Выход в 8-05. От лагеря на левобережных моренах ледн. Караказык Зап. выходим на пологий открытый ледник и за 15 минут подходим к подножию ледопада. Здесь надеваем кошки и связываемся. Поднимаемся на первую ледовую ступень по относительно ровному участку вдоль левого борта ледника (069). Открытый, слегка разорванный ледник крут (до 20-25°). За 20-25 ход. мин. поднимаемся на первую ступень. Выше ледник пологий, закрытый и сильно разорванный. Приходится сильно петлять, выискивая проходы в хаосе трещин (072). Наконец (ок. 0,5 хч от подъема на ступень), выходим на ровную часть ледника, оставив справа по ходу зону сильных разрывов (073), и продолжаем движение вдоль правого (ор.) борта ледника, однако, не приближаясь к стенам Алайского хребта, откуда могут сойти лавины. За 1 хч. подходим к низкой, ярковыраженной седловине пер. Музыкантов, обходя вдоль правого борта очередную зону трещин. Ледник здесь резко поворачивает на ЮЗ, и выше разорван второй ступенью ледопада. За ней возвышается красивая пирамида пика Аллаудин (5205), рядом с ним видна низкая осыпная седловина пер. Чапаева (074). Проходим ледопад, петляя вдоль трещин левого (ор.) борта и выходим в пологий заснеженный рантклюфт (075). Сначала идется неплохо, однако скоро снег перестает держать и под ним обнаруживаются многочисленные глубокие трещины. Выходим на осыпной склон левого борта ледника и по некрутой (до 20°) осыпи, снежникам и разрушенным скалам, траверсом с небольшим набором, выходим на широкую хорошо выраженную сн-ос седловину пер. Чапаева (чуть более 2 хч. от выхода на ровную часть ледника (076).
Седловина очень широкая, в южной части много мест под палатки, однако сейчас они засыпаны снегом. Жидкой воды, как и предполагалось, нет. Тур не нашли, точнее нашли штук пять, но все без записок. Свой сложили на левой по ходу (нижней) части седловины. Сфотографировались на фоне Алайского хребта (077), но задерживаться на холодном ветру не стали. В 12-40 начали спуск на запад, на ледник №481.
Спуск на ледник №481 с перевала полностью не просматривается. С седловины видна только верхняя пологая снежная мульда, ниже склон становится круче и, судя по описаниям, требует навески перил. Однако нам удается полностью просмотреть ровный снежный склон в. 4696, находящейся восточнее (правее по ходу) седловины. В верхней части он камнеопасен, зато ниже ровно и относительно полого выходит на лед. №481. Решаем спускаться в связках по возможности придерживаясь этого склона, однако, не приближаясь к скальным стенам правого борта, откуда могут пойти камни. Спуск начинаем с нижней точки седловины по пологому (10-15°) снежному склону, далее забираем вниз-вправо и скоро выходим на ровный крутой (25-30°) склон, просматривающийся сверху донизу, по которому спускаемся по линии падения воды. Глубина снега в верхней части почти по колено, однако ниже склон становится жестче и кошки оказываются не лишними. В нижней части склона встречаются редкие неширокие трещины, которые мы легко перешагиваем. Менее чем за 0,5 хч. спускаемся на пологую, почти открытую часть ледника №481. Обернувшись, обнаруживаем, что благополучно миновали крутой (50-55°) ледовый участок и солидный бергшрунд, преграждающий путь напрямую к седловине (078).
Выводы и рекомендации:
Считаем, что в наших условиях пер. Чапаева не соответствует заявленной категории 2Б и вполне отвечает категории 2А. Даже на спуске, не видя склон целиком, мы легко обошли основное препятствие и прошли перевал насквозь за несколько часов, не повесив ни одной веревки, ни разу не применив попеременной страховки. Возможно, когда-то перевал и стоил 2Б, однако сейчас это не так.
Дальнейший спуск по частично открытому, сильно заморененному леднику №481 вдоль ручья, текущему по его левому борту до покровных морен (0,5 хч. от спуска на пологий ледник). Ниже ручей уходит в узкое извилистое русло, мы же поднимаемся на покровные морены его левого берега и постепенно смещаемся на центр, а после и на левый борт долины. На покровных моренах много плоских участков, пригодных для постановки лагеря, однако здесь нет воды. Выйдя на гребень левобережной морены идем по нему, ниже спускаемся в левый карман морены (079). Здесь лежит длинный узкий снежник крутизной 10-20°, по которому мы с веселым гиканьем скатываемся вниз быстро и удобно. Когда снежник заканчивается, продолжаем спуск вдоль ручья в кармане морены до ровных зеленых площадок среди крупных осыпей на правом (ор.) борту д.р. Аллаудин. Здесь в 14-20 останавливаемся на обед (ок. 0,5 хч. от выхода на покровные морены). С места обеда хорошо видны мощные древние морены ледн. Арчабаши, а также вершины и перевалы его левого борта (080). На зеленых террасах по обоим берегам реки пасутся стада яков.
С обеда выходим в 16-15. Сразу забираем влево по ходу и, не спускаясь к реке, по тр-ос террасам, перемежающимся с участками крупной осыпи выходим к основным моренам ледн. Арчабаши. Морены очень высокие, живые, хаотично и глубоко изрезанные, встречаются участки мертвого льда. В нижней части видны слабые ячьи тропы. Выше они теряются. Видимость к этому моменту почти исчезает, набегают низкие облака, ориентироваться приходиться наощупь. Петляем по моренам, придерживаясь правого (ор.) борта ледника, т.к. вдоль левого (ор.) борта угадывается глубокий провал, в котором из многочисленных ручьев рождается р. Аллаудин. Поднимаемся по ступенчатым (5-20°) ос. склонам и длинным снежникам правого (ор.) борта вдоль черных изрезанных склонов вершины 4501, пока не выходим на тело крупного правого (ор.) притока ледн. Арчабаши, стекающего с зап. склонов в. Аллаудин (5205). Ледник полностью скрыт плотной светло-серой покровной мореной. Пересекаем его, забирая чуть западнее. Скоро характер покровной морены резко меняется (081), серые камни сменяются рыжевато-красными и мы выходим в основное течение ледн. Арчабаши. Ледник ровный, пологий, по прежнему сильно заморенный. По мелкоосыпным и песчаным пологим склонам идем вперед, чувствуя себя покорителями Марса. Также как у них, у нас стоит главная задача - найти воду. Ниже и правее по ходу течет мощный ручей, но даже издали видно, что он очень грязный. Наконец находим несколько небольших озер (или больших луж?) в моренном распадке и с удовольствием встаем лагерем рядом с одной из них. Время 18-00, от места обеда менее 2 хч.
От лагеря на покровных моренах ледн. Арчабаши спускаемся на открытую часть ледника, перепрыгивая мутный ручей и начинаем подъем в цирк ледника по снежникам левого (ор.) борта. Крутизна до 15°. Встречаются участки замерзших ручьев. В кошках идется быстрее и проще. Сам ледник открытый, пологий, слегка заморенный (082). Впереди виден запирающий цирк сн-лед склон с двум широкими слабовыраженными седловинами перевалов Хамзы (1Б) и Высоцкого (2А), параллельных друг другу, и ведущих в среднее течение ледн. Аллаудин. Обе седловины достаточно просты, но на пер. Высоцкого склон подрезан бергшрундом, который, вероятно, можно обойти. Заявленного у нас пер. Иоффе пока не видно. За 1 хч. от лагеря поднимаемся в цирк ледника. Останавливаемся на моренах левого борта, связываемся. Выше ледник закрытый и слегка разорванный. Продолжаем подъем вдоль морен левого борта, постепенно поворачивая на запад и скоро (менее 0,5 хч. от привала на моренах) оказываемся в самом западном углу цирка, под пер. Иоффе (083). Останавливаемся и начинаем ориентироваться.
Описания пер. Иоффе у нас нет. Нам известно, что последние лет 20 его не ходили, но не известно, почему. Мы видим перед собой две седловины, разделенные двумя невысокими разрушенными скальными вершинами. Одна из седловин (сев.) широкая ск-сн-ос, очевидно камнеопасная, другая (южная) узкая достаточно простая, сн-лд. Если верить карте, то крестик «пер. Иоффе» стоит на сев. седловине. Формально, она соответствует 2А к. тр. (по крайней мере с этой стороны), но она объективно опасна! Это серия бараньих лбов, на которых лежат осыпь и снег. Снежники генерируют ручья, ручьи вымывают камни, скалы простреливаются практически везде. Покрутившись по полкам, вероятно, можно подняться на седловину, провесив 2-3 веревки, но делать этого категорически не хочется, особенно с грузом. Сначала мы хотели сходить на перевал радиально, но внимательно посмотрев на него, решили отказаться. Было бы ради чего рисковать. Кстати, пару дней спустя мы рассматривали эту седловину с обратной стороны, с подъема с пер Мечта (090). Целиком она не просматривалась, но то, что мы видели, оптимизма не внушало. С запада перевальный взлет представляет собой вертикальную стену, весьма разрушенную и тоже, наверняка, камнеопасную. При прохождении насквозь пер. Иоффе никак не соотвествует 2А к. тр, и, кроме того, объективно опасен. Либо он кардинально изменился за последние 20 лет, либо крестик стоит не на том месте.
Вторая (юж.) седловина, находящаяся между в. 4731 и незначительной скальной вершинкой, смотрится предпочтительнее. Она узкая, сн-ос. Перевальный взлет сн-лд, крутизной до 35°, слегка замусоренный камнями, падающими, вероятно, со скал сев. борта. С седловины длинный снежный гребень ведет на вершину 4731, заявленную у нас как элемент траверса. Внимательно осмотрев седловину, признаем ее несложной (ок. 1Б с вост. стороны), но подниматься решаем все же не на нее, а на вост. гребень вершины 4731 с последующим выходом на вершину и разведкой всего, что только можно разведать.
В связках по длинному снежному склону крут. до 20-25°, в верхней части слегка разорванному (все трещины легко обходятся) поднимаемся на вост. плечо в. 4731 чуть выше и западнее пер. Хамзы. Здесь мы в 12-00 (084). Подъем ровный, простой и удобный. От цирка ледн Арчабаши 1,5 хч. Гребень в. 4731 широкий, покатый, снежный с севера и осыпной с юга. Возможна ночевка, чуть выше пер. Хамзы видны засыпанные снегом места под палатку. С гребня хороший вид на юг, на хребты Памира и Памир-Алая. Видны даже пики Коммунизма и Корженевской. На гребне оставляем рюкзаки и налегке поднимаемся на в. 4731 по некрутому (10-15°) сн-ос гребню. Подъем занял 10-15 ход. мин. Вершина — небольшой сн-ос купол, на юг уходит горизонтальный сн. гребень с небольшими карнизами, просматривающийся метров на 100-150, на север (на седловину) сн-ос гребень крут. до 20-25°. Сначала отсылаем разведку по гребню на юг, чтобы оценить возможность траверса на пер. Аллаудин. Дойдя до перегиба склона, разведка докладывает — далее гребень простой, но весьма изрезанный. Здесь встречаются снежники, низкие осыпные седловины, разрушенные скальные башни, некоторые участки не просматриваются. Общее впечатление таково: идти на траверс от вершины 4731 до пер. Аллаудин нам лень. Он безусловно, проходим, но не представляет спортивного интереса и способен отнять слишком много времени. Мы не пойдем на траверс, а уйдем по запасному варианту вниз с плеча вершины на морены, далее на ледн. Аллаудин, откуда поднимемся на перевал. Но только после разведки седловины, параллельной пер. Иоффе.
С вершины менее чем за 10 ход. мин. по неширокому сн-ос гребню крут до 20-25° в 12-45 спускаемся на узкую сн-ос седловину. Она очень тесная, здесь с трудом могут уместиться несколько человек (086). Ее южный борт — крутой снежный наддув, сев. — разрушенный скальный жандарм, высотой 10-15 м. У подножия жандарма находим тур, а в нем записка группы туристов г. Тамбова школы СТП под руководством Воронцова В.М. От 28.08.1988 г. В записке перевал назван Хамзы (1Б). Однако это очевидная ошибка: по классификатору и в реальности пер Хамзы (1Б) ведет с ледн. Арчабаши на ледн. Аллаудин Юж. (д. р. Кек-су), в то время, как эта седловина ведет на ледн. Аллаудин Сев. (д. р. Иккидаван). Мы не знаем, что дальше произошло с группой в «двойке», вышедшей на этот перевал в плохую видимость, но нам их очень жалко. Надеемся, что все живы...
Выводы и рекомендации:
Спуск с перевала на ЮЗ с седловины не просматривается, виден только первый умеренно крутой снежный участок. Однако с гребня 4731 (085) и позже, с подъема на пер Мечта (090), мы просмотрели его почти полностью. Это узкий и очень длинный конгломератно-осыпной кулуар, крутизной до 40°, в верхней части засыпанный снегом, а внизу подрезанный ступенями бараньих лбов. Кулуар очевидно камнеопасен. Никакого желания проходить его ни на спуск, ни на подъем не возникает. Это вопрос не техники, вероятности: повезет-не повезет. По трудности перевал вероятно соответствует 1Б-2А к. тр. (при сквозном прохождении). Но ходить его не советуем! Остается признать только, что перевала Иоффе (2А) на данный момент не существует.
По своим собственным следам за 0,5 хч. поднимаемся на в. 4731 и еще за 5 мин. возвращаемся к своим рюкзакам на ее вост. плече. С гребня спускаемся на юг сначала по мелкой подвижной осыпи, крут. до 20°, далее по пологим снежникам, уже порядком раскисшим и заболоченным. Ниже из многочисленных ручьев формируется один, текущий в глубоком конгломератном русле. Мы спускаемся по моренам его правого (ор.) берега, пока путь не преграждает крутой (до 45°, а кажется еще круче) моренно-осыпной сброс. Обходим его справа по распадку в кармане морены и выходим в относительно пологую и плоскую часть долины ручья. Перепрыгиваем ручей по камням на лев. (ор.) берег и на тр-ос площадочке в 14-50 останавливаемся на обед (1 переход, 40-45 ход. мин. от начала спуска с плеча в. 4731).
После обеда продолжаем спуск, сначала по левому, потом по правому берегу ручья, траверсируя древние моренные валы, стараясь минимизировать потерю высоты. Не уверены, что это была хорошая идея, так как у выхода на морены ледн. Аллаудин все равно приходится спускаться почти к самому ручью, а спуск вдоль русла может оказаться быстрее и удобнее. Скоро (менее 0,5 хч. от места обеда) выходим на левобережные морены ледн. Аллаудин и начинаем подъем сначала по снежнику в кармане, далее по гребню морены (087). Впереди уже хорошо видны две низкие седловины перевалов Аллаудин и Аллаудин Спортивный и разделяющий их черный ск-ос покатый бугор. Через сн-ос пер. Аллаудин (Аллаудин Дабан) проходил древний караванный путь из Алайской долины в Ферганскую. Однако сейчас никаких следов цивилизации здесь нет, нет даже внятной тропы. Примерно через 1 хч. по пологим моренам подходим к перевальному взлету пер. Аллаудин. Подъем на перевал происходит по пологой (ок. 10°) заметенной снегом осыпи и разрушенным скалам. Седловина перевала очень широкая и за перегибом склона не видна. Начинаем подъем, но, не доходя до перевального плато, в 17-35 останавливаемся на ночевку на относительно сухой осыпной площадке в окружении мощного снежника (ок. 10 ход. мин. от начала подъема). Вода в ручье, текущем со снежника.
Описание дается от ледн. Алаудин до ледн. Алаудин С.
Необходимое снаряжение
ледорубы, кошки
Выход в 7-50. От лагеря на восточном склоне под пер. Аллаудин по пологому (менее 10°) сн-ос склону за 20 ход. мин. выходим на перевальное плато пер. Аллаудин. Тур в нижней точке на скальном островке (088). В туре находим записку группы туристов Калинградского тренажерного центра !! руководитель Александронец Александр от 29.08.1992 г. На плато обнаруживаем свежие следы, вероятно, принадлежащие снежному барсу (фото 14.2). Похоже он крутился здесь вечером, когда снег был еще мягким. Самого зверя мы не видели. Интересно, а он нас?
На перевале одеваем кошки и начинаем спуск на ледн. Аллаудин Сев. по жесткому сн. склону крут. до 20° до ближнего осыпного островка (менее 5 ход. мин. от седловины). Здесь связываемся. Ниже ледник пологий, закрытый и весьма разорванный. Траверсом влево по некрутому сн-лд склону со следами небольших лавинок спускаемся на ледник, стараясь минимизировать потерю высоты, и начинаем подъем вдоль ор. правого борта ледника.
Выводы и рекомендации:
Перевал сложности не представляет. Возможно прохождение в походах от 1 к. сл.
Перевал Мечта
Категория
2Б
Высота
4750 м по классификатору
4850 м по GPS
Характер
сн-лд
Ориентация
юго-запад - северо-восток
Номер в классификаторе
не внесен
Координаты
39&55303&56657'21.86" N, 71&55303&56647'88.29"
Расположен
в зап. отроге Алайского хребта, между в. 5011 и 5051
Прохождение
Описание дается от ледн. Аллаудин Сев. до р. Джили-суу
Обходя зоны многочисленных трещин, минуем низкую сн-лд седловину пер. Аллаудин Спортивный и подходим к началу подъема к пер. Мечта (ок. 1 хч. от седловины пер. Аллаудин (090). Выше ледник, зажатый в узких скальных воротах, прегражден двумя ступенями впечатляющего ледопада (091). Левый его борт очевидно камнеопасен, правый (ор.) может быть лавиноопасен. Надеемся, что с непогоды прошло достаточно времени, и начинаем подъем в связках вдоль правого ор. борта по сн-лд склону крут. до 30-35°, в обход первой ступени ледопада. Быстро и легко поднимаемся на выполаживание между первой и второй ступенями, и тут начинается...
Выполаживание между ступенями - короткий участок очень разорванного ледника крутизной не более 5-10°, однако очень труднопроходимого. Впечатляющие трещины во всех направлениях, глубиной до 30 и шириной 5-7 метров, редкие ажурные мостики над ними. Петляем между трещинами, местами с попеременной страховкой, пока не выходим на тело мощного ледового обвала с правого борта, практически завалившего вторую ступень ледопада. Если бы не обвал, не знаем, как бы мы здесь прошли. Ледовые глыбы забили несколько крупных трещин, перегородивших ледник, от «уха до уха», обеспечивая нам возможность двигаться дальше (092). Вторую ступень, более пологую (до 20-25°) и короткую чем первая, но гораздо более рваную, проходим вдоль правого (ор.) борта по телу обвала и нескольких последующих лавин. При большем кол-ве снега на склонах (еще пару дней назад!) делать это было бы крайне опасно. Благополучно миновав опасный участок в 10-40 останавливаемся на привал на ровном пологом леднике (1 ч. 20 мин. чхв от начала подъема). Дальнейший подъем в связках по пологому (до 10°), закрытому слегка разорванному леднику, вдоль его левого (ор.) борта до моренных островков, торчащих из-под снега в верхнем цирке (ок. 1 хч. от выхода из ледопада). Отсюда уже хорошо видна седловина пер. Мечта — широкая, слабовыраженная, находящаяся левее (по ходу) характерной ск. вершинки. Ярковыраженная седловина правее скальной вершинки (пер. Мечта Ложный) является более сложной и ведет в цирк ледника №413 (так же бассейна р. Джили-суу). Информации о его сквозном прохождении нет. От морен в цирке начинаем подъем в связках по сн-лд склону крут. до 20-25° прямо вверх до перевальной седловины. Снег местами глубокий, до колена, под ним встречаются неширокие трещины. Чуть более чем за 1 хч. поднимаемся на широкую сн-ос седловину к разрушенному скальному жандарму, в туре на нем находим записку группы туристов тк МГТУ им. Баумана под руководством Вереникина А.С. от 05.08.2011. Они сняли записку туристов НГУ под руководстовом Симонова Н.А, от 26.07.2009. На седловине возможна ночевка, но жидкой воды нет. С седловины хороший вид вперед на Алайский хребет, вплоть до Матчинского узла (093). Вид на север (назад) закрыт отрогом вершины 5051.
В 13-25 начинаем спуск на юг по некрутому (до 20°) сн-ос склону, далее по снежникам в кулуарах и карманах морен (094). Верхнюю часть спуска проходим быстро, однако ниже снег заканчивается. Немного спускаемся вдоль ручья, вытекающего из снежника, далее выходим на морены его левого (ор.) берега. Сам ручей уходит в глубокий конгломератно-ос. каньон, доверия не внушающий. Спускаемся, по моренным валам, оставляя слева (ор.) открытый ледн. №411 и простую, но неприятную ос. седловину пер. Конгур (1Б) в его правом борту (095). Когда наш ручей выходит из каньона, продолжаем спуск по его левому берегу до того места, где он прорезает мощный моренный вал (ок. 1 хч. от перевала). Можно и далее продолжать спуск вдоль ручья, по его правому борту, так как слева втекают многочисленные ручья с языка ледн №411, однако, поверив описаниям, мы перепрыгиваем на правый берег ручья и поднимаемся на морены в поисках обещанной тропы. Находим один тур, непонятно что маркирующий, потом находим неудобный кулуар с небольшим ручьем. Однако ниже кулуар уходит в глубокий скальный каньон правого (ор.) борта долины, и спуск по нему не просматривается. Возвращаемся по кулуару назад и высылаем разведку не его левый (ор.) борт, на крутые высокие моренные валы. Здесь наконец-то обнаруживается слабая тропа, маркированная турами, спускающаяся по осыпному бугру между двумя ручьями в д. р. Джили-суу (096). Спускаемся по тропе (крут. в нижней части до 25-30°) до широкой плоской долины и в 15-30 падаем на обед возле правого (ор.) ручья, так как он значительно чище, чем левый (ок. 0,5 хч. от выхода на морены правого берега).
Выводы и рекомендации:
Определяющим участком перевала является ледопад на ледн. Аллаудин Сев. В ледопаде останавливаться негде и делать этого нельзя. В описаниях пер. Мечта, многие группы пишут, что сложность перевала соответствует скорее 2А, чем 2Б к. тр. Действительно, перевал несложен. Но этот ледопад, обойти который не удастся, может полностью изменить картину. Ледопад достаточно подвижен и заметно меняется год от года, снизу он полностью не просматривается. Выбрав для подъема правый борт, мы уже не могли уйти на левый, так как центр ледника разорван страшно. В нашей группе были достаточно опытные люди, повидавшие на своем веку разные ледопады, да и то очко =)) временами подрагивало. Боимся даже предположить, что будет здесь делать группа в первой «тройке», да еще с начинающим руководителем. Этот ледопад требует обдуманных действий, здравой оценки своих сил и погодных условий, иначе мероприятие может оказаться чересчур опасным. Считаем, что в целом перевал соответствует 2Б к. тр.
После обеда в 17-05 начинаем подъем по долине р. Джили-суу, к языку хорошо видимого впереди ледника. По ос. склону правого (ор.) борта долины, перепрыгивая по камням бурный и мутный ручей, текущий из-под пер. Мечта и ледн. №411, спускаемся на песчано-ос. берег реки и по нему подходим к языку ледника. По дороге встречаются хорошие места для лагеря, однако мы хотим подойти под свой следующий перевал — Снежный Горб (2Б), находящийся в верховьях ледника Джиалису. Язык ледника пологий, сильно заморенный, подъем возможен практически в любом месте. Начинаем подъем по моренам правого берега, далее траверсом ск-ос склона уходим на левый (ор.) борт, обходя верхом то место, где из-под морен вытекает мощная мутная река Джили-суу (ок. 0,5 хч. от места обеда). Морены левого (ор.) борта белые, средние и крупные. Идти здесь проще и приятнее, чем по красноватым мелким моренам правого борта. Однако, здесь непросто найти место под палатку. Наконец, в 18-15 видим удовлетворительное местечко в левом рантклюфте ледника, где и встаем на ночевку. Рядом даже есть слабый ручей, но отвратительно грязный. За чистой водой приходится ходить на ледник, да и там она оставляет желать лучшего.
Выход в 7-40. От лагеря на левобережных (ор.) моренах лед. Джиалису выходим на пологий открытый заморенный ледник и идем вдоль его левого борта по моренам, снежникам или открытому льду. Слева по ходу остается ярко выраженная несложная лд-ос седловина пер Джиалису 2А, ведущая на ледн. № 44 (бассейн ледн. Абрамова), и еще более простая сн-лд седловина пер. Ленинградцев 1Б, ведущая в верховья сев. истока ледн. Абрамова (097). Справа и чуть впереди виден поворот к сн-ос пер. Илликсу 2А. Прямо впереди, запирая цирк ледника, высится мощная сн-лд ступень, разделенная скальным выходом на два ледопада — пер. Снежный Горб (2Б). Подъем на перевал проходит по правому (ор.), более простому ледопаду. Однако и здесь крутизна склона достигает 40-45°, видно несколько мощных трещин, требуется навеска веревок. Видны следы небольших лавин и падающих камней с правого (ор.) борта.
Перевал Снежный Горб
Категория
2Б
Высота
4600 м по классификатору
4550 м по GPS
Характер
сн-лд
Ориентация
север - юг
Номер в классификаторе
3.26
Координаты
39&55303&56653'25.41" N, 71&55303&56646'26.16" E
Расположен
в Алайском хребте, район лед. Абрамова, между в. 4965 и в. 4933
Прохождение
Описание дается от ледн. Джиалису до ледн. Абрамова
По закрытому заболоченному леднику подходим к перевальному взлету (ок. 2 хч. от лагеря). Здесь связываемся, одеваем кошки и начинаем подъем (098). В связках по крутому (до 35-40°) сн-лд склону поднимаемся по центру правого (ор.) рукава ледопада и подходим под отдельную ледовую стенку на нижнем берегу берга. Отсюда начинаем вешать веревки. Первая веревка по ровному сн-лд склону крут. до 30-35° подводит нас к бергу и пересекает его в узком месте, но без моста (превышение целевого берега около метра над нашим). Вторая веревка (099) по сн-лд склону крутизной до 30° выводит на удобную широкую ледовую полку, между двумя нависающими ледовыми стенками, разделенными огромной трещиной, уходящей на центр ледника (100). Здесь можно удобно сесть и снять рюкзаки, однако окружающие пейзажи впечатляют и не дают расслабиться. Третья веревка обходит стенку слева, там, где большая трещина закрывается, и по слегка разорванному сн-лд склону (крут. до 25-30°) выводит нас на прав. (ор.) борт ледника. Однако прижиматься к скалам правого (ор.) борта не стоит, оттуда иногда летят камни. Вешаем еще одну (четвертую) веревку по постепенно выполаживающемуся (до 15-20°), слегка разорванному ледовому склону. Далее идем в связках по глубокому снегу до выхода на мелкоосыпные склоны левого (по ходу) восточного борта седловины (101). Здесь мы в 13-45 (3, 5 хч. от начала подъема).
Седловина перевала очень широкая, ярко выраженная, сн-лд со скально-осыпными бортами. Тур на осыпи восточного борта, маркирован палкой. Сняли записку двух групп т/к МГТУ под руководством Вереникина А.С. и под руководством Арабаджиева М.С. от 03.08.2011. Ночевка на перевале возможна, но не удобна, жидкой воды нет. С перевала хороший вид на север, на вершины правого борта долины Джиалису. Вид на юг закрыт массивом в. 4912 и ее предвершиной 4848. Перед ними видна снежная седловина пер. Надежда, ведущая на ледн. Илликсу.
В 14-15 начинаем спуск на лед. Абрамова. Спускаемся в связках по короткому сн-лд склону, крутизной до 25°, подрезанному нешироким забитым бергом, ок. 5-7 ход. мин. Далее спускаемся вдоль левого ор. борта лед. Абрамова по пологому 5-10° ровному закрытому леднику (102). Ниже начинают попадаться очевидные, легко обходимые трещины. Снега становится все меньше, попадаются участки открытого льда, покровные морены и ручьи. На покровных моренах под склонами в. 4965 на слиянии сев. и зап. истоков лед. Абрамова в 14-55 останавливаемся на обед (1 переход, 40 ход. мин. от перевала).
Выводы и рекомендации:
Перевал соответствует заявленной категории 2Б. Определяющим препятствием является северный склон, разорванный бергшрундами, требующий навески 3-4 веревок. В дальнейшем возможно увеличение сложности перевала из-за активного таяния ледника Джиалису и появления новых трещин.
После обеда по ровному пологому заболоченному открытому леднику (103) спускаемся к слабой срединной морене, разделяющей западные и восточные истоки ледника (40 ход. мин. от обеда) и начинаем подъем, пересекая восточный исток ледника, в направлении морен его правого (ор.) борта. Главное впечатление от ледника Абрамова — здесь очень, очень мокро (104). Вся поверхность ледника изрезана ручьями и речками в извилистых ледовых руслах, ледовыми стаканами и ямами с водой. Редкий ботинок не промокнет к середине ледника... разве что пластиковый, да и то, если не черпанет через край =). Пересекаем несколько валов срединных морен и наконец в 18-15 подходим к моренам правого борта (около 1 хч от морен, разделяющих истоки ледника). Тщетно пытаемся найти площадки, оставленные предыдущими группами. Морены весьма холмистые и с площадками здесь туго. В итоге ровняем местечко на покровной морене, на самом краю ледника. Зато с водой проблем нет — она у нас в тамбуре=).
Выход в 8-30. Сегодня мы никуда не спешим. От лагеря на правобережных моренах ледн. Абрамова выходим на пологий, почти открытый ровный ледник и начинаем подъем в верховья ледника. Слева по ходу остаются цирки несложных перевалов Ясный, Васянина, Счастливый, справа — разрушенные скалы в. 4583, разделяющей западный и восточные цирки ледн. Абрамова (105). На осыпном отроге видна маленькая хижина, похоже давно заброшенная. Седловина пер. Бокбаш Сев. очень широкая и низкая, представляет собой переметный ледник. Перевального взлета с северной стороны нет. Медленно набирая высоту по пологим сн-лд полям выходим на седловину (1,5 хч от лагеря). Тура нет, здесь его просто из нечего сложить. Фотографируемся на фоне вершин Заалайского хребта, прекрасно видимых на юге, в 10-15 начинаем спуск в д. р. Кутурган.
Спуск с перевала по снежному склону крутизной до 20° на морены ледника №5 (106), далее по карману левобережной морены по снежникам и участкам крупной осыпи (107). Справа по ходу остается небольшое ледниковое озеро. По моренным террасам спускаемся на тр-ос площадку, где начинается слабая тропа (чуть более 0,5 хч. от седловины).
Здесь есть хорошие места для ночевок, слабые ручьи. Далее спускаемся по моренам левого борта ледника, ниже — левого берега вытекающего из него ручья (108). Ниже тропа становится мощнее, видны охотничьи засидки, недавние следы лошадей и прочие следы цивилизации. Тропа идет по тр-ос гребню старой морены высоко над ручьем (109), далее спускается ближе к воде. В этом месте лежит мощный снежный мост — старый лавинный вынос, весь испачканный следами переправляющихся стад (ок. 1,5 хч. от перевала). На карте в этом месте также нарисована переправа тропы на правый берег. Решаем переправиться, хотя и по левому берегу уходит вниз очевидная тропа. На правом берегу тропа дробится на сотни коровьих тропинок. Идем по ним, стараясь не отдаляться от ручья. Ручей тем временем уходит в каньон и падает вниз системой красивых порогов (110). Над каньоном, наконец, собирается мощная тропа, как по правому так и по левому берегу. По тропе спускаемся до широкой травянистой террасы, где наш ручей принимает в себя два крупных левых притока, образуя реку Кутурган (чуть более 0,5 хч. от переправы на правый берег (111). Переправа через ручьи, как и через всю реку ниже слияния проблем не представляет. Здесь на берегу чистого ручья в 12-45 встаем на обед. Вокруг пасутся стада, ездят киргизы на ишачках.
После обеда в 15-00 продолжаем спуск по хорошей тропе по пологим травянистым, местами заболоченным склонам (112). По левому берегу также видна мощная тропа. Скоро видим юрты на левом берегу, а выше страшноватый мостик (менее 0,5 хч от обеда). Переправляемся к юртам (113), меняем пачку анальгина на пиалу айрана и идем дальше. Ниже юрт тропа превращается в автомобильную дорогу, а скоро появляются юрты и по правому берегу. Дорога там, кажется, еще больше. Автомобильный мост через Кутурган находится недалеко от впадения его в р. Окк-суу (Катта-Карамык). По дороге спускаемся до слияния рек (ок. 0,5 хч. от юрт) и продолжаем спуск левым (ор.) берегом Окк-суу весьма высоко над водой (114). На дороге встречаем женщину с детьми, весело общающуюся по телефону, значит здесь есть связь.
Жарко. Питьевой воды от юрт до поворота на р. Окк-суу мы не нашли, да и у юрт пить было страшновато. Наконец, видим чистый ручей, вытекающий прямо из травянистого склона недалеко от дороги (ок. 0,5 хч. от поворота), однако рядом с ним нет приличных мест под палатки. Продолжаем спуск по дороге и скоро (10 ход. мин. от ручья) находим площадку ниже дороги на высоком берегу реки. Здесь когда-то стояла юрта, остался загон, очаг. Прогнав с площадки несколько коров, в 17-30 ставим здесь лагерь. Вечером к нам пришла местная молодежь - пообщаться. Разошлись без потерь.
Итого:
Время: 5 хч.
Расстояние:18,5 км.
Высота: 4050 — 4280 — 2750 м.
День 17
02.08.2012 Д.р. Ок-суу — пос. Кара-Тейит — Алайская долина — г Ош
Погода хорошая
Выход в 7-40. По дороге левым берегом р. Окк-суу спускаемся вниз. Иногда встречаются всадники, иногда велосипедисты, редко машины. Вдоль дороги стоят юрты, где нас угощают хлебом и айраном (115). За 2,5 хч. спускаемся в крупный поселок Кара-Тейит, весьма процветающий на вид (116). Здесь есть несколько магазинчиков, почта, мобильная связь. По наводке местных жителей находим машину до Оша за 5000 руб. и в 12-00 покидаем эти гостеприимные места (117).
Стараниями китайцев по Алайской долине проложили приличную асфальтовую дорогу, что здорово ускоряет процесс и позволяет не отвлекаясь любоваться открывающимися видами.
2. Отчеты, доступные в сети Интернет: http://sab.sscc.ru/~tour/Alajskij09/index.html Н. Симонов, Новосибирск, т/к НГУ, Новосибирск, 2009. http://meridian.perm.ru/03_reports/ Г. Мехоношина, Пермь, т/к Меридиан, Пермь, 2008 и 2009. http://www.tkirbis.ru/alay96/report.htm Г. Иванов, т/к Ирбис, Ярославль, 1996. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Smirnov_Alay-92/92alay.shtml Л. Смирнов, т/к МГУ, Москва, 1992. http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2011ed4/index.html рук. Е. Домбровский, т/к МГУ, Москва, 2011. https://sites.google.com/site/otchetalay2011/ рук. Д. Шабалин, т/к МГУ, Москва, 2011
зачем публиковать фотографии в таком формате, что даже при открытии их не удается прочитать подписи к вершинам/перевалам ? перезалейте фото в нормальном качестве!