Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Скала Липкина – самолет Р-5 – спасатель Алим Романов
Часть первая
1937 год – юбилейный год советского государства – 20 лет Октября. В ознаменование этой годовщины Всесоюзный совет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР организовал большую Памирскую, хорошо снаряженную, обеспеченную связью и транспортными средствами экспедицию. Участниками экспедиции стали более 50 опытных альпинистов из разных городов страны - те, кто уже бывал на Памире, или кто прошел хорошую школу спортивных восхождений на Кавказе.
Липкин Михаил Алексеевич (1902-1940)
Это значительно облегчало работу альпинистов. Следует отметить, что впервые в мировой практике для заброски продуктов и снаряжения на большие горные высоты были использованы самолёты. Правда, в одном из полетов только мастерство военного летчика М. Липкина позволило предотвратить тяжелую аварию его самолета и сохранить жизнь ему и штурману Сысоеву. С трудом, справившись с мощным нисходящим воздушным потоком, он сумел посадить самолет на крошечный пологий участок склона снежного купола на высоте 5200 м. Во время полета в деревянный винт самолета попал кусочек льда и самолет начал терять движущую силу, быстро терять высоту под давлением мощного нисходящего воздушного потока. Летное мастерство М.Липкина и его самообладание, позволили в считанные минуты решить дальнейшую судьбу летчиков. При вынужденной посадке они не пострадали, но самолет пришлось оставить на месте вынужденной посадки. Скальная гряда, окаймляющая здесь снежный склон, на который Липкин мастерски посадил свой самолет, с тех пор стала называться «Скала Липкина». Осенью 1937 года отряд саперов снял с самолета наиболее ценные части мотора и навигационные приборы. Долгое время на склоне вершины находились остатки фюзеляжа самолета Р-5. За многие годы части самолёта были разобраны горовосходителями на сувениры, а через «Скалу Липкина» стал проходить один из наиболее популярных современных маршрутов на вершину пика Ленина.
Начальник отдела скоростных бомбардировщиков НИИ ВВС. (Майор М.А. Липкин погиб в 1940 году, при выполнении испытательного полета на самолёте И-180-2).
Пик Ленина. Скалы Липкина.
Опытные радисты под руководством С. М. Герасимова сконструировали и изготовили специальные радиостанции, которые должны были обеспечивать бесперебойную связь между всеми отрядами экспедиции. Вес радиостанций, чтобы сделать их пригодными для альпинистов, был сведен до возможного минимума, а управление ими не требовало длительной специальной подготовки. Исходным пунктом для сбора отрядов экспедиции перед выездом в горы снова был избран Ош. Наступившая война и послевоенные годы восстановления страны и хозяйства не позволили предпринять действия по снятию остатков самолета Р-5. К тому времени он был единственным из этой серии самолетов, который хоть и после восстановительного ремонта мог занять свое место в авиационном музее. 1984 год внес существенные изменения в дальнейшую судьбу этого реликта отечественного самолетостроения. В этом году энтузиасты Рижского Краснознаменного Института Инженеров Гражданской Авиации под руководством Алима Васильевича Романова, закончили строительство своей скалолазной стенки. Именно в Риге, в институте РКИИ ГА возникла идея восстановления самолета Р-5. С этого момента все действия по работе экспедиции отмечались в «Летописи секции альпинизма и скалолазания РКИИ ГА». А.В. Романов стал инициатором автором идеи создания альбомов истории работы экспедиции и скрупулезно вел их заполнение. Альбомы стали частью архива клуба "Traverss". Доцент института, мастер спорта по альпинизму А.В.Романов видел этот самолет в 1968 году во время своего восхождения на пик Ленина. Не удивительно, что именно он и руководитель студенческого конструкторского бюро института Виктор Ягнюк стали главными вдохновителями воплощения в жизнь этой идеи – спустить остатки самолета и восстановить его. Инициатива студентов и преподавателей, нашла поддержку в ректорате института. Соответствующее ходатайство о разрешении организации надлежащей экспедиции было направлено Министру Гражданской Авиации СССР. Разрешение пришло без задержек, и колесо подготовительных работ закрутилось на полную мощь. Алим Васильевич Романов и его многочисленные помощники приступили к организации экспедиции.
«Жаль, что не дают орденов самолетам - этот Р-5 должен был получить самую высокую награду».
Пик Ленина – 7134 метров
На фото слева - пик Жукова (6842), справа - пик Ленина (7134) и правые
.Организационный комитет экспедиции попросил руководство Душанбинского Объединенного Авиа Отряда (ДОАО) оказать помощь в эвакуации со склонов пика Ленина остатков самолета. Просьбу удовлетворили, не смотря на то, что таджикские альпинисты (В.Машков и другие) выступили с подобной инициативой по снятию потерпевшего аварию еще до войны на Рушанском перевале самолета Р-5 летчика М.А. Кабанова.
притоки ледника Большая Саукдара. Вид с перевала Октябрьский. Фото А. Лебедева.
Военный летчик М.А.Кабанов пилотировавший самолет Р-5
в районе Рушанского перевала.
Район работы Душанбинской группы по поиску и
транспортировки потерпевшего аварию самолета Р-5
Оказалось, что снять разрушенный самолет с большой высоты, является не самым большим и сложным делом. Восстановить разбитый самолет даже такой не очень сложной конструкции, на который не сохранилось практически ни одного листа чертежей, да и запчасти не известно было где доставать – задача перед рижанами была трудно разрешимая – все надо было начинать на пустом месте. Значительная помощь рижанам в этом деле была оказана Забровским А.А – 1-м заместителем командира Таджикского ОКБ Р-5. Эпопея по спасению для истории самолета Р-5 длилась с августа 1985 по февраль 1993 года. Особенно ценна была их помощь в предоставлении сборочных чертежей. Студенты института писали курсовые и дипломные работы, составляли технические описания. Вот так и был по сути дела построен новый самолет Р-5.
Заключительная публикация в газете «Советская Латвия» о проведении
экспедиции по снятию самолета Р-5 со склонов пика Ленина
Улетаем домой! Наверху – Алим Романов, внизу – светлой памяти Виктор Ягнюк
Что же такое самолет Р-5 и почему за совершенно разбитой и разобранной на сувениры машиной по сути дела была настоящая погоня? Р-5 - советский многоцелевой одномоторный самолёт 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Это был один из первых самых массовых самолетов-бипланов 30-х годов XX века в СССР. Более 1000 таких машин эксплуатировалось в Аэрофлоте, как почтовые и грузо-пассажирские самолеты. Более 5000 экземпляров - в Рабочее-Крестьянской Красной Армии, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика. Самолет имел множество вариантов. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила ему длительную жизнь в воздухе — летал вплоть до конца 40-х годов ХХ века. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 30-х и начала 40-х годов. На фронтах Великой Отечественной Войны Р-5 эксплуатировался в качестве связного и легкого транспортного самолета до 1944 года. Поставлялся в Иран, Турцию, Монголию и Республиканскую Испанию. В ВВС республиканской Испании получил наименование - «Rasante» («бреющий полет») и был одним из «героев» в битве за Гвадалахару приняв деятельное участие в разгроме итальянской мотомеханизированной «Голубой дивизии». Авторитет и известность авиа-конструктора Н.Н.Поликарпова и его самолета Р-5 были столь высоки, что почтовое ведомство страны в 40-ю годовщину происшествия на пике Ленина, в 1977 году выпустило специальную марку с видом летящего самолета Р-5. На окаймляющей ленте стоит год 1929 – это год выпуска первого экземпляра самолета этой марки. |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||