Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: В.Сапрыкин, Ульяновск

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2012 г. Часть 1

ОТЧЕТ

о прохождении горного спортивного туристского маршрута

IV категории сложности по Центральному Кавказу,

совершённого группой РОО «Ульяновская Федерация спортивного туризма»

в период с 4 августа по 26 августа 2012 года.

Маршрутная книжка № 129Г

Руководитель группы: Сапрыкин Василий Павлович

e-mail: vasilij_saprykin@mail.ru

3. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

3.1. Проводящая организация.

Региональная общественная организация «Ульяновская Федерация спортивного туризма». Сайт: http://horizont73.ru

3.2. Район, подрайон маршрута.

Центральный Кавказ. Приэльбрусье.

3.3. Общая информация о маршруте.

Вид туризма

Категория

сложности

Протяженность

активной части

маршрута, км

Продолжительность

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовая

горный

IV

192

23

17

4 – 26 августа 2012 г.

3.4. Нитка пройденного маршрута.

Аул Хурзук - дол. р. Уллухурзук - заброска имущества к мин. источникам (рад) - пер. Кепурли (1Б, 3200, первопрохождение) - дол. р. Чыгышкол - пер. Каширина (1Б, 3308) - дол. р. Кичкинекол - пер. Кругозорный (1Б, 3300) - дол. р. Уллухурзук - пер. Кюкюртлю Северный (2А, 3943) – разведка южных склонов в. Кюкюртлю - дол. р. Уллукам - пер. Хотютау Северный (1Б, 3500) - лед. Азау Большой - пер. Плечо Западное Эльбруса (3А, 4962) - пер. Балкбаши (1Б, 3691) - траверс Сев. лед. полей в. Эльбрус (2А, 4000) - пер. Чат Эльбрусский (2А, 3883) - пер. Ассоль (1Б, 3634) - дол. р. Ирикчат – пер. Российских офицеров (2А, 3819) - лед. Мукал - пер. Мукал-Мкяра Южный (2Б, 3800, первопрохождение) – лед. Мкяра Вост. - пер. Мкярский перемёт (2Б, 3600) - лед. Мкяра Зап. - пер. Мкяра-Субаши (1Б, 3644) - дол. р. Субаши - пер. Исламсу (1Б, 3468) - дол. р. Исламчат - пер. Дождливый (1Б, 3500, первопрохождение) - мин. ист. Джылысу (КБР) - дол. р. Кызылкол - пер. Бурунташ (н/к, 3086) – пер. Нартджол (1А, 3405) - дол. руч. Кислый - мин. ист. - дол. руч. Голубой - пер. Нартджол Западный (1А, 3460, первопрохождение) - пер. Бурунташ (н/к, 3086) - дол. р. Чемарткол - пер. Чемарт (н/к, 3132) – пер. Быкылы (н/к, 2963) - дол. р. Эльмезтебе - пер. Енукол (н/к, 2200) - дол. р. Енукол - аул Хурзук.

3.5. Обзорная карта.


Обзорная карта маршрута

3.6. Определяющие препятствия

п/п

Вид пре-пятствия

Название

к. т.

Высота

Характе-

ристика

Путь прохождения

1

Перевал

Ассоль

3634

скально-осыпной

лед. Ирик – дол. р. Ирикчат

2

Перевал

Балкбаши

3691

ледово-осыпной

через лед. Уллучиран

3

Перевал

Дождливый

3500

осыпной

дол. р. Исламчат – дол. р. Каракаясу

4

Перевал

Исламсу

3468

осыпной

дол. р. Субаши – дол. р. Исламчат

5

Перевал

Каширина

3308

скально-осыпной

дол. р. Чыгышкол – дол. р. Кичкинекол

6

Перевал

Кепурли

3200

скально-осыпной

дол. р. Уллухурзук – дол. р. Чыгышкол

7

Перевал

Кругозорный

3300

осыпной

дол. р. Кичкинекол – дол. р. Уллухурзук

8

Перевал

Мкяра-Субаши

3644

осыпной

лед. Мкяра Зап. – дол. р. Субаши

9

Перевал

Хотютау Северный

3500

ледово-осыпной

дол. р. Уллукам – лед. Азау Большой

10

Перевал

Кюкюртлю Северный

3943

ледово-осыпной

дол. р. Уллухурзук – дол. р. Уллукам

11

Перевал

Российских офицеров

3819

ледово-осыпной

дол. р. Ирикчат – лед. Мукал

12

Перевал

Чат Эльбрусский

3883

ледово-осыпной

Ачкерьякольский лавовый поток – лед. Ирик

13

Траверс

Сев. лед. поля Эльбруса

4000

ледовый

пер. Балкбаши – пер. Чат Эльбрусский

14

Перевал

Мкярский перемет

3600

ледово-скальный

лед. Мкяра Вост. – лед. Мкяра Зап.

15

Перевал

Мукал-Мкяра Южный

3800

ледово-скальный

лед. Мукал – лед. Мкяра Вост.

16

Перевал

Плечо Зап. Эльбруса

4962

ледово-скальный

лед. Азау Большой – лед. Уллучиран

3.7 Характеристика маршрута.

Протяженность – 192 км.

Количество ходовых дней – 17.

Пройдено перевалов, вершин, траверсов – 22.

Максимальная высота подъёма – 5000 м.

Количество ходовых часов – 136-10.

Суммарный набор высоты – 12965.

Суммарная потеря высоты –12965.

Средняя скорость - 11,29 км/день, 1,41 км/час.

Напряжённость по локальным препятствиям – 1,29 препятствия/день.

3.8. Сведения об участниках.

п.п

Ф. И. О.

Город

Туристский
опыт

Обязанности
в группе

1

Сапрыкин Василий Павлович

г. Ульяновск

6Г-У
5Г-Р

руководитель

2

Китаев Александр Владимирович

г. Ульяновск

5Г-У

фотограф

3

Калинин Андрей Николаевич

г. Ульяновск

4Г-У

завхоз

4

Яковлев Денис Владимирович

г. Ульяновск

3Г-У

хронометрист

3.9 Адрес хранения отчётных материалов.

Отчет и фотоматериалы хранятся в библиотеке Ульяновской местной детской общественной организации «Спортивный туристский клуб «Горизонт».

3.10 Заявочные документы и отчет рассматривались.

Ульяновской областной туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссией.

Шифр МКК: 173-00-324220000.


4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА

4.1. Общая смысловая идея маршрута.

Цели:

- прохождение горных спортивных маршрутов 4 и 2 категорий сложности

- продолжение изучения территории Приэльбрусья, как ближайшего для нас горного района, с целью определения местонахождений потенциально возможных перевалов разных категорий сложности, в том числе и для маршрутов 4 и 5 к.с.

- приобретение туристского опыта, и повышение мастерства для подготовки к прохождению туристских маршрутов более высоких категорий сложности.

В течение последних лет мы совершили уже достаточно много маршрутов в этом районе, в Приэльбрусье, особенно на восточных, северных и западных склонах самой вершины и по ближайшим хребтам. В отличие от других, этот район Кавказа пока имеет уникальную доступность и хорошие подъезды. На большую часть этого района не нужно оформлять пропуска. Достаточно легко можно подъехать и из Кисловодска, около 100 км, прямо к склонам Эльбруса, и из Невинномысска, 170 км, до аула Хурзук. И для нас, для ульяновцев, это, вообще, самый ближний спортивный горный район.

Природными достопримечательностями, да, и историческими тоже, район не обделён: скалы, ледники, озёра, водопады, минеральные источники, лечебные ванны, народные курорты, «боевые перевалы» - всё это имеется.

Ну а красавец Эльбрус просто завораживает красотой своих пока ещё чистых северных склонов.

Развита сеть поисково-спасательных формирований МЧС: имеются базы и в Кисловодске и в Черкесске. Выше расположены поисково-спасательные отряды в долине реки Битюктюбе (КЧР), в нижней части урочища Ирахиксырт и ещё выше, у Северного Приюта (приют Н. Олейникова), КБР.

В спортивном отношении имеются перевалы и для «единичек», и для «двоек», и для «троек». И высотность их хорошая: можно планировать маршрут на высотах выше 4000 м.

А вот для «четвёрок» и «пятёрок» сложнее. А так хочется! Заманчиво. И Эльбрус рядом.

Вот мы и продолжаем поиск седловин под перевалы необходимой сложности, чтоб можно было строить с учётом этих перевалов интересные «нитки» маршрутов.

Одновременно запланировали прохождение маршрутов второй и четвёртой категорий сложности, увязали их нитки, чтобы взаимно контролировать друг друга.

И что получилось?

А вот смотрите!

1. Перевал Кепурли. Мы дали название одноимённое с названием соседней вершины. Добавилось количество перевалов в Приэльбрусье. Перевал связал долины рек Чыгышкол и Уллухурзук. И это хорошо можно использовать при разработке «ниток» маршрутов.

Но будоражит амбиции другое: стена, восточнее нашего прохода, ведущая прямо на самую низкую седловину хребта. Мы не могли её штурмовать – с нами на этом участке маршрута была группа 2-ой к.с., а стена казалась сложней. И заманчиво то, что со стороны дол. р. Чыгышкол на эту седловину был абсолютно лёгкий пологий подъём, как мы потом увидели.

2. Перевал Мукал–Мкяра Южный. Ну что сказать: красивый перевал. Техничный. И, как нам кажется, стоит 2Б. Потому что после него Мкярский перемёт нам показался лёгким. За Мкярскмй перемёт спасибо Мише Расторгуеву: от него мы о нём узнали.

3. Перевал Дождливый. Мише Голубеву спасибо: на его сайте нашли фото. Но еле тёплые спустились с него: дождь, снег, холод - всего наелись. Тоже пригодится «нитки» накручивать в этом районе. Но осталась ощущение чего-то незаконченного: не прошли чуть выше и чуть южнее седловину, т.е. левее по ходу и ближе к вершине Балыкбаши, в этом же отроге – сил не хватило и погоды. А вед она должна была привезти нас к озёрам – посмотреть их.

4. Перевал Плечо Западное Эльбруса. 5000 м. Высотный. Потрепало там нас. И снегу по самые… . Загадку он нам загадал: колесо от самолёта (или вертолёта) лежало там. Как видно – не с давних пор. А выше вроде что-то ещё чернелось – видимость была «0». И зона трещин. Не стали подниматься к этой черноте. Сил не было и ноги оттуда надо было уносить. Потом в МЧС Черкесска сообщили. Но даже в секундные прояснения красота открывалась удивительная - бастионы, башни, стены …

5. Обход траверсом с юга в. Кюкюртлю с перевала Кюкюртлю Северный. Тоска легла на сердце: пройти бы с перевала этот траверс и на перевал Плечо Западное Эльбруса. Как когда-то говорил Михаил Хергиани про ледник «семёрку» на в. Донгузорун: «Его (ледник) пройти невозможно, но и не пройти нельзя». Он прошёл. И я уверен, если я не успею, пройдут другие. И это здорово!

6. После спуска с пер. Исламсу на обеде под в. Балыкбаши в северном коротком зелёном отроге от неё, в том, который мы после обеда обходили траверсом, мы видели чёткое понижение в верхней части, ведущее к цирку с возможными перевалами. Но, тогда мы не знали характера спуска с него. А кода поднимались на пер. Дождливый, видели: хороший спуск, мелко осыпной. И если с этого спуска сразу уходить влево, то, как раз начинается подъём на перевал, на который мы не пошли и который ведёт к озёрам.

7. Пер. Нартджол Западный. Чуть выше пер. Нартджол. Колечко получилось от травертинов. Значит, можно не делать «радиалку». И долина ручья Голубой интересная: причудливые скалы, шахты, минеральные источники. Но! Лучше не пить: судя по цвету воды, сомнения есть, что за состав. А ручей, действительно, на некоторых участках изумительно голубой.

Много прошли. И километров, и перевалов. Это была не цель. Так сложилась «нитка». Так разбросаны были определяющие перевалы. И для этого заброски планировали и организовывали. И 2-ка помогала. И это тоже входило в наши планы.

4.2. Подъезды и отъезды.

4.2.1. Проезд из г. Ульяновска до г. Невинномысска и обратно по железной дороге около полутора суток.

4.2.2. Проезд из г. Невинномысск до аула Хурзук и обратно на заранее заказанном микроавтобусе «Форд» (тел. +79280064349, Олег)

4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

4.3.1. Аварийные выходы:

День пути

Пункт выхода

Характер пути

1-5

п. Хурзук

По пути маршрута, по долинам рек. Тропа, дорога.

5-7

Приют 11-и

По пути маршрута, по леднику. Тропа.

7-10

Сев. приют, пункт МЧС

По пути маршрута, по леднику вариант: по плато Ирахиссырт. Тропа, дорога.

10-14

п. Эльбрус, п. Верхнй Баксан

По долинам рек, тропа, дорога

14-16

база МЧС на Северном Приюте, у Серебряного источника

По пути маршрута. Тропа, дорога.

16-17

п. Хурзук

По пути маршрута, по долинам рек. Тропа, дорога.

4.3.2. Запасные варианты:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

11.08

5

В случае обнаружения пути, не превышающего допустимую сложность – подъем на пер. Плечо Западное Эльбруса с пер. Кюкюртлю.

19.08

13

Обход пер. Мкярский перемет по дол. р.р. Мкяра, Субаши - под пер. Исламсу

22.08

16

Исключение кольца на мин. источники – выход к п. Хурзук

4.4. Изменения маршрута и их причины.

1. Отказались от восхождения на в. Эльбрус Западная по причине непогоды. На перевал Плечо Западное Эльбруса поднимались при видимости почти «0». Из 17-и ходовых дней полностью солнечных было только 2.

4.5 График движения.

Содержится в приложенном высотном профиль-графике.


4.6.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

6 августа – 0 день активной части маршрута.

Долина реки Уллухурзук.

Пройдено:

ходовых часов 2-20,

км 10,2.

Набор высоты 540 м,

сброс высоты 0 м.

Поезд прибыл в Невинномысск в 9-35. На вокзале нас уже ждал микроавтобус «Форд». Водитель, его зовут Олег, с которым мы уже ездили. Он дальше п. Хурзук ехать не захотел. Низкая посадка автомобиля.

Подъездная дорога шла вдоль р. Кубань через Черкесск, Усть-Джегуту, Карачаевск, Каменномостский. Бензин купили за Карачаевском.

В 15-00 мы прибыли в аул Хурзук, от которого вверх до дол. р. Уллухурзук идёт грунтовая дорого до мин. источников Джылысу (КЧР).

С 15-45 до 18-05 поднимаемся по грунтовой дороге вдоль р. Уллухурзук, переходя 9 мостов. Фото №1. Смешанный, выше хвойный лес. Хорошая погода. Много малины. Режим движения 30 -10.


Фото № 1 Дорога вдоль р. Уллухурзук

Останавливаемся на бивак на большой ровной травянистой поляне со следами лесозаготовительных работ справа по ходу в 50-и м от р. Уллухурзук и в 500 м выше 9-го моста. Фото № 2. Сюда, на поляну, ведёт лесовозная дорога от основной дороги. Хороший кош. Вода. Высота 1940 м. Переменная облачность, температура +12 С.


Фото № 2. Первый бивак, недалеко от р. Уллухурзук

7 августа – 1 день активной части маршрута.

Заброска имущества. Северные склоны в. Кепурлибаши.

Пройдено:

ходовых часов 10-15,

км 24,2.

Набор высоты, 630 м + 760 м (заброска),

сброс высоты 760 м (заброска).

Подъём в 7-00. До 12-20 большая часть группы организовывает заброску имущества к мин. источникам Джылысу (КЧР). Путь по грунтовой дороге туда и обратно. Фото №3. Заброску оставили в одном из домов.


Фото № 3. Заброска к мин. источникам Джылысу (КЧР)

Вторая часть группы делает заброску, в которой находятся подъездные вещи, в низ, в район 9 моста, возвращается к биваку, упаковывает весь груз и в 9-15 начинает подъём в направлении в. Кепурлибаши.

От поляны у р. Уллухурзук, в сторону нашего движения идёт лесовозная дорога, которая сразу же раздваивается. Мы идём по верхней. Сосновый строевой лес. Общий уклон лесистого склона до 25-35 град. Через 400 м подошли ко 2-ой развилке. Снова пошли по левой, верхней, дороге. Ещё через 300 м, после 3-ей развилки, пошли по правой дороге, т.е. по нижней. В 1,5 км пути от бивака появился участок крутого подъёма – 200 м, 35-40 град.. Далее пологий траверс склона, около 800 м, который привёл к крутому до 45 град. и глубокому оврагу с ручьём. Дорога закончилась. Время 11-13. Оказалось, после разведки, что мы подошли к долинке ручья, текущего от нашего перевала. Спускались к ручью по трудному крутому участку около 400 м. Высокая растительность, много поваленных деревьев. Обед. По этой долинке прямо вдоль ручья вверх идёт набитый след от волочения спиленных деревьев. Мы пошли по нему. Фото №4.


Фото № 4. Подъём по следу от волочения деревьев

Вокруг строительные сосны. Крутизна до 35 град.. Много поваленных деревьев. След закончился примерно через километр дальше труднопроходимый лес с подлеском. Принимаем решение подняться на правый по ходу борт оврага, с редколесьем. Подъём по траве, мху, иногда камням крутизной до 60 град.. Фото №5.


Фото № 5. Подъём по лесу к пер. Кепурли

К 17-00 вышли по склону вдоль оврага под первую ступень цирка с перевалом. Хвойный лес сменился карликовыми берёзками, рододендронами. Дальнейший подъём по крупным и средним камням. Средняя крутизна склона 25 град.. Фото №6.


Фото № 6. Путь по кустарнику под первую ступень подъёма к пер. Кепурли

Обойдя завал из крупных камней, вышли на ровную зелёную площадку. В 18-00 встали на бивак. Высота 2570 м.

Цирк с перевалом и вершиной закрыт облаками. Периодически накрывает туман. Ночью дождь. Температура +10 град.С.

8 августа – 2 день активной части маршрута.

перевал Кепурли (1Б, 3200, первопрохождение), долина реки Чыгышкол,

пер. Каширина (1Б, 3308)

Пройдено:

ходовых часов 10-10,

км 6.

Набор высоты 1138 м,

сброс высоты 958 м.

В 7-30 выход.

Подъём в замыкающий цирк 3-мя уступами по 100 м, крутизной до 40 град.. Средние и крупные камни, зелёнка – рододендрон, можжевельник. Фото №7.


Фото № 7. Подъём на вторую ступень подъёма на пер. Кепурли.

Виден наклонный жандарм в районе нашего перевала. Снизу замыкающий цирк обрамляет крупная осыпь. Есть вода, места под палатки, высокая трава. Весной здесь может быть озерцо. Режим движения 30-10. В 8-45 мы в цирке. Ищем путь подъёма на перевал. Практически весь хребет и в самом низком участке, и левее его, и правее стеной с небольшой внизу полоской осыпи обрывается в цирк. Не просматривается путь, который можно было бы пройти вместе с «двойкой». Крутые скалы. Принимаем решение подниматься правее, где гребень повыше, но где просматривается проходимый кулуар. Фото №8. В этом месте перевальный взлёт внизу имеет уступ – камни покрытые местами травой, выше широкая осыпь, сужающаяся вверх и теряющаяся на скалах с зелёнкой у самого гребня.


Фото № 8. Подъём на пер. Кепурли.

Необходимо отметить что в северной части цирка есть седловина ориентировочно сложностью 1А, выводящая, вероятно, в дол. р. Кичкинекол.

Подъём на уступ около 100 метров до 40 град., далее по кулуару 200 метров до 45-50 град.. Мелкие и средние камни. В 2-3 местах пробка из 3-4 крупных камней. Легкие скалы, свободное лазание, гимнастическая страховка. Ведём наблюдение за камнями. Вверху кулуар разветвляется и теряется в скалах. Фото №9.


Фото № 9. Верхняя часть кулуара на подъёме на пер. Кепурли.

Отсюда мы пошли влево, вверх 100 метров и вышли на перегиб гребня. Группа поднялась на перевал в 11-40.

Седловина скальная, узкая. Ветер. Небо в облаках.

Собираем тур, оставляем записку. Называем перевал по имени ближайшей вершины – Кепурли. Фото №10.


Фото № 10. Группы на пер. Кепурли.

Спуск начинаем в 12-20.

С самого перевал зелёнка и крупные камни. Спуск великолепный: общая крутизна до 30-35 град.. Фото №11.


Фото № 11. Спуск с пер. Кепурли.

За 30 мин. мы прошли перевальный взлёт до выполаживания. Время 12-50. Отсюда видно, что самая низкая часть гребня, который мы прошли, севернее наклонного жандарма метрах в 300-х, и на неё отсюда ведёт легкий подъём. Под перевальным взлётом после спуска была сотовая связь. Далее спуск по мелким и средним камням и зелёнке, общей крутизной около 25-30 град.. В 13-45 встали на обед у ручья, который идёт из под мелко осыпной седловины на гребне слева (рыжая коричневая полоска). Высота 2570 м. Фото № 12.


Фото № 12. Спуск с пер. Кепурли.

Выход с обеда в 15-30. Не спускаясь, по средним камням и зелёнке траверсируем правый склон долины р. Чыгышкол и выходим к ручью из под перевала Каширина. Фото №13.


Фото № 13. Подъём на пер. Каширина.

Далее подъём представляет собой скально-осыпной склон крутизной 30-50 град. с двумя ступенями. Режим движения 30-10. После первой ступени попадаем на травянистую площадку. Вторая ступень выводит под скалы. Фото №14.


Фото № 14. Подъём на пер. Каширина

Скальный участок обходится по неширокой полке слева на право. Фото №15.


Фото № 15. Полка, выводящая на пер. Каширина

Полка выводит прямо на седловину. Седловина узкая. Фото №16. Группа на перевале в 17-45. Ветер, мелкий дождь. Вид на склоны правого борта долины р. Кичкинекол.


Фото № 16. Группы на седловине пер. Каширина

Тур и табличка памяти Сергею Каширину находится правее по гребню. Фото №17. Сняли записку группы КСС Крыма от 23 августа 2007г. под руководством Пошивальник С.А.


Фото № 17. Мемориальная табличка на пер. Каширина.

Спуск с перевала начинаем в 18-00. Сначала идёт мелкая осыпь, крутизной до 45 град.. Затем начинаются скальные сбросы. Фото №18. Проходим их по кулуарам. Местами крутизна увеличивается до 50 град..


Фото № 18. Верхняя часть спуска с пер. Каширина.

Сбросы выводят на крупные и средние камни. Фото №19. «Прыгаем» по ним до зелёной площадки среди камней.


Фото № 19. Спуск с пер. Каширина.

В 19-40 ставим бивак. 2750 м. Сразу начинается сильный дождь. Шёл всю ночь. Часть вещей промокла.

9 августа. 3-й день активной части маршрута.

Долина реки Кичкинекол, перевал Кругозорный (1Б, 3300), долина реки Уллухурзук.

Пройдено:

ходовых часов 8-10,

км 10,1.

Набор высоты 1000 м,

сброс высоты 1200 м.

С 8-20 продолжаем спуск в направлении дол. р. Кичкинекол. Ясно. Спустились с камней, далее травянистые склоны крутизной до 40 град., примерно, через 1 км выводят к реке. Погода пока ясная. Местами облака. Температура + 15 град.С. Фото №20.


Фото № 20. Путь по дол. р. Кичкинекол

Дальнейший подъём по пологой долине р. Кичкинекол. Местами тропа. Режим движения 40-10. Через три перехода поворачиваем налево по ходу движения вдоль ручья от пер. Кругозорный. Здесь уже склоны осыпные до 40 град. и несколько моренных уступов. Фото №21.


Фото № 21. Верховья дол. р. Кичкинекол.

Открывается вид на почти песчаную в. 3458, южнее которой и находится перевал Кругозорный.

В 11-50, преодолев два моренных уступа, крутизной до 40 град., вышли к небольшому озерцу со снежником. Ровное и тихое место, где можно организовать бивак. Останавливаемся на обед. Фото №22.


Фото № 22. Озеро перед пер. Кругозорный

В 13-20 продолжаем движение. Путь по средним и мелким камням по карману между правым склоном и правобережной мореной с постепенным поворотом вправо по ходу до начала крутого подъёма в замыкающий цирк под в. 3621. Карман окончился. Отсюда хорошо подниматься на седловину, хотя седловину самого перевала мы немного прошли. Мелко сыпной склон 200 метров крутизной до 30 град.. А если начать подъём раньше, то длиннее и выше взлёт, и по мелкой осыпи трудно подниматься. Фото №23.


Фото № 23. Подъём на пер. Кругозорный

Седловина длинная, более 100 м. Где мы поднялись, спуск сложнее, чем 1Б, и тур то же левее по ходу под осыпной вершиной. И там хороший спуск – травянисто-осыпной. Подъём на седловину у группы занял не более 20 минут. В 14-20 группа была у тура. Фото №24.


Фото № 24. На пер. Кругозорный

Седловина не широкая, осыпная. Ветер, сплошные облака. Мелкий дождь. Температура + 10 град.С.

Сняли записку группы из ТК «Абрис», г. Нижний Новгород от 08 августа 2012 под руководством Печенкина Д.

Начали спуск серпантином около 300 м до 45 град. по мелко осыпному мягкому склону. Ниже перевального взлёта длинный спуск до 15-20 град.: крупные, средние и мелкие камни. Нудный. К ручью мы вышли практически у р. Уллухурзук. Отсюда подниматься на перевал не очень-то приятно. Фото №25, 26, 27.


Фото № 25. Вид с пер. Кругозорный в дол. р. Уллухурзук


Фото № 26. Спуск с пер. Кругозорный


Фото № 27. Перевал Кругозорный из дол. р. Уллухурзук

Далее спуск к р. Уллухурзук по зелёнке. Стадо овец и пастух. По долине идёт набитая тропа. Движение по ней, пересекаем несколько левых притоков по камням. Погода пасмурная, довольно холодно. Дошли до озерца. Неуютно показалось: близко стадо. Прошли ещё около одного перехода с небольшим набором высоты. Примерно на середине пути от озерца до начала ледника полянка, вода в 50-и м, травянистые склоны. Облака видимость плохая, погода не балует.

Набрав около 200 м высоты, в 18-00 останавливаемся на бивак. Высота 2550 м. Чистая вода в небольшом ручейке в 10 м от основного потока реки. Ночью дождь.

10 августа. 4 день активной части маршрута.

пер. Кюкюртлю Северный (2А, 3943)

Пройдено:

ходовых часов 7-45,

км 6,5.

Набор высоты 996 м,

сброс высоты 0 м.

Выход в 8-00. Путь от бивака по тропе, которая траверсировала зелёный склон и постепенно спустилась на камни к реке к конечным моренам. Переправились через левый приток реки Уллухурзук. Фото №28.


Фото № 28. Переправа через левый приток р. Уллухурзук

Далее мы поднялись по моренам левого борта до открытой части ледника, т.е. выше нагромождений нижних ледниковых морен, чтобы можно было 2-ки перейти ледник (она идёт на пер. Кольцевой). Определили варианты подъёма на Кольцевой и в 10-00 разошлись. Мы поднялись на высокую левобережную морену. По морене шла хорошая тропа. В густом тумане, при видимости 10-15 м мы подошли к реке. Переправа не просматривалась, и мы вдоль реки вышли к обелиску погибшим лётчикам. Фото №29.


Фото № 29. Мемориал у ледника Кюкюртлю

Когда немного просветлело, с трудом нашли переправу через тот же приток р. Уллухурзук по камням и, наконец, вышли к ручью от пер. Кюкюртлю Южный. Путь вдоль ручья: камни, осыпи, травы нет вышли в замыкающем цирк под пер. Кюкюртлю Южный. Под перемычкой в хребте, выводящей на ледник к пер. Кюкюртлю Северный организуем обед. Погода пасмурная, сильный ветер, временами дождь. Температура + 8 град.С. Фото №30, 31.


Фото № 30. Подъём к пер. Кюкюртлю Южный от ледника Кюкюртлю


Фото № 31. Подъём на перемычку

В 13-15 продолжаем подъём на перемычку в хребте. Средние камни, снежник и разрушенные скалы крутизной до 70 град. через один переход выходим на перемычку. Видимость около 100 м. Одеваем страховочные системы, кошки, организуем связку.

Дальнейший путь преимущественно по закрытому леднику, по его верхней части, и участкам открытого льда с организацией одновременной страховки. Крутизна до 35 град.. Местами участки по 100-200 м глубокого снега. Трещины проходили с попеременной страховкой. Сильный ветер, дождь, мокрый снег. Фото №32, 33.


Фото № 32. На перемычке.


Фото № 33. Траверс ледника на подъёме к пер. Кюкюртлю Северный

На перевал группа вышла в 17-00 в условиях минимальной видимости. Седловина широкая, осыпная со снежником . Сняли записку группы туристов Петроградского клуба туристов, СПБ от 07 августа 2012 года под руководством Долгополова И.Э.

На седловине есть несколько мест под палатки. Остановились на бивак чуть выше перевала в понижении, где меньше ветра. Фото №34.


Фото № 34. Наша палатка на пер. Кюкюртлю Северный

Организовали разведку к в. Кюкюртлю. Дошли до вертикальных участков, а видимости почти нет. Анализируем возможность подъёма на западное плечо Эльбруса траверсом её южных склонов. Но путь подъёма закрыт облаками, а вершина вообще всё время не видна. Так мы ей и не полюбовались.

Ночью дождь, мокрый снег, а утром минусовая температура.

11 августа. 5 день активной части маршрута.

Долина реки Уллукам, пер. Хотютау Северный (1Б, 3500), ледник Азау Большой

Пройдено:

ходовых часов 7-00,

км 9,5.

Набор высоты 717 м,

сброс высоты 740 м.

Выход в 9-00. Облака. Ветер. Температура около 0 град.С.

Длинный спуск по осыпным кулуарам, петляющим между скальными сбросами. Крутизна до 50 град.. Фото №35, 36, 37.


Фото № 35. Начало спуска с пер. Кюкюртлю Северный


Фото № 36. Спуск с пер. Кюкюртлю Северный


Фото № 37. Пер. Кюкюртлю Северный с подъёма на пер. Хотютау Северный

В нижней части спуска участок крупных камней. В 10-20 почти у истока пересекаем р. Уллукам по камням. Фото №38.


Фото № 38. Переправа через р. Уллукам

Вниз по долине идём траверсом травянистого с левого склона долины, стараясь не сбрасывать высоты. Крутизна склона до 45 град.. Через два перехода заворачиваем влево к перевалу Хотютау Северный. Подъём вдоль ручья по слежавшейся осыпи из мелких камней. Крутизна до 45 град.. Фото №39, 40. Режим движения 30-10.


Фото № 39. Подъём на пер. Хотютау Северный


Фото № 40. Перевальный взлёт пер. Хотютау Северный

Седловина перевала не видна до самого верха: скрыта отрогом разделительной вершины. В верхней части подъёма, у самой седловины вязкий грязевой участок. Фото №41. Поднялись на перевал в 13-30. Тур справа на скалах. Вместо записки купюра денежных знаков республики Беларусь. Наверное, хвастаются.


Фото № 41. Седловина пер. Хотютау Северный

На перевале готовим обед. Изучаем дальнейший путь подъёма. Виден разбитый вертолёт на леднике Азау Большой, вершины Уллукамбаши, Азаубаши, перевал Хасанхойсюрульген и др. Эльбрус, как и обычно, в облаках.

Небо в облаках. Временами мелкий дождь. Температура +10 град.С.

Выход с обеда в 15-30 на север в направлении перевала Плечо Западное Эльбруса.

Подъём по краю плато по осыпям и средним камням, крутизной до 40 град.. Через полтора перехода по 30 минут подошли к краю ледника. Открытый лёд. Надеваем системы, кошки, организуем связку. Подъём по льду крутизной до 45 град. с одновременной страховкой. Через 200 метров ледник выполаживается и переходит в закрытый. Движение через трещины с попеременной страховкой. Местами глубокий мокрый снег. Через 500 м, пробив ступени по 70 метровому снежно-фирновому склону крутизной до 50 град., выходим на скально-осыпной гребень, не указанный на картах. Фото №42. Есть места под палатки. Удаётся дозвониться домой.


Фото № 42. Подъём по леднику Азау Большой

В 18-00 организовываем бивак. Высота 3820 м. Ветер. Температура около 0 град.С. Эльбрус в облаках. В секундные прояснения изучаем дальнейший путь подъёма.

Всю ночь дождь, мокрый снег, ветер.

12 августа. 6 день активной части маршрута.

Южные склоны западного ребра в. Эльбрус

Пройдено:

ходовых часов 8-50,

км 4,8.

Набор высоты 1080 м,

сброс высоты 0 м.

Выход в 8-00. Проходим небольшой участок скальной гряды и выходим на пологий закрытый ледник. Связываемся. Дальнейшее движение по леднику с одновременной страховкой по направлению к подножию снежного гребня. Фото №43. Прохождение больших трещин по снежным мостам с попеременной страховкой. Режим движения 30-10.


Фото № 43. Путь к пер. Плечо западное Эльбруса.

Через четыре перехода подошли под склон гребня. Крутизна возрастает до 30 - 45 град.. Фото №44.


Фото № 44. Подъём к пер. Плечо Западное Эльбруса. Прохождение «хобота».

Местами, на крутых участках, попеременная страховка. Фото №45.


Фото № 45. Подъём к пер. Плечо Западное Эльбруса

Движение по глубокому снегу. Встречались участки, где проваливались выше колена. Переменная облачность. Ветер. Необходима защита для кожи и глаз от солнечного света. Фото №46, 47.


Фото № 46. На подъёме на пер. Плечо Западное Эльбруса

С 13-40 по 14-20 устроили перекус прямо на снежном склоне. Воду топили из снега.

Характер дальнейшего движения не изменился – тяжёлая монотонная утрамбовка ступеней в глубоком снежном склоне крутизной около 30 град.. Фото № 47. Погода пасмурная. Температура -5 град.С. Режим движения 15-10.


Фото № 47. На подъёме на пер. Плечо Западное Эльбруса

С 17-30 погода крайне ухудшилась. Видимость не более 30 м. Используем GPS для ориентации. Сильный ветер, отсутствие видимости. Принимаем решение организовать бивак на нижнем краю снежной перемычки под прикрытием ледовой стенки верхнего борта широкой трещины. Изучаем место на прочность и безопасность. Палатку закрепляем на ледорубы и трекинговые палки. В палатке тише и теплее, несмотря на непогоду снаружи. Высота 4900 м. Фото №48.

На удивление отличный сигнал сотовой связи. Позвонили домой.


Фото № 48. Трещина, на краю которой был бивак

13-14 августа. 7-8 день активной части маршрута.

Перевал Плечо Западное Эльбруса (3А, 4964), ледник Уллучиран, пер. Балкбаши (1Б, 3691)

Пройдено:

ходовых часов 11-50,

км 10,1.

Набор высоты 100 м,

сброс высоты 1309 м.

Выход в 7-50. Трещину, на нижнем краю которой стояла наша палатка, прошли по снежному мосту с попеременной страховкой. Погоды всё нет. Видимость около 50 м, моментами ещё меньше. Температура -10 град.С. Идём в плотном облаке по GPS. Связка, одновременная страховка. Фото №49.


Фото № 49. Первые метры подъёма от места бивака на краю трещины

Через три перехода склон выполаживается и мы выходим, судя по показаниям GPS , на Западное плечо в. Эльбрус. Перевал, обозначенный на карте, остался чуть западнее. В слабые прояснения справа по ходу открываются ледовые провалы, слева – ледовые сбросы и чернеют участки скал. Фото №50, 51.


Фото № 50. Группа на пер. Плечо Западное Эльбруса


Фото № 51. Показания GPS на пер. Плечо Западное Эльбруса

Далее идём, траверсируя западные склоны в. Эльбрус без сброса высоты на уровне 4950-5000 м. Фото №52. По пути нашли колесо от вертолёта или самолёта, лежащее на снегу. Фото №53. Движение по GPS. Режим движения 30-10.


Фото № 52. Траверс западных склонов в. Эльбрус. Фото М. Голубева


Фото № 53. Колесо на западном ребре Эльбруса

Через 1 км пути начинается плавное понижение. Где-то левее остаётся «утюг»: под ним проходит один из маршрутов на в. Эльбрус. Фото №54.


Фото № 54. "Утюг" с траверса западных склонов Эльбруса в редкие моменты прояснения

Обойдя несколько больших разломов ледника, упираемся в большой ледовый сброс – борт огромного ледового провала, разрезающего склон. Просматриваем пути спуска. Ледовая вертикаль. Много перил нужно. Без верёвок не пройти. Принимаем решение вернуться немного назад и свернуть направо по ходу движения. Фото № 55. Пройдя вверх по дну ледового разлома, выходим выше жёлоба и траверсом по дуге обходим его выше. Фото №56.


Фото № 55. На траверсе западных склонов в. Эльбрус


Фото № 56. Обход ледового желоба

Периодически облака отступали на 2-3 минуты и можно было увидеть нашу промежуточную цель – выходы скал на северо-западном плече в. Эльбрус, в районе в. 4431.

Ещё через 4 перехода, траверсом снежно-ледового склона, крутизной до 30 град., выходим на пологое плато северо-западного ребра Эльбруса. В 12-30 останавливаемся на обед на мелко осыпной площадке в районе в. 4431. Погода как всегда не радует – ветер, снег. В моменты просветления осматриваем путь спуска.

В 14-30 продолжаем спуск в направлении перевала Фрунзе. Движение по снежно фирновому склону, крутизной до 35, град. с одновременной, местами с попеременной страховкой. Фото №57. Пробивка ступеней. Режим движения 30-10. Видимость до 200 метров.


Фото № 57. Спуск по С–З ребру в. Эльбрус

Держим направление ближе скалам по снежному склону метрах в 10…30 от сбросов в сторону ледника Битюктюбе. Фото № 58.


Фото № 58. Спуск по С–З ребру в. Эльбрус. Фото утра следующего дня

Через 3 перехода снежный склон становится круче, местами лёд, начинаются скалы. Организовываем первую верёвку перил на ледобуре-сбрасывателе. Фото №59.


Фото № 59. Первая верёвка спуска

Перила выводят на очередной участок крутых скал. Вторая, третья, четвёртая и пятая верёвки проходили по скалам, крепление на локальных петлях. Крутизна склона от 45 до 90 град.. Фото №60, 61.


Фото № 60. Вторая верёвка на спуске


Фото № 61. Четвёртая верёвка на спуск

Шестая верёвка снова проходила по льду и вывела на пологую часть ледника. Фото №62, 63.


Фото № 62. Пятая и шестая верёвки на спуск


Фото № 63. Спуск с С–З ребра в. Эльбрус

В 20-00 группа спустилась на ледник под перевалом Фрунзе до перевала по скально-осыпному склону, крутизной до 45 град. около 100 м. Погода прояснилась, и можно было понаблюдать закат. Дальнейшее движение по открытому леднику в связке с одновременной страховкой. Крутой участок и широкие открытые трещины проходили с попеременной страховкой. Около 500 м спуска и мы вышли на его пологую часть. Стемнело, и дальнейший путь до перевала Балкбаши нам показался ужасным: 5-6 глубоких валов левобережных боковых морен из средних и крупных камней, да ещё и местами «живых» забрали у нас последние силы. Да и шли мы при свете фонарей.

В 21-40 встали на бивак на одной из оборудованных площадок на пер. Балкбаши. Фото №64.


Фото № 64. Вид на спуск с С–З ребра в. Эльбрус с пер. Балкбаши

Следующий день, ожидая подхода «двойки» на перевал, сушились, готовили снаряжение, распределяли продукты. Организовали заброску продуктов на заключительную часть маршрута. В туре на перевале сняли записку сборной группы туристов из городов Десногорска, Смоленска, Красногорска от 13 августа 2012 года под руководством Паркина П.В.

15 августа. 9 день активной части маршрута.

Траверс северных ледовых полей в. Эльбрус (2А, 4000)

Пройдено:

ходовых часов 9-50,

км 14,4.

Набор высоты 309 м,

сброс высоты 270 м.

Выход в 8-10. Переменная облачность. Температура +5 град.С.

Траверс ледовых полей в. Эльбрус начинаем со спуска с пер. Балкбаши. Некрутой ледовый склон около 400 м проходим по вмерзшим камням и песку. На левобережную морену поднялись по крупным камням. Выход на ледник Уллучиран. Пересекаем ледник в верхней пологой его части, петляя между большими трещинами и перепрыгивая стремительные потоки талой воды. Ледник за 2 года изменился очень сильно. Фото №65, 66.


Фото № 65. Спуск на л. Уллучиран с пер. Балкбаши


Фото № 66. На леднике Уллучиран

За три перехода подходим под скальную гряду между ледниками Уллучиран и Карачаул. Поднимаемся на её среднюю часть по осыпному склону. На спуске траверсируем склон крутизной до 45 град. вверх, обходя примыкающие к скалам ледовые разломы ледника Карачаул. Выход на ледник в 300 м выше подъёма.

Выход на ледника Карачаул. Ледник открытый. Фото №67. Трещины обходятся. Снова петляем. Движение в направлении на верхнее окончание морены между ледниками Карачаул и Уллукол. Фото № 68. Движение по открытому леднику в обход трещин. Много ручьев талой воды и раскисшего снега.


Фото № 67. На леднике Карачаул


Фото № 68. Разделительная морена между ледниками Карачаул и Уллукол

Ещё через три перехода выходим на морену в верхней её части. Сильный ветер. Видим Северный Приют. Дальнейшее движение в связках по закрытому леднику с одновременной страховкой. Фото №69. Широкие трещины проходим по снежным мостам с попеременной страховкой. Крутизна склона до 20 град.. Режим движения 30-10.


Фото № 69. На леднике Уллукол

К 14-30 выходим на «стартовую» морену», в 300 м восточнее и выше Северного приюта. Отсюда обычно совершают восхождение на в. Эльбрус. Ветер не стихает. Готовим обед. Здесь во второй раз происходит разделение групп. Двойка будет спускаться вниз к мин. источникам Джылысу (КБР). Четвёрка продолжает траверс ледовых полей Эльбруса в направлении Ачкерьякольского лавового потока.

В 16-30 выход. Идём в связке с одновременной страховкой по открытому леднику Микельчиран, местами снежные участки. Погода облачная, ветер. Температура около +5 град.С. Временами показывается хребет с в. Чаткара, Балыксубаши, Ачкерьяколбаши-Терсак. Фото №70.


Фото № 70. На траверсе северных ледников в. Эльбрус

На уровне морены между ледниками Микельчиран и Кынчырсырт. Начинается зона разорванных ледников. Не всегда удавалось быстро находить пути обхода. Приходилось много сбрасывать или набирать высоты, чтобы обойти широкую трещину. При переходе по мостам – организация попеременной страховки. Зона сильных разломов заканчивается спуском крутизной до 30 град., протяжённостью около 100 метров.

Дальнейший путь в небольшой подъём по границе снежника, круглой формы. Фото №71. Снова выходим на пологую часть ледника, разрезанного открытыми трещинами. Открывается верхняя часть Ачкерьякольского лавового потока.


Фото № 71. Ачкерьякольский лавовый поток с траверса ледовых полей в. Эльбрус

Пройдя лабиринты трещин, в 20-00 подходим к морене севернее основного потока. Фото №72. Темнеет, силы на исходе и мы решаем остановиться на ней. Готовим место под палатку. Уже в темноте готовим ужин.

Высота 3730 м. Пасмурно. Сильный ветер. Температура около 0 град.С.


Фото № 72. Бивак на морене Ачкерьякольского лавового потока. Фото утра следующего дня

16 августа. 10 день активной части маршрута.

Перевал Чат Эльбрусский (2А, 3883), перевал Ассоль (1Б, 3634), долина реки Ирикчат.

Пройдено:

ходовых часов 8-15,

км 8,4.

Набор высоты 587 м,

сброс высоты 1417 м.

Выход в 8-15. Начинаем спуск с морены по ледовому склону, разделяющему морену и Ачкерьякольский лавовый поток. Фото №73. Крутизна до 35 град.. Движение в связке с одновременной страховкой и кошках. Погода ясная, но сильный ветер. Температура + 5 град.С.


Фото № 73. Спуск с Ачкерьякольского лавового потока

После спуска выходим на пологую часть ледника, в зону камней, скатившихся с потока. Ведём наблюдение за падением камней. Снимаем кошки. Продолжаем движение по закрытому леднику в направлении перевала Чат Эльбрусский. Режим движения 30-10. Через два перехода пересекаем тропу от перевала Ирикчат к Ачкерьякольскому лавовому потоку, отмеченную вешками. Фото №74.


Фото № 74. Путь от лавового потока к пер. Чат Эльбрусский

Обойдя несколько трещин на пологой части ледника подходим под перевальный взлёт. Подъём на перевал Чат Эльбрусский представляет собой снежно ледовый склон крутизной до 60 град., подрезанный двумя бергшрундами. Фото № 75. Подъём до первого бершрунда по снегу. Далее по льду. Подъём по вмёрзшим камням. Фото № 76. Местами вырубали ступени во льду. При переходе через бергшрунды организовывали попеременную страховку. Ведём наблюдение за скалами на предмет падения камней.


Фото № 75. Бергшрунд на подъёме на пер. Чат Эльбрусский


Фото № 76. Подъём на пер. Чат Эльбрусский

Заключительные 10 метров подъёма - лазание по средним скалам крутизной до 70 град.. В 10-50 группа на перевале Чат Эльбрусский. Седловина осыпная. Фото №77. Тур правее. Записки нет. Оставляем свою. С перевала вид на ледник Ирик, перевалы Медвежёнок, Ассоль. Фото № 78.


Фото № 77. Группа на пер. Чат Эльбрусский


Фото № 78. Вид с пер. Чат Эльбрусский на пер. Ассоль

Спуск по осыпному склону в обход скальных выходов правее по ходу, затем по снежнику. Фото №79. Крутизна до 60 град.. Снежник выводит на крупные камни, по которым выходим на зелёную площадку на слежавшейся морене левого борта ледника Ирик. Фото №80. В 12-10 обед. Высота 3200 метров. Переменная облачность. Температура + 10 град.С.


Фото № 79. Верхняя часть спуска с пер. Чат Эльбрусский


Фото № 80. Спуск с пер. Чат Эльбрусский в дол. р. Ирик

В 14-00 продолжаем движение в направлении перевала Ассоль. Режим движения 30-10. За полтора перехода по крупным камням и двум снежникам выходим под перевальный взлёт пер. Ассоль. Подъём – осыпной склон крутизной до 45 град.. Поднимаемся левее по ходу по средним и крупным камням. Фото №81.


Фото № 81. Подъём на пер. Ассоль

К 15-40 группа на перевале Ассоль. Фото №82. Седловина узкая. Тур в центре. Записки нет. Оставляем свою записку. Погода облачная. Временами мелкий дождь. С перевала открывается вид на долину р. Ирикчат, вершины Ирикчатбаши, Советский воин.


Фото № 82. Группа на пер. Ассоль

В 16-00 начинаем спуск с перевала. Осыпной с выходами склон крутизной до 50 град. выводит на ледовый участок, крутизной до 25 град.. Проходим его по вмёрзшим камням и мелкой каменной крошке. Фото №83. Средняя часть спуска – ровная часть долины с мутным озером по середине. Озеро обходим справа по ходу.


Фото № 83. Спуск с пер. Ассоль

Заключительная часть спуска в долину р. Ирикчат представляет собой затяжной травянисто-осыпной склон крутизной до 40 град.. Средние камни. Нудный спуск. Режим движения 30-10. В 17-30 спустились к реке Ирикчат. Мощный поток шириной 3-10 м. Переправа по большим камням. Выше и ниже другой переправы не просматривается. Дальнейшее движение вниз по тропе, по левой стороне долины. Фото №84.


Фото № 84. Спуск с пер. Ассоль

В 18-20 встаём на бивак на травянистом склоне у одного из ручейков. Высота 2900 м. Погода пасмурная, временами дождь.

Ночью был сильный ветер и сильный дождь.

17 августа. 11 день активной части маршрута.

Перевал Российских офицеров (2А, 3819)

Пройдено:

ходовых часов 5-45,

км 5,3.

Набор высоты 919 м,

сброс высоты 0 м.

Выход 8-00. Утром склоны и вершины покрыты свежем снегом. Сейчас временами солнце. Тихо. Поднимаемся в направлении пер. Российских офицеров, но по соседней, левой по ходу, долине, чтобы не делать петлю. Путь по среднекаменистой осыпи среди травы. Крутизна до 25-35 град.. Далее переходы по 30 мин. Путь сложный: крупные мокрые скользкие камни, густая высокая растительность. Подъём вдоль ручья с переходом на его левую сторону. Фото №85.


Фото № 85. Подъём на пер. Российских офицеров

Следующий переход по травянистому гребешку между 2-мя овражками: подъём не трудный, растительность уже мелкая. Местами открытый склон до 35 град., камней почти нет. Виден жандармов палец на пер. Ирик Восточный (теперь Советский воин). Облака, тихо.

В начале 3-го перехода вышли на чётко выраженную туристскую тропу. Она шла по соседней ложбинке, а потом вывела на наш гребешок. И мы вышли в замыкающий цирк, образованный хребтом с перевалом Ирик Восточный и отрогом между этим и нашим перевалом. Нам надо потом будет проходить этот отрог, и путь по склону отрога виден - осыпной склон 150-200 м до 50 град.. В начале цирка тропа раздваивается, но потом, как оказалась, перед подъёмом на отрог сходится. По пути по тропе в цирке стоят турики, но пропадают на осыпях. Сплошная облачность и появление дождевых облаков. До отрога проходим крупнокаменистую осыпь – 200-250 м до 25-30 град.. Фото №86, 87.


Фото № 86. Подъём на перемычку к пер. Российских офицеров


Фото № 87. Подъём на перемычку к пер. Российских офицеров

5-й переход окончился на середине взлёта на разделительный отрог. Средние и крупные камни, местами песок. Гремит гром, пошла снежная крупа с дождём, внизу долина р. Ирик в облаках.

Следы на гребне ввели вверх: скорее это следы диких животных. Дальше ужасный хаос впереди крутой спуск в цирк, много не страверсируешь: очень крупные камни - с комнату, вверху скалы. В секундное прояснение увидели перевал: нужно было спуститься вниз и потом только начинать подъём на седловину. Начался сильный ветер.

50 м мы прошли по следам по отрогу вверх и дальше тупик: появились скалы, идти бессмысленно. Начали спуск, траверсируя влево. Дошли до кармана внизу и по нему 100 метров на снежник, где более пологое и безопасное место. Фото № 88. Пошёл сильный мокрый снег, видимость 5-10 м. Встали под камни, укрылись накидками. Сильный ветер, снег с дождём, гроза, молнии, холодно, мокро. Пережидаем около 1,5 часа всё это. Сидим и злимся, что не идём. Наконец, небольшое прояснение и стало теплее.


Фото № 88. Вид с перемычки на пер. Российских офицеров

Далее путь снова по камням, вроде к перевалу. Но это оказался очередной перегиб: видимость почти 0. Кое-как угадывался справа по ходу перегиб ледника, должно быть на гребне, т.е. в районе перевала. Идём по леднику ближе к левому скальному склону, используя вмёрзшие камни для опор. Фото №89.


Фото № 89. Заключительная часть подъёма на пер. Российских офицеров

В 15-15 мы на перевале Российских офицеров. Есть несколько площадок под палатки. Тур в центре. Сняли записку группы из Киева от 13 августа 2012 года под руководством Будникова Андрея. На седловине начался кошмар: штормовой ветер, холодно, видимость плохая, все мокрые. Температура -3 град.С. С подветренной стороны небольшого скального выступа на перевале выложили площадку, поставили палатку, затащили туда рюкзаки и начали готовить обед, чтобы не терять время.

В 16-00 характер погоды не изменился. Видимости нет. Остаёмся на перевале на ночь. Возводим ветрозащитную стенку. Изнутри подветренную сторону палатки укрепляем рюкзаками.

Лишь к 20-00 погода успокоилась, и открылся ледник Мукал. Анализируем варианты спуска. Первый раз за маршрут удалось целиком увидеть Эльбрус. Фото №90.


Фото № 90. Палатка группы на пер. Российских офицеров

Часть 2 >>>>>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru