Автор: Александр Лавриненко, Одесса

Как мы зимовали на Ерыдаге

(Восхождение по маршруту Андреева 6А, второе прохождение)

начало

Солнечным февральским днем компания украинских альпинистов прибыла в поселок Куруш. Нас три команды с разными серьезными планами:

Леша Шелхаков со своей женой Светой собираются "добить" первопроход, начатый в прошлом году. Макс Перевалов с Вовой Клебанским - пройти новый маршрут. У нас планы скромнее - 2е прохождение маршрута Андреева 2001 года.

Оперативно забросились под гору, радуясь что мало снега, и вообще травка зеленеет...

на нижнем плато

Хорошей погоды хватило ненадолго, дальше было как всегда - регулярные снегопады, ветра, вообщем - зима.

грибы

Наш маршрут идет по канту стены. Слева - огромный "колодец"- кулуар, разделяющий гору на Ерыдаг Северозападный и Ерыдаг главный. Стена состоит из трех бастионов между ними большие полки. Солнца на маршруте почти не бывает, такой "полюс холода". Летом маршрут опасен - начало прямо под кулуаром, из которого течет ручей и летят камни, а в верхней части первого бастиона в это кулуар надо заходить и идти по нему метров 70. Вообщем, зимний маршрут.

непогода

Стиль наш, я бы назвал, "зимний, классический" - вешаем все что есть (6 веревок), потом отрываемся, дальше по ситуации, но хорошо бы найти полку. Надо сказать, что первопроходцам с погодой повезло чуть больше чем нам - снега на маршруте у них почти не было.

Для нас самой большой проблемой стали покатые полки и заснеженные скалы без возможности застраховаться.

Провесив 5,5 веревок ушли в отрыв, до 2го бастиона получили две полу лежачие полу сидячие ночевки. Впечатлил еще кулуар с ледовым ручейком, хорошо что кошки взяли на скальный маршрут.

верх первого бастиона

Второй бастион порадовал очень богатым рельефом - настолько богатым, что разок заблудились. Рельеф лазовый, но в другую погоду, а желательно летом. На зимнем маршруте слова " свободное лазание 4-5 категории" бросает меня в дрожь.

2й бастион начало

Несколько раз пришлось уходить на более сложный рельеф - легче бить якоря, чем откапывать зацепки. Камины второго бастиона то же добавили остроты - в туфлях не полезешь, страховка редкая.

2й бастион верх

В середине 2го бастиона ночевка - дырка типа кротовая нора. Угол переходит в кулуар похожий на тунель метро , который приводит к гроту с покатым глиняным полом - построили полку со всеми удобствами, ветер не дует, снег не заметает. От сюда до третьего бастиона пять веревок. Дальше под непрекращающимся снегопадом выходим в сумерках под третий бастион. Делаю станцию, свечу фонариком -о, вот "спит", четко вышли, один в один.

выход на вершину

На следующий день встретились с Лешей Шелхаковым и Максом Переваловым - в их командах произошли замены. В итоге Макс с Лешей дошли прошлогодний маршрут. Дальше путь совпадает, двигаться приходится очень аккуратно - сложные учаски перемежаются с полками, заваленными камнями.

вершина

Погода в лучшую сторону не меняется - то снегопады, то ураганный ветер. Лешина палатка пыталась улететь - поймали.

Вышли на плато - ветер, видимости почти нет, почти на ощупь вышли на вершину. Дальше - долгий спуск по колено и глубже в снегу на нижнее плато. Затем подъем на Сельды и спуск по 2ке.

нитка маршрута

Бегом в Куруш, в тепло, к людям и еде! Все, закончилось приключение.

По маршруту - хорошая логичная линия. Летом можно низ пройти по маршруту Шелхакова, затем перейти на Андреева,или пройти правее свой вариант начала и выхода под 2й бастион (непросто, но реально). Зимой лучше все-таки лезть маршруты Дорро , Шанавазова, или наш маршрут 2011 года.

шалбуздаг

Всем удачи!

Маршрут Андреева 6А (VIA2+)

Перепад высот маршрута: 1105м (перепад стенной части 980м )
Протяженность маршрута: 1345м. ( с траверсами по террасам.)
0-1 40м По стенке войти в угол далее по внутреннему углу на полочку с полочки влево вверх по щели, выйти на полку. 25м V 15мVIA1
1-2 50м Вверх влево, перейти в левый внутренний угол, далее по углу под нависание. По щели через нависание, далее по внутреннему углу. Станция на шлямбурах. 15м V+ 35м VIA2
2-3 40м. Перейти маятником в правый внутренний угол, далее по углу выйти на полку на вершине «пера» VIA2
3-4 15м. Приспуститься вниз вправо, затем по наклонной полке вправо. Станция на шлямбуре. III
4-5 40м От станции вверх по щели (команда Андреева очевидно шла правее, т.к. следов нет) выйти на полочку. VIA2
5-6 45м Вверх влево по щели 15метров, затем перейти вправо на другую щель. По ней вверх до полки. Место ночевки, неудобное. (здесь сошлись с путем команды Андреева) 15м VIA2 10м V 20м VIA1
6-7 35м Перейти влево на щель, по щели вверх. Станция под нависанием. 10мV 25м VIA2
7-8 40м Вправо вверх, в обход нависания, выйти на полочку. Далее влево вверх, по внутреннему углу-камину выйти на полку. 10м VIA2 30мVА1
8-9 45м Перейти влево на щель, по щели вверх, далее по внутреннему углу вверх влево на полку. Место ночевки, неудобное. VIA2
9-10 30м Влево, затем влево вверх под нависание. Станция перед нависанием. V
10-11 30м По внутреннему углу через нависание. Станция на полочке. VIA2
11-12 10м Траверс влево, выйти на полочку. V
12-13 40м По плите вверх 20 метров, затем закачнуться влево, выйти на наклонную полку, по ней влево вверх. Станция на шлямбуре. 20м VIA2 10м V 10мIII
13-14 45м Влево вверх по плите, выйти на борт кулуара. Маятник влево в кулуар, далее по снегу и сильно заснеженным скалам вверх. 15м VIA2 30мIII
14-15 50м По обледеневшим скалам в горло кулуара (лед 45&186) далее вправо вверх, по заснеженным скалам на большую полку IV
15-16 70м По наклонной снежно- скальной полке вправо вверх подойти под 2й бастион (большой черный внутренний угол)I
16-17 30м Заход в угол справа налево, по сильно разрушенным скалам станция в основании угла.10м III 15м VIA2 5мIII
17-18 50м. По нависающему внутреннему углу вверх, до шлямбура, далее переход в левый внутренний угол. По нему вверх до выполаживания. Станция на шлямбуре. 15м VIA2+ 10м VIA2 25м VA1
18-19 45м По серии внутренних углов выйти на полку. 5мVI 40мV
19-20 30м Вверх, к камину, затем по камину, далее по сильно заснеженным скалам, выйти на полочку. Есть шлямбур. Станция. 10мV 20мVI
20-21 40м По заснеженным скалам вверх, к внутреннему углу. По углу вверх, выйти на полку. 30мIV 10мV
21-22 40м По внутреннему углу вверх, войти в кулуар. По кулуару вверх, скалы заснеженные, обледеневшие. Выход в грот – место ночевки. IV
22-23 30м Из грота влево вверх, во внутренний угол, далее по углу. 10мVА1 20м VIA2
23-24 40м Вверх по внутреннему углу. Станция под нависанием. VIA2
24-25 35м По нависающей щели вверх влево. Далее по крутым разрушенным скалам влево вверх. 20м VIA2 15мV+А1
25-26 40м Влево вверх, в основание камина. По левой стороне камина, затем по камину вверх выйти на полку. 25м VIA2 15м V
26-27 40м По внутреннему углу, затем по камину, вверх, выйти на полочку. V+А1
27-28 60м По внутреннему углу 5м, далее по снежно осыпному склону под стену 3го бастиона. 5м IV
28-29 100м По снежным полкам и простым скалам вправо вверх к основанию внутреннего угла. I
29-30 35м По внутреннему углу, далее по простым скалам на полку. 10мVIА1 25мII
30-31 30м По щели, выйти на полку по полке вправо. Станция.15м VIА2 15мIII
31-32 50м Вправо вверх по полке, затем по внутреннему углу вверх станция на полочке. 10мIII 40м VIA2
32-33 50м По внутреннему углу выйти на полку. По полке вправо в основание угла- камина. 10мV 40м I
33-34 40м По внутреннему углу- камину вверх выйти на полку V+А1
34-35 45м По простым скалам и полкам вправо вверх II
35-36 45м От станции вправо во внутренний угол, по углу вверх станция на полке. VIА2