Горы мира > Урал >

Автор: Вадим Неворотин, Москва

Восхождение на Манарагу

Манара&769га (1662,7 м) — вершина на Приполярном Урале в национальный парке «Югыд ва» Республики Коми.
Является одной из самых популярных вершин среди туристов и альпинистов, с мансийского переводится как Медвежья лапа.

Вершина представляет собой сильно рассеченный гребень с 5—7 огромными «жандармами» башенного типа.
Координаты Манараги Главной равны N 65° 02&8242 52&8243 , E 59° 45&8242 46&8243.
Маршруты на Манарагу имеют 1Б-5Ак.т.
Протяженность вершинного гребня составляет около 1.5 км.

Минувшим летом, 23 августа, тройка альпинистов-ветеранов суммарный возраст которых составляет 222 года: Эдуард Мысловский, Вадим Неворотин и Николай Черный совершили восхождение на Манарагу Северную в условиях плохой погоды - снегопад,  дождь.

Измерены с помощью JPS 60Cx  высота - 1637м , N 65° 02' 42,4'',  E 59° 45' 34,5''.

Условия по подбору состава группы были предельно простыми – доброжелательные дружеские отношения, примерно равный возраст, неприхотливость к житейским обстоятельствам.

Идея восхождения на Манарагу возникла у меня после зимнего и летнего восхождений на находящейся неподалеку высшей точки Урала вершины Народная 1895 м. ( По JPS 60Cx  высота – 1884м).

Район восхождения Приполярный Урал, расположенный между рек Щугор и Кожим, чрезвычайно интересен своей уникальностью.
Отдельные гребни хребтов Приполярного Урала поднимаются над уровнем моря на 1800 метров и выше, а ширина горной полосы в иных местах достигает 150 километров.

Самые известные вершины – гора Народная (1895 м), пик Карпинского (1803,4 м), Манарага (1662,7 м), Колокольня (1640 м), Сабля ( 1497 м).
Природа Приполярного Урала сохранилась практически в первозданном состоянии. В Республики Коми житейская обстановка весьма благоприятна - « не стреляют, не взрывают, не захватывают».
Отношения между людьми добрые. Личная безопасность находится на высоком уровне.

Однажды ночью к моей палатке пришел медведь в поисках еды. Но быстро убежал, как только осветил его фонарем.
Это была моя восьмая поездка с туристско-альпинистскими целями.

Свое путешествие начинаем на Ярославском вокзале 19 августа в поезде Москва-Воркута в плацкартном вагоне (2700руб).
Николай Черный прилетел с Кавказа, где работал гидом на Эльбрусе.
Эдик с дачи в Подмосковье, а я - из Красной Поляны.
Знаем друг друга много-много лет. Имеем совместные восхождения в разные годы своей альпинистской жизни. Дружим семьями.

Едем до Инты. Расстояние почти 2000 км, время в пути 42 часа. Вагон заполнен полностью.
Пьем, едим, спим, вспоминаем.

21 августа в 6 утра прибываем на станцию Верхняя Инта, находящуюся в 15 км к югу от города Инта - бывшем Инталаге.
Нас встречает вахтовый трехосный «Урал» и 130 км на юг до базы «Желанный» проезжаем за пять часов.

Мы находимся в бассейне реки Кожим – мекке туристов Коми и Урала.
После прекращения добычи золота на Кожиме в 2000 году и восстановительных работ вода в реке стала кристально чистой, берега, где шла промывка золотосодержащих грунтов, покрылись растительностью и приобрели естественный вид.
На Кожиме с 1980 года было добыто 3500 килограмм золота.
Здесь работали артель «Печора» Вадима Туманова и АО «Терра» Леонида Акимова. Проезжаем базу Сана Вож, где прежде располагались старатели, сейчас здесь базируются туристы-водники.

Здесь в Кожим впадает река Балбанью, в верховьях которой располагается база «Желанное».
На «Желанном» затишье. Идет смена вахт - одни уезжают в Инту, другие приедут в сентябре. Поселок «Желанный» находится на склонах пика Баркова (1320,8 м) на правом берегу притока Кожима речки Балбанью на высоте 680 м над уровнем моря. В штольнях горы Баркова и ведется промышленная добыча жильного кварца и горного хрусталя, запасы которых превышают миллион тонн.

«Желанное» долгое время оставалось закрытым промышленным объектом НКВД.
Геологам в 70-е годы запрещалось даже упоминать о нем в своих записях. Это месторождение кварца и горного хрусталя, открытое в 1948 году, и по сей день является одним из крупнейших в России.
Добыча ведется на высоте 940 метров над уровнем моря шахтным способом. Кварц «Желанного» и по качеству превосходит все остальные известные в России месторождения минерального сырья. Подобные запасы кварца есть только в Бразилии, Аляске и Мадагаскаре.

Еще в семидесятых годах на предприятии работало больше 250 человек.
В 1992 году прекратилось финансирование геологических работ, большинство проектов закрылось, а спустя четыре года экспедицию ликвидировали.
Возрождение рудника произошло в 2007 году, когда пришли новые акционеры- ЗАО «Кожимское РДП» (www.kozhim.ru). В результате выполненных за последнее время работ Кожимское РДП (Дружинин Алексей Александрович, генеральный директор) добывает ежегодно около 1000 тонн высококачесвенного кварца для получения монокристаллов, хотя способно выдавать на-гора 10-20 тысяч тонн кварца.

Диверсифицируя свою деятельность руководство «Кожимское РДП», памятуя об уникальности района основало турбазу «Желанное», построили гостиницу «Еркусей» на 25 мест для любителей горной природы, сплава по горным рекам, рыбалки, катания на снегоходах, горных лыжах и пр. (www.zhelannoe.com).

На базе долго не задерживаемся, утром 22 августа выходим в сторону Манараги. В течение этого дня проходим два перевала: Лимбекю ( 957 м) и Зигзаг ( 1118 м). Все последующие дни по ночам и днем, практически не прекращаясь , идут дожди. На следующий день 23 августа спускаемся в долину реки Манарага и останавливаемся под горой на отметке 479 метров.
Восхождение на Манарагу Северная начинаем в 5 утра в сторону перевала Студенческий.
До Студенческого перевала (1074 м) поднимаемся 2,5 часа. Отсюда последний раз видим свою вершину, нас накрывает туман с изморозью.
Путь к вершине ведет по крупным каменистым осыпям (курумникам), покрытыми мхом и лишайниками.
Размеры каменных обломков доходят от полуметра до нескольких метров, что требует большой аккуратности при прохождении.

Ближе к полудню подходим под карниз вершинной башни. Обход этого монолита находится справа по ходу. До вершинного знака остается 10-15 метров по высоте.
По навигатору высота - 1637м , N 65° 02' 42,4'',  E 59° 45' 34,5''. На картах и в описаниях (1598м).
Погода резко ухудшается. Сыплется ледяная крупа с дождем. Видимость очень плохая.

Принимаем решение, что на сегодня с нас будет достаточно.
Спуск по мокрому курумнику неизвестно сколько займет времени.
Приходится доставать веревку. Чем ниже спускаемся, тем сильнее припускает дождь.

Спуск на перевал занимает четыре часа. К палатке приходим мокрыми до нитки. В ботинках хлюпает вода. Время около 18 часов.
Остаемся ночевать на прежнем месте, в 20 часов уже темнеет.

Утром 25 августа начинаем двигаться к дому.
Впереди практически двое суток пути, это около 50 километров плюс один перевал.
Главное, надо двигаться, а просохнем в дороге, ибо движение рождает энергию.

Временами прекращается дождь, делаю насколько удачных фотографий. К вечеру поднимаемся под перевал Каркар. Высота 750 метров.
Рядом находится гора Народная - высшая точка Урала.
Дождь на время прекратился, в пути мы слегка обсохли, поэтому ночь проходит более комфортно чем накануне.

Встаем, как и прежде в пять утра и выходим в сторону перевала Каркар.
Через 2.5 часа мы на перевале. Высота 1206 м.

Балок на Оленьем

Отсюда, наконец, дорога идет только вниз.
Через 7,5 часов непрерывной ходьбы мы останавливаемся на стоянке оленеводов перекусить и попить чай.
Еще 1.5 часа хлюпания по болотам и мы приходим на базу «Желанное».
Время 18 часов.
На этом наше путешествие заканчивается. Никаких эмоций.
Знаю, что приятное послевкусие придет позднее, недели через две и надолго.

В итоге, за 5 суток мы прошли по горам и болотам около 120 км и поднялись суммарно на 2,7 км высоты.
Для нашего возраста это достаточно хороший результат.
Погода на протяжении всего путешествия нас не баловала и была как сейчас в Москве во второй и третьей декаде.
В Москву мы вернулись 29 августа.

Кирка

Наше успешное мероприятии стало возможным благодаря участию и помощи Дружинина Алексея Александровича и Герасимова Николая Николаевича. Низкий поклон и глубокая благодарность им от всех участников этой неординарной авантюры.

Новый Год в Домбае

Пик Победы

супер

Ну, молодцы ! Прекрасное путешествие и познание России. Рад за вас ветеранов, что "не стареют душой..." Вадиму большое спасибо за фото, за повесть.