Автор: Павел Павлович Захаров, Москва
Интернационалист Густав Деберль
ДЕБЕЛЬ ГУСТАВ - D&246 berl Gustav (1908, Вайдхофен, Австрия -1976, Вена). Г.Деберль был дипломированным инструктором лыжного спорта, профессиональным альпийским проводником (гидом) и горноспасателем. На родине работал слесарем-формовщиком высшей квалификации. Одно время по найму работал на автозаводах во Франции. Дипломированный инструктор лыжного спорта, горноспасатель, гид.
В 1934 году после поражения вооруженного восстания «Шутцбунда» (Schutzbund) и австрийских коммунистов, в числе многих его участников эмигрировал и Г. Деберль. Через Чехословакию он добрался до СССР. При этом сумел вывезти все свое горнолыжное и альпинистское снаряжение. В СССР, всем политическим иммигрантам в качестве места жительства и работы был и предложены города: Москва, Ростов-на-Дону, Нальчик, Харьков и др. Густав поселился в Москве. На Воробьевых Горах бесплатно учил московскую детвору, в основном местных ребят из деревни Воробьево (которая стояла на месте МГУ), горным лыжам – невиданному тогда в Стране Советов виду спорта.
Вскоре получил официальное предложение от ВЦСПС, преподавать лыжный спорт в Московском областном институте физкультуры. Его ассистентом был еще один шутцбундовец – Франц Бергер. Оба работали преподавателями лыжных дисциплин, современных (по тем временам) приемов альпинизма и спасательного дела. Для практических занятий по альпинистской технике и скалолазанию использовались развалины Екатеринского дворца в Царицино. Вместе с Ф. Бергером принимал активное участие в чемпионатах профсоюзов по лыжному спорту: в 1935 году занял 1-е место в 1936 – 3-е место. Весной 1935 года Г. Дёберль, Ф. Бергер и П. Заричняк переезжают в Нальчик. В лесу Баксанского ущелья, вблизи от селения Тегенекли, они выбрали площадку под оборудование будущего альпинистского лагеря.
Одновременно с оборудованием лагеря, здесь Г.Деберль организовал первые 6-и дневные курсы по повышению квалификации инструкторов альпинизма, Программа обучения была очень плотной: 1 день отводился скалолазанию 1 день - технике передвижения по снегу и льду 3-4 дня – на учебно-спортивные восхождения. Особенностью курсов было обязательное распределение выпускников по альплагерям Кавказа. За первый -же год на этих курсах были подготовлены 168 инструкторов альпинизма. На основе этих курсов, Г. Дёберль организовал 40-дневные курсы подготовки инструкторов альпинизма (которые окончил еще один шутцбундовец Ф.Кропф). Инструкторами – преподавателями на курсах работали 11 шутцбундовцев (половина всего преподавательского состава), уже имевших серьезную альпинистско-инструкторскую подготовку. В 1936 году Г.Дёберль со своей командой подготовил более 150 инструкторов альпинизма (в т.ч. - 8 шутцбундовцев). Инструктора школы активно совершали восхождения на вершины района. В конце сентября 1935 г они организовали восхождение для 96 советских туристов на Эльбрус.
После окончания работы курсов Г.Деберль с группой советских альпинистов составленной из довольно известных и опытным альпинистов – руководитель Олег Аристов, шутцбундовец преподаватель школы инструкторов Густав Деберль, Владимир Цейдлер, Лев.Надеждин и Александр Фельд совершили восхождение на Джан-Туган. Это восхождение стало для молодых инструкторов хорошей школой - Густав был прекрасным демонстратором технических приемов.
Это его качество касалось не только альпинизма, но и горнолыжной техники. Когда он демонстрировал технические приемы спусков, все свободные лыжники собирались, чтобы посмотреть на отличного демонстратора. В 1934 году среди учеников Г.Деберля был будущий фотомастер Вадим Гиппенрейтор. В 1937 году он стал в стране первым мастером спорта по горным лыжам, а в 1938 году - чемпионом СССР по слалому.
В период 1934 - 1937 годов Г.Деберль работал инструктором в альплагерях на Кавказе. Отличный скалолаз, он в скальной лаборатории (над альплагерем «Джантуган») проложил несколько очень сложных маршрутов, один из которых, самый сложный, получил название в его честь - «Густавшпиц». Эти скалы до сих пор пользуются популярностью, и их прохождение является критерием скалолазного мастерства.
1935 год на Кавказе был характерен массовыми восхождениями. Была проведена 1-я Всесоюзная альпиниада профсоюзов (Н.В. Крыленко). О.Аристов руководил школой инструкторов в альплагере «Адылсу», где было подготовлено 50 младших инструкторов. В составе большой группы альпинистов участников 1-й Всесоюзной альпиниады профсоюзов уже известный в альпинистских кругах шутцбундовец Густав Деберль поднялся на Эльбрус и спустился с него на лыжах. Это был первый в истории восхождений спуск на лыжах с Эльбруса.
Практически, все австрийцы, приехавшие в Союз, плохо владели русским языком, что порой ставило их в затруднительные или юмористические ситуации. Альпинисты старого поколения часто вспоминали чудесный разговор, произошедший на русском языке между Густавом Деберлем и Фердинандом Кропфом. Разговор происходил на утро на т.н. «немецких ночевках». Вылезая из палатки и потягиваясь, Деберль обращаясь к Кропфу произнес: «Ферл! Как хорошо и длинно я поспаль!». На это Кропф ему ответил: «Густав! Ты есть дурак! Ты плохо знаешь по руски – надо говорить не длинно, а – продольговато поспаль!»
В трагическом 1937 году, работая в альплагере «Адылсу» в числе 12 других инструкторов и шутцбундовцев - иностранных инструкторов альпинизма, был арестован и Густав Деберль. Он был перевезен в московскую бутырскую тюрьму, где три года подвергался систематическим пыткам и издевательствам, но не поддавался ни на какие провокации и ни кого из своих товарищей не оболгал и не предал. В 1940 году органами НКВД было принято решение о выдаче Деберля властям Рейха, но решительный протест и категорический отказ заключенного покидать Советский Союз, сорвали его экстрадицию. В качестве наказания за свои действия Деберль получил 5 лет Колымских лагерей. В дальнейшем срок был еще продлен и освобождение узник получил только в 1947 году. Работая в лагере на лесопилке, спасая русского механика, сам попал в машину, и ему по локоть оторвало левую руку. Несмотря на это, после освобождения в 1948 г., снова поехал в любимые им горы, работать инструктором.
В 1948 году Деберль вместе с женой Мартой и сыном Петером возвращается в Балкарию, где снова начинает работать инструктором и тренером по горным лыжам. Он был приглашен тренером во Всесоюзную школу инструкторов альпинизма.
В этом году в его отделении проходил обучение будущий начальник спасательного отряда альплагеря «Уллу-тау» Ю.И.Черносливин. Будучи сам прекрасным скалолазом, Юрий Иванович с восторгом отмечал высокое мастерство Густава, его умение коротко и ясно объяснять демонстрируемые приемы техники передвижения по скалам. На всех скальных занятиях альпинисты с восхищением наблюдали, как он с одной рукой, изящно, как ящерица, проходил весьма сложные маршруты в скальной лаборатории. В лагере этот отчаянно смелый, исключительно порядочный, гордый и скромный человек жил со своей женой Мартой и 10-летним сыном Петером (Петей). Так получалось, что его никто не приглашал на трудные восхождения, понимая, что это может существенно осложнить и замедлить продвижение, особенно на трудных скалах. Самому Густаву страстно хотелось проверить себя на достаточно трудных восхождениях. Но из-за своей скромности он не решался заявить о своем желании совершить интересное восхождение. Один из инструкторов, Николай Белавин, видя плохо скрываемое желание Деберля, решил взять его в свою группу на спортивное восхождение. Когда Густаву предложили принять участие в составе команды: Н. Белавин, И. Юрьев, Х Тегкаев совершить траверс: пик Вольная Испания – Бжедух – пик Вулея (5А к.с.), он вначале даже не поверил. Ему показалось, что это просто шутка. Потом, поняв, что это всерьез, чуть не заплакал от радости, сразу же согласился и пошел сообщить о своей радости Марте. Она, сильно волнуясь, благодарила Николая Ивановича Белавина: «Огромное Вам спасибо за приглашение, мы все так рады. Ведь Густав почти десять лет мечтает о трудном, интересном восхождении. Ведь он фанатик гор. Это его жизнь!».
Слева - перевал Кашкаташ, далее вправо - пик Вольная Испания, Бжедух, и сильно изрезанный гребень вершины - пик Кавказ. На дальнем плане - Чатын, пик Щуровского, Ушбинский перевал, «Подушка Ушбы» и кусочек стены Северной Ушбы. Фото И.Паша.
На третий день траверса, сидя у палатки на пике Кавказ, Густав рассказал о его попытке пройти почти километровую северную стену Центральной Шхельды. Тогда, еще в 1936 году, он поднимался по стене со своим австрийским товарищем Гансом. Бочеком. Уже пройдя стену, перед самой башней Центральной Шхельды, Густав сорвался и сломал ногу. Бочек, организовав на небольшой полочке сидячий бивуак и оказав посильную помощь Густаву, стал спускаться в долину. Только через три дня группа спасателей, во главе с Ал. Малеиновым, спустила его по сложнейшей скально-ледово-снежной стене.
С каким энтузиазмом он начал готовиться к выходу на это восхождение! Для облегчения своей работы с одной рукой на трудных скалах, с веревкой и карабинами он придумал много новых приспособлений. В альплагере «Шхельда» в ущельской маршрутной комиссии, В М Абалаков просматривая список группы, был сильно удивлен заметив против фамилии Густава Деберля число совершенных им восхождений 5 к.с. - около 50-ти (!). «Неужели так много?». А потом спохватился: «Да, ведь это альпийские пятерки. Они, как правило, короче наших Кавказских маршрутов». Группа была очень довольна совершенным восхождением. Особенно рад был Густав, перед которым открылись перспективы участия в еще более сложных восхождениях. Он, а главное и другие альпинисты, поверили в его невероятные способности. На следующий год, его пригласили к себе в группу московские альпинисты на траверс Ушбы.
Начало 1950-х годов. После траверса Ушбы. Фото на память: В.Кизель,
Е.Казакова, Г. Дёберль, Я.Аркин, М.Ануфриков.
В конце 50-х, в годы «хрушевской оттепели», Густав со своей семьей, вернулся к себе на родину в Вену и стал работать в туристской гостинице. Австрийский альпинистский клуб, членом которого он являлся, привлек его к работе в качестве тренера-консультанта с группами советских альпинистов. Так, в 1967 году, Г. Деберль сопровождал группу ленинградских альпинистов. Благодаря его вниманию и заботе, наши альпинисты совершили много красивых и сложных восхождений.
В 1966 году Густав Деберль приезжал в Москву на встречу с советскими альпинистами, которой суждено было стать почти исторической – именно на ней был создан Совет ветеранов при Федерации альпинизма СССР, т.е. первый (и единственный) Клуб Альпинистов СССР.
Густав Деберль вместе с друзьями Антоном Цаком и Францем Зауберером всей своей деятельностью активно способствовали развитию альпинизма и горнолыжного спорта в СССР.
К сожалению, имя Густава Деберля в России вообще, и в Кабардино-Балкарии в частности забыто. В стране нет горнолыжных и альпцентров, нет спортшкол носящих его имя, в Баксане нет памятника или мемориальной доски в его честь, То, что нет подобной памяти в Москве (что еще можно понять), но ничего подобного нет ни в Нальчике или в Приэльбрусье - это весьма трудно понимаемо.
П.П.Захаров (на основе воспоминаний Н.Белавина, Ю.Черносливина, Интернет-публикаций: Альпклуба СПб, КВМ лайн, Fany.ru, Vjuntain.ru, Geraldika Org, Odessit club. Org, Ludi-skal. Ru, Elot,ru.Форум. Фото: М.Ануфрикова, И.Паша, Интернет источников) |