Автор: Сергей Хуторов, Москва
ОСТАЛСЯ НА ВТОРОЙ ГОД…
Часть I
Как всё началось небольшая предыстория:
Июнь 2012 года, команда скалолазов из Москвы, воспитанники Венеры и Олега Черешневых отправляются в очередное турне по Европе на двух автомобилях.
В качестве водителя второго экипажа и папы одной из спортсменок отправляюсь и я.
Цель поездки: тренировки и соревнования у детей, покорение Монблана у меня и Олега.
Пожили и потренировались в Вене
И переехали в Имст.
В Имсте скалолазы тренировались на тренажёре, а мы с Олегом Черешневым, в свободное от тренировок время заходили на небольшие вершинки с целью общей физической подготовки и возможной акклиматизации для восхождения на Монблан.
Идея посетить Монблан, возникла у Олега ещё осенью, мол, все равно в Шамони придётся ехать. До поездки в Европу в мае 2012-го он с Сергеем Бритовым зашёл на Эльбрус. Я же в своей жизни на высоте был только в самолёте, и приличные горы видел тоже оттуда. И тут вдруг такая возможность.
Небольшое количество информации о Монблане получили из интернета, и информация была разная: Кто то говорил, что забегал на Гору в кроссовках, кто то сурово восходил и не дошёл. Но самое главное, как это бывает в горах – зависит всё от погоды. Мы решили не развешивать уши и проверить всё на себе.
Расписание складывается таким образом, что в Шамонях у нас будет очень мало времени и с учётом прогноза погоды на восхождение остаётся только два дня, а именно 7-8 июля.
Приехав в Шамони, не теряя времени, заходим в бюро гидов и пытаемся получить максимум информации о Горе. Для таких восходителей как мы, было бы правильней взять опытного гида, но Олег посчитал, что мы сами способны сделать это, и я согласился. Олег собирает необходимую информацию и принимает решение идти по более длинному и популярному маршруту, то есть через хижину «Дом де Готе». Этот маршрут считается наиболее безопасный. Узнаём о наличие свободных мест в хижине, но мест нет. Где можно разбить лагерь перед выходом на вершину, так и не выяснили.
Узнаём расписание трамвайчика, закупаем корм и утром стартуем на станцию ST GERVAIS. Судя по схеме трамвай должен нас дотащить до предпоследней станции Мон Лошат (могу ошибаться в названии), далее путь закрыт, но это уже около 2000м. над уровнем моря – далее неизвестность.
Загружаемся в трамвай и наблюдаем на перроне забавного француза-альпиниста раскидавшего свои шмотки в радиусе десяти метров (видимо, что то искал). Француз, решив вопрос со своим барахлом и увидев в нас братьев по разуму, подсел к нам и долго пытался на своём птичьем что то рассказать очень важное. На английском он не говорил вообще и после долгого диалога на пальцах мы поняли, что нам, куда-то нельзя. Доехав до конечной станции, наш попутчик не успокоился и жестами объяснил, что сейчас приведёт переводчика, который нам всё растолкует.
«Переводчик» пришёл, но говорил он на английском ещё хуже нашего друга.)))
Короче, ребята нас насторожили, и мы решили идти вверх за организованными группами.
Далее ситуация стала более-менее понятна примерно к 15.00 мы дошли до приюта Тетрусс,
примерно 3200 (мы с Олегом назвали его – «Тётя Роза»). Выяснили, что разбивать лагерь около хижины Дом де Готе - запрещено, ставим палатку на поляне «тёти Розы».
Ложимся спать, учащённое сердцебиение и лёгкая головная боль напоминают о высоте.
Палатка стоит на снегу, просыпаемся от жары, на солнце палатка превратилась в микроволновую печь. За бортом слышим русскую речь, со словами «здорова коллеги», знакомимся с командой из Питера.
Ребята на Монблане тоже не были, но теоретически подготовлены лучше и от них мы узнали о «кулуаре смерти», где регулярно простреливает камнями и который нужно преодолеть на скальном взлёте от тёти Розы до хижины Дом де Готе. Олег принимает решение стартовать в 1.00, если всё нормально, на вершине будем часов в 10. Примерно в полночь просыпаемся от сильного дождя и ветра, понимаем, что идти нельзя. Ждём… Около двух часов стихло, появились звёзды, из хижины вывалил народ и вереница фонариков гремя железом двинулась к вершине.
Мы быстренько поели и с опозданием 20-30 мин. двинулись вслед. Темп мы взяли довольно быстрый, из специальной снаряги только кошки в рюкзаке и трекинговые палочки. Идём налегке, верёвку, беседку и ледоруб брать даже и не планировали. Я в темноте не заметил, как пробежали «кулуар смерти», позже об этом мне сообщил Олег. Через двадцать минут догнали связки французов с гидами, обгоняем их с нарушение правил безопасности. Иностранцы на нас смотрят, как на идиотов. Вокруг темень, смотрим только себе под ноги, поэтому нам не страшно. За излишнюю самоуверенность сразу были наказаны – потеряли тропу и ушли с гребня на право, в сыпучий кулуар. Но всё обошлось, ребята из Питера услышали нашу тревожную речь и направили на путь истинный.
Примерно за два с лишним часа вылезаем к хижине Дом де Готе ( 3800).
Не надевая кошек, поднимаемся на гребень, а там совсем другое время года. Зима во всей красе. Температура минус 5-7 небольшой ветер. Ранее утро, полоса восхода, огни Шамоней проскакивают в густых облаках внизу, воздух необычайно прозрачен, сверху космос – красота неописуемая. Немного утепляемся и в перёд, настроение и самочувствие хорошее. Идём туда куда все, перспектива достаточно смутная, выше туман или метель – сразу не разобрать. Виден снежный взлёт в некуда, вершина не видна. Идём по тропе. С организмом начинают происходить интересные изменения страшного вроде ничего нет, но такое ощущение, что садится батарейка. Ноги и руки отказываются работать в своём привычном режиме и для выполнения элементарного движения приходится затрачивать намного больше сил. Начинает дуть сильный ветер, находим небольшое снежное укрытие и надеваем кошки. Впервые надеть кошки на
ботинки заставил меня Олег, находясь днём ранее в апартаментах. Честно говоря, ничего сложного в этом я не заметил, но здесь было всё по другому… В конечном итоге, одеть их я смог только с помощью Олега.
Из положения сидя я прилег на спину закрыв глаза и начал сладко засыпать. Релакс мой закончился моментально, Черешнев словом и делом поставил меня в вертикальное положение и запретил закрывать глаза.
Высота 4000, с этого момента для меня началось восхождение… Про горняжку мне рассказывали, но я думал затруднённое дыхание, головная боль и учащённый пульс в базовом лагере на 3200 – это оно и есть. Ну тут такооое со мной началось: «Он то плакал, то смеялся, то щетинился как ёж…» (из песни В.С. Высотского). Самочувствие было примерно такое попил водки, плавно перешёл на коньяк и виски, покурил какой-нибудь гадости, закончил выступление в пивном баре, упал спать, неимоверным образом всё это сохранил в себе, а утром вспоминая, какой – же закуской я отравился, побежал кросс. Горнолыжные очки с оранжевым световым фильтром не делали жизнь радостней. Периодически накатывалось состояние близкое к потери сознания, колбасило по полной то голод, то тошнота и головная боль, то холодный пот, то миг блаженства (когда отпускает).
Спасал кислый чернослив, которым меня кормил Олег, больше ничего организм не воспринимал, вода в пластиковых бутылках замёрзла, а термос с чаем, естественно, мы не взяли, надеясь на быстрое восхождение. После первого часа такого «радостного» движения очень хотелось, отважно бросится наутёк, но раздуло облака и появился купол Горы, до вершины было ещё далеко и мы были уверены, что это Монблан. Настроение поднялось, каким то образом я привык к своему состоянию и появилась уверенность в том, что мы дойдём. На встречу шли группы альпинистов и мы думали, что они уже возвращаются с Горы и это ещё добавило нам оптимизма.
Замученные поднимаемся на перевал и вот те на… Наш Монблан оказался вершиной Дом де Готе, а настоящая Белая Гора периодически возникала в завихрениях снежной пурги метров на 600 выше. Да и спускающиеся вниз люди, как выяснилось, до вершины не дошли. Олег несложно спросил у одного идущего нам на встречу француза, как дела?, как вершина?, в ответ красноречивый жест (типа бритвой по горлу). Почему так, стало понятно минут через 10. Прошли перевал рядом с Дом де Готе, спустились в долину перед взлётом на Вало и вот оно… Ураганный ветер со стороны Италии отрывал куски обледеневшего снега и сбивал с ног. Увидев настоящую Гору, сдаваться почему-то не хотелось и мы двинулись вверх. Напрягало отсутствие ледорубов и страховочной веревки, не дойти до вершины только из- за отсутствия этого, было бы совсем обидно. Перед нами шла связанная четвёрка, глядя на них нам стало совсем грустно ребята ползли на четвереньках, синхронно зарубаясь кошками и ледорубами и также синхронно падали в ледяной желоб при мощных порывах бокового ветра. Мой организм переключился на другую программу, и предыдущие недомогания отошли на другой план, ему сильно не хотелось вылететь из ледяного желоба, объёмный и неуклюжий пуховик этому способствовал (экипировка была совершенно не правильная, но на этом остановлюсь позже), укороченные палочки и кошки были единственным спасением. Слева были сбросы в сторону ледника Басон и спланировать туда совсем не хотелось. Дошли до приюта Вало, многочисленные коллеги как воробьи сидят пристёгнутые к растяжкам железной конструкции туалета, мы также прячемся за стенкой от ветра. Все смотрят в сторону острого гребня Гранд Басона, там борется за жизнь четвёрка альпинистов, а ещё выше одинокий смельчак рубится на верх. Ветер усиливается, зрители реально переживают за ребят, стихия способна сдуть с гребня маленькие чёрные точки в любой момент.
Рубились они не долго, и наконец, точки на Гранд Боссах двинулись вниз, наши соседи также поползли наутёк. Мои мозги окончательно перестают рационально работать и я покорно жду команды Олега, скажет вверх, значит вверх (9.00, времени у нас достаточно). Страха практически не было, было какое то отупение. Но у Олега, видимо, с мозгами было получше и он говорит: «Ветрюган нереальный, погода портится, сдувает, дальше не пойдём». Первое, что пришло мне в голову после этих слов Олега «придётся идти на Монблан еще раз…»
На спуске было совсем не просто, горняжка навалилась по полной. Дошли до хижины Дом де Готе, по дороге я порвал кошками штаны, сделал кувырок и покатился по склону, сломал одну палку а вторую погнул, но зато затормозил. Пошёл мокрый снег, несложный скальный участок от Готе до Тёти Розы превратился в нелёгкую задачу. Сижу на скамейке с зелёной рожей, в полуобморочном состоянии перед 700 метровым обрывом, Олег, глядя на меня, пошёл в хижину узнавать на счёт возможного ночлега. Спускаться со мной без снаряжения по мокрым, обледеневшим скалам не вариант. Подошли ребята из Питера, немного расстроены, их тоже Гора не пустила (говорят, что сегодня никто не зашёл). Питерцы напоили меня чаем, накормили аспирином, предложили делать перила и всем вместе потихонечку спускаться (верёвки у них были). Минут через двадцать мне стало легче, и перила отменили. Олег снимает с меня всё лишнее, делает мне самостраховку из куска верёвки и ставит задачу лезть за ним след в след. Последние метры до палатки были самыми трудными. Дошли до базового лагеря, я упал на спальник, сон. Утром проснулись, как новые. Организм, как губка впитывал в себя жизненные силы. Собрали лагерь пошли вниз.
На следующий день сидим в Шамонях на площади перед скалодромом, болеем за наших скалолазов участвующих в Кубке Мира, любуемся Монбланом, погода отличная и в Шамонях и на верху, на Горе ни облачка, вот бы сейчас туда…
Звонят из Москвы «вы в порядке?, в новостях сказали сошла лавина на Монблане, накрыла 16 альпинистов, уже 9 погибших». Вот те на…
В работе и мирской суете пролетел год. Благодаря Олегу и Венере Черешневым, опять появился повод покататься на машинах по Европе. Маршрут предполагался примерно такой же, как и в прошлом году. Сказать честно, настрой на данную поездку был не очень. Много работы, отсутствие времени, короче поводов не ехать было предостаточно. Непокорённый Монблан торчал в голове, но не мешал жить. Безусловно, зайти на Гору надо, но это не первостепенная задача. Тем более, не могу похвастаться тем, что за прошедший год я улучшил свою физическую форму, скорее на оборот, поэтому будет нелегко. С другой стороны, я понимал, если не сейчас, то когда? Боевой настрой Черешнева помог мне ответить на этот вопрос…
Узнав о наших планах, чета Малышевых присоединяется к нашей команде. У Татьяны и Сергея Малышевых, так же как и у меня, есть повод посетить Шамони (наши дочери, участвуют там, в молодёжном кубке Европы) и мы вроде как при деле. Глядя на всё это, Венера Черешнева вспоминает, что у неё кроме звания МСМК по скалолазанию, ещё, когда то давно был выполнен какой-то разряд по альпинизму, короче в нашем полку прибыло и нас уже пятеро. В мае, на мой день рождения, Черешневы дарят мне трекинговые палочки, а Малышевы ледоруб. Всё, решено окончательно, обратного пути нет, надо идти.
Раньше, увлекаясь рыбалкой, я не редко выезжал в места с трудным климатом (север, тайга и т.д.) и прекрасно понимал, насколько важна в походе правильная одежда, но в прошлом году я халатно отнесся к этому вопросу. В этот раз было всё по-другому. За неделю до выезда в Европу Олег потащил нас с Венерой в проверенный магазин. Затариваемся термобельём, куртками, флисками и т.д. всё от «BERGHAUS». Фирма дорогая, благодаря Черешневу, получаем большие скидки и подарки, как потом показала практика, экипировка отличная, всё работает.
20-го июня 2013 года, стартуем на двух машинах из Москвы в следующем составе: Тренеры - Венера и Олег Черешневы спортсменки - Черешнева Яна, Каркавина Настя, Малышева Даша и Хуторова Юля представитель родительского комитета, я Хуторов Сергей. Татьяна и Сергей Малышевы должны присоединяться к нам уже в Шамони.
По дороге ночуем в Польше и в Словакии и через два дня мы в Австрийском Имсте. Апартаменты забронировали в Ап Таренсе. На следующий день сразу пошли с Олегом старыми тропами, залезли на знакомую вершинку (2562), возвышающуюся к северу от Имста. Набор высоты 1500.
У меня тренированности никакой и как результат – больные колени и побитые на сыпухе пальцы ног.
Принцип постепенности увеличения нагрузки был проигнорирован и два дня пришлось откисать в вине…
Далее здоровье стало получше и удалось сделать пару выездов на снежные вершинки.
Время пролетело незаметно и мы стартуем в Шамони. Франция встречает плохой погодой, в Шамонях дождь и низкая облачность, Монблан не видать. Мы не расстраиваемся, у нас есть десять дней, главное ими правильно распорядиться и выйти на Гору в хорошую погоду. Малышевы прилетели на день раньше нас и забронировали просторные апартаменты в Лезуше. Вся команда в сборе, вечернее застолье, лёгкое возлияние, попытка спланировать дальнейшие наши действия, ещё немного кальвадоса и красного и единогласно принимаем решение сделать завтра пешеходную прогулку на Бреван. Прогулка получилась не слабая, на Бреван так и не попали, дошли с Флежера до каких-то озёр примерно 2300, домой вернулись уже вечером.
Нагулялись так, что на следующий день решили устроить выходной.
Набравшись сил делаем следующий акклиматизационный выход в полном боевом снаряжении на Агюль де Миди. Утром поднимаемся на канатке на 3800. Люди на подъёмнике - разные: от суровых восходителей до нежных дам.
Погода отличная, Монблан как на ладони - красота!
В ледовой пещере выхода со станции Агюль де Миди надеваем кошки
...и - вперёд, уходим по народной тропе в сторону Горы.
Спускаемся в снежную долину под хижиной Космик, наблюдаем небольшое количество палаток, отсюда народ начинает восхождение. У нас на сегодня задача следующая: пройти в сторону Горы как можно дальше и научиться ходить в связке.
Последний вагончик канадки уходит примерно в 17.30, соответственно нельзя ошибиться с определением точки возврата. Немного не дошли до вершины Монблан де Такюль (4248 м), попили чайку, перекусили, пошли обратно.
Вернулись в долину, перед станцией канадки взлёт на час-полтора ходу, вот тут меня и накрыло, прямо как в прошлом году.
Не долго мучились, дошли до станции, успели на вагончик. Самый бодрый из нас был Серёга Малышев, остальных зацепило. Спускаемся в лето, подводим итоги сегодняшнего дня, считаем, что сделали небольшую прививку от горняшки.
На после завтра планируем выход в базовый лагерь на Тётю Розу а там ночью и на Вершину. Прогноз погоды не очень, обещают на верху сильный ветер, в прошлом году мы с Олегом его наелись. Отдыхаем ещё один день.
Погода налаживается – старт.
Продолжение следует.... |