Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Семья выдающихся грузинских и советских альпинистов - Джапаридзе
Часть II
Сванети. Вершина Тетнульди. Фото М.Голубева
После массовых восхождений 1928 года, серьезным препятствием к достижению вершины Казбека по пути Симона Джапаридзе, для рядового альпиниста было лишь отсутствие горного приюта, где можно отдохнуть, провести ночь перед подъемом и получить необходимую акклиматизацию. Старая хижина на Барт-корте была мала, тесна и находилась в разрушенном состоянии, а путь через Девдорак был более сложным. Поэтому ОПТЭ решило выстроить на Казбеке высокогорную хижину — приют в память Двали и Джапаридзе. В эти годы советская метеорология обогатилась новыми высокогорными станциями, на которых изучение атмосферы осуществлялось в нормальных стационарных условиях. Гидрометеокомитет Грузии решил открыть такую станцию и на склонах Казбека. Решено было построить объединенную метеорологическую станцию-приют им. Двали и Джапаридзе. В 1930 годах на Казбек было проложено шесть новых маршрутов восхождений.
Не задолго до начала экспедиции, образовалась пятая группа. Алеша пригласил участвовать в восхождении ближайшего друга Симона — Иагора (Ягора) Казаликашвили, а Александра — свою подругу Васаси Каландаришвили. В таком составе группа и вышла на штурм. На высоте 3400 м к ним присоединились оба Авалиани и Годжи Зуребиани. В густом тумане восходители 11 июля достигли такой точки, от которой, как им показалось, во все стороны начинался спуск. Стрелка анероида замерла на отметке 4900 м. Вершина?! Все были уверены в этом. Лишь Алешу не оставляли какие-то сомнения. Спустившись к месту ночевки, Алеша решает повторить восхождение. В группе чувствовалась усталость. Тогда Алеша предложил всем идти вниз, а он один поднимется на вершину и убедится в истине. На следующий день по хорошей погоде он дошел до места, которого они достигли накануне. Здесь ему стало ясно, что это не высшая точка. Она находилась намного дальше. Алеша достиг вершины и в тот же день спустился в селение Адиши. Затем он вместе с Александрой, Ягором Казаликашвили и Адсилом Авалиани повторяет восхождение на Тетнульди. Таким был дебют Алеши Джапаридзе в альпинизме. С этого момента Алёша становится подлинным энтузиастом альпинизма и вскоре завоевывает славу ведущего мастера Грузии, а затем и Советского Союза.
Внешний вид и экипировка участников восхождения на Ушбу в 1934 году.
Покорение Ушбы имеет довольно длинную историю, но там нет ни одного упоминания восхождения на Ушбу кого-либо из местных жителей в дореволюционные годы, если не считать народного предания о том, как некогда легендарный герой Муратби Киболани разжег огонь на самой вершине Ушбы. Счастье первым вступить на ее вершину выпало на долю англичанина Коккина, который в 1888 году с ледника Гуль перешел на Унагиру, а затем поднялся на северную вершину по скалам южного гребня. Копия из журнала «Физкультура и спорт». 1940. Лишь в 1903 году альпинисты добились успеха. Две группы одна за другой предприняли экспедиции на южную и северную вершины Ушбы. Это были группа под руководством немецкого альпиниста Шульце (Геблинг, Вебер, Рейхтер и Шустер) и группа Пфана - Дистелля.
Южная и Северная вершины Ушбы.
В начале ноября на штурм вышли Александр Джапаридзе (руководитель), Николай Мухин, Келешби Ониани, Григорий Райзер, Гаджи Зуребиани, Телемах Джапаридзе. Восхождение проводилось в условиях по сути уже начавшейся в горах зимы. Несмотря на непогоду, альпинистам удалось подняться на южную вершину. Но здесь, из-за возобновившегося ненастья в течение семи дней они не могли продолжить движение. При первом улучшении погоды пришлось спускаться вниз – у них кончились продукты, а сами спортсмены устали от вынужденной отсидки. Обильные снегопады и резкий порывистый ветер сопровождали их на спуске по заснеженным и частично обледенелым скалам. Некоторые участники группы получили серьезные обморожения.
1944 - еще шла война, а альпинисты начинали восстанавливать свое хозяйство. Так 100 альпинистов Грузии совершили восхождение на Казбек. На Кавказе, в Домбайском районе, состоялась альпиниада профсоюзов, под руководством А. Поясова и Е. Казаковой, собравшая 100 участников. Под руководством Николая Гусака на Кавказе проведен большой поход по местам боев на перевалах Главного Кавказского хребта. А под руководством Александры Джапаридзе, совершен перевальный поход грузинских пионеров и школьников с восхождениями на доступные для них вершины. Фото Заура Чартолани Уже показались контуры будущей победы. Нужно было думать о возобновлении мирной жизни. Для Алеши она означала продолжение развития альпинизма в Грузии, и продолжение начатого траверса. Очередным его участком были вершины Ушба и Шхельда. 1945 - Неутомимый Алеша Джапаридзе вновь собрался на траверс Ушбы. Учитывая опыт 1943 года, когда поздний выход поставил команду в тяжелое положение, начало траверса было намечено на август. Однако подготовка к выезду затянулась. Только 25 сентября тройка альпинистов (Александр Джапаридзе, Келешби. Ониани, Николай Мухин) сумела подойти к подножию Ушбы. На Северной Ушбе их остановила жестокая непогода. Семь дней альпинисты отсиживались на вершине. Кончились продукты, кончилось топливо, не было воды. Контрольный срок истек. Всем: и альпинистам на Северной Ушбе, и ожидающим их возвращения внизу — было ясно, что группа находится в тяжелейшем положении. Начались спасательные работы. Группа наблюдения лишь 3 октября в просветах непогоды на короткое время видела восходителей. Затем Ушба вновь скрылась в непроглядной пурге. Только 12 октября участники траверса были замечены на спуске с Северной вершины к седловине. Непогода бушевала до 19 октября. Все эти дни спасатели пытались сквозь пургу, нередко по пояс в снегу, пробиться навстречу группе Джапаридзе. Лишь 27 октября передовая четверка самых опытных советских альпинистов в составе Евгений Абалаков, Николай Гусак, Бекну Хергиани и Гаджи Зуребиани смогли подняться к седловине Ушбы. На подходе к ней они обнаружили забитый крюк со свежей веревочной петлей. Никаких других следов не было найдено. По-видимому, группу Александра Джапаридзе сорвало лавиной. При продолжении поисков группой Ивана Марра в 1946 году это предположение подтвердилось: на крутом фирновом склоне ниже седловины, была обнаружена нижняя часть палатки Алеши Джапаридзе (верхняя была сорвана лавиной). Предположительно группа погибла 12 октября 1945 года.
В Тбилисском издательстве «Детюниздат» вышли его книги (на грузинском языке): «Ушба» (1939) «В горах Памира» (1940) «Тетнульд» (1948). В 1949 в Тбилиси вышли «Избранные произведения» А. Джапаридзе под редакцией Дато Донтуа. В книге собраны основные произведения, отражающие альпинистскую деятельность этого выдающегося альпиниста. На русском языке есть работа А. Джапаридзе «Штурм Ушбы» в журнале «Физкультура и спорт», (1940).
Местные сванские старейшины (19-й век)
А так выглядели в 1890 году местные сванские старейшины.
- Барт-Корт – гребень в массиве Казбека. Участок подъема на вершину Казбека.
Фото известного итальянского фотографа и альпиниста Витторио Селлы.
Пик Владикавказ, пик ОЖД, гребень Барт-корт, Казбек
Вид с Северо-Запада.
В 1903 году местные проводники Исаак и Яни Безуртановы (ингуши по национальности) построили простенькую хижину на Барт-Корте (на северном склоне Казбека, на высоте 3480 м), потратив на это около 400 рублей. В дальнейшем ежегодный ремонт обходился рублей в 100, а доход не превышал 40 рублей. Хижина получила название «Ермоловской» в честь почетного члена РГО, министра земледелия и госимущества Ермолова А.С. В первый год этой хижиной воспользовалось 30 альпинистов, поднимавшихся на Казбек. Несмотря на то, что хижину назвали по имени царского министра Ермолова (а не знаменитого генерала, усмирителя Кавказа), власти отказали в выделении средств на содержание этого приюта. В результате уже к 1910 году приют представлял из себя довольно жалкое зрелище.
- Бетлеми – Бетлемская пещера находящаяся на высоте 4100 метров на склоне Казбека. Древнейший христианский памятник святых отцов-отшельников, часовня-молельня, а также келья. Существовала легенда: «Там, где орлы, кочуя над Казбеком, не достигают царственных высот, где цепи гор блистают вечным снегом и ледники не тают круглый год, давным-давно в скале уединенной отцы-монахи вырубили скит». Легенда подробно описывала пещерный монастырь, в который можно было проникнуть только по спущенной из пещеры цепи. Но никогда и никто в памяти людей этого не делал. Считалось, что это только увлекательная легенда о прикованном к Казбеку Прометее и окаменевшем драконе.
В 18-м веке грузинский историк царевич Вахушти Багратиони в своем труде «География Грузии» упоминает пещеру Бетлеми, как место недоступное и таинственное: «В скале Мкинвари, весьма высокой, высечены пещеры, и называют их Бетлеми. Подъём туда труден: ибо с пещеры спущена железная цепь и по ней взбираются. Говорят, что там находится колыбель Господа и шатёр Авраама, стоящий без столбов, без верёвки, (сказывают) и о других чудесах, но я умалчиваю о них. Под ними имеется монастырь, высеченный в скале…». Пещера Бетлеми находится на высоте около 4100 м. Эта пещера является великой святыней Грузии. Ее название Бетлеми, означает – «Вифлеемская пещера». Это место в свое время была так названа в память Пещеры Рождества Христова в Вифлееме. Вход в пещеру высечен в красной андезитовой отвесной скале на высоте 350-400 м от основания. С V-VI вв. там находился пещерный монастырь. Бетлеми – самый высокогорный в мире христианский храм и монастырь.
- «Гостевой дом» - это собственный сванский дом, оборудованный под бесхитростную гостиницу и расположенный на наиболее посещаемых маршрутах. Дом Макрине Курдиани пользовался авторитетом у туристов, альпинистов и просто путников, начиная со 2-й половины 19 века. В Сванети вообще всеобщим уважением пользуются водители и летчики, которые связывают страну с внешним миром, дают ей жизнь. Но ни к кому здесь не найти такого теплого, такого любовного отношения, как к альпинистам. Хороший альпинист, в представлении сванов - это настоящий мужчина.
Участники первого восхождения на Юж.Ушбу (1934) среди своих
друзей на пороге гостевого дома Макрине Курдиани.
1-й ряд - слева: Макринэ Курдиани, затем - Эгнате Габлиани – великий попечитель Сванети (Носителем высшей власти в каждой Сванской общине являлось собрание общины, возглавлявшееся председателем собрания, избиравшимся обычно на пожизненный срок. Председатель собрания – «махвши», он же, как бы старшина, почитался правителем—президентом данной республики (общины), являвшей собою самостоятельную административную единицу) справа от него - Алеша Джапаридзе – известный альпинист и первый гидрогеологический исследователь ресурсов Сванетии справа от Алеши - профессор Леван Маруашвили – известный географ и гляциолог. 2-й ряд - слева Сандро Гвалия – пионер и популяризатор горнолыжного спорта в Грузии, многолетний начальник учебной части Кавказских альплагерей врач Андро Абашидзе Александра Джапаридзе (за спиной Алеши) – альпинистка, инициатор метеорологических научных исследований в Сванети профессор Сосо Асланишвили – один из первых мастеров спорта по альпинизму Грузии. Исследовал проблемы зоба в Сванети. Эндокринологический исследовательский центр и клиника носят его имя. 3-й ряд - слева Гио Нигуриани известный грузинский альпинист и Иагор (Ягор) Казаликашвили (проводник, гид, бессменный помощник Алеши Джапаридзе во всех альпинистских начинаниях последнего) Герман Меманишвили – друг семьи. П.П.Захаров (По материалам В. Матвеенко и В. Шер, Алеши и Александры Джапаридзе, архива Вано Джапаридзе, книги В.Я.Тепцова «Пик Ушба», журнала «Грузия для всех», Svaneti trekking, Ychechie.RU. Фото семейного архива Джапаридзе, Витторио Селлы, Заура Чорталани, альпклуба СПб, В.Вавакина, Михаила Голубева, В.Митрофанова). |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||