Автор: Дмитрий Шатров, Москва-Торонто

Сказочные Гималаи. Часть II

Продолжаем наш виртуальный Гималайский трек. Вчера мы стартовали с 2000 метров, а сегодня пройдем отметки от 3200 до 4000. Скажу честно, это мой любимый высотный пояс, и всякий раз стараюсь идти по нему подольше. На высоте 3200 метров лиственные леса сменяются сосновыми, липкая душная влага остается позади, при этом воздух еще достаточно насыщен кислородом. На этой отметке самый здоровый для жизни климат: днем жаркое горное солнце топит сосновую смолу, и воздух наполняется таким густым ароматом, что больше всего хочется скинуть рюкзак и устроиться на полянке на пару лишних часов. Из самых близких аллюзий - поднятое на высоту трех километров Рижское взморье.

Сосновая зона на высоте 3250 метров, рассветная съемка. К слову, этот кадр оптически честный: явственная голубая полоса по трети кадра - это не дефект градиентного фильтра, а слой плотного тумана, прибиваемый рассветными лучами. При экспонировании используется пластинка на два стопа с плавной границей, но нижний край затемнения теряется в лесу, а потому не может навредить дополнительной черной полоской.

Температура и снаряжение

С подъемом на каждые 1000 метров температура воздуха падает на шесть градусов, то есть если на 2000 метрах было 25-28, то на отметке в 3500 будет порядка 15-18. Это условные значения, не принимающие во внимание ветер, влажность, частую смену погоды, а также субъективное восприятие человека на высоте (в дело вступают гипоксия и симптоматика "горняшки"). На 4000-4500 метрах температура днем (при хорошей погоде) составит около 10-12 градусов, но с приходом снежного заряда может резко опуститься и до -5.

Пример съемки в другой части трека с тех же высотных точек (3300 метров).

Непал справедливо считается мировой столицей дешевой спортивной одежды и снаряжения. Дешевой в самом прямом смысле. В Катманду на вас обрушатся сверкающие лейблы мировых лидеров - The North Face, Marmut, Arcterix и других. Вам предложат что угодно - от рюкзаков и спальников до Gore-Tex курток и трусов с гульфиком. Все это поддельное и шьется тут же, "в соседнем огороде". Вернее так: материал производится в Китае и часто бывает настоящим (около 30 от вала). Его воруют либо перекупают с заводов. Остальная ткань очень похожа на оригинал, но пропитывается специальным раствором и больше пары треков не выдерживает. Несмотря на кричащие наклейки Gore-Tex, она пропускает воду, теряет цвет и так далее. Фактически - это одна большая лотерея. Зато у вас есть шанс купить качественную подделку за 15 от ее реальной стоимости, то есть не все так плохо :) Про себя скажу: майки, термо-белье, ветровки, легкие треккинг-брюки - все это покупаю в Непале за копейки, а когда "снашиваю", без зазрения совести отправляю в мусорную корзину. Пуховики, Gore-Tex куртки, обувь - то есть все то, что отвечает за комфорт и выживание в граничных с реальностью условиях, беру настоящее и "за дорого".

Резюмируя: если у вас есть качественное снаряжение, то берите его с собой. Если вы планируете брать его в ближайшем будущем, и цена от 12,000 рублей за настоящую (а столько она и должна стоить) Gore-Tex куртку вас не смущает, покупайте в фирменных магазинах уже сейчас. Если же вы любите риск и вам не чужд спортивный азарт - дождитесь прилета в Катманду, где можно пройтись по местным лавчонкам в поисках улова. Теперь конкретика.

Лангтанг на подъеме (3500 метров) без снега.

Из необходимого снаряжения (мелочь в расчет не берем, а то никакого поста не хватит):

1) Кроссовки. Хорошие-треккинговые с подошвой Vibram (желтенькие такие буковки) или аналог. Фиксация голеностопа позволяет передвигаться по пересеченной местности с малым риском подвернуть ногу. Желательно c Gore-Tex верхом. Именно треккинговые. Не беговые и не баскетбольные, если только вам дороги собственные колени :)

2) Горные ботинки. Кроссовки хороши на комфортной тропе, но в горах погода непредсказуема, и если налетит затяжной снежный шторм, далеко в них не уйдешь. Ботинки же позволяют идти по снегу без лишнего риска, хорошо держат ногу как на валунах, так и на сыпучем склоне. Модельный ряд обширен.

3) Термо-белье. Так называемый "первый слой". Кто не знает - это тонкое синтетическое (либо с добавлением шерсти) белье, которое отводит от тела влагу, оставаясь при этом сухим, согревает-в-холода и не раздражает кожу, оставаясь по ощущениям незаметным. Важно: на время трека забудьте про х/б майки и прочие хлопчато-бумажные-прелести, ибо на тропе это ЗЛО :) Дело в том, что в то время как х/б майка сохнет несколько часов, современные синтетические разработки вообще не задерживают влагу, отводя ее от тела. Благодаря этому, вам всегда тепло, сухо, уютно и комфортно, как той попке младенца в старой теле-рекламе.

4) Треккинговые брюки. Одни легкие, "парусиновые" (можно обойтись подделкой). Вторые теплые, "дышащие", из Polartec-ткани (эти лучше брать настоящие). Их производят сотни фирм, тут дело вкуса. Кстати, эластичность - не главное. Главное, чтобы брюки дышали. В лыжном обмундировании вы очень быстро "сваритесь".

5) Плотный облегающий верх (второй слой). Надевается на майку/термо-белье. Polartec-ткань, тот же вариант, что и "брюки-от-озона". Работает как постоянная одежда на высотах выше 3000 метров. "Дышит", отводит влагу, легко сидит на теле и тянется в нужных направлениях, как ленивый кот у камина. Всем рекомендую.

6) Брюки-непромокайки (третий слой). Тонкий слой из Gore-Tex ткани. Спасают, если нужно идти через мокрый снег. Как дешевая альтенатива - непромокаемый плащ поверх тела и рюкзака.

7) Gore-Tex куртка. Вещь, которую вообще-то нужно иметь, если вы ходите в трек даже на малых высотах. Продуваемые ноги - это приемлемо, а вот продуваемый и мокрый верх - нет. Такая куртка НЕ промокает, при этом "дышит".

8) Пуховой жилет. Не знаю как вы, а я - животное комфортолюбивое :)

9) Пуховик. Незаменимая вещь для ночных съемок. Лучше брать настоящий.

10) Налобный фонарик с LED лампочками. Это как предмет личной гигиены, иметь с собой обязательно.

11) Треккинговые палки. Непременный атрибут длительных переходов. Напоминают лыжние, телескопически складываются и помещаются в рюкзак (смотря по тому, два или три звена). Позволяют разгрузить колени и перенести вес рюкзака и тела на локтевой сустав. ОЧЕНЬ помогает, особенно на спуске. Настоятельно рекомендую приобрести. Продвинутые модели выпускаются с амортизатором - это когда внутрь встроена смягчающая пружина, что положительно сказывается на локтевом суставе. Можно купить в Катманду, если у вас их еще нет.

12) Спальник. Лучше иметь с собой, прежде всего из соображений личной гигиены. На больших высотах всем выдаются ватные одеяла, но кто ими укрывался до вас - это большой вопрос. Лучше брать пуховой с температурой комфорта на -10, Как и в варианте с одеждой, если у вас нет хорошего спальника и по возвращении он вам и на фиг не сдался, в Катманду за 20-30$ можно купить флисовый аналог, который прекрасно подойдет под наши высотные нужды. Про рюкзаки и баулы поговорим чуть ниже.

Лангтанг на подъеме (3500 метров) со снегом. Как правило, на этой высоте (апрель / октябрь) снег не частый гость, а если и выпадает ночью, то за утро быстро тает.

Как мы ходим

Подъем на маршруте - это своего рода медитация. Выбрать свой темп, правильную экипировку, уметь вовремя утеплиться или наоборот, снять лишнюю одежду - все это приходит со временем. Главное - научиться себя слушать. Удобство Гималайских треков состоит в том, что основной груз можно доверить портеру (или шерпу - изначально представителю одноименной народности в окрестностях Эвереста, за последние годы ставшему именем нарицательным), в обязанности которого входит переноска ваших вещей и сопровождение группы на тропе. Шерпы не носят рюкзаки. Под программы я закупаю специальные вместительные баулы XXL размера, вмещающие по 25-30 кг груза. На время трека часть вещей мы оставляем в Катманду в Специальной Комнате под замком, потому можно лететь на программу хоть с Гигантским Розовым Чемоданом… Каждый шерп отвечает за свой баул. Кроме того, в группу включены несколько гидов (2-3, в зависимости от сложности программы и количества участников). Гид обладает следующими качествами: адекватен, говорит по-английски, знает тропу и управляет шерпами. Поскольку основное для нас - это съемка, ограничивать на тропе съемочное время и пинать группу без необходимости не имеет смысла. За годы работы у меня выработался следующий алгоритм:

Первый гид идет впереди группы, задавая темп и не позволяя особо резвым забегать вперед. Второй гид замыкает группу и подбирает отставших. Его задача - не оставить никого из участников позади себя. Таким образом, вся группа сосредоточена между двумя людьми с дубинками рациями на поясе. Кроме того, в больших группах существует дополнительный гид, который в случае необходимости может сопроводить вниз одного из участников, не нарушая работу команды… Таким образом, от участника требуется только идти и снимать. Каждый несет собственный фото-рюкзак с необходимым на дневное время набором оптики / тушек, но без фанатизма: вес не должен быть помехой в работе.

Точка ночевки на 3800 метров

Высота в 3800 уже дает о себе знать симптоматикой горной болезни, против которой существует только одно по-настоящему действенное лекарство: акклиматизация. Поднявшись на точку ночевки, мы оставляем вещи и обязательно выходим на вечерний акклиматизационный выход. Обычно подъем составляет 300-400 метров и совмещается с закатной съемкой.

Группа работает на закатной точке (3800 метров)

Как правило, акклиматизационная съемка длится до последнего пост-закатного света. Вот на спуске как раз и потребуются фонарики и палки, иначе просто не пройти.

Про ночные съемки я писал не раз, а кроме того, рассказываю о методике на всевозможных классах. Этот кадр я тоже выставлял пару лет назад… Независимо от того, работаем ли мы в новолуние или полнолуние, у нас всегда есть шанс отснять интересный ночной материал. Главное, чтобы облака полностью не затянули небо. В этом главный элемент везения…

Ночной Лангтанг (3800 метров)