Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Скала Липкина – самолет Р-5 – спасатель Алим Романов
Часть первая

1937 год – юбилейный год советского государства – 20 лет Октября. В ознаменование этой годовщины Всесоюзный совет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР организовал большую Памирскую, хорошо снаряженную, обеспеченную связью и транспортными средствами экспедицию. Участниками экспедиции стали более 50 опытных альпинистов из разных городов страны - те, кто уже бывал на Памире, или кто прошел хорошую школу спортивных восхождений на Кавказе.
Цель экспедиции была грандиозной - совершение восхождений на вершины-семитысячники: пик Сталина, пик Ленина и пик Корженевской (пик Победы еще не был открыт).
В помощь отрядам, которые должны были штурмовать три высочайшие вершины Памира, было придано звено самолетов. Командиром звена был назначен летчик-испытатель М.А. Липкин, прославившийся не только тем, что он установил один из авиационных рекордов, но и смелыми полетами в горах Кавказа во время восхождений военных альпинистов на Эльбрус. Поиск подходящих посадочных площадок, оказание помощи в разведке состояния маршрута восхождения, организация доставки экспедиционных грузов – это малый перечень того, что пришлось выполнять военным летчикам. Забегая вперед, можно сказать, что опыт сотрудничества с авиацией на больших высотах прошел успешно. Летчики под командованием Михаила Алексеевича Липкина – летчика-испытателя Конструкторского Бюро Н.Н.Поликарпова и штурмана Виктора Сысоева доставляли экспедиционные грузы вплоть до высоты 6200 м.

Липкин Михаил Алексеевич (1902-1940)
Начальник отдела скоростных бомбардировщиков НИИ ВВС.
(Майор М.А. Липкин погиб в 1940 году, при выполнении
испытательного полета на самолёте И-180-2).

Это значительно облегчало работу альпинистов. Следует отметить, что впервые в мировой практике для заброски продуктов и снаряжения на большие горные высоты были использованы самолёты. Правда, в одном из полетов только мастерство военного летчика М. Липкина позволило предотвратить тяжелую аварию его самолета и сохранить жизнь ему и штурману Сысоеву. С трудом, справившись с мощным нисходящим воздушным потоком, он сумел посадить самолет на крошечный пологий участок склона снежного купола на высоте 5200 м. Во время полета в деревянный винт самолета попал кусочек льда и самолет начал терять движущую силу, быстро терять высоту под давлением мощного нисходящего воздушного потока. Летное мастерство М.Липкина и его самообладание, позволили в считанные минуты решить дальнейшую судьбу летчиков. При вынужденной посадке они не пострадали, но самолет пришлось оставить на месте вынужденной посадки. Скальная гряда, окаймляющая здесь снежный склон, на который Липкин мастерски посадил свой самолет, с тех пор стала называться «Скала Липкина». Осенью 1937 года отряд саперов снял с самолета наиболее ценные части мотора и навигационные приборы. Долгое время на склоне вершины находились остатки фюзеляжа самолета Р-5. За многие годы части самолёта были разобраны горовосходителями на сувениры, а через «Скалу Липкина» стал проходить один из наиболее популярных современных маршрутов на вершину пика Ленина.

Пик Ленина. Скалы Липкина.

Опытные радисты под руководством С. М. Герасимова сконструировали и изготовили специальные радиостанции, которые должны были обеспечивать бесперебойную связь между всеми отрядами экспедиции. Вес радиостанций, чтобы сделать их пригодными для альпинистов, был сведен до возможного минимума, а управление ими не требовало длительной специальной подготовки.
Исходным пунктом для сбора отрядов экспедиции перед выездом в горы снова был избран Ош.

Наступившая война и послевоенные годы восстановления страны и хозяйства не позволили предпринять действия по снятию остатков самолета Р-5. К тому времени он был единственным из этой серии самолетов, который хоть и после восстановительного ремонта мог занять свое место в авиационном музее.
1984 год внес существенные изменения в дальнейшую судьбу этого реликта отечественного самолетостроения. В этом году энтузиасты Рижского Краснознаменного Института Инженеров Гражданской Авиации под руководством Алима Васильевича Романова, закончили строительство своей скалолазной стенки. Именно в Риге, в институте РКИИ ГА возникла идея восстановления самолета Р-5.
С этого момента все действия по работе экспедиции отмечались в «Летописи секции альпинизма и скалолазания РКИИ ГА». А.В. Романов стал инициатором автором идеи создания альбомов истории работы экспедиции и скрупулезно вел их заполнение. Альбомы стали частью архива клуба "Traverss".
Доцент института, мастер спорта по альпинизму А.В.Романов видел этот самолет в 1968 году во время своего восхождения на пик Ленина. Не удивительно, что именно он и руководитель студенческого конструкторского бюро института Виктор Ягнюк стали главными вдохновителями воплощения в жизнь этой идеи – спустить остатки самолета и восстановить его.
Инициатива студентов и преподавателей, нашла поддержку в ректорате института. Соответствующее ходатайство о разрешении организации надлежащей экспедиции было направлено Министру Гражданской Авиации СССР. Разрешение пришло без задержек, и колесо подготовительных работ закрутилось на полную мощь. Алим Васильевич Романов и его многочисленные помощники приступили к организации экспедиции.

Участники экспедиции перед отправкой на Памир в район пика Ленина. Второй слева во втором ряду – Алим Васильевич Романов

Действительно, при такой благородной цели, собрать себе помощников не представляло труда. А цель экспедиции была более чем благородна – снять со скал на высоте 5200 метров разбившийся в 1937 году и сохранившийся в единственном экземпляре, самолет Р-5. Подготовка была очень серьёзной, учитывались все «мелочи»: необычные приемы передвижения по горному рельефу на большой высоте, проявление приступов горной болезни и любые неожиданности которые могли бы встретиться на пути – все требовало внимания и тщательной подготовки. Латвийская и центральная пресса начали активную компанию по освещению хода подготовительных работ, печатались материалы исторического характера, описание района предстоящих спасательных работ. Справится с такими не простыми задачами помогли опыт и альпинистское умение руководителя альпинистской части будущей экспедиции А.В. Романова. Именно участники этой экспедиции и сняли летом 1985 года остатки самолета знаменитого летчика М.Липкина. После завершения эпопеи с многоцелевым самолетом Р-5, знаменитый советский летчик М.В.Водопьянов, давая оценку проведенной работе, сказал следующее:
«Жаль, что не дают орденов самолетам - этот Р-5 должен был получить самую высокую награду».

Пик Ленина – 7134 метров

На фото слева - пик Жукова (6842), справа - пик Ленина (7134) и правые
притоки ледника Большая Саукдара. Вид с перевала Октябрьский.
Фото А. Лебедева.

.Организационный комитет экспедиции попросил руководство Душанбинского Объединенного Авиа Отряда (ДОАО) оказать помощь в эвакуации со склонов пика Ленина остатков самолета. Просьбу удовлетворили, не смотря на то, что таджикские альпинисты (В.Машков и другие) выступили с подобной инициативой по снятию потерпевшего аварию еще до войны на Рушанском перевале самолета Р-5 летчика М.А. Кабанова.

Военный летчик М.А.Кабанов пилотировавший самолет Р-5 в районе Рушанского перевала.

Район работы Душанбинской группы по поиску и транспортировки потерпевшего аварию самолета Р-5

Оказалось, что снять разрушенный самолет с большой высоты, является не самым большим и сложным делом. Восстановить разбитый самолет даже такой не очень сложной конструкции, на который не сохранилось практически ни одного листа чертежей, да и запчасти не известно было где доставать – задача перед рижанами была трудно разрешимая – все надо было начинать на пустом месте. Значительная помощь рижанам в этом деле была оказана Забровским А.А – 1-м заместителем командира Таджикского ОКБ Р-5. Эпопея по спасению для истории самолета Р-5 длилась с августа 1985 по февраль 1993 года. Особенно ценна была их помощь в предоставлении сборочных чертежей. Студенты института писали курсовые и дипломные работы, составляли технические описания. Вот так и был по сути дела построен новый самолет Р-5.

Заключительная публикация в газете «Советская Латвия» о проведении экспедиции по снятию самолета Р-5 со склонов пика Ленина

Улетаем домой! Наверху – Алим Романов, внизу – светлой памяти Виктор Ягнюк

Что же такое самолет Р-5 и почему за совершенно разбитой и разобранной на сувениры машиной по сути дела была настоящая погоня?
Р-5 - советский многоцелевой одномоторный самолёт 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Это был один из первых самых массовых самолетов-бипланов
30-х годов XX века в СССР. Более 1000 таких машин эксплуатировалось в Аэрофлоте, как почтовые и грузо-пассажирские самолеты.
Более 5000 экземпляров - в Рабочее-Крестьянской Красной Армии, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика. Самолет имел множество вариантов. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила ему длительную жизнь в воздухе — летал вплоть до конца 40-х годов ХХ века. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 30-х и начала 40-х годов.
На фронтах Великой Отечественной Войны Р-5 эксплуатировался в качестве связного и легкого транспортного самолета до 1944 года. Поставлялся в Иран, Турцию, Монголию и Республиканскую Испанию. В ВВС республиканской Испании получил наименование - «Rasante» («бреющий полет») и был одним из «героев» в битве за Гвадалахару приняв деятельное участие в разгроме итальянской мотомеханизированной «Голубой дивизии».

Авторитет и известность авиа-конструктора Н.Н.Поликарпова и его самолета Р-5 были столь высоки, что почтовое ведомство страны в 40-ю годовщину происшествия на пике Ленина, в 1977 году выпустило специальную марку с видом летящего самолета Р-5. На окаймляющей ленте стоит год 1929 – это год выпуска первого экземпляра самолета этой марки.

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

в дополнение

Вид Р-5, об операциях снятия двух самолетов с Язгулемского хребта, о совершенно невероятных трагических событиях с потерпевшими аварию пассажирами можно прочесть в книге душанбинского альпиниста Евгения Лоренца "Раритеты "Рушанских ворот"".
 
Спасибо!

Интересно, история, однако! Но как выглядел самолет? Не хватает фото или рисунка (общий вид) и его останков на Горе.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru