Автор: Александр Ручкин, СПб

Экспедиция Александра Ручкина и Вячеслава Иванова.
Жить без приключений нам никак нельзя... Эй, прибавь-ка ходу альпинист...

28 сентября

Сделали акклиматизацию.
Такого подхода и акклиматизации ни у меня, ни у Славы, никогда не было.

И мы теперь начинаем понимать почему на такой близкой горе от Луклы всего одно восхождение с этой стороны и то по гребню.

Прогноз погоды водил нас за нос. Несколько дней не совпадал, вместо дождей была низкая облачность и только накрапывал дождичек.
Нас пугать, подумали мы.
В 6 утра из окна увидели гору, решили не ждать у лоджии погоды и выйти на акклиматизацию.

В 8 утра мы со Славой и наш гид Гъянг, который знал продолжение тропы через джунгли, пошли пробиваться выше.

С собой взяли палатку, карематы, спальники, горелку Джет бойл, балон газа и еды на несколько дней, легкой но не калорийной.

Фаст энд лайт, как любят говорить, по модному и современному.

Не сильно груженые и почти аки посуху, воды в реке было мало, мы 7 раз перепрыгивали через реку с камня на камень, и только иногда разувались и переходили вброд босиком.

К этому мы уже привыкшие, да и ноги лишний раз помыть не помешает, перед дальней дорогой.

Крутые скальные склоны поросшие пучками травы, словно ступени служили нам при подъеме наверх.

Местами хотелось лезть со страховкой и веревкой. Страшно аж жуть. Вниз смотреть не хотелось, да и некогда. Смотришь куда поставить ногу и следишь за равновесием.

Среди хаоса бамбуков, рододендронов, колючих кустов, лиан и всякой травы в рост человека, Гъянг показывал жест подождать, искал путь и когда находил, снова делал молчаливый жест продолжать движение.

Непрерывно, без отдыха, пробивались 7-8 часов.

Местами, в чаще джунглей была прорублена узкая тропа, и я пожалел что не взял с собой кукри, расчищать себе дорогу.
Каремат, прикрепленный к рюкзаку, не пролазил и цеплялся за все ветки, стволы и колючки (Кукри-национальная форма ножа, используемого непальскими гуркхами. Клинок кукри, имеет характерный профиль «крыла сокола» с заточкой по вогнутой грани. Википедия).

В 14.30 пошел дождь, и когда мы увидели первую проплешину и первую горизонталь, решили, что это знак, здесь и заночуем, зачем сильно мокнуть, и пора было отпускать гида в обратный путь.

3700м, виды потрясающие, но нашей горы не видно, только видны бараньи лбы, поросшие кустами мхом и всякой флорой.

29 сентября

Ранний выход и снова поиск пути, среди колючих кустарников на отвесных склонах.

Плутаем то вверх, то вниз.
3900м, вторая неплохая площадка для ночевки. Но рановато и надо выше. Пробиваемся, ищем.
Уперлись в тупик. Отвесные скалы, водопады, поняли, что не туда забрались, зря набрали 100м.

4800м под стеной Кусум Кангуру

Спустились, вроде нашли проход через реку. Вышли на бараньи лбы, опять пробираемся через кусты.

Вроде не курили. Заросли деревьев  и бамбуков отпустили нас на 4000м, кустарники отпустили нас на 4200м.

Вздохнули, бамбуки и лианы не путаются под ногами, скорость увеличилась, но не сильно.

Поиск прохода через реки, водопады, скалы, поросшие мхом, заводили иногда в тупик, разворот и новый поиск.

Слава продолжает ставить точки GPS на телефоне, я на часах. Но для надежности, ставим каменные точки, туры из камней, чтобы найти дорогу назад.

С 11 утра дождь, переходящий в снег. Туман, не видно куда идем, но идем вверх, значит должны просто упереться в стену.

Мох закончился, начались камни, туман рассеялся, видимость 200м, и мы увидели низ стены.

1 день по вертикальным джунглям, 1 день по карликовым кустарникам и бараньим лбам, заросших мхом, и мы под стеной.

Это не считая двух отдельных дней поиска и прорубания с проводником тропы в джунглях.
Без местного проводника найти тропу в принципе невозможно.

По стене стекают снежные лавины и с грохотом вытекают в кулуары.
Прямо на гребне одного из холмов нашли третью горизонтальную площадку за весь путь и поставили палатку.

Вид из под Кусума

Часы показывают около 4800м, до стены метров 200, по каменистой сыпухе и снегу.

Ночевка на 4800м. Как всегда на акклиматизации, голова болит, спать не можется.
Дождь со снегом идет целую ночь. Дождались рассвета и вниз.
Понятно, что такой переход  в 2,5 км по высоте и 7 км в проекции по горизонтали, через тернии джунглей, за один день не осилить.

Несем все вниз на 3900м, где приметили хорошую площадку.

Опять ищем туры и тропу, только теперь сверху вниз.
Бараньи лбы 1 км на 1 км.
С трудом узнаем где шли. Если бы не туры, кажется везде обрывы скал и водопады с них.

На 3900м поставили палатку и оставили все вещи, спальники, карематы, горелку, газ, для подъема, чтобы не таскать туда сюда.

Пришел регулярный дождь, и мы продолжили спуск.

Тропа петляет по вертикальным, заросшим, страшным, травянистым склонам, идет то на одной стороне ущелья, то на другой.

Гид-Гъянг

Ощущения всегда такие, что ты уже давно заблудился.
Постоянно подходим к краю, где 100м под тобой вертикальная стена, под тобой шумит река.
Ущелье узкое и противоположный заросший склон совсем рядом.

Если подскользнешься, а травянистого молотка у тебя в руках нет, то до встречи в Тадакоси.

Когда понимаем, что сбились с тропы, Слава достает телефон, куда он забивал точки, когда шли вверх и говорил куда держать направление к ближайшей точке, вниз или вверх.

Пробиваемся по джунглям, находим тропу и так 10 раз, блудим, находимся и снова блудим.

Спустились к основной реке в  узком нашем ущелье.

Осталось 7-8 переправ, перепрыгов и переходов вброд через реку и вдоль реки. Уже все мокрые, гортекс забыл надеть, потому что увлекся поиском пути вниз.

Мокрые по пояс сверху от дождя и по пояс снизу от мокрых кустов и травы через которые продираемся.

Накидку от дождя на рюкзак потерял, где-то зацепившись за ветку.

Броды уже пересекаем, не разуваясь и раздеваясь. Смысла нет.

При одном таком переходе подскользнулся и провалился по пояс в реку. Выжал одежду и дальше пошел.

Игра света и теней

От дождей уровень в реке поднялся, и река стала бурная. В одном месте на реке встряли.
Не перепрыгнуть реку такой мощи, снесет.
До темноты осталось 2,5 часа.

Не успеть ни вверх к палатке со спальниками, ни вниз. Поискали проход выше на заросшей вертикальной стене, не нашли.

Вернулись к тому же месту. Слава попробовал перейти реку, сносит. Вернулся. Западня. Замуровали идолы сами себя.

Нашли огромный нависающий карниз, где не льет сверху, а только капает. Смотрим на это страшное чудо природы.

Реку, которую мы 2 дня назад легко проходили и перепрыгивали, не узнать.

Так и встретили ночь, сидя в джунглях, под карнизом, на берегу.
Грохот реки заглушает голос рядом сидящего Славы.

Вынужденная холодная и мокрая ночевка в джунглях на высоте 3000м.

«Умные Маши» оставили все в надежде сбежать вниз до лоджии.

Наша экзотичная ночная лоджия в джунглях, обрыв да карниз, и ревущая река в 2-х метрах.

Стена с 4800м

12 часов, всю ночь тряслись, пытаясь заглушать рев бурной реки, и забывались коротким сном, в надежде что река спадет, и мы спустимся ногами, а не вплавь по реке тушками, снесенными природными явлениями.

Остались в живых.
Наутро спустились.
Откисаем и сушим весла в нашей лоджии в Тадакоси.

Каким он парнем был…
Александр Ручкин

Страница экспедиции

Экспедиция Александра Ручкина и Вячеслава Иванова.