт снежника подпирается (в нижней половине) скальными выходами с ранклюфтами, левый – более пологий. Верхний участок имеет бергшрунд, который обходится справа. Примерно на том же уровне по левому борту сходят ручьи, и снег насыщен влагой. Над окончанием снежника расположен непродолжительный участок мелкой неустойчивой осыпи, за которой следует тр. склон ~30 град. Движение по снежному склону до подхода к бергшрунду осуществляли по формируемым ступеням с регулярной сменой ведущего. Вариант обхода трещины сформировал руководитель, участники проходили этот участок по одному. Дальнейшее движение – аналогично участку до бергшрунда. Группа продолжила движение по тр. склону 30-35 град. и примерно через 35мин. вышла на пологое плечо гребня (западный отрог). Дальнейшее движение стало небезопасным из-за опустившегося тумана и начавшегося дождя (от начала движения по сн. склону до плеча гребня 91 мин. ЧХВ).
Целые сутки была череда осадков в виде дождя, ливня или снега. Иногда все затихало и плотный туман, поднимавшийся из долин, смыкался с тучами, опускавшимися с небес. Идти некуда. Ждём погоды.
Дождавшись даже не улучшения погоды, а просвета в тумане, вышли в направлении перевала. От п.н. подъем по тр. склону в С направлении (23 мин. ЧХВ, ок.180м, кр.скл. 25-30 град.) и немного траверсировали правее, в направлении ложбины со снежником (13 мин. ЧХВ). Вышли к заснеженным скалам. Далее подъем по двум скальным кулуарам (100+50 м) с общим направлением движения вправо-вверх (25 град.), непродолжительный снежный склон (также ок. 30 град.), и мы вышли на пологий снежный склон (5-15 град.). В северном направлении увидели группу туристов, отдыхающих у тура. Справа разлив реки, видны ручьи. Много пологих участков – хорошие места для палаток (68 мин. ЧХВ от границы скал). Седловина пер. Джвари (Лайла, 3366м) широкая, снежная. Тур в западной части, в скалах. Пообщались с туристами из Литвы, подробно рассказав друг другу пройденные участки. Сняли записки, сфотографировались, позавтракали. Заодно обсудили перспективы восхождения на в.Лайла. Ввиду очень нестабильной погоды (во время завтрака пасмурно, периодически туман), а также пока ещё свежих следов от прошедшей группы, от восхождения отказались. Одели системы, "кошки" (последнее - не обязательно), сформировали связки. Ледник закрыт, в районе седловины пологий, далее крутизна возрастает до 25-30 град. Пройдя ок. 150 м по левому борту, пересекли ледник вправо, быстро обходя зону трещин по следам. Преимущественное движение при обходе верхней ступени ледопада – по правому борту. Когда опускался туман, сокращали расстояние между связками для обеспечения визуального и голосового контакта, но продолжали движение. Вышли на выположение у правого борта, есть озеро, левее короткий моренный гребень, который ещё левее огибает ледник, начинается нижняя ступень ледопада (51 мин. ЧХВ). Нижний ледопад очень красивый! (Для логичности восприятия, продолжение описания приведено в следующем подразделе.)
4.3. Пер. Чижди
(29.07.2013, продолжение) От выположения правого борта между верхней и нижней ступенями ледопада ледн. Лайла начали движение по правому борту в направлении небольшой висячей долинки с вытекающей речкой (ур.Мугулдар). На спуске ни связки, ни системы не требуются. Резко ухудшилась погода: туман, частый сильный дождь. За 38 мин. ЧХВ подошли к прижиму "бараньих лбов". Кр.скл. 20-25 град. Прижим обошли сверху. Продолжили траверс правого борта, кр.скл. от 5-10 град. (при пересечении урочища) до 35 град. Два последующих перехода (74 мин. ЧХВ) осуществлялись в условиях крайней ограниченности видимости (до 15м) и, преимущественно, под ливнем. Мокрое высокотравье. Шли, ориентируясь только на показания gps-навигатора. При этом, спускаться к оз.Унираши никак не хотелось, а было желание оказаться поближе к следующему перевалу. Когда по показаниям навигатора стало понятно, что при продолжении траверса мы начнём уже отдаляться от перевала, мы просто начали подъем прямо вверх по склону (тр. склон до 35 град., около 200м, 30 мин. ЧХВ). Нам повезло: вышли на конную тропу по которой за 36 мин. ЧХВ движения в С направлении вышли на пер.Чижди (3107м). По описаниям, из поселков в долине р.Ингури (Лезгара, Твибери, …) есть конные экскурсии в направлении Лайлы. Седловина широкая, осыпная. Тур в центральной части. Сняли записку, сфотографировались. Прямо от седловины в СВ направлении идет хорошая тропа, в верхней части довольно крутая (до 40 град.), с частыми серпантинами, которая немного выполаживается на устьевой ступени с речкой (44 мин. ЧХВ). Поставили лагерь. Начался штормовой ветер, всю ночь шел сильный дождь.
От п.н. продолжили спуск по многочисленным тропкам от выпаса скота, по левому борту, и за 46 мин. ЧХВ вышли к кошу (2213 м) на границе леса. Кр.скл. 20-25 град. Из отчетов было известно, что здесь можно "угоститься сыром, лепешками и т.д." Мы попросили айран, т.е. мацони. Оказалось, что в день по тропе проходит до 8 групп. Какая нагрузка на кош! От коша начинается грунтовая дорога до самой долины р.Ингури. В одном месте (обозначено на карте) была развилка: продолжение хорошей грунтовой дороги приводило к пос. Твибери после прохождения еще какого-то поселка, а ответвление влево сразу вело к пос. Твибери (58 мин. ЧХВ от коша). За один переход вышли к пос. Твибери (17 мин. ЧХВ). Спуск не сложный, но очень утомительный. Местные жители начали предлагать все, на чем только могут заработать: еду, жилье и транспорт. За переезд в пос. Мазери просили по 10 лари с человека (100лари=460грн с группы) – дорого. Жители живут натуральным хозяйством, а кажется, что и натуральным обменом тоже. От этого поселка начинается сносная, отчасти грунтовая, отчасти асфальтированная, дорога. Проходит она совсем не так, как обозначено на карте, часто раздваивалась. Правильное направление то, куда местные покажут пальцем. После выхода на трассу Местиа – Зугдиди дорога становится асфальтированная, после ответвления в направлении пос. Мазери – опять грунтовая. Эти почти 15,5км мы подъехали. Строго говоря, наша "заброска" была не в пос. Мазери, а в пос. Наштколи. И адрес дома звучал примерно так: от края второй, с красной крышей. Ночевали в гестхаусе, у хозяина, хранившего нашу "заброску". Дополнительно заказали ужин.
4.4. Пер. Гульба
Из пос. Мазери в пос. Местиа проходит красивый маркированный маршрут через озера Корульди, но лучше всего попросить кото-то из местных проводить вас до восточной окраины пос.Багвданари – местные дороги очень извилисты. От окраины посёлка начинается хорошая тропа правым берегом р.Гуличала. Пройдя 1 переход (39 мин. ЧХВ от п.н.) вышли к развилке: прямо – подъем вверх по непродолжительному оврагу, слева – брод через р.Гуличала (на правом берегу есть продолжение тропы). После осмотра нашли маркировку в продолжении дороги прямо (на СВ, между реками Гуличала и Хелдра+Тетнаш). Кр.скл. 5-15 град. Хорошая тропа по некрутому склону далее продолжается серпантинами, иногда прерываясь в траве. Ещё переход (36 мин. ЧХВ) приводит к развалинам какого-то посёлка или крепости, возле которых стоит маленькая церковь X-XI века. Кр.скл. 20-30 град. Необычно то, что рядом с церквушкой, под навесом было сложено много предметов церковной утвари, включая старинные предметы из серебра. Тропа делает незначительный поворот на восток вправо и затем круто забирает влево-вверх (на повороте немного теряется в траве), проходит зону леса, выводит к кошу, за которым выходит на альпийские луга по левому берегу р.Гуличала, приближаясь к реке. Уже с этого места виден гребень левобережной морены ледн. Гуль. Не рекомендую сразу же выходить на гребень морены – это трудоёмко. Лучше идти по тр. склону правее. На склоне, где течёт восточный приток р.Гуличала (из-под пер. Гуличала Верхний) есть удобные и очень комфортные места под палатки (с видами на Ушбу, они обозначены на карте М.Голубева). (149 мин. ЧХВ от развалин с церквушкой.) Кр.скл.10-25 град.
Гребень левобережной морены ледн. Гуль имеет крутой взлёт, протяжённый участок и, на уровне начала пологой части ледника, начинается почти горизонтальный участок. В этом месте к гребню морены примыкает небольшой отрог, в левой части имеющий заметную издалека седловинку. За ней большой камень с табличками в память о погибших, небольшое выположение с местами под 1-2 палатки и начало кармана морены. В этом месте есть несложный выход на ребро гребня. Сам гребень (левобережной морены) в направлении северного окончания перед бараньими лбами имеет три последовательных участка: около четверти – с тропкой, около трети - с приемлемой гранью (ширина до 30 см, возможно движение, есть осыпная и слежавшаяся стороны) и оставшаяся часть – гребень не более ширины ступни (движение возможно при хорошо развитой координации, сильно осыпные обе стороны). Дно кармана морены имеет участки крупной, часто неустойчивой, осыпи и участки, забитые снегом. Это наиболее безопасный вариант выхода в осыпной цирк перед "бараньими лбами". При движении в кармане морены справа находится коричневый склон, осыпь мелкая и сильно неустойчивая. За один переход поднялись по тр. склону (ок.500м, кр.скл. 30 град.) на седловину моренного отрога и прошли в кармане морены до осыпного цирка (55 мин. ЧХВ). Слева находится окончание моренного гребня, прямо – "бараньи лбы", справа склон с мелкой неустойчивой рыжей осыпью и слежавшейся чёрной осыпью. По ней поднялись в обширный цирк, закрытый с трёх сторон. В восточном направлении различимы несколько седловин, правая из которых наиболее удобна для выхода на гребень. Подход выполнили по пологим снежникам, пологим осыпным гребням и разрушенным скалам. Перевальный взлёт: снежный склон 25-35 град., ок.300м. Прошли с поочерёдным формированием ступеней (77 мин. ЧХВ). Перевал Гульба (3337м) имеет узкую седловину в скальном гребне, тур слева (севернее) в скалах на гребне, справа резкое повышение к локальной вершине. На востоке виден Чалаатский ледник, в направлении которого с перевала идёт крутой ск. склон (40-50 град.), переходящий в ледник. Сняли записку группы из Запорожья, рук. Нагорный Л.И., отчётом которого мы руководствовались как при подъёме, так и на спуске. Сфотографировались, одели системы, начали провешивать перила. Спуск начинается несколько правее седловины. Всего на спуске было провешено 11 верёвок перил. Кр.скл. от 40-50 град. до 30-35 град. Крепление почти всех перил на скальных крючьях, некоторых – в сочетании с петлями за выступ. Перила В2-В11 соединялись между собой. Найти подходящие места для организации станции на крючьях было очень сложно ввиду сильной разрушенности скал. Часть крючьев удалось снять, заменяя один из крючьев петлёй из расходного репшнура, около 9 шт. остались на склоне. Движение группы по перилам было медленным из-за высокой камнеопасности. Верёвки перил не располагались одна под другой, но шли вдоль одного кулуара, что требовало попеременного движения по смежным перилам. Места "станций" располагались примерно в 2-3м в стороне от участка схода камней, часто за ск. выступом, иногда под отвесной ступенью и в стороне. Оценить ЧХВ спуска не представляется возможным (в навигаторе закончился заряд батарей), общее время спуска до места ночёвки ~12 часов. Таблица 4.4.1
После прохождения второго участка бергшрунда вышли на маленькую снежную полку, ниже которой начинается протяжённый (200-250м) сн. склон крутизной 40-30 град., который затем выполаживался (у начала правобережной морены западной ветви ледн. Чалаат). Здесь (на сн. полке) участники одевали "кошки", включали фонарики и начинали спуск "на три такта". В нижней части склона есть ещё один бергшрунд, который обходится слева (при движении лицом к склону). Ещё ниже были 2 большие открытые трещины, которые обходились слева по х.д. возле нагромождения камней по подсказке участников, уже прошедших участок.
  Часть 3 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||