Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру летом 2013. Часть 1
ОТЧЕТ Руководитель Наседкин С.В. Почта: nasedkinsv @ gmail . com www . westra . ru Справочные сведения
График движения по дням планируемый
График движения по дням фактический
Запасные и аварийные варианты пути
Аварийные варианты пути
Карта приведена в Приложении 1. 5. Отказ от восхождения на пик Ленина был обусловлен сильным ветром на в. Раздельной (скорость до 85 км/ч на 7134 м) и отсутствием запасных дней. 6. По решению группы в план закладывали полудневки вместо дневок, чтобы не сбивать спортивный темп группы. Состав группы
Дополнительная информация Понятие право/лево дается орографически, если не указано иное. Список сокращений а/л - альплагерь, альпбаза юж. - южный Организация маршрутаОбщая идеяПервоначальной идеей проведения летнего сезона 2013 года было совершения восхождение на один из семитысячников Памира или Тянь-Шаня без организации похода. Однако в декабре 2012 года сформировалась команда, основной целью которой стал именно поход. Было решено провести его в Заалайском хребте и в финале совершить восхождение на пик Ленина. Выбор района был обусловлен следующими причинами: -- хорошая транспортная доступность (на микроавтобусе из г. Ош можно доехать за 5 часов (210 км) по отличному шоссе -- большое количество близко расположенных перевалов разной сложности, позволяющих построить поход любой категории (от 3 до 6) -- большой диапазон высот перевалов и вершин, позволяющий выбрать максимально комфортную акклиматизационную пилу для адаптации -- возможность быстро сойти с большей части маршрута по долинам рек в случае возникновения аварийных ситуаций. Маршрут строился исходя из того, что это было первое руководство походом пятой категории для руководителя и у половины группы высотный опыт не превышал высоты Эльбруса. Поэтому был выбран вариант с плавным набором высоты, небольшой линейной частью и выходом в район пика Ленина для последующего восхождения. Цели и задачиОсновной целью похода являлось подготовка для восхождением на пик Ленина. Исходя из этого были поставлены следующие задачи: -- пройти технические препятствия, соответствующие походу 5 к.с., и сохранить запас физических и психологических сил для восхождения -- руководителю получить опыт руководства первой пятеркой, а участникам опыт участия -- получить плавную акклиматизацию для восхождения на пик Ленина -- физический и эмоциональный отдых, общение с природой и друг с другом -- получение высотного опыта эксплуатации одежды и снаряжения для последующих походов.
1. Акклиматизационная часть. Целью данной части была плавная акклиматизация перед выходом на большие высоты, проверка снаряжение и участников. Продолжительность 6 дней. Планировалось отнести заброску вверх по р. Атджайло и пройти пер. Назарова (2Б), Корженевского (2Б), Сыпучий (2А). В случае нештатных ситуаций можно было выйти вниз к заставе Бардобо для получения помощи. Из-за неточности в планировании по факту пришлось отказаться от прохождения пер. Корженевского и сразу идти на пер. Сыпучий. 2. Техническая часть. Целью было набрать необходимое количество перевалов и вершин для зачета похода пятой категории сложности. Продолжительность 13 дней. Планировалось пройти пер. Белецкого (3А), Горбунова (2А), 20 лет ККТ (2Б) + пик Октябрьский (радиально), пер. Спартак (связка пер. Крыленко и Корженевского) (3А), траверс связки перевалов Мира Зап. и Золотой Теленок (2А) и выйти в МАЛ под пиком Ленина. На этом участке мы потеряли один день из-за непогоды под перевалом Белецкого. Также отказались от восхождения на пик Октябрьский из-за недостаточной акклиматизации группы. 3. Высотная часть. Целью являлось восхождение на пик Ленина. Продолжительность 7 дней. Задача до конца не была выполнена. Поднявшись 6 августа на вершину Раздельная, мы двое суток просидели в лагере, совершая короткие акклиматизационные выходы до высоты 6400, но так и не сумели сходить на пик из-за сильного ветра (на вершине до 85 км/ч по данным сайта http://www.mountain-forecast.com/peaks/Pik-Lenin/forecasts/7134), хотя погода стояла ясная. Выводы:Основная цель похода была выполнена - мы смогли подготовиться к восхождению на пик Ленина. При этом были выполнены все задачи, кроме восхождения на пик Октябрьский.
Рекомендации:-- брать хотя бы одну палатку с большим тамбуром для готовки в непогоду. -- тщательно отбирать снаряжение, после заброски у мужчин вес рюкзаков был от 37 до 42 кг. -- закладывать на восхождение на пик Ленина не менее недели. Обзор района(По материалам http://wiki.risk.ru/ ) Заалайский хребет, северная граница Памира , простирается на 200 км с запада на восток, от слияния рек Муксу и Кызылсу до пика Иркештам (Отчайло, 5820) на границе с Китаем и далее по китайской территории еще на 50 км. Его средняя высота 5500 м, высшая точка - пик Ленина (7134). Заалайские горы огромной стеной возвышаются над Алайской долиной практически без предгорьев. Исключение составляет Западный Заалай, который расположен западнее перевала Терсагар. Длина хребта на этом участке около 64 км. Здесь имеется разветвлённая сеть северных отрогов. По ландшафтам Западный Заалай занимает промежуточное положение между Гиссаро-Алаем и Памиром . Вершины здесь имеют острые формы, долины глубоко врезаны, в них произрастает арча , лиственные кустарники, встречаются даже березы. Высшая точка Западного Заалая - пик Сат (5900). С перевалов и вершин Западного Заалая открываются редкие по красоте виды на Северо-Западный Памир, пики Коммунизма (7495) и Корженевской (7105). Центральный Заалай простирается на 92 км от перевала Терсагар на западе до перевала Кызыларт на востоке. Это наиболее высокая часть хребта. Здесь расположены высочайшие вершины района - пики Ленина (7134), Жукова (6842), Октябрьский (6780), Дзержинского (6717), Единства (6640), Кызылагын (6683). Хребет на этом участке слабо расчленен и выглядит, как непрерывная стена, формы рельефа на северных склонах сглажены. Перевалы здесь ледово-снежные, преимущественно 3А к.с. Альпинистские маршруты, как правило, не превосходят 5А к.с. С южной стороны Центральный Заалай орографически богаче. Здесь имеется ряд простирающихся к югу разветвлённых отрогов, что позволяет планировать разнообразные горные туристские маршруты от 3-й до 6-й категории сложности. Мощные реки Муксу и её приток Сауксай практически непреодолимы вброд, поэтому район Центрального Заалая изолирован от остальной части Памира . Лишь в верховьях Сауксая вблизи хребта Зулумарт и еще восточнее гарантируется относительно беспроблемный выход из района в центральные области Памира . В долине Сауксая водятся снежные барсы, иногда встречаются следы деятельности золотоискателей, которые поднимаются сюда из Джиргиталя. Эвакуация из долины больных или травмированных очень затруднена. Участок Восточного Заалая , который простирается на 52 км от перевала Кызыларт на восток до китайской границы начал интенсивно осваиваться туристами и альпинистами лишь с развалом СССР. Раньше этому препятствовал жесткий пограничный режим. По характеру он близок к Центральному Заалаю, но отличается большей крутизной северных склонов и меньшими высотами. Здесь находятся вершины Курумды (6613) и Заря Востока (6349). Безымянная вершина 6384 между ними до сих пор не покорена. Первое восхождение на Зарю Востока совершила в 2000 г. команда московских туристов под руководством Александра Новика, а первое восхождение на Курумды состоялось в 2001 году, на вершину поднялась команда из Киргизстана под руководством Александра Губаева. Для Восточного и Центрального Заалая (в отличие от Западного) характерны сильные ветра на гребне водораздельного хребта, которые могут послужить причиной несчастного случая. Основным погодо-определяющим фактором в Заалае являются атлантические циклоны. Другой характерной для этих районов опасностью является возможность заблудиться в непогоду на широких гребнях и куполообразных вершинах со сглаженными невыразительными формами рельефа. Поэтому восходителям рекомендуется иметь при себе средства спутниковой навигации ( GPS-приемник с путевыми точками на маршруте). Заалайский хребет находится в зоне высокой сейсмической активности. Из-за гидратации, разбухания горных пород, эта горная цепь со скоростью около 2 сантиметров в год наступает на Алайскую долину . В 1990 году на лагерь «5300» в результате землетрясения сошёл снежно-ледовый обвал, погибло 43 человека. Заалайский хребет имеет мощное оледенение. Всего здесь 550 ледников общей площадью 1329 кв.км. Высота фирновой линии увеличивается с запада на восток на северных склонах от 4200 до 4500 м, а на южных склонах от 4500 до 5400 м. Периодические подвижки наблюдаются у многих ледников Заалая, в частности, у спускающихся с пика Ленина на юг ледников Дзержинского , Вали, Малая Саукдара и Большая Саукдара . В Заалайском хребте мало технически сложных вершин. Единственный маршрут 5Б к.с. на пик Ленина - маршрут Устинова по юго-восточной стене. И это весьма типично. В районе имеются широкие возможности для высотных восхождений по преимущественно снежно-ледовым маршрутам и для траверсов. Наиболее популярными вершинами среди туристов и альпинистов являются пики Сат (5900), Инвалидов (5885), Дзержинского (6717), Ленина (7134), Октябрьский (6780), Кызылагын (6683), Курумды (6613), Заря Востока (6349). Среди популярных перевалов отметим: Заалайский (4739,3А), Сурхангоу (5252,2Б), Минджар (4964,2Б), Конституции (5500,2Б), Абрис (5384,3Б), Дзержинского (5705,3А), 60-летия Октября (5063,2Б), Раздельный (6140,3А), Спартак (6194,3А), связка Мира Западный и Золотой Теленок (4900,2А), Белецкого (5141,3А), 30-лет Победы (5026,3А). В ряду сложнейших перевалов Памира стоят Восточный Вали (5805,3Б*) и Жукова (6850,3Б*). Подъезды к Заалайскому хребту ведут из Оша на юг через горы Алая (перевал Талдык ) в поселок Сары-Таш. Здесь дороги расходятся. На запад по дороге вдоль Алайской долины можно заброситься на Луковую поляну у северного склона пика Ленина, под перевал Терсагар или ещё дальше в кишлак Шве на Западном Заалае. От Сары-Таша на восток уходит дорога в пропускной пункт Иркештам на китайской границе. По этой дороге можно заброситься в районы Восточного Заалая к пикам Курумды , Заря Востока, Иркештам. Наконец на юг от Сары-Таша отходит Восточный Памирский тракт . Это шоссе через перевал Кызыл-Арт ведёт на Восточный Памир , минует озеро Каракуль , поселок Мургаб и заканчивается на Юго-Западном Памире в столице Горного Бадахшана - городе Хороге. По Восточному Памирскому тракту можно заброситься к южным склонам Центрального Заалая в его восточной части (район ледника Октябрьского ). В районе есть активно действующий альплагерь МАЛ, принимающий альпинистов в течение всего сезона. Однако это единственная часть района, где постоянно можно встретить туристов и альпинистов. БезопасностьСтраховка осуществлялась в страховой компании "Ингосстрах". Группа "занятия экстремальными видами спорта", покрытие не менее $30 000. Данная страховка обеспечивает возможность эвакуации вертолетом пострадавшего в случае аварийной ситуации. Для связи брали спутниковый телефон системы Turaya с симкартой Билайн. Был подключен международный роуминг и услуга "Соблазнительный роуминг". С ней исходящие СМС и входящие звонки получались по 4 руб/мин. Однако уже в пути данная связь нас жестко разочаровала. То ли из-за того, что мы постоянно ходили по границе Киргизии и Таджикистана, то ли в силу еще каких-то неведомых нам причин, но на большей части маршрута нам были доступны только аварийные вызовы. Хотя в большинстве из этих мест резервная симкарта МТС работала. Питание телефона осуществляли от солнечной батареи и зарядного устройства "Вампирчик". В группе имела три LPD-радиостанции Motorola для обеспечения связи на разведках, во время технической работы и т.д. СнаряжениеПочти все технические участки нашего маршрута предполагались снежно-ледовые, поэтому выбор был сделан в пользу тонких веревок. Две динамические полуверевки Венто Guru (8,3 мм, 50 м), использовали как одинарные для хождения по ледникам в связках и на перилах. Также взяли две статические веревки длиной 80 м Beal 8 мм и Ukrope 9 мм для провески длинных спусков. У каждого была одна-две петли 120 см. Расходник брали из старых пруссиков 6 мм, в общей сложности метров 15. Кусок оставили только один раз на спуске и петлю на камне при переправе через р. Ачикташ. В комплекте была пара снежный якорь оригинальной конструкции (не пригодились ни разу). На кусок рип-стоп таффеты ярко-салатового цвета размером 75*75 см нашивается стропа шириной 10 мм так, что каждый якорь можно было использовать как целиком, так и разрезать на 2 или 4 части. Цвет якоря позволяет использовать его в качестве сигнального полотна. В личном снаряжении каждого было по три ледобура. Из специального снаряжения был набор закладок (общий вес 600 гр), 5 якорных крючьев "Крюконоги" №4 и пара титановых швеллеров. Закладки и крючья не использовали на разу. Горелки использовали две мультитопливная KOVEA KB-0603. В качестве топлива был бензин Калоша, который передали с проводником поезда из Москвы в Бишкек и оттуда он был доставлен к нам Ош. Для проживания брали две палатки RedFox Explorer. Очень удачные палатки для альпинизма, однако для длинных походов лучше использовать палатки с большим тамбуром, в которых можно готовить. С бензином в качестве топлива мы не рисковали готовить внутри из-за боязни поджечь палатку, поэтому при использовании таких палаток, рекомендуем брать несколько баллонов газа, для готовки при плохой погоде, хотя бы на пик высотную часть. В качестве основной ёмкости для приготовления пищи был автоклав производства Турции (объем 4 л, вес 1,3 кг). Из спальников протестировали сочетание индивидуальных спальников и групповых конденсатников. Данное сочетание можно считать успешным, так как здорово экономится вес спального комплекта. У руководителя, использовавшего сочетание спальника Сивера Гарип 0 град (вес 980 гр для длины 215 см) вес комплекта получился 1,5 кг при условии веса личной части конденсатника 0,5 кг. Спал все время в двух слоях термобелья. Пуховку и теплые штаны одел только один раз при ночевке на в. Раздельная на высоте 6100. Температура в эту ночь опускалась до -15 град. Температурный график маршрута можно посмотреть в Приложении 1. Данные записывались на датчик iButton DS1990 и были скачаны в Москве специальным приложением по возвращении. Максимальный вес ремнабора определили в 500 грамм, реально получилось около 1300. В него вошли мультитул Leatherman Wave, маленький мультитул-плоскогубцы, моментальный клей, эпоксидка, армированный скотч, изолента, обычный скотч, термоусадка, алюминиевая трубка для ремонта стоек палатки, два кусочка ткани Кордура и Оксфорд рип-стоп (10 см * 10 см), несколько фастов и пряжек разной ширины, несколько язычков для молнии, пара катушек с нитками, иголки, булавки, шило, пара кусочков проволоки. Также в поход брали самодельные снегоступы, одеваемые на кошки, но они нам не пригодились ни разу. ДокументыДля поездки в Киргизию оформление визы не требуется на срок менее 90 дней, можно ехать с внутренним российским паспортом. Так как поход проходил в приграничной зоне двух областей республики, необходимо оформлять погранпропуска (стоимость $30 с человека). Их оформляли через турфирму "Киргизский альпклуб" Владимира Комиссарова ( kac.centralasia.kg ). Отношение сотрудников хорошее, никакие дополнительные деньги с нас в процессе общения и заезда не требовали, возникающие вопросы решали оперативно по телефону или скайпу. Заповедников и прочих территорий с ограниченным допуском, требующих документов/денег на нашем маршруте не было. ЛогистикаВ г. Ош добирались самолетом компании S7 (рейсы 5 раз/нед). Стоимость до мая примерно 8 000 р, далее цена особо не увеличивается. В цену билета входит провоз 7 кг ручной клади и 20 кг багажа, поэтому мы практически все продукты покупали на месте в Оше. Вариантов увеличения норм провоза багажа у авиакомпании нам выбить не удалось, однако в итоге перевеса не получилось ни на прямом, ни на обратном пути. Правда, пришлось куртки, каски и ботинки одевать на себя. Также через Киргизский альпклуб заказывали бусик Ош-Бардобо ($275) и МАЛ-Бардобо-Ош ($300). В Бардобо пришлось заехать на обратном пути и поставить штамп о въезде, так как в начале маршрута, при прохождении заставы в сторону Таджикистана в загранпаспорта нам поставили штамп о выезде, и при вылете обратно в Москву на границе могли возникнуть проблемы. Такси по городу по-прежнему стоит очень дешево, например, от Базара до стадиона в дневное время мы платили 60-80 сомов. Такси от аэропорта до стадиона составляет 200 сомов.
По прилете в Ош поселились в гостинице "Ош-Нуру" (бывший Интурист). Стоимость 1650 сом за трехместный номер. Есть бесплатные для постояльцев Wi-Fi и бассейн, бильярд за символическую плату. Рекомендуем в качестве недорогой гостиницы на 1-2 суток. Отношение персонала очень внимательное и доброжелательное. ПродуктыКурс местной валюты на июль 2013 года составлял 148 сома за 100 рублей. Цены на продукты в Оше после революции сильно повысились и сравнимы с московскими. Чтобы не платить за перевес в самолете, большую часть мы закупали в Оше, на что был выделен один день. Из Москвы везли следующее: бастурму, суджук, сало, провернутое с чесноком в банках, сублиматы, шоколад. Все остальное покупали на месте. Основную массу продуктов купили на рынке, только сыр пришлось докупать в супермаркете. Что касается рынка, то после революции он значительно сократился, павильоны, расположенные на левой стороне реки почти пустуют, а рынок переместился в основном к дороге. Сократилось и разнообразие. Атмосфера восточного базара практически утеряна, сейчас это больше напоминает обыкновенную российскую барахолку. Сбить цену путем торга практически не удается - максимум на 10 - 20.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||