Горы мира > Западная Европа >

Автор: Светлана Малова,
Критик и редактор: Дмитрий Постнов,
Саратов, 29 сентября 2013г.

Роман с Альпами в трёх частях.
Часть II. Mont Blanc. Русская вершина

Вижу цель – не вижу препятствий!

Ура, наконец-то 30-градусная жара остается позади, в зеленой долине Les Houches, далеко-далеко внизу. Хорошо набитая тропа привела нас сначала к промежуточной, затем конечной станции "горного" трамвайчика Nid D'Aigle (Tramway du Mont Blanc, в этом году кстати, 100-летие этой железной дороги), а потом на скальный гребень под ледником Tete Rousse. Мы уже чуть выше 3000 и за полдня набрали 2000 метров высоты. На гребне стоит небольшой деревянный домик – типа сторожевой пункт спасателей. Завидя в окошко, что мы с большими рюкзаками, нас встречает работник спасательной службы, и подробно распрашивает о нас самих и наших планах. Первое, о чем предупреждает, что выше приюта Тет Рус (Refuge de Tete Rousse) палатки ставить запрещено, а в Base camp – можно. Разговор на хорошем английском через пару минут перерос в приятное общение почти равных партнеров и узнав, что мы мультиспортсмены, двое из нас инструкторы по туризму и “забегали” в этом году на Эльбрус, желает нам удачи. Предупреждает о камнях в Гранд кулуаре и дает совет выходить в час ночи – типа в это время должно быть тихо.

Эта простая карта-схема висела на станции трамвайчика Bellevue.

Верхняя станция Nid D'Aigle (2380m) Tramway du Mont Blanc.

Я тихо радуюсь тому, что ходовой день практически окончен и не надо лезть с рюкзаком на крутые скалы, которые смотрятся отвесной стеной. На леднике стоит небольшой палаточный лагерь, Base camp то есть. Удивляет, что палатки можно пересчитать по пальцам – судя по статьям из Инета, тут обычно более многолюдно. Ну и славно, расчищаем площадки, палатки ставим на снегу, а сами располагаемся рядом на скалах – здесь хорошие большие камни и ручей в трех метрах – вполне комфортно.

Солнце еще высоко и чтобы не сидеть даром, надеваем кошки, берем ледорубы и поднимаемся до печально известного кулуара. Дима долго общается с соотечественниками и наблюдает за кулуаром - камни летят, но небольшие, редко и на уровне колена. Что ж, будем надеяться на лучшее.

Вот такой небольшой в этом году Base Camp на "классике" - всего 13 палаток.

Задул ветерок и появились мысли о погоде. Вот уже неделю погода просто звенит – штиль и ни облачка. Но такая благодать не могла длиться вечно. “Господи, – думаю я – дай нам еще денек, ну хотя бы полдня, пожалуйста!”

Ветер все сильнее. Притаптываем юбку палатки снегом, укрепляем растяжки камнями.

Пока ужинаем, наблюдаем за остальным народом. К общению народ не стремится, разве что случайно взгляд за что зацепится, или услышишь родную речь. Вот так по пути с экскурсии в местный знаменитый туалет разговорилась с компанией москвичей. Они уже спустились с вершины и предупредили, что ближайший прогноз не совсем радостный – погода будет только до обеда. Какая-то группа, явно с гидом – уж больно по команде строились и обвязки надевали - оделась и вышла на ночь глядя наверх. Возможно с тем, чтобы заночевать на приюте Гуте (Refuge de I'Aig du Gouter) и не идти кулуар и скалы ночью. Посмотрев на них, одеваемся в штурмовое с вечера и ложимся спать, заведя будильник на 1 час ночи.

На небе звезды, но ветер все расходится и расходится. Пока под хлопки палатки безуспешно пытаюсь уснуть, еще раз мысленно проверяю приготовленную для восхождения одежду. Пытаюсь записать в память, что перед выходом надо еще взять мембранные штаны, еще одну маску, и полярные варежки, несмотря на прогноз – 0 градусов на высоте 4000. Горы – есть горы. Ворочаюсь с боку на бок, наконец, проваливаюсь в сон и, как всегда, тут же надо вставать. Дима говорит, что примерно в полночь слышал страшный грохот – кулуар не спал...

Сорок минут ушло на ночные сборы. Снова странное ощущение, что все не так, как читали в сети. Мы выходим на восхождение одни – нет бесконечной вереницы фонариков впереди, нет никакой очереди на тропе. Подходим к кулуару по снежнику. Ночь – хоть глаз выколи. Обыскиваем четырьмя фонариками склон. Прислушиваемся. Но слышим только ветер и ручей. То есть сейчас явно выше ноля, и камни могут сойти в любую минуту.

Ожидай, не ожидай, а посреди ночи любой звук всегда пугает. Резкий и неожиданный, как выстрел, снег рядом буквально взрывается, как от попадания артеллерийского снаряда. Дима командует “Под скалы” и тут же ловит небольшой камень рюкзаком. Костя в два прыжка оказывается в безопасной зоне. Мы с Серегой стояли ниже и успели только вжаться в склон, защищаясь каской и рюкзаками. В следующую секунду Серега коротко вскрикнул и мы перескочили метра на три под скальный козырек.

Камень был маленький, но дырку пробил изрядную (это рассмотрели только уже спустившись в Les Houches, а там она показалась простой раной). Причем попал в ногу Сереге снизу – скорее всего рикошетом. Ситуация была, прямо скажем, неприятная. Так как место было почти интимное, Серега сам себе засыпал в рану стретоцид и заклеил все широким пластырем – почти полкатушки ушло.
- Возвращаешься в лагерь?
- Да не хотелось бы...
- Тогда пошли.
Дима снова подходит к кулуару, слушает. Проходит еще минут 5. Решает перебегать и уже через несколько секунд он – в безопасности. Теперь, когда он на подветренной стороне, он может слышать все, что творится в кулуаре. Костя следующий. Выжидает несколько минут, и по команде Димы перебегает к нему. Понимая, что Сереге не просто решиться сделать шаг на тропу, отдаю ему команды по-военному, не давая времени на лишние размышления. Вот уже трое на другой стороне. Мысленно вижу себя рядом с ними и после положенного выжидания и команды быстро бегу к мужикам.

Место, которое надо быстро пересечь в Гранд кулуаре (le Grand Couloir) на самом деле очень небольшое.
По тропе перебегается за 10-15 секунд. На тропе в одном месте в районе ручья лед, так что ледоруб не помешает. Это снято уже на спуске при возвращении в лагерь.

Пока снимаем “кошки”, переживаем-обсуждаем случившееся. С одной стороны, все сделали по классике, выйдя ночью на восхождение. С другой стороны, ночью кулуар не просматривается и слышимость у нас была никакая – ручей заглушал все звуки. Днем хотя бы все видно. Но ждать утра с нашим прогнозом погоды – значило бы остаться без вершины. Все живы и это главное. “Повезло поймать” камень, но и повезло, что он был маленький и попал в мягкое место – кровотечение было небольшое.
- Не зря я альпинистскую страховку сделал...
- Вот поэтому тебе камень и достался – мы пытаемся шутить, чтобы не нагнетать ситуацию и успокоить Серегу, который первый раз в горах.
Перед нами 600 метров скал. Ночью в свете фонариков склон выглядит как-то уж очень вертикально. Находим тропу и начинаем подъем. Вскоре нас обгоняет тройка бодрых французов и мы, ориентируясь на их фонарики, лезем за ними, то по тропе, то без нее. Занятие надо сказать интересное, согревающее и какое-то самодостаточное. Просто лезешь вверх 5 минут, десять, полчаса, час... а вертикальный скальный лабиринт все не кончается. Где-то на середине подъема пропустили еще одну французскую связку, получив благодарное Merci в ответ. Был момент, когда Дима остановился в нерешительности перед совсем уж отвесной стенкой, но тут Костя чуть в стороне обнаружил тропу, пробитую стальными тросами и мы поняли, что все это время поднимались не совсем там, где надо. Дело пошло гораздо легче и быстрее, но тут скалы закончились мощной железной лестницей, домиком и небольшой площадкой с лавочкой.

Скалы на участке "Тет-Рус - де Гуте". Железными тросами пробит значительный отрезок пути.
(снято на спуске)

Ветер дул со страшной силой снизу вверх, свистел и пел во всех металических конструкциях. И хотя по градусам было не холодно, пуховка лишней не казалась. Одели кошки, убрали каски и ледорубы и двинулись на ледник с трекинговыми палками – так легче идти вверх и да и против ветра идти как-то поуверенней.

Вначале, где-то в районе Aiguille du Gouter (3863m) была видимость и очень красиво в ночи переливалась огнями долина Шамони. Теплая и зеленая. А мы были на другой планете, где всегда снег, где почти всегда ветер, где по другому ценишь солнечный луч и каждый глоток воды. Посыпала мелкая крупа, и на небе появился предательски черный фронт непогоды. Он выделялся своей косматой границей даже в черной-черной ночи. Мы понимали, что фронт пришел быстрее, чем обещал прогноз, и тормозить никак нельзя. Как назло, все стали поочереди утепляться. Сначала один, потом другой, мы отнимали сами у себя драгоценные минуты. Эта ночная дорога в борьбе с ветром казалась нереально длинной и верить можно было только Garmin-у, показывающему, что мы все-таки набираем высоту и приближаемся к нашей цели.

Рассвело. Горы приобрели очертания. Стали различимы маленькие фигурки восходителей. Я поняла, почему так часто фотографы предпочитают делать черно-белые снимки Моблана. Другие цвета не нужны, все – в твоем воображении, оно дорисует. Главное – это контрасты. Вся суть – в ощущениях.

Мы подходим к хижине Vallot (4362м) и погода портится на глазах. Костя просится внутрь одеть еще одни штаны. Мы терпеливо ждем снаружи. Проходит 10 минут, мы уже почти замерзли, и тут все вокруг накрывает плотное облако. Не видно даже тропы от приюта. Оставляем веревку и палки снаружи, спускаемся внутрь. Приют полностью металлический, хотя кажется пол был покрыт чем-то мягким и синтетическим. Здесь многолюдно и тепло. Можно даже сказать – непротолкнуться. Пол устлан ошметками спасательных одеял. Несколько человек спят на нарах, завернувшись в спальники. Кто-то копошится в уголке. Вообще, наблюдается какое-то постоянное движение, правда непонятно, народ собирается вверх или вниз. Когда спросили, оказалось, что все – вниз. По-моему, это были клиенты с гидом.

"Хижина" Валло (Refuge-Bivouac Vallot). Здесь можно заночевать-отсидеться в непогоду. (Фото со спуска)

Интересуюсь у Димы, который час и с удивлением узнаю, что еще ранее утро. То есть у нас еще есть время “высидеть” окно в непогоде. Ураган разошелся не на шутку, наш приют сотрясает порывами ветра и радостные мысли о близкой вершине начинают тускнеть...
- Монблан монбланом, но с гребня ведь и сдуть может. Не в последний раз в Альпах...
Костя молча кивает, хотя нам обоим кажется стыдно за нашу слабость...

Пристраиваемся минут на 20 рядом со спящими и потихоньку кемарим. Но без движения становится холодно и понимая, что сидеть нам еще неизвестно сколько, достаем свои пожитки и уминаем колбасу, хлеб, конфеты, запивая простой водой – наша безотказная горелка не захотела работать. Подвалил еще народ и тоже подкреплялся бутербродами с колбасой и сыром – когда холодно, это самое то.

Vallot. Здесь есть нары и ... все собственно, но чтобы отсидеться, ничего больше и не надо.

У меня самое сильное воспоминание о времени, проведенном в приюте – это наш поход в туалет (всего 10 метров) с двумя ледорубами. Иначе, меня бы просто снесло в … даже боялась смотреть, куда...

Ухо ловило малейшее изменение в децибелах урагана и когда стали звучать нотки послабее, я выглянула в окошко и увидела голубое небо и летящие белые облака. Есть шанс! Ветер тут же ответил на мои мысли новым ударом и мы задержались еще минут на 10. В итоге, мы кажется не меньше часа просидели в приюте. Еще раз выглядываю в окно, вижу гребень и идущих по нему людей – идут ведь! Значит – можно!

Одев кошки в хижине (снаружи – просто дубак), выходим на улицу и связываемся через 5 метров. Слышим русскую речь спустившихся с вершины и я интересуюсь ветром на гребне.
- Легких сдувает, – слышу ответ и вижу открытую улыбку на лице.
- Значит, меня сдует?
- Тебя не сдует, ты – сильная...
Спасибо тебе за эти слова, добрый неизвестный человек. Я шла с ними на вершину и спускалась вниз, когда даже мужикам, идущим за мной, было страшновато. А мне... я была уверена, что все будет хорошо.

До вершины оставались самые красивые и сложные 500 метров высоты. Нереально узкий гребень, столько раз виденный на фотках и видео с вертолета. И вот мы идем по нему своей боевой связкой и я “вижу” нас четверых так же с вертолета. Жаль, что нельзя было сделать такой снимок. Иду замыкающей и стараюсь, что бы хоть что-то потом осталось в фотографиях. Надо снять варежки, надо расстегнуть три молнии, надо сделать кадр и повторить все в обратном порядке, а мужики уже дергают веревку. А ведь потом фотки просить будут :)

Гребни Монблана...

Навстречу спускаются группы. Чтобы разойтись, в принципе места хватает, но на одном особенно узком участке гребня, один из спускающихся альпинистов, чтобы пропустить нас, а может и просто по приколу, воткнул ледоруб в снег, сел на гребень верхом и мы аккуратно через него перешагивали. Столько раз об этом слышала, но вот чтобы воочию такое...

Был еще один прикольный момент на восхождении. Так как у нас была 30 метровая веревка, а связались мы через 5 метров, хвост ее свободно болтался за мной. И когда мы в очередной раз расходились на гребне с иностранцами, один из них в шутку спросил, не потеряли ли мы кого-то в такую погоду, может, типа не заметили. Улыбнуло и настроение подняло :)

Несмотря на хорошее самочувствие, последние 500 метров давались нелегко. Холодный резкий ветер плюс высота. Мы как будто пробивались сквозь невидимую стену. В разрывах облаков периодически открывался соседний гребень, и по нему, со стороны Aiguille du Midi пробивались к вершине две такие же, как и мы, связки. Крошечные далекие фигурки. Немного сгорбленные, но упорные. Мы смотрели на них, а как будто видели себя.

И вдруг – тишина, полное безветрие и ... мы понимаем, что вот она - Вершина! И на вершине Монблана, на самой верхотуре нет ветра? Это просто фантастика...

Словно из под земли, а на самом деле из-за перегиба, навстречу нам выходит большая веселая группа альпинистов, и мы снова слышим русскую речь. Как же это здорово – встретиться со своими на вершине! Огляделись – сейчас в эту минуту на вершине - только русские! Все обнимаются, фотографируются. Сразу выяснили, кто-откуда и нашли общих знакомых. И еще оказалось, что это они пробивались с Aiguille du Midi и точно так же, как и мы на них, смотрели на наш гребень и на нашу связку. По времени у нас получилось ровно 8 часов от Base Camp на Tete Rousse (3204м) до вершины Mont-Blanc (4810м), со всеми нашими приключениями и отсидкой в хижине Vallot.

Нас чуть не повалило внезапным порывом ветра

Дима выглядит прямо как гид - это они так водят клиентов - с веревкой наперевес :)

На спуске от приюта Валло. Только дома разглядела, что там целых 3 здания.
Мы отсиживались в самом верхнем. Среднее - еврозаведение.

Спуск по крутым скалам (600м по вертикали) по краю Гранд кулуара (он справа). Внизу на леднике Тет Рус - наши палатки.

Из-за того, что один день подходов плавно перетек в ночь восхождения и был богат самыми разными событиями, он распух до невероятных размеров, и мне снова стало казаться, что уже вечер и мы не успеем спустится к палаткам. А на самом деле, впереди нас ждал еще более длинный день, в котором уместились и бесконечный снежный спуск, когда разведенные две таблетки магния на поллитра воды показались настоящей живой водой, и мы делили ее по глотку. И 600-метровый скальный спуск, которого, как выяснилось, все тихо боялись, но пролезли без проблем благодаря железным тросам. Кстати, именно здесь была реальная очередь вверх-вниз, хорошо, что во многих местах было “две полосы”. Уместились и ленивые сборы лагеря, потому что хотелось лечь, спать и никуда не идти. И долгий-долгий (на самом деле полтора часа) спуск до верхней станции трамвайчика, на который нам обломились три билета на четверых от наших друзей, пытавшихся подняться на вершину от Aiguille du Midi (от приюта Космик (Cosmiques). Подняться у них не получилось :( ). И поиски транспорта из Сен-Жерве в ЛезУш (ребятам в апартаменты, а нам - в кемпинг Bellevue). И ожидание электрички домой. И теплый вечер до полночи в гостинице с нашими друзьями. И вино, и французский сыр и разговоры-разговоры... Кстати, первое, о чем меня спросил Андрей Горьков, когда встретил внизу, правда ли, что ветер наверху был 70км/час, как писали прогнозы. Я сначала удивляюсь этой цифре, потом перевожу их в “метры в секунду” – 70км/час это примерно 20м/с – очень даже похоже. Все так и было, дуло конкретно, хорошо еще, что ветер был почти встречный, а не боковой. Потом, конечно, я поинтересовалась у Кости, а не было ли в прогнозе чего-то еще, кроме температуры? Он смущаясь сказал, что видел эту цифру, но подумал, что такого быть не может и нам не сказал...

Погода конечно испортилась, но зато какой кадр получился - прямо Земля Санникова.
Место называется Desert de Pierre Ronde (~2600m)
Шамони... Честное слово, для меня это сродни "при запахе сыра теряет голову" :) И вот наконец, я дождалась. Отоспавшись после восхождения, и переселения в кемпинг Mer de Glace, мы отправились на местном автобусе на встречу с Шамони. Конечно, все маленькие европейские "деревушки" похожи друг на друга - симпатичные домики, цветочки в окошках и везде, где только можно, улочки, кафешки... Спокойный приветливый народ. Но такие места как Шамони и Арко (мы побывали в нем по пути туда) отличаются прежде всего своей спортивностью. Спортивный альпийский дух здесь во всем - в фасадах и раскраске домов, в "засилье" спортивных магазинов, в отношении к туристам, в самих туристах. Это территория спорта и альпинизма и нам здесь было очень по-свойски уютно. Мы просто шли, глазели по сторонам, перетекали из магазина в магазин, крутя в руках и примеряя новые экземпляры спортивного экипа. Конечно, здесь в основном все дорого, и мало распродаж. Но ведь здесь передний край спортивной моды - все самое-самое новое. Примерив много разных моделей, мы купили рюкзачок для ультра-трейлов, правда пока один, и в одном из магазинов взяли журнал об UTBM-2013. Мы стали еще ближе к нашей Мечте...

Центр Шамони

Как хорошо жить, когда у ворот - река, а за окошком - Альпы...

А еще, я хотела увидеть вершину Монблана, потому что ее не отовсюду видно. И именно из центра Шамони самый лучший вид. Погода, конечно немножко подвела, да и оптика у нас простая. Но глазами я ее помню лучше.

Монблан из центра Шамони

P.S. Наверное стоит упомянуть о кемпингах, где нам пришлось ночевать до и после восхождения. Так как Костя с Сергеем с семьями жили в Les Houches, то мы недолго думая остановились в первом же попавшемся - Bellevue при самом въезде в Les Houches. Наверное это самый простой из всех, расположенных в долине Шамони - просто зеленая поляна без деревьев, то есть от солнца не спрячешься, очень простые (но чистые) удобства, душ бесплатный. Два самых больших плюса - дешево (13,5 евро за двоих с машиной) и очень близко к пешеходной тропе на Монблан. Если надо просто переночевать до и после восхождения без претензий - пожалуйста. Но сильно комфортным его не назовешь. Поэтому на следующий день после спуска с вершины мы переехали в Mer de Glace (три звезды) - он неподалеку от северного выезда из Шамони. Уютный, зеленый, красивый и не дорогой - 25 евро за двоих.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Написано Д. Постновым

Монблан – вершина знаменитая. О ней много чего в Интернете написано. Готовясь, мы все это читали – и все же оставалась некая неясность. Опытные альпинисты порой прямо пишут - “простая вершина”. А рядом можно найти леденящие душу рассказы очевидцев трагедий в том же Большом Кулуаре. Высота вершины – 4810 - как скалы Пастухова на Эльбрусе, где, собственно, все только начинается. С другой стороны, “у нас 2-3 дня на восхождение” - то есть, ни о какой акклиматизации речь не идет. Разговор с нашим хорошим знакомым, бывавшим там, принес такую оценку - “это Гора, достойная уважительного к себе отношения”. Так оно и есть, подтверждаем дыркой в мускулистой ноге нашего товарища.. :-). Поэтому нам показалось важным добавить свое слово в общий хор, быть может, кому пригодится..

Итак, кратко:

Путь восхождения на Монблан – классический. Думали, прикидывали, все же остановились на классике - и нисколько не пожалели. Красиво, не так уж просто, и где-то даже “героически”, если “повезет” с погодой, как нам. А от того, что этот маршрут ходят тысячи и тысячи, он легче, проще и безопасней не становится. Стартовали из Les Houches, по указателям вышли на лесную тропу, затем к станции Bellevue, потом к станции le Nid d'Aigle. Далее по тропе мимо Baraque Forestiere des Rognes - лагерь в Base Camp на леднике de Tete Rousse (типа ночлег) - Refuge-Bivouac Vallot - вершина Mont Blanc.

Опыт участников:
Дмитрий Постнов (рук.) – опыт разного спортивного туризма: водный 6Р, комби (вода+горы) 5Р, пеший 3Р, мультиспорт, забег на Эльбрус... ). Светлана Малова – подруга и соратница, опыт аналогичный. Костя Фирсов разок ходил на Эльбрус, у Сергея Лаптева горного опыта как такового не было. Но физически оба готовы на 5+, сильные ориентировщики и мультиспортсмены. Это объясняет наш немного нахальный график.

Дима

Светка

Костя

Серега

График восхождения: 1 августа – собрались все в Les Houches. Мы приехали на машине из Италии с ультра-трейла по Доломитам, а ребята прилетели на самолете из Саратова и прогулялись 31 июля на Brevent (около 2500м).

2 августа, в 9-10 вышли с полной выкладкой (палатки, спальники) из Les Houches, высота - 1001м. К 16-00 встали лагерем в базовом лагере неподалеку от приюта Тет Рус (Refuge de Tete Rousse), высота – 3204м. “Ночлег” 3 часа в палатках на леднике Тет Рус.

3 августа, 01-38 – выход на восхождение. Почти час потеряли у Большого кулуара, 600 метров набора высоты по скалам прошли за полтора часа. Около 4-30 утра – вылезли на ледник у Aiguille du Gouter (3863m). Около часа пережидали непогоду в хижине Vallot (4362м).
9-38 – вершина Монблана, 4810м. Итого – 8 часов от базового лагеря до вершины. В хорошую погоду можно скинуть часа 2, а то и больше.
Спуск – к 14 часам были в базовом лагере. Полтора часа на сборы, еще полтора – спуск до трамвайчика.

Замечу, что вернуться в Les Houches (и в Шамони) было бы быстрее своими ногами: трамвай идет медленно, и приходит в Le Fayet (билет не дешевый).

Комментарий к графику:
Собственный опыт (Эльбрус с севера "с колес" за 1 сутки) и кое-что читанное по теме убеждают, что если уж лезть в горы без акклиматизации, то наскоком – забежал и быстро свалил вниз. Это связано с тем, что физиологические сдвиги в ответ на пребывание на высоте у организма развиваются в течение первых 24 часов. До этого – нехватку кислорода тренированный организм вполне может “отработать” повышенным пульсом.
ВНИМАНИЕ! Вышесказанное относится к спортсменам, регулярно тренирующимся на выносливость в циклических видах спорта! “Обычный” (не высотный) горный опыт ничего такого не гарантирует...

Комментарий по технической сложности:
Ночное преодоление скал при свете фонарика – несложно и даже приятно. Но нормальный путь выбрать не получится. “Что вижу - туда и лезу”.
В условиях сильного бокового ветра предвершинные гребни реально небезопасны. Причина в том, что с ледорубом в руке – трудно устоять на ногах при сильных порывах. Мы решили идти гребни с треккинговыми палками – и это реально добавило ветроустойчивости – но ими в случае срыва не зарубишься, а уехать там есть куда, в обе стороны...

• Скоро: Часть 3. Автопутешествие - от Волги до Монблана.