Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Гусев Александр Михайлович:
Эльбрус - Великая Отечественная война - Антарктида
1-я часть

Гусев Александр Михайлович Легендарный исследователь Арктики и Антарктиды, героический защитник Родины, выдающийся ученый и альпинист Александр Михайлович Гусев родился в 1912 года в Москве. МС по альпинизму (1938). ЗМС по альпинизму (1943). Старший инструктор альпинизма. Доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики моря МГУ, которую он и создавал. На научном поприще награжден орденом Ленина и медалями, Золотой медалью АН СССР им. адмирала С.О. Макарова. За боевые заслуги во время Великой Отечественной Войны: двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды и 14 медалями.
После школы-семилетки он окончил электротехникум имени Красина и был направлен на строительство сахарного завода под Фрунзе. Именно здесь, в близости к большим горам у Александра Гусева проснулся интерес к такому занятию, как горные походы. Большую часть свободного времени он использовал для походов по ближайшим предгорьям. После окончания строительства был откомандирован в Москву в трест Народного Комиссариата легкой промышленности.

1928 – Совсем молодым человеком в этом году Александр Гусев познакомился с горами – переход через Клухорский перевал на Зап. Кавказе.

Эльбрус – второй дом А.М.Гусева

1933 – летом этого года А.М.Гусев совершил свое первое восхождение на Эльбрус. Все окружающее произвело на А.Гусева неизгладимое впечатление и он так описывал это:
«… и красота этих мест пленила меня. Осенью того же года я вновь поднялся на Эльбрус, чтобы работать и зимовать на метеорологической станции, приютившейся на его склоне на высоте 4250 метров над уровнем моря у скал «Приюта Девяти» (так назвали место ночевки одной из первых групп альпинистов, поднявшихся на эту вершину). Год проработал на станции и навеки полюбил Эльбрус, а места эти стали моим вторым домом.
Зимовка была трудной. До нас еще никто не решался на это: ртуть в термометре замерзала, скорость ветра достигала 50 метров в секунду. Зимовало трое: начальник станции Виктор Корзун, радист Саша Горбачев и я – метеоролог Александр Гусев. Самому старшему, Горбачеву, было 24 года. Восемь месяцев мы не спускались в ущелье. Спуск был труден и опасен. Рискнуть можно было только вдвоем, а одного нельзя было оставить на станции...
Раз в сутки мы связывались по радио с Пятигорском, чтобы передать сводку погоды, и жили, как писал в своей поэме Виктор Корзун:

"Ожидая теплых вешних дней,
Все смотрели, как долины тают,
Солнце светит ярче и сильней..."

1933 год. На седловине Эльбруса, на высоте около 5300м, построена высокогорная хижина «Седловина». Именно здесь А.Гусевым была организована Эльбрусская метеорологическая станция, где он в 1934 году провел зимовку и начал свою научную и экспедиционную деятельность в качестве наблюдателя высокогорной станции.
1934 год, 19 февраля газета «Правда» писала: «В редакцию доставлены письмо и фотоснимки, отправленные 5 февраля зимовщиками Эльбрусской высокогорной гидрометеорологической станции, расположенной на высоте 4250 м. 17 января начальник станции тов. Корзун и наблюдатель тов. Гусев совершили первое зимнее восхождение на Эльбрус — высочайшую вершину Европы. Восхождение происходило в очень трудных условиях, при температуре минус 30–31°. В пути проведены интересные метеорологические наблюдения. На вершине сделаны фотоснимки. Восхождение на такую большую высоту в самое суровое время зимы является большим успехом зимовщиков. 22 января, — пишут работники станции, — налажена постоянная радиосвязь с Пятигорском. Каждый день в Кавказское горное бюро погоды с высокогорной станции на Эльбрусе посылаются метеорологические радиограммы. На синоптическую карту наносятся сведения с ещё одного недавнего «белого пятна». Восхождение было посвящено открытию высокогорной гидрометеорологической станции. При восхождении были обнаружены фумаролы — места выхода вулканических газов и пара. За время зимовки получены уникальные данные о погоде высокогорья. Летом 1934 г. на склонах Эльбруса начала работать Эльбрусская экспедиция Академии наук СССР».
(Эльбрусская экспедиция со временем выросла в «Высокогорный геофизический институт»).
1934 – в сентябре А. М. Гусев поступил в Московский гидрометеорологический институт, образованный в 1932 году на базе МГУ
1935-1941 – Окончив школу инструкторов альпинизма, до самого начала войны, каждое лето работал начальником учебной части альплагерей «Самолет» и «Адыл–су» совершил в качестве руководителя девять массовых восхождений на Эльбрус.
1935 – 6 февраля А. М. Гусев совершил новое зимнее восхождение на Эльбрус с группой студентов Московского гидрометеорологического института

1935 год. Альпиниада РККА. Группа военных альпинистов под
руководством А.М.Гусева спускается после успешного
восхождения на вершину Эльбруса.

1936-1938 - В этот период А.Гусев начал осваивать спортивные восхождения: траверс вершин Башкара и Годыл, восхождение на вершину Уллу-кара, первопрохождение маршрута по СЗ гребню на Донгуз-Орун
В довоенный период А.М.Гусев вел активную общественную работу – избирался членом президиума Всесоюзной секции альпинизма (прототип Федерации альпинизма СССР), а в 1946-1947 гг. был ее председателем.
1938 – А.М.Гусев утвержден научным сотрудником Морского отдела Института теоретической геофизики АН СССР. Участник 1-й (был начальником внутриматериковой станции «Пионерская») и четырех Советских Антарктических экспедиций. Автор более ста работ по специальности.
1939 - А. М. Гусев начал работать в Институте теоретической геофизики АН СССР, а затем на полярной станции Диксон.
1939 - Александр Михайлович вошел в число организаторов Гренландской экспедиции, осуществить которую помешала начавшаяся Мировая война.

1941 - Весной А.М. Гусев подготовил диссертацию, но с началом войны ушел добровольцем на фронт. С этого времени он, что называется, постоянно находился на острие всех сложных и опасных боевых действий в горах Кавказа. Отряд альпинистов под командованием А.М. Гусева постоянно совершал дерзкие рейды в тыл противника. Немецкие егеря даже прозвали солдат его отряда «Зеленой смертью». Послужной список занимаемых Гусевым в то время воинских должностей выглядел вполне внушительно:
1941 – начальник горной подготовки 9-й горнострелковой дивизии.
1942 – командир отряда альпинистов 194-й стрелковой дивизии.
1943 – начальник отделения альпинистов Оперативной группы Закавказского фронта по обороне Главного Кавказского Хребта.

Зимой 1943 года Александр Михайлович в качестве командира группы из 20 человек (в которую входила девушка-альпинист - Люба Коротаева), водружает красный флаг на Эльбрусе. Об этом эпизоде биографии он написал в своей книге «Эльбрус в огне».
Здесь имеет смысл привести полностью исторический документ, предписывающий А.М.Гусеву провести действия направленные на снятие немецких вымпелов с вершин Эльбруса:

ШТАБ ОПЕР ГРУППЫ ЗАКФРОНТА ПО ОБОРОНЕ ГЛАВНОГО КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА

2 февраля 1943 г., No 210/ог, г. Тбилиси
Начальнику альпинистского отделения военинженеру 3 ранга ГУСЕВУ А. М.
ПРЕДПИСАНИЕ
С группой командиров опергруппы в составе: политрука Белецкого, лейтенантов Гусака, Кельса, старшего лейтенанта Лубенца, военнослужащего Смирнова на машине ГАЗ No КА-7-07-44 (шофер Марченко) выехать по маршруту Тбилиси-Орджоникидзе - Нальчик - Терскол для выполнения специального задания в районе Эльбруса по обследованию баз укреплений противника, снятию фашистских вымпелов с вершин и установлению государственных флагов СССР.

Просьба к местным и партийным организациям оказывать необходимое содействие начальнику группы военинженеру 3 ранга Гусеву.

Зам. командующего войсками Закфронта
генерал-майор И. А. Петров

Февраль 1943 года. Восхождение на Западную вершину Эльбруса. Впереди Гусев, за ним Кухтин несет шест, на котором будет установлен советский флаг.

А.М.Гусев на Западной вершине Эльбруса

Летом 1943 года А. М. Гусев направлен во вновь созданный Государственный океанографический институт гидрометеорологической службы Красной Армии.

В январе 1944 года Александр Михайлович защитил кандидатскую диссертацию, подготовка которой была завершена еще перед войной. В том же году при проведении океанологических исследований в Каспийском море А. М. Гусев участвует в первых погружениях на отечественном гидростате.

1946 - После демобилизации А.М. Гусев участвует в восстановлении первой в мире Морской гидрофизической лаборатории в Крыму, созданной академиком В.В. Шулейкиным. После открытия лаборатории он зачислен в штат ее научных сотрудников.

В 1951 году Ученый совет МГУ присуждает А. М. Гусеву ученую степень доктора физико-математических наук.

В 1954 году А. М. Гусев работает на дрейфующей станции Северный Полюс-3, а уже в 1955 году становится участником Первой комплексной Антарктической экспедиции.

1956 год - после прихода дизель-электрохода «Обь» к побережью Антарктиды (бухта Фарр) 5 января А. М. Гусев возглавил первую группу лыжников, направленную на берег для проведения рекогносцировки на местности. В состав лыжной группы вошли начальник морской экспедиции профессор В. Г. Корт, гляциологи профессора Г. А. Авсюк и П. А. Шумский, кинооператор А. С. Кочетков и корреспондент газеты «Комсомольская правда» А. Р. Барашев. Вслед за ними пешком на берег отправились еще двое — географ, профессор К. К. Марков, и геолог, профессор О. С. Вялов. Эти восемь человек были первыми россиянами, ступившими на берег ледяного континента.
Совершает первые полеты на ледяной купол Антарктиды (авиаразведка).

Возвращение зимовщиков станции «Пионерская» в поселок Мирный (А.М.Гусев слева и его напарник по зимовке)

27 мая 1956 г., после полуторамесячного перехода, А.М.Гусев (руководитель перехода и начальник станции) открывает первую внутриматериковую научную станцию в Антарктиде - «Пионерскую». Станция - это помещение длиной 5 м, шириной 3 м, высотой 2 м. Мороз достигал – 67,6 °. Четыре полярника в тяжелейших бытовых и климатических условиях полностью выполнили программу наблюдений и подготовили станцию для работы следующей смены.
В 1958—1959 гг. А.М.Гусев участвовал в работах 3-й Советской Антарктической Экспедиции.

Читать дальше

Вызывает улыбку...

постоянное желание Автора выкладывать мои ворованные фото Эльбруса с непонятными WEB логотипами аш в черно-белом цвете...

Спасибо за статью!

Уважаемый Павел Павлович! Во-первых, большое спасибо за статью! То, что Вы публикуете материалы по истории отечественного альпинизма, очень трудно переоценить. С огромным интересом читаю все Ваши публикации. Если позволите, небольшой комментарий. В своих автобиографических книгах "От Эльбруса до Антарктиды" и "Эльбрус в огне" (а, судя по всему, именно эти книги Вы также использовали при подготовке статьи) А.М. Гусев пишет, что группа под его руководством подняла советский флаг на Восточную вершину Эльбруса. На Западную вершину Эльбруса советский флаг водрузила группа под руководством Н. А. Гусака. Видимо, в Вашей статье в подписях под фотографиями "Февраль 1943 года. Восхождение на Западную вершину Эльбруса. Впереди Гусев, за ним Кухтин несет шест, на котором будет установлен советский флаг" и "А.М.Гусев на Западной вершине Эльбруса" допущена ошибка, и следует вместо "Западная вершина Эльбруса" читать "Восточная вершина Эльбруса". P.S. Прошу не счесть мои комментарии за занудство, просто я считаю, что чем точнее будут описаны события -- тем лучше. К сожалению, сейчас в Интернете появилось довольно много материалов по истории Битвы за Кавказ, в которых события того времени искажаются. Поэтому тем интереснее читать Ваши статьи. Ещё раз огромное Вам спасибо! P.P.S. Считаю, что книги А. М. Гусева следует прочитать всем, кто интересуется историей отечественного альпинизма.