Горы мира > Каракорум >

По материалам статьи Януша Курчаба (wspinanie.pl) и «Alpine Journal»
Перевод и обработка: Константин Гузовский. г.Алма-Ата

Первовосхождение чехов на Узун Бракк

Вершина Узун Бракк (или Conway s Ogre, 6422 м) находится в Каракоруме, в нагорье Панмах Музтаг (Panmah Mustagh), соседствуя с более высокими и потому более известными горами, такими, как Baintha Brakk (The Ogre, 7285 м) или несколько вершин группы Латок, в том числе Латок I (7151 м) и Латок II (7108 м).

Карта расположения в.Узун Брак.
( фото «Alpine Journal»)

Первую попытку восхождения на вершину попыталась сделать 18 июля 1980 года британская (шотландская) экспедиция в составе: Cairns Dickson, Victor (Tony) Sounders и Will Tapsfield. В это время на соседнем Латоке IV, на высоте 5800 м, потерпели бедствие 2 японских альпиниста: руководитель экспедиции Ohmiya и участник Okano. Оба на спуске упали в глубокую ледовую трещину. Ohmiya получил компрессионный перелом одной ноги, Okano поломал рёбра и был в беспамятстве. На одной кошке, помогая себе руками, Ohmiya смог выбраться из трещины на гребень, где несколько часов размахивал руками, пока остальные члены экспедиции, находившиеся в базовом лагере, не уразумели, что случилась беда.

С британцами связались два пакистанских офицера связи и тем пришлось принять участие в спасательных работах. Японцы благополучно попали в больницу Гилгита, а британцы упустили благоприятное время для восхождений. Но они знали, что несколькими годами ранее при восхождении на Baitha Brakk (Ogre), находящийся от них менее, чем в 10 милях, их земляки Боннингтон и Скотт получили подобные травмы.

Своё восхождение на Узун Брак они провели в альпийском стиле в течение 7 дней, с 13 по 19 августа 1980 г. На восхождении были организованы три бивуака на подъеме и три бивуака на спуске.
Каково же было разочарование, когда выбравшись на гребень, они увидели, что до вершины ещё примерно 50 м. по вертикали, а на гребне угрожающе нависли бесплатные скидки на туры снежные блоки высотой с пятиэтажный дом (по 20 м высотой). «Ну, мы ещё не совсем сумасшедшие», - с такими словами британцы развернулись вниз.

В августе 2013 года два чеха Ondrej Mandula и Jiri Pliska совершили восхождение на Узун Брак по северо-западной стене с ледника Биафо (Biafo). Заявление чешской группы, что они совершили первовосхождение на вершину, полностью подтверждено.

Ondrej Mandula и Jiri Pliska на вершине Узун Брак
(фото Ondrej Mandula)

Единственная попытка восхождения по северо-западной стене была предпринята в июне 1993 года. Американцы Jim Donini и Jack Tackle дважды поднимались по стене, поднявшись во второй раз за четыре дня до высоты 6000 м. Ondrej Mandula и Jiri Pliska поставили базу 22 июня в месте, называемом Morpho Goro на боковой морене ледника Биафо.

Jiri Pliska в нижней части стены

Скальный участок маршрута под вершиной
(фото Ondrej Mandula)

Прохождение 35 питчей в альпийском стиле по 1600-метровой северо-западной стене с возвращением на базу заняло у них шесть дней (5-10 августа 2013 года, вершина 8 августа). Сложность маршрута они оценили в 6b, A1, M5, лёд 70-градусный.

Чешский путь на Узун Бракк
(фото Ondrej Mandula, топография Януш Курчаб)

Фильм о первовосхождении чешских альпинистов можно посмотреть здесь: