Автор: Сергей Карпухин, Мытищи, МО
Якутия. Момские горы.
Один день из Якутского дневника. 30 сентября.
Семьдесят восьмой день экспедиции. В Момских горах.
С утра Валера объявил, что сегодня остаёмся на месте. То есть база остаётся здесь, а мы будем заниматься каждый своими делами. Кто-то искать баранов, а кто-то снимать. Не уверен, что буду снимать баранов, но местные пейзажи точно пополнят мою коллекцию. И не делать сегодня переход, в этом смысле даже выгодно. Хотя это ещё раз убеждает, что наш маршрут будет сокращён по расстоянию. Всё чаще слышу высказывания и намерения по этому поводу. Ну что же, в Момский хребет мы, по крайней мере, забрались. Не в самые его глубины, конечно, но и это хорошо. Здесь тоже люди крайне редко бывают. Раньше хотя бы оленеводы останавливались, а теперь совсем никого.
Вид от нашей стоянки.
Всё же у местных жителей – эвенов и якутов, охота в генах. Именно исходя из этого, они воспринимают окружающий мир. Даже если не собираются охотиться, часами могут высматривать баранов на склонах. И это, видимо, для них наполнено высоким смыслом. Иначе вроде и незачем сюда приходить. Каким-то непонятным чутьём находят добычу на пределе видимости. В этих краях, когда встречаешь человека в лесу, тебя сразу же спросят – что видел? И не стоит сразу же рассказывать, что видел какое-то красивое место, это всё потом, главное какую потенциальную добычу ты видел. Вот это главное, и только это имеет настоящий смысл.
Это гораздо интереснее, чем смотреть телевизор.
Вот и штатив наконец-то пригодился.
Бараньи рога остались от наших предшественников. Длинные палки на оленеводческих стоянках всегда принято оставлять после себя. Они нужны для установки палаток, чем мы и воспользовались. Здесь, где леса нет, это очень актуально.
Ниже три пейзажа снятые рядом с нашей базой:
Ниже два пейзажа, снятые со склона рядом с базой:
Верховья Матага-Эселях.
Во второй половине дня мои друзья поехали на лошадях по одному из притоков, к перевалу на Сулакан. Я тоже собирался туда пойти, но несколько раньше. Не пустили, сказали, что распугаю там всех. Имеется ввиду баранов, конечно. А, судя по многочисленным и хорошо набитым тропам по склонам, баранов здесь должно быть очень много. Вот опять непонятно, ну распугаю, они ведь вроде не на охоту едут, или я ошибаюсь. Видимо, даже просто лицезреть потенциальную добычу, действительно наполнено смыслом. Поэтому пошёл я по другому распадку, откуда поднялся довольно высоко по склонам, в результате оказался на одной из вершин. Затем постепенно стал перемещаться по гребням обратно в сторону лагеря. Так уж получилось, что к базе я подошёл почти одновременно со своими друзьями.
Ниже пейзажи, снятые из похода по верхам:
Для себя назвал морфологию Момских гор мелкоскульптурной. Много мелких и довольно однообразных элементов в рельефе.
Момский хребет, вид на восток. Вдали не горизонте заснеженная цепь гор уже за долиной Эйемю, там наивысшая точка Чубуку-Тала. Что-то около 2500.
Здесь вид на один из истоков Матага-Эселях.
Момские горы.
Здесь наглядно в правой части кадра видны бараньи тропы. Чубуку в этих горах действительно много.
Однако одного барана сегодня всё же добыли, так и планировали. Причём на соседнем склоне, ещё в первой половине дня. Охота по лицензии здесь разрешена. И сегодня у меня был кулинарный экстрим. Сырая и ещё тёплая печень барана, это ещё куда не шло. А вот сырой мозг ложкой, практически из черепушки, это уже не так просто далось. Но и это ничто по сравнению с сырым, лишь немного присоленным глазом, который пришлось высосать просто как яйцо. Ну что, приятного аппетита? Но не мог же я отказаться, когда друзья, как уважаемому гостю, предлагают отведать местный деликатес. Уж натурализоваться, так полностью. Да, именно так и принято у местных эвенов охотников, да и якуты не брезгуют. В напутствие было сказано, что теперь буду скакать по склонам как баран, чуять также хорошо как баран, и видеть также хорошо как баран. И уж точно не буду глупее, чем баран. |