Автор: Денис Урубко, Рязань
Вернись!
Несколько лет назад в приятный теплый полдень я лез по скале. Солнце разливалось над предгорьями, настроение было чудесным. Движения удавались на редкость грациозными, сильными – я держался на кончиках пальцев. Царила весна… март на юге Казахстана вступал в свои права.
Как вдруг за пазухой зазвонил мобильный телефон. Откинувшись на левой руке, правую запустил в карман, извлек трубку… Хм! Номер был незнакомый, какой-то странный… Европейский, что ли?
- - Алло? Да?!
- - Ден, Чао, каналья! – приятной хрипотой меня окутал голос Барбары Цвергер. Она звонила из Италии.
- - Привет, Барбариска! – я улыбнулся. Вот они, женщины! Только у них талант звонить в самый неподходящий момент. Ну минутой раньше ли, позже ли… нет! Именно здесь – на карнизе.
- - Тебе удобно говорить?! – с немецкой ясностью сразу перешла она к делу.
- - Конечно! Для тебя и Симоне я открыт всегда, - Барбара была женой моего друга.
Она закашлялась на другом краю мира. А я вдруг, осознав необычность ситуации, завибрировал нервами. Она не могла звонить просто так! Что с Симоне?!? Мысли тугой струей крови ударили по вискам, я непроизвольно напрягся. Как раз сейчас Симоне Моро был в Пакистане, на склоне Броуд-пика. Это была зимняя экспедиция – практически без поддержки мой приятель пытался одолеть восьмитысячную вершину.
- - Что случилось, Барбара? - я попытался найти ее тихим лаконичным вопросом.
- - Симоне идет на штурм, - спокойно и деловито сказала она.
- - Он цел? Как там?
- - Все в порядке, Денис, - поняла Барбара. – Я с ним на связи.
- У меня вырвался облегченный вздох. Пульс в висках резко сбавил обороты.
- - Надо проконсультироваться с тобой, дружище! – продолжала немка. – Помнишь маршрут? Ты же там два раза ходил!
- - Конечно помню, Барбарелла! Говори!
- - Так вот. Симоне только что прошел седловину перевала на 7900. Идет вверх.
- - Как погода?!
- - Пока терпимо, но очень холодно… Ден!
- - Да? Что?
- - Скажи… - она прервалась. Словно сама попыталась успокоиться. И дальше, со стальными нотками: - Скажи, сколько там еще до вершины?! Симоне спрашивает… он только что звонил, сказал спросить у тебя… а то он забыл дорогу. Давно уже было. Можно ему идти дальше?
Ого! Тут я сообразил, что до ужаса неудобно вишу на левой руке под верхним карнизом. Уже задрав одну ногу на блок. Словно замерев в прыжке… Надо было подумать. Поэтому, прижав ухом к плечу телефон, я высвободил правую руку, и коряво отступил ниже. Здесь, держась за «трамвайные ручки», можно было перевести дух.
Думать! Лихорадочно… тело успокоилось, но мысли метались. Перед глазами словно рябил калейдоскоп. Солнечные блики и тени… так!
Солнце! Уже около трех часов дня. Пройти Седловину Броуд-пика в это время было верхом неосторожности. К тому же высота ее… я саркастически хмыкнул… не 7900, а 7850, и это минус. Стемнеет у нас… Ох, и скоро же стемнеет!
- - Барбара, - позвал я в Италию. – Скажи, Симоне с кем?
- - Он один, - четко «аналитично» доложила та.
Бррр! Я поежился, представив, каково там моему другу. А я-то здесь в тепле. Итак! Час ему на предвершину. Час до вершины. Полчаса на то-се… будет уже около 17.30. А темно станет в 19.30… Простые как щелчки бухгалтерских костяшек мысли клацали в мозгу. Мысли были простыми до безобразия. Это поздно! За два часа Симоне не спустится. А со скал еще слезть надо будет… потом Седловина с трещинами. Заплутать ниже есть шанс. В одиночку меж трещин потеряться может каждый. Как мы тогда с Сергеем Самойловым нашли дорогу в тумане и снегу?!?!
- - Барбара, - снова позвал я подругу. – Лучше будет, если Симоне вернется.
- - Расскажи, как там?
- - Извини, пожалуйста. Но…
Первое – семья.
Второе – работа, чтобы кормить семью.
Третье – учеба, чтобы обеспечить работу.
И лишь на четвертом месте может быть что-то другое.
Это золотое правило жизни.
Но… Если благодаря тренировкам ты имеешь шанс остаться в живых во время занятия своим любимым делом, будь то плавание, серфинг, парашютный спорт, альпинизм или что-то другое, то… ЗАБУДЬ о правилах! Если, приняв умное решение, ты отступишь от достижения заветной цели в двух шагах, и живым вернешься домой, то… ЗАБУДЬ о цели! Если потратив на экспедицию чертову уйму денег, поймешь, что все бесполезно, и отправишься в объятия к отцу с матерью… ЗАБУДЬ о деньгах!
И никого не слушай :) Ни друзей, ни совесть, ни спонсоров, ни общественную мораль, ни коллег-альпинистов. Это наша жизнь, парни и девчата. Поэтому, пожалуйста, помните о здоровом эгоизме. Выживайте! Чтобы не подвести никого из своих родных и близких – вернитесь с маршрутов.
Дорогой Денис.
Думаю, ты слышал о трагическом завершении польской экспедиции на Броуд-пик. Можно узнать твое мнение об этом?
Конечно, можно утверждать, что это провал, но с другой стороны – разве риск не был включен? Это ли не решение взрослых людей использовать свой шанс? Будь аккуратен! Когда планируешь польское издание книги «Абсурд Эвереста»?
Мачек Каминский
Привет Мачек.
Конечно, я знаю о грустной ситуации на Броуд-пике. Мне не хочется быть судьей. Восхождение только в сознании и действии альпинистов в реальной ситуации. Я грущу вместе со всеми людьми Польского альпинизма.
Выпуск новой книги «Абсурд Эвереста» зависит от издателей, а не от меня, извини. Надеюсь, что она будет интересной также и польским читателям, но возможности продвигать ее у меня нет.
Хорошей недели тебе!
Денис
Привет Мачек.
Твой вопрос слегка отрезвил меня. Я выпал из шока, вызванного трагедией. Если интересно – глянь в моем блоге, пожалуйста.
Хорошей недели!
Денис
Денис, очень приятно, что мое письмо подвигло тебя разделить с людьми мнение после трагедии. Для меня это глубоко личное, потому что несколько лет назад я был практически уверен что стану горным гидом в Судетах на границе Польши и Чехии. Думается, там было не до правил – как ты и написал. После прочтения твоей книги «Приговоренный к горам» я начал тренироваться. После первого сезона набрал очки в UMTB. И потом… у меня случилось контузия коленного сустава. Доктор приказал оставить ультра-марафоны, или я не смогу даже управлять машиной и нормально ходить. Пришлось подчиниться золотому правилу жизни – нынче сижу перед компьютером в офисе, завершаю ежедневную работу (в Польше уже почти полночь).
Еще раз благодарю тебя! Удачи!
Можешь наведаться на мой сайт – прости, он только на польском.
Мачек Каминский
|