Горы мира > Памир >

по Центральному Памиру
Часть II

2 августа. День 15.

Погода ясная. Вышли в 7:00. В кошках и связках поднялись на вершину в 8:20. (фото 31)

Координаты пика Гоголя
N 39.036795°
E 71.776453°
Высота 5422 м
Можно отметить, что после выхода на гребень п. Гоголя возможные места для ночевки встречаются почти на всем его протяжении, на самом пике также можно заночевать.

В поисках записки перелопатили все окрестности - тур есть, записки нет. Оставили свою записку и древнюю закладку на всякий случай, полюбовались видами и в 9:20 начали спуск. От вершины прошли 70 м по гребню на север, здесь явный спусковой кулуар на ледник Бырс. Висят спусковые петли из старинной веревки. По заснеженным кулуарам (под снегом лед) навесили 5х40м перил, далее 200м в связках по глубокому снегу и вышли в верхний цирк перевала Бырс Северный (3А) (фото 32). Обедаем (13:00 – 14:30). Далее в связках за 2 часа вышли на обширную седловину перевала Бырс Сев. Здесь сильный ветер, метель, холодно. В поисках места для лагеря, проходим немного вверх по гребню в сторону п. Шапак (фото 33, 34).

За час напряженной работы закопали обе палатки почти по крышу и спокойно заночевали среди этой круговерти. Тур на перевале искать даже не стали –снега по уши, бесполезно.

N 39.042030°
E 71.785060°
Высота 5359 м

30 . верхняя часть гребня п. Гоголя 31 . группа на п. Гоголя 32 . спуск с п. Гоголя

33 . панорама с п. Гоголя

3 августа. День 16.

Гребень п. Шапак

Переменная облачность. Мороз. Выход в 8:10. Гребень п. Шапак довольно широкий и пологий, но имеет огромные карнизы в сторону л. Хадырша (фото 35). Движение затрудняет глубокий рыхлый снег. В двух местах «покруче» повесили по 30м перил. К 11:20 вышли на пологий снежный гребень с множеством скальных останцев, ведущий к неявно выраженной вершине (фото 33). На вершине, спрятавшись за скалами от сильного ветра, пообедали (11:40- 13:20). Тур не нашли. Срывается снег. Видимость ухудшается.

Координаты вершины Шапак
N 39.036112°
E 71.791491°
Высота 5684 м.
Продолжаем движение по гребню в сторону пер. Бырс Восточный. Через полчаса вышли на край снежного гребня (карнизы!), с которого можно просмотреть путь спуска на седловину перевала Хадырша (фото 36). Спустились на эту седловину по крутому снежному склону в связках , сильно забирая влево, чтобы обойти мощные ледовые разломы. В нижней части пришлось бросить1х40м веревку через полузасыпанный бергшрунд (фото 37). На длинный осыпной остров перед седловиной перевала Хадырша вышли к 16 часам. Видимость к этому времени пропала, снег, туман. Решаем ночевать.

N 39.037421°
E 71.798453°
Высота 5405 м.

34. ночевка на гребне п. Шапак 35. Гребень п. Шапак 36. Спуск с п. Шапак

37. Спуск с п. Шапак

4 августа. День 17.

Утро вознаградило нас великолепными видами - панорамы знаменитых памирских вершин прямо перед нами. Переменная облачность. Выход в 7:40. В верхней части ледник Шапак делится протяженным нунатаком на два основных потока: один выходит к перевалам Турамыс 1,2,3, Шапак и Бырс Восточный, а другой к пер.Хадырша (фото 38). Более посещаема и описана в отчетах ветвь, ведущая к перевалам Турамыс (как и сами перевалы). Мы же решили отказаться от прохождения запланированного пер. Турамыс 3 и идти по запасному варианту- вниз по л. Шапак, т.к сильно выбивались из графика, и теперь перед нами встала дилемма: делать крюк и огибать нунатак сверху, или попытаться найти проход по левой ветви ледника, как это сделала в 1980-м году группа Рогуленко. Выбрали второй вариант.

От места ночевки спускаемся в связках по 30-35° снежному склону на почти горизонтальную левую ветвь л. Шапак и пересекаем ее в направлении рантклюфта, образованного нунатаком и правым бортом ледника. Двигаемся вдоль нунатака по сильно разорванному краю ледника (фото 39, 40). Повесили 4*40м перил на ледобурах через снежные и ледовые мостики. Далее в связках к 11:00 вышли непосредственно в правый рантклюфт, который выводит к осыпному кулуару, спускающемуся к основному течению л. Шапак (фото 41, 42). По разветвляющемуся осыпному кулуару, спускаемся плотной группой с наблюдателями. Сыпет довольно часто, но вроде все уходит в соседние кулуары, стараемся идти по гребню между кулуарами. Чтобы спуститься с этого гребешка в его конце бросаем 35м перил по монолитному скальному сбросу и попадаем наконец на более пологую часть ледника Шапак. Еще 30 мин. плутаний и прыжков через открытые трещины и мы вышли на пологую срединную морену Шапака. Обед 13:20 – 15:00.Во время обеда наблюдаем грандиозные камнепады левее и правее линии нашего спуска. В этот раз проход оказался возможен, но малейшее изменение погодных условий и ледовой обстановки сделает этот путь катастрофически опасным. Вниз по леднику движемся по довольно ровной срединной морене, а ниже забираем немного правее по ходу и к 18:00 ставим лагерь на площадках у правобережной морены. С правого склона бежит чистейший ручей, пересыхающий утром.

N 39.064150°
E 71.863665°
Высота 3831 м.

38. Панорама верховьев л. Шапак

39. путь спуска по левой ветви л. Шапак

40. движение вдоль нунатака 41. Выход на осн. теч. л. Шапак

42. Разветвление верховья л. Шапак

5 августа. День 18.

Погода ясная. Выход в 8:20. От места ночевки за 2 часа спустились по правобережным моренам долины Шапака до левобережной морены ледника Фортамбек (фото 43). Долина Шапака в нижней части очень живописна, есть лесок, много дров. Место входа в моренный карман ледника Фортамбек обозначено большим заметным туром. Дальнейший путь проходит вверх по левому рантклюфту л. Фортамбек, периодически встречаются следы туристов, а иногда и медведей. Попадаются чистые ручейки и небольшие озерца (фото 44). За 4ч 30 мин движения мы подошли к месту, удобному для перехода л. Фортамбек, почти напротив впадения в него ледника Вальтера (фото 45). По сравнению с описаниями прошлых лет, в этом году пересечение л. Фортамбек не кажется сложным. За 40 мин. подошли под противоположный берег ледника, но т.к. надвигался вечер решили не рисковать и заночевали на леднике (наутро за 20 мин. без проблем вышли на правый борт л. Фотрабмек).

N 39.039798°
E 71.934168°
Высота 3522 м.

43. впадение л. Шапак в л. Фортамбек 44. Левый ранклюфт л. Фортамбек

45. Место пересечения л. Фортамбек вид из д.л. Вальтера

6 августа. День 19.

Облачно. Выход в 8:40. От места ночевки за 20 мин. выходим к месту слияния правой морены Фортамбека и левой Вальтера. Руководствуясь одним из описаний, начали подъем к МАЛу по левому берегу реки и далее по левому рантклюфту л. Вальтера. Путь не из лучших, ранклюфт довольно узкий и грязный, тропы нет (через неделю спускались по противоположной стороне ледника – промаркированная тропа). В 16:00 начинаем пересекать ледник Вальтера в направлении МАЛа. По пологим моренным валам за 40 мин подходим к месту слияния ледников Вальтера и Москвина и еще через 40 мин. по мелкой осыпи поднимаемся в МАЛ «через черный ход» (фото 46). Здесь нас очень любезно и гостеприимно встретили, накормили ужином, отдали нашу заброску и предложили натопленную баню. Тяжелый день закончился прекрасно. Вечером пошел снег.

N 39.015379°
E 71.986192°
Высота 4344 м.

46. выход к МАЛу через л. Вальтера

7 августа. День 20.

Дневка. Переменная облачность. Весь день мы посвятили отдыху и получению консультаций по восхождению на п. Корженевской.

Приятно удивила атмосфера настоящего восточного гостеприимства, поддерживаемая в МАЛе его начальником Алишером. Здесь есть спутниковая связь, телевидение и Интернет. Нам не хватало продуктов на выход из района и, обратившись с этим к Алишеру, мы получили все необходимое по минимальной цене плюс различные сладости в подарок.

Цены в МАЛе:
Завтрак 10 евро
Обед 15 евро
Ужин 10 евро
Место для палатки 5 евро
Баня 10 евро с человека
Пиво 1,5л 6 евро :-)
Можно купить газ в баллонах и бензин.
Никаких сборов за нацпарк или восхождения на семитысячники нет.

47, 48. МАЛ

8 августа. День 21.

Восхождение на п. Е. Корженевской

Солнечно. Вышли из МАЛа в 7:40. Путь через л. Москвина промаркирован вешками. Дальше по хорошо набитой тропе, к 12:30 дошли до чистого ручья перед лагерем 5100, где и пообедали. Далее еще за 2 часа к 16:20 поднялись в лагерь 5300, здесь стоит 6 палаток (фото 49, 50). Погода быстро ухудшается, туман, снег. Решили ночевать здесь.

Еще в МАЛе нам рассказали, что в этом году гиды поставили палатку на 5600 м. и от нее провесили около 120 м. перил, значительно сокращающих традиционный путь к лагерю 6100 м. Сегодня с 11 часов мы наблюдали группу, тропящую целину на траверсе к 6100, и с тревогой замечали, что они практически не двигаются вперед. Теперь же, в лагере 5300, те, кто спускается сверху рассказывают страшилки, как последнюю неделю здесь ежедневно идет снег, сходят «доски» и никто не может пробиться выше 6100 м. Вся надежда на команду смелых, пробивающихся сегодня к 6300 м. Забегая вперед, скажу, что эти незнакомые нам герои и их боевые подруги через день пробили траншею до самой вершины, подарив новичкам типа нас шанс побывать на семитысячнике.

N 39.041647°
E 71.991832°
Высота 5303 м.

49. путь к лагерю 5300 м 50. В лагере 5300 м

9 августа. День 22.

Солнечно. Выход в 9:00. Из лагеря 5300 по крутому снежному склону поднялись за 1,5 часа к лагерю 5600. Далее вверх по снежно-ледовому склону провешены 3х40м перил, которые выводят на затяжной траверс к лагерю 6100 м (фото51, 52). Перед выходом на траверс устроили перекус. В 15:40 добрались до лагеря 6100 м., здесь есть место только для двух –трех палаток, сегодня мы здесь первые. Дальше на узком гребне висят перила. Погода портится, решаем ночевать здесь. Через часок подошел Миша – гид из Архангельска, и умудрился прилепить еще две двухместных палатки для себя и двух клиентов. Долго готовим ужин. Две мультитопливные горелки Kovea вроде мощно жгут бензин, но без всякого видимого эффекта. Угар сползает по склону и заползает в палатку Мишиных клиентов. Утомленные высотой клиенты вяло ругаются у себя в палатке, затем грозятся вылезти. Вежливо извиняемся и советуем им вылезти и насладиться прекрасными видами Памира, а заодно и свежим воздухом. Мысль о разборках на этом пятачке приводит коллектив в подозрительно веселое настроение. Предлагаем соседям рассмотреть различные варианты достойного завершения вечера. Консенсуса достигнуть не удалось…

N 39.039986°
E 72.006307°
Высота 6153 м.

51. путь из лагеря 5300 м. к 6100 м

52. путь из лагеря 5300 м к 6100 м

10 августа. День 23.

Солнечно. Не спеша собираемся и выходим в 10:30. Сразу за лагерем 6100 на узком снежно-ледовом гребне навешены 30м перил (фото53). Далее продолжается узкий гребень , снега по пояс. В 11:30 проходим лагерь 6300, здесь 6 палаток. Еще через 30 мин. поднимаемся на площадку лагеря 6400 м - здесь никого, те, кто штурмует сегодня вершину, стартовали с 6300 м. Остаток дня проводим за обустройством бивака, любуясь окружающими видами. Топим воду на утро и каждому с собой на восхождение. Только к вечеру сверху стали спускаться сегодняшние восходители, вымотанные, но победившие.

N 39.043767°
E 72.005508°
Высота 6402 м.

53. перила от лагеря 6100 м 54. путь от лагеря 6300 м

11 августа. День 24.

Ясно, но на горизонте подозрительные облачка. В 5:30 вышли на восхождение. Почти до самой вершины мы наслаждались панорамами Памира, после пришел туман и снегопад. Снежный гребень, по которому идет путь, довольно узкий, встречаются наддувы. При срыве с гребня самозадержание вряд ли возможно. С восхищением и благодарностью вспоминаем тех, кто тропил здесь вчера. Тупо считаем шаги. На вершину вышли в 11:20. Погода испортилась, с вершины уже ничего не видно. Подождали на вершине, пока подошли следующие восходители, сфотографировались и начали спуск. На спуске уже метель, видимости практически нет, тропу заметает, к своим палаткам спустились в 14:30.У самых палаток чуть не промахнулись в тумане, пришлось даже немного вернуться по GPSу.

Координаты п. Е. Корженевской
N 39.056860°
E 72.009617°
Высота 7080 м.

55. лагерь 6400 и 6300 м

56. Путь подъема на п. Е. Корженевской от лагеря 6400 м

57. 58. 59. группа на пике Е. Корженевской

12 августа. День 25.

Небольшая облачность. Начали спуск в 8:00. По знакомой дороге, без обеда к 16 часам спустились в МАЛ. Докупили продуктов и бензина на выход, попрощались с гостеприимными хозяевами и подготовились к завтрашнему выходу.

13 августа. День 26.

Переменная облачность. Из МАЛа вышли в 9 утра. Пересекли л. Москвина ниже МАЛа и вышли на его правобережную морену. Через 30 мин движения по боковой морене начинается промаркированная тропа, проложенная по широкому карману правобережной морены л. Вальтера. Не доходя 30 мин. до л. Фортамбек упираемся в глубокий конгломератный овраг, который без проблем обходится справа по ходу с небольшим набором высоты. Далее небольшой участок крутоватого спуска по сыпухе и несложный выход на тело л. Фортамбек, где устраиваем обед (13:30). Далее двигаемся по правой и центральной части ледника Фортамбек. Рельеф в этой части ледника явно приятнее, чем в левом рантклюфте, но это продолжается только около 3 км. В 16:30 подходим к намеченному месту перехода в левый рантклюфт и встаем на ночевку у ручья на леднике.

N 39.058831°
E 71.917053°
Высота 3375 м.
14 августа. День 27.

Подход под пер. Курай-Шапак (2А)

С утра по знакомому левому рантклюфту л. Фортамбек за 2 часа спустились до первого крупного ручья с л. Шапак (фото 60, 63). В широкой нижней части его живописного каньончика устроили обед. Пройдя 40 мин. вверх по руслу этого ручья, поднялись на его левый берег и попали на травянистое плато, ограниченное с одной стороны ручьем по которому мы шли, а с другой ревущим в глубоком конгломератном каньоне основным потоком с л. Шапак. Проходим еще 30 мин. вверх по плато и спускаемся к огромному белому валуну у р. Шапак (фото 61). Этот валун упоминается в описаниях, как удобное место брода. Вода выше пояса. Первый перешел маятником со страховкой с нашего берега со второй попытки. При этом пришлось забросить «кошку» из ледорубов, иначе поток отбрасывает от противоположного берега. Остальные по перилам с бегунком. Затем по косой травянистой полке уходим вправо-вверх и попадаем в «райское место» (фото 62) . Березы, густая трава, дрова и чистый ручей – чего еще можно пожелать?! Здесь и заночевали.

N 39.082941°
E 71.871663°
Высота 3541 м.

60. правый ручей с л. Шапак 61. Место брода основного (левого) ручья с л. Шапак

62. Зеленые ночевки

15 августа. День 28.

пер. Курай-Шапак (2А)

Солнечно. Запасаемся водой и в 8:30 выходим. От места ночевки прямо вверх по травянистому склону, затем по осыпям к 12:30 доходим до первой воды и здесь обедаем. Координаты первой от места ночевки воды:

N 39.083171°
E 71.852968°
Высота 4160 м.
Далее вышли в заснеженный перевальный цирк перевала Курай-Шапак (фото 64). Перевальный взлет – довольно неприятная для подъема сланцевая сыпуха. Явно выражены 2 седловины, за 30 мин. выходим на правую по ходу. Погода портится: ветер, срывается снег. Сняли записку группы туристов Новосибирского Государственного Университета от 25.08.2007 под руководством Первозванского Василия.

N 39.089268°
E 71.832861°
Высота 4595 м.
По описаниям, километровый спуск с перевала идет по крутой мелкой осыпи, в нашем случае на спусковом склоне лежал слой снега на фирновом основании (фото 65, 66). Очень круто и скользко. Сделали разведку на соседнюю (левую) седловину и решили спускаться оттуда. Начали спуск по сильно разрушенным скалкам, обрамляющим снежный кулуар справа по ходу, с расчетом выйти на снег в более пологой нижней части. Но через 2 часа это нас утомило. Вышли на снежный склон, преодолев маятником разделяющий скалы и снег обледеневший снежный желоб. Смеркалось. Оценив состояние склона и группы, решили не выделываться и начали бросать веревки на ледорубе и спускаться спортивным способом. Последний спускался на три такта в кошках с нижней страховкой. К морене спустились уже в полной темноте. Приготовили ужин и заночевали без палаток под прекрасным звездным небом. Ночь очень теплая и безветренная.

N 39.094037°
E 71.821181°
Высота 3796 м.

63. путь к пер. Курай-Шапак 64. пер. Курай-Шапак 65. Спуск с пер. Курай-Шапак

66. Верховья л. Хадырша

16 августа. День 29.

Перевал Томаша (н/к)

С утра не спеша собрались и начали спуск к леднику Хадырша в 8:10. В нижней части двигаемся по руслу пересыхающего ручья, которое выводит к заметному понижению в гребне правобережной морены л. Хадырша. Это практически последнее место с водой до спуска с пер. Томаша. После обеда пересекаем покрытый мощным моренным чехлом л. Хадырша и, траверсируя вправо по ходу травянистый склон, в 14 часов выходим на пер. Томаша. Явно выраженной седловины у этого перевала нет, но чем севернее выход на гребень, тем положе и короче спуск в долину Муксу.

N 39.116243°
E 71.785784°
Высота 3293 м.
За 1час спускаемся по травянистому склону к тропе, идущей вдоль р.Муксу и заметной еще с гребня. Тропа идет вдоль Муксу среди зарослей шиповника и поворачивает влево по ходу на облесенный правый склон каньона р. Гандим, где вскоре обрывается на конгломератном склоне. Время 18:00. Просмотрели берег на предмет переправы прыжком – с рюкзаком такой номер не пройдет. Решили переночевать на склоне в леске у старого костровища. Палатки опять не ставим, очень тепло.

N 39.118751°
E 71.758675°
Высота 2477 м.

67. Путь к пер. Томаша 68. Спуск с пер. Томаша 69. Каньон р. Гандим

17 августа. День 30.

Перевал Обходной (1Б)

Солнечно. Выход в 8:00. Утром воды в реке не убавилось. Решили не экспериментировать с прыжками по поросшим тиной камням и переходим Гандим вброд по одному. Далее по четкой тропе за 2 часа пересекаем одно и доходим до второго каменного русла, по которому и идет подъем на пер. Обходной. Первую ходку идем по травянистому правому берегу, а потом спускаемся на дно каменного русла. Вскоре появляется ручей. У первой большой развилки русла устраиваем обед на костре из обломков арчи, довольно часто встречающихся на пути. На развилке уходим влево по ходу. Крутые осыпи перемежаются разрушенными скалами. Путь очень утомителен. В верхней части подъема вода опять исчезает. Только к 19 часам бессмысленно и беспощадно поднялись на седловину перевала Обходной (1Б). Сняли записку группы туристов из Москвы и Ижевска от 31.07.2010 под руководством Никонорова А.Г.. На седловине есть места для палаток, вода из снежника. Ночуем на перевале. Есть сотовая связь (Мегафон).

N 39.107175°
E 71.729772°
Высота 3912 м.

70. Путь к пер. Обходной (1Б) 71. бессмысленно и беспощадно…

18 августа. День 31.

Перевал Белькандоу (н/к)

Солнечно. Выход в 5:45. За 2,5 часа, забирая все время влево, спустились с перевала по осыпным и травянистым склонам к тропе, ведущей к мосту через р.Сугран. Здесь наткнулись на пограничников, которые любезно показали нам, как лучше пройти к мосту и даже предложили накормить и снабдить продуктами. К мосту вышли в 9:00.

Координаты моста:
N 39.109630°
E 71.701450°
Высота 2516 м.
От моста на перевал Белькандоу и далее в кишлак Иргет ведет хорошая тропа. В середине подъема встречается ручей с чистой водой. На перевал поднялись в 15:00. Спуск с перевала по тропе – 1,5 часа.

N 39.119854°
E 71.675701°
Высота 3376 м.
На погранзаставе в пос. Девшар теплой встречей с уже знакомыми нам пограничниками наш маршрут закончился.

72. Путь к пер. Белькандоу (н/к)

7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный маршрут соответствует заявленному, за исключением перевала Турамыс 3 (2Б). Мы отказались от прохождения этого препятствия, с целью сэкономить ходовые дни, потраченные в непогоду на перевале Гребень Шагазы (3А). Несмотря на расхожее мнение, что на Памире дождей не бывает, погоду в июле – августе можно охарактеризовать как неустойчивую. Практически каждый день в районе обеда погода портилась. Обильные снегопады хотя бы раз в неделю – обычное дело. И вообще, снега в этом году было много.

Из описаний переправ через реки Шапак и Гандим складывается впечатление, что это небольшие ручьи, которые преодолеваются с ходу. На деле оказалось, что Шапак не то что перепрыгнуть – перебродить без веревки вряд ли возможно. То же касается и Гандима: описываемую тропу в самом конце подмыло и теперь она обрывается высоко на крутом конгломератном склоне, а вдоль берега пройти выше по течению к его сужению не дает огромный валун, так что хоть и без особых проблем, но бродить приходится.

По поводу снаряжения:

Мы пользовались двумя мультитопливными горелками Kovea и секционной алюминиевой ветрозащитой + 2 кастрюли по 5л. Бензин местный. В общем горелками довольны, но есть такие недостатки:

На высоте более 5500 м ни газ ни бензин они видимо полностью не дожигали, и при попытках готовить в тамбуре запросто можно было угореть (даже соседи жаловались).

Часто засорялся жиклер, но топливопровод, вопреки ожиданиям, почти не закоксовывался.

На 30-й день похода прогорел армированный шланг топливопровода одной из горелок в месте подключения к горелке.

По личному снаряжению – в очередной раз убедились, что человеку вещей нужно немного. Старались уменьшить вес путем уменьшения количества одежды с одновременным укреплением морально-волевой подготовки.

При планировании протяженного по дням маршрута большим подспорьем по поводу облегчения веса рюкзаков может стать МАЛ. Здесь всегда есть газ в баллонах, бензин и удивительное разнообразие продуктов: тушенка (соевая), рыбные консервы, крупы, макароны, лепешки (ограниченное кол-во), «бурсуки», конфеты, орехи, сахар, варенье, сгущенка и т.п. На перевалах Шагазы и Обходной работала сотовая связь Мегафон.