Горы мира > Западная Европа >

Один душу спасает,
Другой тело бережёт

22 августа
Наконец мы насладились теплыми солнечными лучами. Все искрилось! Речка мягко шумела, и все дружно чистили зубы, дурачились.

Очень быстро взлетели на нужный хребет, и перед нами открылся чудесный вид на языки ледника и гигантские скальные массивы. Если бы мы только знали, что на придется штурмовать их... Норвежские горы с их крутыми склонами очень приветливы наверху. Мы погуляли по плато, сделали зарядку, наконец погладили овец, встретили яков... Полюбовались на озеро Buer Vafuet. И еще чудесным образом найденное золото оказалось на пальце и руке у Ксюшки вновь!

Начался трудный спуск по теневому склону, который сильно напряг наши коленки. Но ничего, спустив около 700 метров мы вышли греться на солнце рядом с местечком Buer. Там Вовка решил по-новому построить наш подход к леднику. До этого в планах был подъем по руслу реки, но на карте рядом с гостиницей мы увидели маршрут, который вел как раз к хижине fonnabu. Было решено идти по этой тропе.

Начав подъем, мы вышли в совершенно необыкновенное место - Долину туров. Я впервые в жизни видела такое явление в таком масштабе. Казалось духи людей, которые составляли их витали где-то рядом...

Было очень людно. Пока мы загорали внизу, мимо нас прошло много людей.. Теперь они все возвращались обратно. Все налегке, они буквально спрыгивали с отвесных стенок, совершенно не страхуясь. Приятно было держаться за камни и ветки деревьев при подъеме, так больше чувствовалась общность с этим местом.

И вот, когда совсем уже вечерело, мы, не найдя место под палатки заночевали в коридоре хижины. Прибраться правда пришлось, потому что мусор был неупорядоченно брошен в угол комнатки. Ходили на ледниковую речку и мыли ножки. Это было жутко больно! Вода будто ножами резала!

Луна багряная светила как безумная. Горы и ледник в лунном свете были жуткими, нереальными, но такими красивыми!

23 августа
С утра Вовка обещал нам трех-четырехчасовой подъем, а затем переход по леднику к хижине fonnabu. Мы встали рано, так как это была пятница, и мы опасались прихода людей в домик. Горы были рассветные, ласковые. Не разу нашли тропу, вернее мы поняли, что обленившиеся норвежцы просто перестали ею пользоваться. И так начался самый боевой день. 700 метров подъема нам дались очень непросто. Очень много приходилось подтягиваться на траве, лазить по камням, некоторые места были очень отвесные. Было жутко интересно, но паника иногда тоже вкрадывалась. В самых сложных местах, сделав трудный маневр, я садилась на относительно безопасное место и поглощала голубику и чернику с дикой яростью. Именно этот день мы будем помнить ярче всего. Язык ледника был невообразимо четок и его дыхание поддерживало в нас бодрость.

Обедали в наклонном состоянии, ужасно устав.

За каждым новым валуном открывалась новая "вершина". Но наконец склон начал выполаживаться. Мы поднялись на вершину. С нее открывался вид на многие километры вокруг. Мы видели практически каждую предыдущую стоянку и места, которые оставались в счастливых воспоминаниях. Открыв своевременный подарочек - солнечные петушки, мы решили все же пересекать ледник. Благо подход к нему был прост.

Ледник был закрытый, пологий, поэтому мы шли без связки и кошек, прощупывая нападающим снег на трещины. Перейти нам предстояло около 6 км. С самой высокой точки района была возможность увидеть ОКЕАН. Ориентироваться было жутко интересно. Мы оказались в белой пустыне.... Видели даже рождение облаков. А они играли с нами в "Крокодила".

Видели листик, не знамо каким ветром занесенный сюда. Он был втаян в лед от тепла. Это было невиданно.
Вскоре, мы бросили последние взгляды назад, и горы той стороны скрылись за белизной.

Напали на еле заметную тропинку, она вела явно в нужную сторону, но к ледопаду. Снег начал превращаться в лед.. ручейки начали стекать, были видны колодцы, бергшрунды стали значительно шире... Становилось скользко. Тут ребята нападающие предугадали обрыв, и резко повернули налево.

Там мы благополучно сошли на камни. Обрыв был нереально красивым, но очень опасным. Будто камни за лето "дышали" и таяли ледник.

Дошли до озера, которое отделяло нас от хижины fonnabu. Там встретили закат и встали на ночевку. Так закончилась снежная нежная часть нашего похода.

24 августа

Субботним утром до fonnabu(хижина) из sunndal(деревенька на побережье фьорда) стартовала гонка. Мы старались не попадать под ноги бегунам. Только подбадривали их, стараясь сильно не отвлекать. На привале загорали, уже сильно не спешили, так как решились на заслуженную полудневку.

Когда финалисты гонки начали спускаться вниз, мы поговорили с некоторыми. Оказалось, что путь, который мы !при спуске! растянули почти на два дня, один бойкий старичок преодолел за 1 час 23 минуты. Суббота манила отдыхать и толпы туристов шли к fonnabu посмотреть на Folgefonnа. Мы все гадали, как они там разместятся, потому что три домика были наверняка не очень вместительные.
Был еще забавный эпизод с приветствием иностранцев. Вовка Ксюшин так хотел сказать всем людям из идущей навстречу группы "Привет", что сказал: "HI! That's all!"

Добравшись до озера Botnavatnet, мы не спеша разложились. Тут наконец мы дождались перженников от мальчишек. Сожгли уйму газа! Опять варили варенье, благо сахара у нас хватало. И тут наконец мне выкроили время на рисование. Спасибо Толе, сама я не решалась никогда брать краски в горы.... КАК же много я упускала!!! Меня захватило чувство бесконечного счастья, восторга и эйфории. Это было полное ощущение жизни!
Синие горы окрасились закатными цветами, и я закончила первый горный этюд.

25 августа
Я так полюбила этих замечательных, утренних.

Встав достаточно рано, мы начали свой последний спуск.

Впереди нас ждал Hardangerfjord. Дорога была накатанной, широкой, мы шагали почти в ряд, играя в "контакт". Рядом с мостом через ледниковую реку устроили перекус и немного пофотографировались.

Sunndal предстал перед нами небольшой аккуратной деревушкой с несколькими кемпингами. Домики были все как на подбор, казалось, их недавно построили все разом.

Обедали мы уже на берегу фьорда. Восторг захватил нас при встрече с ним! Таня говорила, что растительность очень походила на Белое море... но мы, как завороженные восторгались голубизной красок, чистотой воды. На вкус вода слабосоленая - это потому что множество пресных рек впадает во врез фьорда. Но в то же время мы даже в обед уже начали замечать отлив. Так что вода из фьорда вела себя совершенно как морская вода.

Мы подъели все съедобные и несъедобные подарки. M&m нам подарил не Миша, но слава богу он все же был в подарках!
Затем наш путь шел по берегу фьорда по дороге. Было весьма непривычно идти по асфальту, казалось, что некоторые мышцы даже обижаются, что их не используют. Правильно говорит мой папа: " только природными тропами должен ходить человек".
В одном месте пришлось идти около 800 метров по туннелю, пробитому в скале - это нередкость в Норвегии.
По закону любой человек может поставить палатку и заночевать в любом месте в Норвегии, не ближе 150 метров к ч/с. Но на берегу фьорда такие места найти очень тяжело!
Увидев впереди "водяных духов", я поняла, что скоро мы увидим большой водопад. За наше путешествие мы насмотрелись такой красоты, что когда молодые туристы из германии(мы познакомились с ними у водопада) сказали нам - это один из... прекраснейших водопадов мира, мы почти удивленно пожали плечами.
Долго ли коротко ли мы дошли до ближайшей к Sunndal деревушке AEnes. Там Дима и Вова Женькин выбрали нам невообразимое место для бивуака - небольшой пирс!
Дальше описать словами впечатления очень сложно.. Это был один из лучших вечеров похода.

26 августа
Утро на берегу фьорда. Не нужно слов.

Я рисовала, Дима писал дневник похода. Ребята играли на гитаре, болтали, ходили гулять в деревушку. До обеда мы наблюдали за подводным миром прямо с пирса, видели маленькую акулку, медуз, мидий, огромное количество мальков и приличных рыбешек. Эх, жаль, что никто не умеет ловит рыбу из горников! Правда они говорили, что просто удочки нет - суда нет.

Солнце палило, Ксюшкин загар ног забавлял нас в походе не раз, так что теперь все вертелись по правилам. Купались!

Пообедав, мы решили не стоять на месте. Все-таки неспокойны наши души, требуют пути. Хотелось еще черники, грибов. Мы через деревушку поднялись в долину. Достаточно долго шли по лесу, собирая попутно грибы. Тут мы вышли на красивейшую стоянку.

Она была даже немного оборудованна как бывает у нас на Родине - лавочка, всякие штуки для чистки рыбы, лодки в лесу.
Чудесный вечер. Увидев костровище, я обрадовалась - мы провели ночь как настоящие туристы у костра - почти все мои мечты сбылись в этом походе!

27 августа
Душевно прощались с походом. Пели любимые песни. Мы с Ксю и Вовкой долго не могли вспомнить первый куплет песни "Про коня"- а вы про какую подумали? "Вот пуля просвистела, в грудь попала мнее..". Самые походные:"Чудо-кони" и "Поход" тоже пелись в это утро.

Все делалось не спеша, поэтому наслаждение было в каждом взгляде, в каждом вздохе.

Спустившись в AEnes, мы, поговорив с местными про Москву и про Россию в целом, сели на автобус до небольшого городка - Odda, откуда ночью мы должны были уехать в Осло.

Отправили открытки друзьям и домой, попили молока, скушали долгожданного хлеба.

Оставив рюкзаки в туристическом центре за 10 крон каждый, мы погуляли по городку. Он был уже не такой самобытный и интересный как деревеньки горные.

Городок уже был людный и встречалось много эммигрантов. Подтвердили миф от том, что газ для горелок продается на любой заправке. Еще раз подивились норвежским ценам, и собрались на пирсе для ожидания автобуса.

Тут на нас нахлынула грусть расставания с этим прекрасным миром, в который мы уже вряд ли вернемся в этой жизни.
Бросили монетки на счастье в Hardangerfjord. Отправились в Осло, впитывать историю Норвегии.