Руководитель: С.Мирошкин, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Памиро-Алаю в июле 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4. Техническое описание маршрута.

Категория сложности перевалов и вершин, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются из “Перечня высокогорных перевалов”. Если не указано иное, все понятия "левый" и "правый" даны в орографическом смысле. Приведенное время везде указано местное. Везде, где не оговорено особо, километраж приведен с учетом горного коэффициента 1,2.

Высоты, приведенные в отчете, даны по GPS. Времена приведены общие (с учетом всех привалов и без обеда), и чистые (ЧХВ) – без учета времени привалов, обедов.

Картографический материал приведен в конце отчета, вместе со списком точек. На фотографиях красным цветом показан путь движения группы, синим цветом – альтернативный (рекомендательный) путь движения, белым – другие надписи, стрелочки.

Перевал Тахоб (н/к, 2215).

Категория трудности н/к

Высота 2215 м по карте (2203 м по GPS)

Характер осыпной

Номер в классификаторе нет

Расположен в южном отроге Гиссарского хребта, севернее вершины 2284 м неподалеку от курорта Ходжа-Обигарм. Соединяет правый приток р. Варзоб и левый приток р. Гурка.

Прохождение: 8 июля 2012 года. Описание даётся от курорта Ходжа-Обигарм.

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки (ледоруб).

Погода во время прохождения: 8 июля солнечная погода, жарко.

Рано утром нас завезли к курорту Ходжа-Обигарм. Мы перепаковали вещи и, неспешно позавтракав на лавочках около санатория, прошли шлагбаум и двинулись вверх по узкой долине правого притока р. Варзоб. Дорога поднимается, петляя небольшими участками, левым бортом долины высоко над каньоном. Проходим несколько летников, кое-где видны огородики и пчелиные пасеки. Много людей, которые заняты всевозможными делами. Дорога проезжаема только на джипах. Поднявшись в верховья долины, дорога переходит, разветвляется перед небольшим пупырем. Мы идем по хорошо набитой тропе уходящей влево, она кажется короче. Тропа чуть приспустившись, разветвляется на множество мелких коровьих тропинок. Оптимально перед пупырем уходить направо и придерживаться дороги, а далее идти по мощной тропе [Фото 1.2]. Выйдя на тропу, мы доходим до перевала Тахоб. Подъем на перевал со стороны курорта не представляет собой никакой сложности, крутизна тропы перевального взлёта 15-20 градусов. В 08:15 мы на перевале. Перевал представляет собой узкую седловину шириной 5-7 м. Сделав общую фотографию [Фото 1.3] мы начинаем спуск. Спуск с перевала идет по хорошо набитой тропе, петляющей по склону. Крутизна склона в верховьях перевала достигает 25 градусов. Поскольку есть вероятность спустить камни, то надеваем каски и спускаемся плотной группой. По отдельным участкам тропы приходиться буквально сползать, придерживаясь руками о склон. Постепенно склон выполаживается, появляются отдельно стоящие деревья. Тропа выводит к ручью. Спуск группы с перевала занимает 15 минут. Отдохнув немного у ручья, мы, найдя подходящие камешки для брода, переходим его. От ручья, поднимаемся на частично залитую водой дорогу, идём по ней. Дорога переваливает хребет севернее, возможно движение по ней удобнее, но путь получается явно длиннее. Видно, что в летнее время она активно используется. Дорога уходит к домикам стоящих на слиянии ручья и р. Гурка. С дороги уходим на хорошо набитую тропу и продолжаем подниматься по долине [Фото 1.4].

Подъём от курорта Ходжа-Обигарм 2 часа 40 минут ОХВ

2 часа ЧХВ

Подъём на перевал с хорошо набитой тропы 1 час 05 минут ОХВ

40 минут ЧХВ

Спуск с перевала до ручья 15 минут ЧХВ

______________________________________________________________________________

Итого: 3 часа 35 минут ОХВ

2 часа 55 минут ЧХВ.

Выводы: перевал Тахоб несомненно является некатегорийным. Западная сторона (у нас на спуск) является более сложной и требует внимательности при спуске по круто уходящей вниз тропе. Движение с перевала необходимо начинать плотной группой в касках с треккинговыми палками либо с ледорубом.

Фото 1.1 Вид на курорт Ходжа-Обигарм.

Фото 1.2 Путь движения группы на пер. Тахоб.

Фото 1.3 Традиционное фотография группы на пер. Тахоб.

Фото 1.4 Долина в верховье р. Гурка.

Перевал Лучобский (Сакт-Бур) (н/к, 2600).

Категория трудности н/к

Высота 2600 м

Характер травянистый

Номер в классификаторе 3.23

Расположен в южном отроге Гиссарского хребта, севернее вершины 2694 м. Соединяет правый приток р. Гурка и руч. Лючоб.

Прохождение: 8-10 июля 2012 года. Впадения правого притока ручья р. Гурка и руч. Лючоб

Необходимое снаряжение: треккинговые палки, гамаши.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно, жарко.

Продолжаем подниматься по мощной тропе, вдоль р. Гурка, плавно переходящую в накатанную дорогу. Жарко, иногда попадаются отдельно стоящие кусты арчи. Бродим левый приток р. Гурка, выше него стоит грузовой ЗИЛ, и местные жители, что-то собирают в траве, видимо какой-то кустарник. Далее, двигаясь по дороге, бродим основную реку: кто в кроссовках, кто в ботинках. Брод не представляет сложности, проходится по ровному дну, по которому пролегает дорога. Поднявшись немного выше и отойдя от дороги, располагаемся лагерем около глубокого оврага [MH 08.07]. Поскольку времени всего половина одиннадцатого и очень жарко, ставим тент и отдыхаем, любуясь природой. Одной из идей и прерогативой похода были легкие рюкзаки, поэтому ещё в Москве приняли решение нести меньше топлива (бензина) и готовить на дровах и мусоре. Поэтому часть народа идёт за дровами и часть занимается личными делами. Высота пусть и небольшая (2260 м), но уже чувствуется.

К сожалению, несмотря на то, что до похода все участники были предупреждены о повышенном риске заболеть инфекционными заболеваниями, ребята отнеслись к этому легкомысленно, купались, пили воду из ручьев. В итоге утром следующего дня в группе заболевают три человека. Симптомы болезни похожи на отравление – рвота, высокая температура, слабость. Пройдя от места ночевки небольшое расстояние, принимаем решение устраивать днёвку и лечиться [Фото 2.1][ MH 09.07]. Замечаем, что выше вчерашнего лагеря расположена летовка с пастухами и скотом [Фото 2.2 и 2.3]. Выводы делаем – больше пить сырую воду не стоит.

На следующий день ранний подъем, быстрый завтрак, оценка состояния больных участников. Выходим из лагеря в 06:20. На перевал поднимаемся по пастушьим тропам. Идём по самой натоптанной тропе, сначала правым берегом ручья, а затем переходим на левый . Постепенно склон выполаживается. Оставляем ручей справа по ходу движения. На перевал выходим в 07:01. Перевал представляет собой широкую седловину, покрытую травой. Естественно никакого тура нет, зато есть мобильная связь. Спуск с перевала пологий, пастушья тропа идет по стелящемуся ковру из колючек, высота которых просто поражает. Рекомендуется идти в штанах и майке с длинными рукавами. Идём правым траверсом склона, стараясь не сбрасывать высоту. Жарко, отдыхаем в редких кустах арчи [Фото 2.4]. Подсекаем мощную тропу и по ней с пересечением пологих холмов уходим к разв. Гофильабад [Фото 2.5]. Развалины представляют собой несколько жилых летников, около которых пасется стадо коров. Воспользовавшись фотографиями и описанием Завьялова С. за апрель 2012 г, переходим ручей у развалин, движимся на запад по крутому склону, который постепенно выполаживается. Альтернативный путь движения на данном участке, лежит от развалин по левому берегу ручья, с бродом его на разливе в низовье. К следующему ручью спуск представляет собой крутой склон до 30 градусов, тропы идут зигзагами во всех направлениях. Выбираем наиболее пологий участок спуска, спускаемся, используя треккинговые палки.

Подъём от р.Гурка к перевальному взлету 2 часа 30 минут ОХВ

Спуск к левому притоку руч. Лючоб 30 минут ЧХВ

Итого: 4 часа 35 минут ОХВ

4 часа 05 минут ЧХВ

Выводы: перевал Лучобский несомненно является некатегорийным. Западная сторона перевала (у нас на спуск) является более сложной. Попадаются участки склона, требующие элементарной гимнастической страховки. Колючки на спуске приносят ряд болезненных трудностей.

Фото 2.1 Место второй ночевки, недалеко пер. Лучобский.

Фото 2.2 Долина р. Гурка, вид из лагеря на восток.

Фото 2.3 Неподалёку пер. Лучобский.

Фото 2.4 Верховья р. Лючоб, вид на запад.

Фото 2.5 Развалины Гофильабад.

Перевал Кайнар (1А, 2800).

Высота 3300 м по классификатору

2800 м по GPS

Характер травянисто-осыпной

Номер в классификаторе 3.15

Расположен в южном отроге Гиссарского хребта. Соединяет правый р. Лючоб и руч. Ханака.

Прохождение: 10-11 июля 2012 года. Описание даётся от притока руч. Лючоб [т. BROD]

Необходимое снаряжение: треккинговые палки, каска, гамаши.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно, жарко.

Спускаемся с крутого склона к правому притоку руч. Лючоб и выбираем место брода. Часть участников переобувается и бродит ручей в кроссовках, часть в горных ботинках. Перейдя поток ручья, идём до следующего, более мощного притока. Достаточно долго ищем место брода, поток мощный. Находим место, где ручей разделяется островком на два русла. Двойкой и двумя тройками переправляемся на островок, а затем уже на целевой берег. Поскольку дно неровное, то мы принимаем решение переходить ручей в горных ботинках. Сразу чувствуется разница, появляется уверенность при ходьбе по подводным камням. Время 09:46. Вдалеке около разв. Курук стадо коров.

Еще на подходе к разв. Гофильабад определяем путь движения на пер. Кайнар [Фото 3.1]по имеющимся у нас топографическим картам и хребтовкам, на которых обозначена тропа идущая на перевал от разв. Курук, но мы еще на подходе к бродам [BROD] решаем подниматься по хорошо набитой тропе вдоль р.Кашкобулак.

Пройдя около двухсот метров левым берегом реки, обнаруживаем ручей бьющей из склона. Очень жарко, поэтому, несмотря на недавнее инфекционное отравление, пьем сырую воду. Тропа очень быстро заканчивается, а путь вдоль реки не нравится своими крутыми склонами, траверсировать которые нет никакого желания. Поэтому переходим р. Кашкобулак на другой (правый) берег и поднимаемся к перевалу, стараясь подсечь основную, обозначенную на карте тропу. Склон крутизной достигает 20 градусов, вода есть, но очень мало и только в начале подъема. Вытянутый высокий склон обходим по наименьшему пути сопротивления, то есть слева по ходу движения. Группа движется медленно, третий день похода. Видимо, наступает акклиматизация. На вытянутом уходящем к перевалу склоне расположен летник, справа от него пасётся стадо. От летника в сторону перевала уходит натоптанная тропа, идем по ней до ложбинки, разрезающей этот небольшой хребет. На обед встаем в 13:25. Группа уже устала и растянулась, помогаем донести девушкам рюкзаки. Воды нет, взяв гермомешки, идём за ней к слиянию ручьев р. Кашкобулак. Спуск к реке по каменному склону крутизной до 25 град, ещё раз убеждаемся в правильности выбора пути подъема на перевал.

С обеда выходим в 16:25, принимаем решение сегодня идти перевал. Через 25 минут хода пересекаем родник [PODNIK] по небольшой ложбине. Спуск и затем подъем к нему проходит небольшим траверсом склона по хорошо набитой тропе. После родника идём вдоль ручья по малозаметной тропе [Фото 3.2]. За 30 минут доходим под перевальный взлёт. Цирк перевала представляет собой разлив ручья с ровными местами под палатки [Фото 3.3]. На перевал поднимаемся всё по той же малозаметной тропе траверсом на небольшой отрог и по нему выходим на седловину. Перевал представляет собой широкую седловину заросшую травой. Мест под палатки много, но нет воды. Множественные следы схода весенних лавин с окружающих склонов. В 18:00 делаем традиционную фотографию на перевале [Фото 3.4]. Оценив, что наиболее пологий склон справа, надеваем каски и начинаем спуск с перевала по круто (еле заметной) уходящей вниз тропе. Крутизна склона достигает 30 градусов, движемся плотной группой. Земля очень твердая, есть вероятность соскользнуть вниз, поэтому самостраховка треккинговыми палками, либо ледорубом. Переходим первый ручей, встаем на ночевку. Склон крутизной 5-7 градусов. Очищаем от колючек места под палатки, а за водой идём к чистейшему ручью.

Выход на следующий день (11 июля) в 06:25. Спускаемся по той же стороне уходящей вниз долины руч. Кайнар [Фото 3.5]. Надеваем каски, спускаемся плотной группой, самостраховка на склоне только при помощи ледорубов. Стараемся идти по козьим тропкам. Тропы старые, видимо здесь не пасут стадо уже несколько лет. Есть небольшие следы сошедших селей. Склон крутизной до 20 градусов, спуск и подъем при пересечении ручья до 30 градусов. Примерно через 1 час ОХВ каньон сужается, траверс склона становится нелогичным и труднопроходимым, спускаемся по притоку к ручью Кайнар [SPUSK][Фото 3.6]. Далее идём по руслу вниз, то левым берегом, то правым. Местами попадаются снежно-ледовые пробки, сошедших весной лавин [Фото 3.7, 3.8]. Под некоторыми можно пролезть, но мы не рискуем и перелазаем их по правому борту расширяющейся долины [Фото 3.9]. Здесь внизу есть сухие дрова, но поскольку время всего 08:45 и обедать рано, начинаем подъем по р. Ханака к одноименному перевалу.

Брод многочисленных ручьев Лючоб 1 часа 10 минут ОХВ

1 час 40 минут ЧХВ

Итого: 9 часов 50 минут ОХВ

5 часа 40 минут ЧХВ

Выводы: перевал Кайнар – явная 1А, позволяющая за один день перейти из долины р. Лючоб в долину р. Ханака. Западная сторона (у нас на спуск) является более сложной. Прохождение каньона требует личной технической подготовки, попадаются участки склона, требующие элементарной гимнастической страховки. При прохождении не рекомендуется в качестве первой 1А.

Фото 3.1 Долина р.Кашкобулак.

Фото 3.2 Путь подъема на пер. Кайнар с востока.

Фото 3.3 Путь подъема на пер. Кайнар, вид на восток.

Фото 3.4 Группа на пер.Кайнар (1А).

Фото 3.5 Спуск с пер.Кайнар, вид на запад.

Фото 3.6 Спуск по каньону руч. Кайнар.

Фото 3.7 Спуск по каньону руч. Кайнар, снежная пробка

Фото 3.8 Спуск по каньону руч.Кайнар, снежная пробка.

Фото 3.9 Долина ручья Кайнар.

Перевал Ханака (1А, 3650).

Высота 3650 м по классификатору

3840 по GPS

Характер осыпной по классификатору

снежно-осыпной по факту

Номер в классификаторе 3.38

Расположен в южном отроге Гиссарского хребта, южнее в.4170. Соединяет правый руч. Ханака и р. Кадамташ.

Прохождение: 11-12 юля 2012 года. Описание даётся от впадения руч.Кайнар

Необходимое снаряжение: каски, системы, спусковые устройства, веревки основные (3Х50м), петли, ледорубы.

Погода во время прохождения: ясно, солнечно, жарко.

Поворачиваем по разливу, не доходя до впадения руч. Кайнар в р. Ханака, поднимаемся по левому берегу долины вверх по реке. Идём по хорошо заметной тропе. После пересечения ручья стекающего с г.Сурх-Кух, отдыхаем в тени большого кустарника, множество следов пасущегося стада. Со временем долина сужается, тропа выходит с разлива реки на склон [PRIVAL 17][Фото 4.1]. Местами приходится перелезать через небольшие завалы из больших валунов. Впереди идущий участник спугнул две гадюки, пригревшихся на камне. Стоит проявить осторожность при ходьбе по тропе. Больше за поход змей мы не видели.

После сужения долины начали попадаться снежно-ледовые пробки, по которым можно перейти на другую сторону р. Ханака [Фото 4.2]. Примерно в 11:10 выходим на длинную ледовую пробку. Пройдя немного по ней, встаем на обед у правого по ходу движения берега реки [Фото 4.3]. На снежнике много мусора и камней. Видно, что он не тает даже за летние месяцы. Легко набираем дрова для костра, воду берем из стекающего с правого склона ручейка.

С обеда выходим в 15:45. Сегодняшняя цель подняться в верховья разлива р. Ханака. Проходим немного по пробке и выходим на тропу, идущую левым берегом [KOH LED PROBKI]. Вскоре нам встречается ровная площадка. Здесь ,видимо, одно из летних пастбищ. Далеко впереди большое стадо овец. Поскольку нам нужно перебраться на правый берег долины, а брод Ханаки не представляется возможным из-за мощного течения, то идем до очередного снежно-ледового моста. Выбираем место перехода [PEREXOD] ,которое находим по следам овец. Выставив наблюдателей, переходим мост в касках по-одному с расстегнутыми поясами у рюкзаков [Фото 4.4]. Вероятность провалиться минимальна, под ногами твёрдый лед, а шум мощного ручья вообще не слышен. Перейдя на левый берег, идем по малозаметной тропе 150 метров, а затем переходим ещё один мощный ручей, так же по снежному мосту. Отдохнув немного идем дальше по траве к верховью р. Ханака[Фото 4.5]. На ночевку встаем в 18:00.

На следующий день встаем рано, чтобы до жары пройти больше. Выходим из лагеря в 05:40. Поднимаемся по пастушьей тропе, плавно забирая на запад. Поскольку описаний найдено не было, путь движения выбираем уже по месту. Примерно через 1 час ОХВ выходим на альпийские площадки. По пути попадаются заросшие стоянки, видимо, когда-то здесь был базовый лагерь [Фото 4.6]. Дальнейший наш путь небольшим траверсом выпуклого холмика к ручью, с целью выйти на отмеченную на карте тропу. Тропы нет, поэтому поднимаемся вдоль ручья. Характер склона: травянистый с частичным выходом скал. Склон крутизной до 25 град, местами заболочен. Участок подъема тяжелый. Рекомендуется подниматься правее выхода скал – альтернативный путь показан, синим цветом [Фото 4.7]. В 08:30 выходим на локальный снежник, солнце высоко, снег раскис, поэтому идется тяжело. Кошки одевать нет необходимости. Слева обходим полузамерзшее озеро. Открывается замечательный вид на наш перевал, пер. Ханака Зап. и п.Липского, пер.Инструктор не виден [Фото 4.8].

Перевальный взлёт представляет собой снежный склон, крутизной 20-25 градусов. Поднимаемся плотной группой, в касках, кто с ледорубом, кто с треккинговыми палками. Первый, насколько возможно, рубит ступени. На перевал поднимаемся в 10:10. Нам открывается замечательный вид на п. Мечта (Ходжалокан) [Фото 4.9]. Перевал представляет собой узкую седловину, на которой при желании можно выкопать площадки под палатки. Тур мы не нашли. Он, видимо, под снегом. А свой тур складывать не стали. Съедаем традиционную шоколадку, надеваем обвязки, кошки и готовим веревки. Делаем перевальную фотографию [Фото 4.10]. Склон крутизной до 30-35 градусов, снег немного раскис. Точки на ледорубах, одна веревка на спуск. Для оптимизации времени одновременно спускаются по два участника, по параллельным веревкам. Остальные готовятся к спуску или стоят на ледорубах [Фото 4.11]. Далее спуск на личной технике, в три такта и прусским шагом [Фото 4.12]. Последний участник делает ледорубный крест, спускается по одной веревке, а второй верёвкой сдёргивает точку. Дальнейший спуск осуществляется прямо по ходу движения в направлении вытянутого моренного вала. Моренный вал пересекаем по вытянутой диагонали, уйдя в его широкий кулуар правого борта. Перейдя кулуар на другую (правую) сторону движемся по курумнику в сторону р. Кадамташ [Фото 4.13]. Путь спуска выбираем по снегу чтобы не снимать кошки. По кулуару течет основной приток ручья с пер. Ханака. Постепенно курумник переходит в снежно-осыпной склон, по которому “разбегаются” множества троп. Выбираем наиболее подходящую тропу и, спустившись по ней в 12:15, доходим до р. Кадамташ. Полуднёвка.

Располагаемся на луковой поляне, есть следы давно заросших стоянок [Фото 4.14].

Подъём по р.Ханака до места обеда [OBED 11.07] 2 часа 30 минут ОХВ

1 час 25 минут ЧХВ

Итого: 10 часов 55 минут ОХВ

8 часов 50 минут ЧХВ

Выводы: перевал Ханака представляет собой неклассическую 1А. При прохождении которой в июле, от группы требуется снежно-ледовая подготовка. Перевал позволяет довольно просто попасть из малопосещаемой долины р. Ханака в долину р. Кадамташ.

Фото 4.1 Подъем по правому берегу р. Ханака.

Фото 4.2 Ледовая пробка на р. Ханака.

Фото 4.3 Обед на снежно-ледовой пробке, на р. Ханака.

Фото 4.4 Переход через р. Ханака по снежно-ледовой пробке.

Фото 4.5 Подъем вдоль ручья левым бортом долины р. Ханака.

Фото 4.6 Подъем на пер. Ханака, вид на восток.

Фото 4.7 Вдалеке впереди район перевала Ханака.

Фото 4.8 Путь подъема на пер. Ханака с востока

Фото 4.9 Спуск с пер. Ханака, вид на запад.

Фото 4.10 Традиционная фотография, группа на пер. Ханака.

Фото 4.11 Одна веревка на спуск с пер. Ханака (1А).

Фото 4.12 Спуск с пер. Ханака на три такта, крутизна склона 20-25°.

Фото 4.13 Перевал Ханака, вид с запада.

Фото 4.14 Стоянка у р. Кадамташ, вид пер. Ханака.

Перевал Озерный (1Б, 4100).

Категория трудности 1Б

Высота 3700 м по классификатору

4110 по GPS

Характер снежно-осыпной

снежно-осыпной по факту

Ориентация юг-север

Номер в классификаторе 1.21

Расположен в Гиссарском хребте, западнее в. Звёздочка (4600м) Соединяет р. Кадамташ и р. Сафедоб

Прохождение: 13-14 июля 2012 года. Описание даётся от впадения ручья стекающего с пер. Ханака в р. Кадамташ. С перевала снята записка группы туристов г. Москвы (т/к «МГУ») от 12.07.12 (15 человек, 2 к.с., руководитель Маслов А.С., м/к №11/3-202). Предыдущая записка не обнаружена.

Погода во время прохождения: утром солнечно, с обеда появляются облака.

Ещё с пер. Ханака заметили водопад на пути подъема на пер. Озерный. Озадачившись этим, звоним в Москву с просьбой разрешить идти пер. Ангишт (1Б), если путь подъема сильно усложнится.

Ранний подъем в 05:00 без завтрака. Собираемся бродить р. Кадамташ. Но, увы, уровень воды только вырос. Разведка вверх по течению не нашла оптимального места брода. Примерно через 200 метров от впадения ручья, русло реки сужается.

Спокойно пьем чай и идём вверх по реке в поисках снежного моста. Выход со стоянки в 06:15. Через 500 метров пересекаем вброд ручей. Далее долина немного расширяется, река местами разбивается на несколько потоков. Но, поскольку, течение всё ещё сильное, то поднимаемся примерно ещё на 1 километр по долине до снежного моста [PEREXOD2]. Организуем разнесенную страховку с исходного берега, каждую веревку страхуют по 2 человека. Первый участник переходит снежный мост без рюкзака. Далее организует сопровождение с рук с целевого берега. Переправа занимает около 15 минут [Фото 5.1].

Чтобы не терять высоту, идём траверсом С-В склона г. Мечта. Примерно через десять минут залазаем в курумник, он тянется до самой воды. Переход занимает около 20 минут. Далее траверс по склону крутизной до 25 градусов [Фото 4.9]. Характер склона травянисто-осыпной, в основном идём по исчезающим тропкам, попадающиеся скальные выходы обходим снизу. Примерно около 09:00, на очередном привале к нам подходит пастух, общаемся на русском. Пересекаем очередной, небольшой курумник и через полчаса выходим к ручью, стекающему с напугавшего нас водопада [Фото 5.2]. Вчерашние опасения были лишними, водопад расположен в правой части склона, высота примерно 10 метров. Имея на руках только один отчет клуба туристов Черемушкинского района от июля 1976г,выбираем путь подъема по сухому руслу ручья [Фото 5.3]. Подход под сухое русло занимает 20 минут. После привала начинаем подъем по правой стороне, крутизна склона достигает 35°, идти тяжело, местами склон заболочен [Фото 5.4]. Подъем (примерно в 10:40 после пару привалов) заканчивается выполаживанием, озеро не видно, следует идти вправо к большим камням. На обед встаем в 11:00 [Фото 5.5]. Примерно через час появляются облака.

С обеда выходим в 15:00 [Фото 5.6]. Примерно через 300 метров останавливаемся и одеваем кошки, снег раскисший, антиподлипы почти не помогают. Поднимаемся по центральному моренному валу. Поскольку тяжело идти по такому снегу, останавливаемся и снимаем кошки, далее поднимаемся по камням. После очередного привала, через 20 минут подъема, пересекаем кулуар между центральным и боковым правым моренным валом. Одеваем кошки, первый участник делает ступени, остальные цепочкой за ним, самостраховка ледорубом. Выходим на правый моренный вал, поднимаемся на его плоскую часть, поросшую редкой травой. Ставим палатки под огромным камнем, в небольшом моренном кармашке – отличное место ночевки, время 18:25 [Фото 5.7].

Подъем дежурных в 05:30. Выход через 1.5 часа. Поднявшись из моренного кармашка, обходим по гребешку морены и далее по леднику большие ледниковые мульды. Выходим в цирк пер. Озерный. Перевальный взлет представляет собой плоский открытый ледник крутизной до 20°. Подъем на него осуществляем правым бортом. Во-первых, солнышко уже высоко и греет, а во-вторых, слева проступает неявная зона трещин. В 08:50 группа на перевале [Фото 5.10]. Перевал представляет собой узкий гребень, на котором при желании можно сделать площадки под палатки [Фото 5.11]. Воды на перевале нет. Надеваем страховые системы и кошки. Спуск с перевала представляет собой полверевки вниз по снежному склону, крутизной до 35 градусов. Для скорейшего спуска группы вешаем две веревки параллельно, ближе к правому выходу скал. Ещё левее видны следы спускавшейся группы Маслова А.С. [Фото 5.12]. Поскольку снег рыхлый, “плохой”, то на ледорубных точках стоят участники. Ледорубный крест с последующим сдёргиванием вешать не решились. Последний участник, спускает рюкзак на веревке. А сам, применяя личную технику, осторожно спускается вниз, под скальным выступом и далее по снежнику.

На снежнике связываемся и идём вниз по закрытому леднику Белой Пирамиды. Трещины обходим справа по ходу движения. Через 800 метров начинается резкий спуск с ледника в долину р. Сафедоб, вдоль отрога западной вершины Белой Пирамиды. Крутизна склона достигает 30°, двигаемся в связках, используя технику «прусский шаг». Ледник заканчивается каменной россыпью местами засыпанной снегом [Фото 5.14]. Выйдя на широкий разлив ручьев, снимаем обвязки[PRIVAL33]. Отдохаем положенные 10 минут, входим в мореный завал, а поскольку никаких туров и тропинок нет, то движемся придерживаясь правого борта завала. Спуск с морены достаточно крутой (до 20°), поэтому уходим в её правый кулуар, который забит снегом и глиссером спускаемся к началу альпийского луга [NACHALO MORENI]. Пройдя немного, встаем на обед. Дальнейший спуск по р. Сафедоб по правому борту долины. Попадаются тропы. Выбрааем наиболее удобную тропу, идем по ней и примерно через 1.5 часа ОХВ, долина реки расширяется. Попадаются первые кусты арчи. Обходим справа полуразрушенные летники и ,пересекая пологие холмики, выходим к берегу р. Хазормеч. Спустившись к реке, поднимаемся по ней в поисках места ночевки. Проходим полуразрушенный мост и ,примерно через 50 метров, встаем на ночевку на ровной поляне [Фото 5.15]. Вода в реке мутная. Недалеко, примерно в 20 метрах, выше по течению находим оборудованный родник.

Подход от места ночевки под сухое русло ручья 3 часа 15 минут ОХВ

1 час 30 минут ЧХВ

Итого: 15 часов 25 минут ОХВ

11 часов 20 минут ЧХВ

Вывод: перевал Озерныйпредставляет собой классическую снежно-ледовую 1Б. Северная сторона является определяющей. Перевал позволяет за один день попасть из долины р. Кадамташ в долину на лед. Сафед с последующем восхождением на вершину Белая Пирамида.

Фото 5.1 Переправа по снежному мосту через р. Кадамташ.

Фото 5.2 Водопад на пути подъема к озеру под пер. Озёрный.

Фото 5.3 Начало подъема к озеру, слева водопад.

Фото 5.4 Подъем по сухому руслу ручья.

Фото 5.5 Обед у озера, неподалеку пер. Озерный.

Фото 5.6 Впереди вдалеке пер. Озерный, путь подъема.

Фото 5.7 Место ночевки под огромным камнем.

Фото 5.8 Впереди пер. Озерный, подъем с юга.

Фото 5.9 Группа на леднике под пер. Озерный.

Фото 5.10 Группа на перевале Озерный, вид на запад.

Фото 5.11 Седловина перевала Озерный, смотрим спуск.

Фото 5.12 Спуск с перевала Озёрный, красным – спуск последнего участника.

Фото 5.13 Ледник Белой Пирамиды.

Фото 5.14 Долина реки Обисафед, вид на юг.

Фото 5.15 Ночевка около реки Хазормеч.

Перевал Анпешуд (1А, 3875)

Высота 3875 м

Характер травянисто-осыпной

Ориентация север-юг

Номер в классификаторе нет

Расположен в северном отроге Гиссарского хребта (горы Хазормеч), между вершиной Хазормеч и вершиной 3990. Соединяет долины рек Хазормеч и Искандердарья.

Прохождение: 15 июля 2012 года. Описание даётся от ночевки [МН 14.07] на реке Хазормеч до поселка Диджик. На перевале записки не найдено. Тур сложили свой.

Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки (ледоруб).

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

Ранний завтрак и выход в 06:00. Зная, что с водой из-за верхних пастбищ могут быть проблемы, набираем её по максимуму. Используем описание из отчета Зеленцовой Е.В. за 2011г., поднимаемся вверх по реке Хазормеч около 500 м. Здесь находим крепкий мост из разного рода строительного материала, в том числе металлических кусков вертолёта [Фото 6.1]. Перейдя реку, продолжаем подниматься, идя вдоль склона. Увлекшись занятием выбора наиболее набитой тропы вдоль, проходим достаточно большое расстояние (около 500 м). Понимаем, что искать тропу дальше бесполезно. Делаем привал и высылаем вперед разведку. Тропа обнаруживается выше нас в переплетенных кустах арчи. Сначала по ней забираем немного на восток, но постепенно она поворачивает и через 500-600м выходит к кошу. Кош жилой, многолюден, стоит пара палаток, в которых живут пастухи. Останавливаемся и уточняем, что , да, вот эта тропа наверх ведёт к перевалу Анпешуд. Пересекаем ручеек и идём дальше по тропе на поперечный боковой хребет в.3967. На хребте делаем привал (время 07:40) и фотографируем вчерашний путь по долине реки Обисафед [Фото 6.2]. Перевалив хребет, спускаемся вниз по траверсирующей тропе метров на 15-20, и продолжая идти по ней попадаем на скальные выступы, которые обходим снизу. Попытка идти через них без потери высоты неудачная, поскольку склон местами достигает крутизны в 35° [Фото 6.3]. Пройдя скальный выход, поднимаемся по склону на основную натоптанную тропу и по ней доходим до ручья, стекающего со склона горы Хазормеч. Переходим заболоченную низину, выходим на перевальный склон. По левой стороне ручья образованного у самого перевала видна натоптанная тропа, но нам она не нравится. Поэтому, переходим ручей, начинаем подъем по правому склону. Подъем по травянисто-осыпному склону не представляет трудности, а крутизна достигает 25° [Фото 6.4]. На перевал выходим в 10:20 [Фото 6.5]. Погода солнечная, но вдалеке начинают появляться облачка. Тур не нашли, и у выхода скал сложили свой [Фото 6.6].

Спуск с перевала по неявной тропинке, забирающей вправо. Идём плотной группой по слежавшейся осыпи крутизной до 20°. Сбросив 100 м по высоте, тропинка переходит на левый берег ручья [Фото 6.7]. Ручей местами засыпан остатками снежных выносов весенних лавин. Тропа выводит на локальное выполаживание долины. Переходим на правый берег и ,по осыпному гребню, серпантиновой змейкой, спускаемся вниз до следующего выполаживания. Здесь тропа опять уходит на левый берег ручья. Постепенно по хорошо набитой тропе забираем влево. Поднимаемся на небольшой хребтик и вдалеке видим оз. Искандеркуль [Фото 6.9]. Немного приспустившись, встаем на обед в 12:00. Место выбрано несовсем удачно, множество троп и протекающий мимо мутный ручеёк со склонов в.3990. Есть сотовая связь.

С обеда выходим в 15:00. Троп множество, спускаемся, стараясь подсечь наиболее натоптанную тропинку. Впереди замечаем большой жилой кош [Фото 6.10]. Проходя мимо, вежливо угощаем детишек конфетками, и тактично отказываемся попробовать айрана. Спрашиваем у жителей коша, где основная тропа и идем дальше. После коша зигзагообразный спуск по хорошо набитой тропе, которая выводит к большой, продолговатой поляне. Навстречу попадаются местные жители. Тропа выводит на склон правого борта долины реки Искандердарья. Местами выходит на скальные сбросы, по которым надо идти осторожнее. Кое-где дабы защитить тропу (основной путь в верхний кош) арык обсыпан камнями и землёй. Первоначально, по графику, ночевка планировалась в урочище Пештих, юго-западнее в.2335. Но созвонившись с Холмахмадой по поводу нашей заброски, напрашиваемся к нему на ужин и ночевку.

После выхода тропы к ур.Пештих ищем тропу вниз к дороге, но к сожалению её нет (не нашла её и Зеленцова Е.В. в 2011г), поэтому у восточного конца вытянутой лощины, находим небольшую тропинку спускающуюся к дороге. По ней за час по лугам, спускаемся к осыпному склону, и далее по тропинке выходим к автомобильному мосту через р. Искандердарья. Затем переход по асфальту к дальнему концу кишлака Диджик, у которого нас ждут сопровождающие мальчишки. Заброска лежит в Верхнем Диджике, к нему поднимаемся по тропинкам, через посёлок. После чего был великолепный ужин, ночевка и завтрак [Фото 6.11].

Подъём от места ночевки до под перевального ручейка 2 часа 40 минут ОХВ

1 час 35 минут ЧХВ

Подъем на перевал от ручейка 1 час 40 минут ОХВ

Спуск с перевала до коша(не учитывая время на обед) 1 час 40 минут ОХВ

Спуск от коша до пос. Диджик 3 часа 10 минут ОХВ

2 часа 20 минут ЧХВ

Итого: 9 часов 9 минут ОХВ

9 часов 25 минут ЧХВ

Выводы: перевал Анпешед не представляет никакой сложности и без сомнения является 1А. Позволяет за один день попасть из долины р. Хазормеч в долину р.Искандердарья. Рекомендуется в качестве прохождения первой 1А

Фото 6.1 Мост через реку Хазормеч, вид на север.

Фото 6.2 Долина реки Обисафед.

Фото 6.3 Подъем на перевал Анпешуд.

Фото 6.4 Подъем на перевал Анпешуд, после пересечения ручья.

Фото 6.5 Групповое фото на перевале Анпешуд.

Фото 6.6 Группа на южной седловине перевала Анпешуд.

Фото 6.7 Начало спуска с перевала Анпешуд в долину р. Искандердарья.

Фото 6.8 Спуск с перевала Анпешуд, выполаживание долины

Фото 6.9 Вдалеке озеро Искандеркуль, вид на север.

Фото 6.10 Верхний кош под перевалом Анпешуд.

Фото 6.11 Завтрак в кишлаке Верхний Диджик.

Перевал Нарвад (Норват) (1А, 3610)

Высота 3370 м по классификатору

3610 по GPS

Характер осыпной

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе 62

Расположен в южном отроге Фанских гор. Соединяет долины рек Нарвад и Серима.

Прохождение: 16-17 июля 2012 года. Описание даётся от кишлака Верхний Диджик до реки Серима. С перевала снята записка группы туристов г. Москвы (т/к «МГУ») от 16.07.12 (15 человек, 2 к.с., руководитель Маслов А.С., м/к №11/3-202). Предыдущая записка не обнаружена.

Необходимое снаряжение: Каска, трекинговые палки (ледоруб).

Погода во время прохождения: ясно, солнечно.

После торжественного приема у местных жителей, для которых мы были не меньшей экзотикой, чем они для нас, возвращаемся к туристской повседневности. Распределяем заброску, пересчитываем продукты и в 12:20 выходим из кишлака Верхний Диджик. Провожатые показывают нам дорогу-тропу, идущую траверсом левого борта долины реки Искандердарья. Через 20 минут выходим к уступу склона, с которого прекрасно просматривается вчерашний путь [Фото 7.1]. Подъем по тропе несложный, крутизна доходит до 15 °. После поворота тропы на север, долина сужается, и мы постепенно входим в район реки Нарват. Около воды, на ровных площадках расположены и огороженные огороды. Чуть выше встаем в тени кустарников на обед. Жарко, за водой приходится спускаться к реке по небольшой тропке. С обеда выходим в 16:15. Долина приобретает каньонообразный вид, тропа красиво вьется среди огромных валунов [Фото 7.2].Через 40 минут выходим к мосту через реку. От моста наверх уходит еле заметная тропа, затем сворачивая направо, траверсирует пологие травяные холмы до самого перевала Нарвад. Имея на руках свежее описание из отчета Зеленцовой Е.В. за 2011г, проходим кош и видим ещё один мост и уходящую вверх тропу. От коша за 20 минут поднимаемся к слиянию впадению крупного руч. Ганза. На левом берегу склон крутой. Разведка сообщила, что впереди долина сужается, и мест для стоянки нет. Находим узкое место между двумя валунами, двое перепрыгивают налегке, и мы передаем рюкзаки по цепочке через реку. Бродить под вечер не решаемся, течение сильное, разлива ручья нет. На ночевку встаем уже по темноте. Склон травянистый, покатый. Не без труда находим ровные места под палатки.

На следующий день выход им в 07:10. Подъем вдоль ручья по травянистому некрутому склону с камнями. Чуть выше небольшого уступа, вода уходит под камни, местами идём по руслу ручья [Фото 7.3]. Подходим под скальные выступы, уходим от них направо по склону с выходом на не растаявший снежник. Понять, где именно перевал, непросто. Проходим снежник и подходим под перевальный взлет, не придумываем ничего лучше, как лезть на перевальный гребень в наименее крутом месте.

Перевал выражен неявно, поэтому мы, сначала поднимаемся по лощине, а затем травянистому склону крутизной до 35° [Фото 7.4]. На перевал от места ночевки поднимаемся 4 часа. Есть сотовая связь. Тур расположен в 50 м на север [Фото 7.5]. Сделав традиционную обще-групповую фотографию на перевале [Фото 7.6], начинаем спуск. Спуск с перевала проходит сначала по серпантинной пастушьей тропе, крутизной около 20°, а далее мы уходим, правея по ходу, обходя скальные выходы [Фото 7.7]. Тропа теряется, приходится спускаться по каменным россыпям вниз. Пересекаем по средним камням цирк, неподалеку от р. Серима встаем на ночевку. Вода в реке мутная, но у берегов есть бьющие из-под земли роднички. Устраиваем полудневку, спим. Собираем дрова на вечерний костер. Выше по р.Серима пасётся огромное стадо овец, вечером подходит пастух и от него узнаем, что сюда стадо попадает через пер.Анзак.

Расчет ходового времени:

Подъём от киш. Верхний Диджик до впадения руч.Ганза в р.Нарвад 3 часа 15 минут ОХВ

2 часа 25 минут ЧХВ Подъём на перевал от места ночевки 4 часа 0 минут ОХВ

3 часа 20 минут ЧХВ

Спуск с перевала до р. Серима 1 час 20 минут ОХВ

Итого: 8 часов 35 минут ОХВ

6 часов 55 минут ОХВ

Выводы: перевал Нарвад является травянисто-осыпной 1А. Подъем и спуск с перевала не представляют никаких сложностей. Подъем на перевал (с восточной стороне) возможен по тропе перед верхним кошем. Перевал позволяет просто и быстро попасть из долины р. Искандердарья, в долину р. Серима.

Фото 7.1 Правый борт долины, спуск к реке Искандердарья.

Фото 7.2 Подъем по тропе по реке Нарват.

Фото 7.3 Подход под перевал Нарвад вдоль русла ручья.

Фото 7.4 Район перевала Нарвад, вид с востока.

Фото 7.5 Перевал Нарвад, вид север

Фото 7.6 Групповая фотография на перевале Нарвад (1А).

Фото 7.7 Спуск с перевала Нарвад, вид на долину р.Серима

Перевал Биоб (1А, 4255)

Высота 4150 м по классификатору

4240м по GPS

Характер снежно-осыпной

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе 13

Расположен в южном отроге Фанских гор, южнее пика Красных зорь. Соединяет долины рек Серима и Биоб (Хавзак).

Прохождение: 18-19 июля 2012 года. Описание даётся от реки Серима до правого склона долины р.Биоб. С перевала снята записка группы туристов г. Москвы (т/к «МГУ») от 17.07.12 (15 человек, 2 к.с., руководитель Маслов А.С., м/к №11/3-202). Предыдущая записка группы туристов г. Москвы (т/к «МГУ») от 08.08.2011 (руководитель Зеленцова Е.В.).

Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки, ледорубы,

Погода во время прохождения: 18 июля с утра ясно и солнечно, после 12 часов переменная облачность, в обед туман, град, дождь 19 июля ясно, солнечно.

Ранний подъем и выход из лагеря. Воспользовавшись отчетом Зеленцовой Е.В. за 2011г, подъем начинаем вдоль правого притока р. Серима, расположенного южнее основного ручья [Фото 7.7]. Переправляемся по камешкам через р. Серима, выше впадения её правого притока [Фото 8.1]. Подходим к ручью и переходим на его правый берег, здесь глобально положе. Есть неявно выраженная тропка. Склон крутизной до 20°.

Однозначно идти одним бортом ручья не стоит, поэтому выбирая наиболее пологие участки подъема, переходим его на другой берег. Через час общего времени отдыхаем в тени высокого скального выступа. Далее пересекаем несколько снежников и поднимаемся на боковой гребешок (в общем, за 5 переходов). Гребешок в верхней части подъема довольно крутой (склон до 35° крутизны), осыпной склон [Фото 8.3]. Идем на разведку, и посмотрев пути спуска с гребешка, решаем идти траверсом южного хребта г.Анзалык. Крутизна склона не превышает 20°. Довольно долгий траверс выводит нас на осыпной склон, поднявшись на который находим ровные места под стоянки [Фото 8.4].

Встаем на обед в 11:20. Пока обедали, небо затянуло тучами, пошел сильный дождь, поэтому ставим тент и пережидаем непогоду [Фото 8.5]. Выходим с обеда через 1.5 часа. Дальнейший путь ведет по снежнику. И поскольку снег талый, то решаем кошки не одевать. За один переход подходим к перевальному взлёту. Перевал имеет две выраженные седловины – южную и северную, разделенную выходом скал. Южная седловина более простая, крутизной до 30 °, крутизна склона северной седловине верхней её части может доходить до 35-40°. Поднимаемся по едва заметной тропке (видимо путь подъема группы Маслова А.С.) по характерному черному склону. Склон состоит из мелкой сланцевой осыпи, подъем не представляет собой сложности. На перевал заходим в 14:30.

Поскольку после обеда нас “накрывал” туман и мелко-моросящий дождик, фотографий перевального взлёта сделать не удалось.

Седловина перевала представляет собой широкое осыпное поле с небольшими скальными выходами. Погода портится – идёт сильный дождь, за ним град и снег. Пережидаем сильный снегопад под тентом, немного приспускаемся на запад и встаем лагерем в пологом кармашке. Вынужденная полуднёвка на перевале [Фото 8.6].

Утро встретило нас отличной погодой. Немного подморозило, поэтому для спуска с перевала одеваем кошки, и достаем ледорубы [Фото 8.7]. Выход в 07:10. Место спуска находится правее северной седловины. Спускаемся по снежнику средней крутизны (около 30°), придерживаясь правого склона долины Биоб. Потренировавшись вчера ходить длительный траверс снежного склона, выбираем путь на перевал Сувтор, также траверсом склона [Фото 8.8]. Снег смерзся, и пока солнышко за перевалом, по теневой стороне в кошках идти приятно. На перевал Сувтор заходим в 09:10.

Подъём от р.Серима на боковой гребешок 3 часа 20 минут ОХВ

2 часа 0 минут ЧХВ Подъём под перевальный взлет 3 часа 10 минут ОХВ

2 часа 30 минут ЧХВ

Подъем на перевал 30 минут ОХВ

30 минут ЧХВ

Спуск с перевала, траверс до пер. Сувтор 1 час 30 минут ОХВ

Итого: 8 часов 30 минут ОХВ

6 часов 10 минут ОХВ

Выводы: характер склона в течение лета меняется - от снежно-осыпного, до скально-осыпного. Подъем на перевал (с востока) не представляют никаких сложности, спуск (в долину р.Биоб) более сложен и требует умения ходить в кошках. По прохождению, категория перевала может варьироваться от 1А до1Б.

Фото 8.1 Переправа через реку Серима.

Фото 8.2 Подъем вдоль правого ручья реку Серима.

Фото 8.3 Вид с бокового гребешка на спуск с перевала Нарвад.

Фото 8.4 Траверс южного хребта горы Анзалык.

Фото 8.5 Сидим под тентом, на обеде, под перевалом Биоб.

Фото 8.6 Место ночевки на перевале Биоб, вид на юго-восток.

Фото 8.7 Широкая седловина перевала Биоб.

Фото 8.8 Перевал Биоб, вид на восток.