Горы мира > Каракорум >

2013.
Часть IV. Ули Бьяхо.
Стена

Большой внутренний угол кажется достаточно простым, но вода и лёд значительно добавляют геморроя. Ноги периодически соскальзывают с мокрых зацепов, того и гляди чтоб не ушуршать. Моя скорость далека от желаемой, но это полбеды.

Вторая проблема - это наши рюкзаки. Волосатому приходится тащить их оба. В углу - камин, в котором рюкзаки периодически «садятся». Всё так медленно и тяжело. Дэн серьёзно переживает, что если так дальше пойдёт, то геморрой будет совсем уже не в переносном смысле .

Третью верёвку ухожу на всю длину, впереди хорошая полка, но, блин, не везёт - длины верёвки до неё не хватает пары метров, приходится городить полувисячую станцию. Но все мои переживания по поводу неудобной станции сменяются вздохом облегчения через минуту, когда в то место где я хотел сделать станцию прилетает большой камень. Он ударяется о полку, разбивается на несколько частей, которые уходят вниз по углу. Кричу Волосатому: «Камень!» и замираю в ожидании, когда всё стихнет. Снизу Волосатый отвечает, что всё нормально, только щебнем слегка посекло…

Неужели мы ошиблись в том, что стена не бьёт? Мозг рисует яркие картины, как солнце освещает крышу и по стене начинает лететь. Всё как то вдруг стало мне неинтересно , захотелось вниз. Денис подходит ко мне, и я ему озвучиваю своё желание. Волосатый категорически против. У него нет никакого желания валить обратно в кулуар, - там убьёт! Этот довод кажется мне весьма убедительным. Лезем выше.

Через верёвку встаём на ночёвку. Ровняем площадку, ставим палатку и т.д. по отработанной схеме.
На следующий день стиль лазания кардинально меняется – стало попадаться много широких вертикальных щелей. Лазить по щелям мне нравится, но есть проблема со страховкой. Так как больших камалотов у нас не много, а если быть точным – две четвёрки и одна пятёрка, местами страховаться приходится реденько. Лезу, стараясь не думать о том, что будет, если сорвёшься.

Щели ведут нас то по внутреннему углу, то выводят на стену, пересекая нависания и карнизы. Кажется, что это будет до самой вершины, но под конец третьего дня очередная щель выводит нас на маленькую полочку, и там кончается. Метров двадцать вверх дорога просматривается только кусками, слева идет внутренний угол со льдом, справа – внутренний уголок, который кончается под карнизом.
Правый вариант нравится, но попасть в этот уголок проблематично, да и что делать потом на карнизе непонятно. Левый вариант со льдом не нравится вообще – лёд выглядит ненадёжным, кажется, что он обвалится при первой же попытке на него наступить.
После долгих метаний выбираем всё же вариант по центру. Внутренне не верю, что до темноты смогу пройти этот участок, но поскольку ночевать сидя совсем не хочется, приходится напрягаться.

Старт с полки болдринговый – накат на полочку в районе уха, потом еще несколько тяжёлых перехватов, метров через пять удаётся забить якорь, дальше кусок ито по гудящему отщепу и мокрый карнизик в конце питча. Слева над ледовым язычком видно полку. Волосатый одевает кошки и переходит туда. Пока я перетаскиваю рюкзаки, Денис успевает выровнять площадку, на которой мы разместились валетом – неудобно, но это значительно лучше, чем сидеть.

Выше идет простой участок, на котором пересекаются наш и американский маршруты. По плану на следующий день должны выйти к предвершинной стенке. Но погода вносит свои коррективы. Утром я успел пролезть один питч и пошёл дождь, пришлось вернуться обратно на полку. Весь день пролежали в палатке, наблюдая за испортившейся погодой.

Поскольку запас продуктов и газа подходит к концу, то в этот незапланированный день отсидки почти не едим. Грустно сидеть, не зная, сколько продлится непогода. Меня снова стало посещать желание свалить вниз, но ещё более участившийся грохот камнепадов в кулуаре лишает всякой надежды спуститься по нему. Камнепады были не только в кулуаре, летело и со стен Транго, стоящей напротив. Большой камнепад с Транго Неймлесс – вершины, которая практически не сыпет, сильно нас удивил. Мысль о том, что хорошо, что мы здесь, а не под «безопасной» Неймлесс не могла не радовать, внеся лёгкое смятение в логическую цепочку под названием: «что я здесь делаю».
Следующий крупный обвал в районе базового лагеря ещё сильнее заставил задуматься о воле случая. Камни вылетели на поляну, где мы неделю назад лазили болдринг.

На следующий день с утра погода пасмурная, но без осадков. До обеда успели проскочить до вершинной башни. Палатку поставили на полочке, которая как будто специально сделана для неё – чётко по размерам палатки.

Стена над нами впечатляет. Просматриваются три варианта возможных прохождений. Все три выглядят сурово. Выбираем левый вариант, он хоть и самый нависающий, но зато самый сухой, почти безо льда и на верёвку короче двух других.

Лазание по большей части представляет собой ито на френдах с небольшими подлазами. Всё хорошо, но щель иногда расширяется до размеров больших, чем 5й камалот, и в эти моменты возникают опасения в возможности прохождения.

Только после второй верёвки понимаю, что у нас получится. Но в нагрузку, чтоб не расслаблялись, погода приготовила нам сюрприз – снег с ветром.
После третьего питча вылазим вершинную башню. Погода испортилась окончательно. Решаем ставить палатку. Хорошо, что нашлась подходящая полка. Все шмотки промокли, поэтому даже сидя в палатке нас трясёт от холода. Варим горячий чай. Пьём. Только после этого немного согреваемся.

Вечером температура за бортом падает. Газа мало, вещи не сушим. От холода всю ночь не спим. Наши надежды на улучшение погоды утром не оправдались. Пурга. Тяжёлый выбор - что делать? Ждать погоды, или идти на вершину? Решаем не ждать, потому что вторую такую ночь можем и не пережить.

Впереди микстовый участок. Заряжаемся в ледовое снаряжение. Волосатый идёт первым, я страхую. Через некоторое время, после того когда он уходит за перегиб слышу какую-то ругань, и: «Станция готова… подходи». Подхожу. Станция расположена во внутреннем углу, по которому съезжают небольшие пылевые лавинки. Денис уходит выше. Снег снова и снова проезжает по углу, прямо через Дениса, полностью скрывая его. Волосатый проходит эту веревку. Вслед за ним моя очередь испытать эти незабываемые ощущения, когда лезешь, а тебя периодически пытаются сбить снежные потоки. Радует только одно: лавинки идут каждую минуту и поэтому не набирают достаточной силы. Следующий питч - последний к вершине.

Выходим на вершину, как ёжики в тумане, и ходом идём дальше по гребню к предполагаемому месту спуска. Дальше события развиваются как в сказке - чем дальше, тем страшней (прошу прощения за дальнейшее отсутствие фотографий по тексту, было совсем не до фотоаппарата). На гребне дует сильный ветер. От холода начинает трясти даже во время движения. Через некоторое время понимаем: халявных дюльферов не будет - станции итальянцев, по которым мы планировали съехать вниз, нам не найти. Решаем валить по прямой вниз.

Тут я обнаруживаю, что где то на гребне продолбал восьмёрку. Волосатый отдаёт мне свою, сам едет на узле УИАА. На первом же дюльфере верёвка садится. В голове мелькает: ну вот и всё, приехали… здесь и помрём.

Но везение все еще где-то рядом – выдергиваем веревку жумарами. Через пять-шесть дюльферов мы попадаем в огромный внутренний угол - большую помойку. Сюда попадает всё, что плохо лежит выше. Нам снова везёт, пока дюльферяем ничего серьёзного не падает, только всё те же снежные лавинки.

Кажется, что это длится бесконечно, силы на исходе. И как назло, на последнем дюльфере перед кулуаром снова садится верёвка, на этот раз уже мертво. Волосатый лезет её спасать. Процесс небыстрый - Дэн еле двигается, у нас обоих реальные опасения хватит ли у него сил добыть её. Пока Волосатый ходит у меня возникают проблемы с мотором, видимо из-за переохлаждения началась аритмия. Совсем не хочется загнуться, когда кажется, что практически спаслись. Через час Волосатый, еле живой, снова рядом со мной уже с верёвками.

Пытаемся не стоять, проходим вниз до широкого кулуара, надо его пересечь. В очередной раз везёт - переходим его без последствий. Дальше «дембельский аккорд» - три верёвки микста вверх, чтобы перевалить через гребень к безопасному спуску. Идем как на восьмитысячнике – пять шагов, потом полминуты отдыхаем.

Когда вылезли на гребень, совсем не верилось, что дальше только вниз. В сумерках спускаемся до цирка, греем воду, пьём, бросаем всю снарягу на большом камне, кроме молотков, кошек и фонариков и идём дальше вниз.
Большие сомнения вызывает веревка: брать или не брать её с собой. Из-за полного отсутствия сил выбор сделан не в пользу повышения безопасности и проходимости. Как немцы под Москвой драпаем со всех ног, бросив всё.

Драпаем это громко сказано, скорее плетемся, качаясь из стороны в сторону. Идём по бесконечному кулуару вниз. Время от времени приходится слазить лазанием.

Так сбрасываем около километра. Потеплело. Добрались до очередного сброса. Посветили фонариком - дна не видно. Идти вверх за верёвкой не вариант, точно не дойдём. Ищем обход. Ночное лазание по мокрым скалам с инструментами идея не очень хорошая, но при всём богатстве выбора другой альтернативы нет.

Волосатый слезает первым куда-то в пустоту. Несколько минут напряжённого ожидания и обнадёживающее: «Есть ход!!!».
Начинаю спускаться тоже. Молоток соскальзывает с очередной зацепки и я вместе с ним, но через полметра снова зацепляется за выступ. Начинаю уже привыкать к нашему везению . Спускаюсь к Денису целый и невредимый.
Ещё полкилометра по кулуару и мы на леднике. Ледник – куча ледовых перьев, между которыми трещины. Найти дорогу в этом лабиринте тяжело даже днём, но у нас получается, наверное, шестое чувство.

К лагерю доходим глубокой ночью. Не знаю энергию чего использовал организм на преодоление этого участка, наверное, энергию космоса . В лагере все спят, и нас явно не ждут. Будим нашего кукера Хусейна. Интересуемся, что нам бы покушать. Чувак сперва просто фигеет от нашего вида, потом его пробивают слёзы радости, и следует рассказ о том, что он нас уже похоронил. Приходится успокаивать .
Дальше всё как всегда: еда, сон, сон, еда…. и так три дня, а потом снова наверх, забирать снарягу, оставленную в цирке.

Спасибо всем тем, кто помогал в организации экспедиции:

Компании Моунтек

Компании Вертикаль Спорт (SCARPA)

Компании BASK Co. of Russia

Отчёт о восхождении команды Федерации Альпинизма Иркутской области
на вершину Uli Biaho (6109 м)

Ули Бьяхо. Презентация ВОСХОЖДЕНИЯ на ЗЛР

Каракорум. Район Транго. 2013г. Часть I. Акклиматизация. Транго Ри (6363)

Каракорум. Район Транго
2013
Часть II. Разминка. Транго Неймлесс

Каракорум. Район Транго.
2013.
Часть III. Ули Бьяхо. Ледовый кулуар.

Экспедиция Евгения Башкирцева и Дениса Веретенина. Скоростные восхождения в Пакистане