Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Сванетии летом 2013 г. Часть 1
ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НИКОЛАЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ о горном туристском спортивном походе третьей категории сложности по Центральному Кавказу (Грузия, Сванетия), совершенному с 23 июля по 9 августа 2013 года
Маршрутная книжка № 08-13( горн ) Руководитель группы Мартынов А.В. E-mail: dulfer@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Николаевской области рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю
__третьей____категории сложности
Ремарка: из отчета исключены комментарии руководителя субъективного характера, не представляющие технической ценности для последующих групп. По техническим причинам условные обозначения метеоусловий пришлось заменить словесным аналогом.
1. Справочные сведения о походе1.1. Общие сведения
Горный поход третьей категории сложности совершался с 23 июля по 9 августа 2013г. командой туристов "ВнеДорожники" (сборная городов Украины) на Центральном Кавказе (Грузия, Сванетия). Выпускающая организация: Федерация спортивного туризма Николаевской области. Параметры похода:
Район похода: Центральный Кавказ, Грузия, Сванетия.
Заявленный маршрут: пос.Лентехи – р.Ласкедура - пер Джевырылд (н/к, 2874/2860) – р.Скилири - пер.Джвари (Лайла) (1Б, 3427) – [радиально: вершины Лайла Южная (4000, 2А) и Лайла Главная (4008, 2А)] – ледн.Лайла (Джвари) – оз.Унираши - пер.Чижди (1А, 3097) – пос.Лезгара - с.Мазери - р.Гуличала - ледн.Гуль – пер.Гульба (2А, 3390/3316) – ледн.Чалаат - р.Чалаат – р.Местиачала – ур.Лехзырский крест – ледн.Лехзыр – пер.Башиль (2А, 3460/3442) – ледн.Ирет (ледн.Зап.Ласхедар) – ледн.Дзинал (Зинала) - пер.МАДИ (2А, 3500/3396) – ледн.Китлод – пер. Комарова Китлодский (2А, 3870/3568) – ледн.Цаннер – р.Цаннер - с.Жабеши - пос.Местия
Фактически пройденный маршрут: пос.Лентехи – р.Ласкедура - пер Джевырылд (Тавери, н/к, 2841) – р.Скилири - пер.Джвари (Лайла) (1Б, 3366) – ледн.Лайла (Джвари) – пер.Чижди (1А, 3107) – пос.Твибери – пос.Наштколи (пос.Мазери) - р.Гуличала - ледн.Гуль – пер.Гульба (2А, 3337) – ледн.Чалаат - р.Чалаат – р.Местиачала – ур.Лехзырский крест – ледн.Лехзыр – пер.Башиль (2А, 3440) – ледн.Ирет (ледн.Зап.Ласхедар) – ледн.Дзинал (Зинала) - ледн.Зер – пер.Уфимский (1Б, 3133) – пос.Лакири - пос.Местия
О причинах изменения будет оговорено дополнительно. Протяженность пешеходной части маршрута составила 151,14 км. Группа была на активной части похода 18 дней, из них 1 днёвка, 1 отсидка в непогоду.
За время маршрута было преодолены следующие перевалы (высоты приведены фактические):
Заявочные материалы рассматривались маршрутно-квалификационной комиссией Федерации спортивного туризма Николаевской области, ее шифр 114-00-30321020. Местонахождение отчета: архив МКК.
Авторство: - текстовая часть всех разделов: Саня Мартынов - фотоматериалы: Бойко Степан, Кулагин Вячеслав, Чернышева Анна, Лабудзинский Дмитрий - обработка фотоматериалов: Чернышева Анна - gps-навигация, обработка картографического материала: Саня Мартынов - технический дневник: Марценюк Игорь - фиксация метеоусловий: Кулагин Вячеслав - высотный график: Кулагин Вячеслав - комментарии медицинского содержания: Чернышева Анна.
1.2. Состав группы
2. Организация похода2.1. Идея походаОрганизовывая данный поход, автор хотел воплотить несколько идей: - побывать в новом для меня горном районе, полюбоваться вершинами Лайла, Ушба, Тетнульди и, конечно, ГКХ - пополнить команду новыми участниками для походов более высоких к.сл. - еще раз пройтись по грани, за которой горные походы становятся действительно спортивными - полюбоваться сохранившимися в этой стране средневековыми башнями, познакомиться с культурой Грузии.
2.2. Особенности подготовкиИз особенностей подготовки стоит отметить следующее: - поскольку участники группы "разногородние" (Донецк, Макеевка, Харьков, Киев, Москва), подготовка к походу велась индивидуально. 4 человека – действующие участники соревнований. Общие встречи группы были на проходящих соревнованиях и на совместном выезде в Крым (с восхождениями) - использование в меньшей степени традиционных орографических схем, и в большей мере "генштабовских" топографических карт масштаба 1:100 000, а также картографической работы М.Голубева [18] - использование программы OziExplorer позволило выполнить большую работу по подготовке похода: составление нитки маршрута, расчет расстояний дневных переходов, подготовить треки для использования GPS-навигатора на маршруте. Особенности прохождения вынесены в 4 раздел.
2.3. Обеспечение безопасностиБезопасность при прохождении маршрута обеспечивалась следующим комплексом мероприятий. 1. Тщательное изучение предстоящего маршрута в предпоходный период по нескольким источникам, изучение фотографий участков маршрута и перевалов. Особое внимание уделялось отчётам не более чем трёхлетней давности. 2. Использование при подготовке к походу разных картографических материалов, их сравнение. 3. Проработка запасных вариантов и путей аварийного выхода с маршрута. 4. Ознакомление участников до выезда на маршрут со всеми источниками информации, как по району в целом, так и в части прохождения планируемых перевалов в частности. 5. Ежедневное прорабатывание информации по предстоящему участку. Ознакомление участников с ожидаемыми локальными и протяжёнными препятствиями. 6. Использование современного тестированного специального снаряжения. 7. Переход к повышенным мерам безопасности при выходе на потенциально опасные участки: самостраховка, каски, организация перил. В особых случаях движение группы прекращалось. 8. Место руководителя при движении группы всегда определялось требованиями безопасности: первым при формировании ступеней на сложных участках, при организации перил, при движении в связках по закрытому леднику в первой трети группы при необходимости коррекции направления движения (формирование ступеней на некрутом снежном склоне) замыкающим при движении на склонах, требующих индивидуальной страховки. 9. Постоянный контроль исполнения технических приёмов более опытными участниками. 10. Медицинский контроль состояния каждого участника. 11. Темп движения всегда позволял сохранять визуальный и голосовой контакт. 12. В группе были в наличии несколько мобильных (сотовых) телефонов, а также карточка грузинского оператора мобильной связи "Билайн". Родственники/знакомые участников располагали телефонами руководителя (в Грузии) и "связного" группы (в Украине), по которым созванивались. 13. Дополнительно: страхование участников. Человек вне группы располагал копиями страховых полисов всех участников для осуществления координационной или иной работы при возникновении страхового случая.
2.4. Подъезд к началу маршрута, выезд с маршрута, услуги посредника, заброска, проживаниеПерелет из городов Киев, Харьков, Донецк в г.Кутаиси (и обратно) осуществлялся авиакомпанией Wizz Air (http://wizzair.com). Это авиакомпания категории LOW COST (принцип "чем раньше, тем дешевле") с соответствующим сервисом. Кроме того, уменьшить стоимость перелета можно путём вступления в клуб (взнос ежегодный) и приобретая билеты на группу до 10 человек на один рейс с членом клуба и в одном заказе. Стоимость перелётов составила: Киев-Кутаиси 1011грн, Харьков-Кутаиси 551грн, Кутаиси-Донецк 1011грн, Кутаиси-Киев 1011грн (приведена базовая стоимость). Организационные вопросы (транспорт, заброска, топливо) решались комплексно для двух групп, нашей и под руководством Козия В.Г. В этом мне помогал знакомый из Грузии Giorgi Maisuradze (gogamais@rambler.ru , +995-593-126-226, +995-577-77-55-08). Проезд Кутаиси-Лентехи микроавтобусом на 20 мест составил для двух групп 400 лари, для нашей группы – 210 лари. Стоимость "забросок" в Мазери и Местиа, которые повезла отдельная машина, составила для двух групп 250 лари, для нашей группы – 125 лари. Проезд Местиа-Кутаиси для одной группы составил 350 лари. Организационно получилось предусмотреть две "заброски" продуктов: в пос.Мазери (точнее – Наштколи, община Бечо) в доме Сосо (+995-599-56-58-20) и в пос.Местиа (центр Местийского муниципалитета провинции Самагрело – Земо Сванети) в доме Идриса Хергиани (+995-599-56-05-53). Газ (резьбовые баллоны х450г) приобретался заранее по предоплате по цене 24лари/шт. (=12евро/шт.). В ограниченном количестве было также предложение от фирмы LiLE (Ксения Сванети Парджиани, тел +995-599-13-40-11, liletour@gmail.com): резьбовые баллоны Brunton х250г по цене 20лари/шт. В Мазери (Наштколи) мы переночевали в гостевом доме (Guesthouse – частный дом в котором часть комнат сдается) у Сосо, стоимость 20 лари с человека в сутки, ужин – х10 лари. В Кутаиси мы поживали в частной гостинице "LIA" (Kostava str., 25), расположенной в 100м от центральной площади с фонтаном. Контактная информация: директор Lia Andriadi, тел. 0-431-24-50-12, +995-577-49-64-24, +995-590-14-12-14, andriadiLia@gmail.com. Стоимость 20 лари с человека в сутки, завтрак/ужин – х5 лари. В Местиа мы не проживали, но в информационном центре Вам предложат порядка 70 вариантов.
2.5. РегистрацияРазрешение на пребывание в приграничной зоне. Пропуск (фото 136) мы оформили непосредственно на посту пограничников в долине р.Местиачала, выше подвесного моста. Процедура заняла несколько минут и организационных сложностей не представляла. С моей стороны были предоставлены список группы с паспортными данными и график движения по маршруту.
Регистрация в МЧС Отсутствовали сведения об аналоге российского МЧС в Грузии. Согласно изученным отчетам, эта функция отнесена к полиции. Рекомендовано в случае ЧП обратиться по следующему телефону: +995-32-94-10-26, Тенгиз Гунава, полиция в Сванети.
Взаимодействие с МКК. Поскольку член выпускающей МКК находился в параллельной группе, общение производилось при личных встречах и в телефонном режиме.
Других ограничений, природоохранного или административного характера, при прохождении запланированного маршрута не возникало.
2.6. СтрахованиеСогласно п.2.3.3.2 Правил [2] страхование является обязательным для всех участников похода. Сумма медицинской страховки и страховки от несчастного случая (НС) по-прежнему остается на выбор клиента и зависит от уровня его финансовой культуры и предпочтений. Мне, после реального случая, этот вопрос не кажется несущественным. К тому же, в предпоходный период (восхождение в мае на в.Казбек) часть страховых компаний (СК) прекратили страхование туристов (альпинистов). В нашем же случае страхование производилось (из личных средств) в СК "ТАС" по программе "Активный отдых", на суммы 30'000 евро (опция "активный отдых", включены: медицинская страховка, спасработы, вызов вертолета, репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 18 дней составило ~125 грн. с человека. Нам понадобилось зарегистрировать страховой случай. Обратиться можно было по трем (из почти 20-ти) телефонам: +995-3-247-02-86 (в Грузии), +38-044-3610547 (Украина, обслуживает все страны мира) и +7-495-9891120 (Россия, обслуживает все страны мира). По первому номеру телефона дозвониться не удалось ни разу, по второму зарегистрировали, по третьему велось все дальнейшее общение. В общине Бечо существует поликлиника в каком-то из сел, но врач принимает в ней 2 дня в неделю. Еще 2 дня принимает в другом селе и все остальное время – дома. Можно считать, что у нас был частный прием (20 лари). В Местии мы обратились в поликлинику. Врача (хирурга) вызвали по телефону, он подъехал минут через 20. Участнику были сделаны рентген и перевязка. СК с этой поликлиникой в договорных отношениях не состоит, поэтому по итогам приема были выписаны справка (на грузинском языке, конечно же) и предоставлен чек на 35 лари. Продолжения эта страховая история на момент написания отчета не получила.
2.7. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрутаОсновной график движения предусматривал следующие запасные варианты и аварийные выход с маршрута. Таблица 2.7.1.
2.8. Изменения маршрута, их причиныОт восхождения на в.Лайла отказались ввиду очень нестабильной погоды (пасмурно, туман) и наметившегося дефицита времени и продуктов. По той же причине вместо спуска к оз.Унираши продолжили траверс в направлении пер.Чижди. От дневки в пос.Мазери отказались, поскольку это позволяло нам вернуться к первоначальному графику движения. Также мы торопились пройти максимум до начала сезонного ухудшения погоды (с 5 августа). От прохождения перевалов МАДИ и Комарова отказались в пользу запасного перевала Уфимский ввиду дефицита времени.
2.9. План похода фактический
Расчет реально пройденного расстояния выполнен с помощью программы OziExplorer с учетом коэффициента 1,2 (в соответствии с [3]).
Маршрут в указанном выше объеме был пройден всеми участниками.
2.10. Принятые сокращения и условные обозначения
в. - вершина В1 - веревка перил №1 в.т. - высшая точка участка маршрута ГКХ - Главный Кавказский хребет гр. тур. - группа туристов град. - градусы зап. - записка К (2К) - крюк (2 крюка) карт. - картографический материал (фрагмент карты) к.сл. – категория сложности (похода) к.т. - категория трудности (перевалов, вершин) кр.скл. - крутизна склона ледн. - ледник п.н. - пункт ночевки н/к - некатегорийный н.т. - низшая точка участка маршрута ос. - осыпной по х.д. - по ходу движения пер. - перевал р. - река руч. - ручей рук. - руководитель р/п - расходная петля С - северный, Ю - южный, З - западный, В - восточный (и комбинации, например, ЮВ - юго-восточный) ск. - скальный сн. як. - снежный якорь ст/п - станционная петля (фабричная) т/к - турклуб тр. - травянистый ЧХВ - чистое ходовое время. 3. График движения группы
4. Техническое описание маршрута
Техническое описание составлено в хронологическом порядке. Описание каждого участка выделено в отдельную часть, которая начинается с того участка, на котором закончилась предыдущая. Всюду в данном отчете определяющие слова "левая", "правая" имеют орографический смысл, а эти же слова, но с префиксами ("налево", "направо" и т.п.) употреблены в смысле "по ходу движения". Каждый участник имел необходимый минимальный набор личного специального снаряжения: ИСС, блокировка, "усы" самостраховки, ледоруб, каска, "кошки", 5 карабинов, спусковое устройство, подъёмное устройство, 2 репшнура, ледобур. Группа располагала следующим командным снаряжением: основная верёвка - 4шт. (50м, 50м, 46м, 40м), командные карабины – 15шт., ледобуры – 10шт. (потребность минимальная), снежный якорь – 7шт. (не использовались), крючья – 15шт. (остаток 8шт.), молоток скальный – 2шт., комплект закладок + экстрактор + "френд" (не использовались), расходный репшнур 8мм – 40м (остаток порядка 17м), петли различной длины – 5 шт., ледобур-самосброс (не использовался), фирновый якорь-самосброс (не использовался). Время движения указано "чистое ходовое", т.е. без учетов остановок, перекусов и прочее. При составлении отчета в качестве источников фиксации времени событий использовались: свойства точек трека GPS-навигатора, свойства фотоснимков, записи технического и художественного "летописцев". Особая ситуация – движение группы по перилам. Разъяснение приведено по тексту описания конкретного перевала. В характеристике перевалов через дробь ("/") дополнительно могут быть указаны фактические данные, отличающиеся от нормативных, например: фактическая к.т. перевала, высота по данным GPS-навигатора, тип склона на момент прохождения. Если данные сведения совпадают или имеют несущественные отличия, то приводятся только один раз. Расстояние указано реально пройденное, измеренное по треку на карте (в программе OziExplorer) и с учетом коэффициента 1,2. При подсчете расстояний дневных переходов, а также при подсчете итогового километража, исключены участки, пройденные более одного раза, например: на участке радиального акклиматизационного выхода в направлении в.Жибе-Лахв. Фотографии приведены в очередности, отражающей последовательно проходимые участки. На фото линией указан маршрут и направление движения группы. Для удобства восприятия, фото приведены в конце каждого подраздела, после текстовой части. Координаты GPS даны в стандарте WGS 84 в формате ХХ-YY'-ZZ,ZZZ" (северной широты, восточной долготы). Отметки высот приведены по Классификатору [1] и данным GPS-навигатора. Характеристика дневного перехода отражена в виде таблицы по следующему шаблону:
Кроме того, автор имеет значительный дефицит отчетных фотографий. Еще у участников ощущался недостаток навыков индивидуальной техники: возникали затруднения при прохождении осыпных склонов, при траверсе крутых травянистых склонов, неверная постановка ног на снежных склонах, неправильное формирование ступеней. В одних случаях приходилось корректировать направление движения, на сложных участках – навешивать "субъективные" веревки перил.
  Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||