Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата
Скалолазание в Иране: Дараб
За пределами Ирана про город Шираз слышали многие. Про Бандар-е Аббас знают те, кто рассматривал карту Ирана. А про город Дараб, что расположен на трассе между ними знают, только самые внимательные и любопытные. Как бы то ни было, иранским гостеприимством и заботой о путешественниках нас занесло туда. Там всё как везде в этой стране: по вечерам голосят муэдзины, по улицам ходят девушки в платках, вокруг растут апельсины и скалы. Собственно скалами нас сюда и заманили, однако только ими дело не обошлось.
В Дарабе мы жили у гостеприимной четы Джахроми. Нас «передали» им наши друзья из Исфахана. Утром первого дня нас повезли смотреть окрестности. Ну чего гулять по этой пустыне? Ан нет. Наша машина остановилась у сухого русла. Следом подъехала вторая, все выгрузились, собрались и пошли вверх по каньону.
Он называется Рахез. Нижняя часть сухая и безынтересная. Зато чуть выше показался ручей, тут-то и начались фотогеничные чаши, наполненные прозрачной водой. Первая, вторая, третья… их, согласно нашим новым друзьям, больше 60 штук. Мы дошли до четвёртой.
Чтобы попасть выше нужно было лезть по камину вдоль водопада, что в наши планы никак не входило. Посидели в тени, поели фиников (финики очень популярны в Иране) с чаем, и пошли вниз. По дороге наверх как-то не ощущалось, что тропа во многих местах буквально вырублена в скале.
Следующим аттракционом был соляной карьер. Никогда не бывал в подобных местах, поэтому россыпи кристаллов под ногами вызывали живой интерес. Первым делом, естественно, я лизнул один из них. Опыт показал, что и вправду — соль. Только пыльная. У меня есть фотография с куском серы в руке, теперь вот, есть с солью. Это я безуспешно гоняюсь за своим другом, который фотографировал необогащённый уран на своей ладони.
Замыкает тройку основных достопримечательностей хорошо сохранившийся зороастрийский храм. Тут, после исламской революции 1979 года наплевательское отношение к памятникам домусульманской эпохи. Их не разрушают (в отличие от соседнего Афганистана*), но и не реставрируют. Тем не менее храм пока не думает рассыпаться. Он построен выдолблен в холме, так что если не знать, что он там есть, его и не заметишь.
После обеда поехали таки на скалы. Город, к слову, окружён невысокими горами. Нужный нас массив ограничивает город с востока. Окраина Дараба выглядит как таджикский кишлак — те же ослики, те же каменные стены, обмазанные глиной, за которыми стоят такие же дома. На склонах пасутся козы. Платки у женщин другие, так то не большое отличие. Скальный массив впечатляет. Много больших крутых плит, есть много логичных трещин. Высота скалы около 200 метров. Но нам не туда. Наша цель подножье соседнего массива, где проложено около десятка маршрутов. Мы с Ольгой решили не затягивать с началом, так что быстро переоделись, обсудили, что хотим лезть и я пошёл. Ничего примечательного, кроме того, что непонятно, как маршрут заканчивается. Линия болтов уходит вверх, но тогда длинна маршрута получается чуть меньше 40 метров. Станцию справа я пропустил, да и все настаивали на том, чтобы я лез влево. Там странный пролёт и перегиб верёвки. Короче бестолково как-то. Ольга пролезла и всё почистила. Несмотря на сумерки мне предложили пролезть ещё один маршрут, благо оттяжки на нём уже висели. Нормальная 7а, как мне показалось. К тому времени как я спустился внизу собралась толпа — друзья и родственники «нашего» семейства. Был даже один учитель английского через которого все с нами и разговаривали. Всем интересно. Нам тоже.
Вечером поехали на скалодром. Основная часть шириной метров 5 уходит по потолку метров на 10, и боулдеринговая пристройка, шириной метров 10. Там представители местной скалолазной тусовки лазали боулдеринги. Те, что техничные, я лез наравне со всеми, иногда даже был в числе немногих добравшихся до конца. А те, где нужно было лезть по потолку или разворачиваться вокруг своей оси вися в блоке на щипке… нет уж, увольте.
Следующий день мы хотели полностью посвятить скалолазанию, о чём сообщили своим друзьям. На скалы, так на скалы.
Лазать решили слева направо. Решили и начали. Маршруты, судя по остроте зацепов и траве в трещинах, не самые популярные. Тут, как и у нас, лазанье по фанере пока более популярно, чем лазанье по скалам. В верхней части первого маршрута чуть не улетел с куском земли, налипшем на зацепе. Затем ещё и ещё. Я спускался и Зари спрашивала о категории трудности. Сначала она требовала американской, но я в ней не разбираюсь, так что пришлось довольствоваться французской. Этот день был самым продуктивным в плане лазанья за весь наш иранский трип. Мы пролезли шесть с половиной машрутов. Это я половинку не осилил. Там в каком-то месте зацепы внезапно кончились. Ну, как обычно бывает — лезешь себе лезешь, и тут бац! и всё, приплыли. Два маршрута из числа тех, что мы вылезли были новыми, и мы совершили первопрохождения. Под конец дня перебрались на противоположную стенку. Издали она кажется крутым серым монолитом. К сожалению при ближайшем рассмотрении она оказалась положе и проще, но всё же осталась весьма приятной. И да, снова приехали друзья и родственники, чтобы посмотреть на нас. Меньшим числом. Несмотря на то, что на следующий день мы запланировали уезжать, нам предложили пробить какой-нибудь маршрут. Почему нет? — подумал я, и согласился.
Весь следующий день махал молотком. Оказалось, что маршруты тут пробивают ручным пробойником. К пяти часам вечера я забил последний болт. Вымотался, но при этом был вполне доволен. Уехать, не попробовав вылезти этот маршрут было бы обидно, так что мы остались ещё на день.
Утром, после плотного завтрака снова поехали на скалы. Там нашлась пара маршрутов, которые мы не пролезли днём раньше. Решили начать с них — размяться и назвать категории. Пролезли первый, и глядя на время решили пробовать мой маршрут, чтобы потом не пытаться вылезти его в спешке. Маршрут удался! Первым делом я упал чуть выше первого шлямбура, а после висел на каждом, разбирая последовательность движений. Спустился, отдохнул и начал методично падать после второго движения. После десятка попыток, трёх вафель и двух стаканов воды, я таки разобрал, что нужно делать. Дальше тоже не просто, но всё же полегче. По ощущениям маршрут тянет на 7b. В общем доволен.
Вторая картинка со схемами маршрутов
Все описанные события происходили на фоне регулярных визитов к родственникам и друзьям, непрекращающихся обедов и дружеских улыбок.
*В афганской провинции Бамиан талибами были взорваны две статуи Будды, являвшиеся местом паломничества буддистов со всей Азии.
|